Увлекшись революционной деятельностью и все увеличивающимися знакомствами, мы положительно поглотились работой и не заметили, как наступил момент открытия воскресных школ Ждали с нетерпением дня открытия, и наконец он наступил. Конечно, мы все до одного записались в школу, которая являлась в одно и то же время и сильным культурным учреждением, и тем решетом, которое отделяло чистое зерно от примесей, и тем механизмом, который сталкивал одного субъекта с другим; здесь происходило хотя не очень большое, но довольно прочное сплетение сети знакомств. К этому же времени у нас подготовлялся к систематическим занятиям кружок, может, были и другие кружки, но я их не знал и не допытывался о них. Как только настала питерская осень, со всех сторон понаехала интеллигенция и закипела бурная умственная жизнь. Мы с Костей просто не приходили в себя от нахлынувшей со всех сторон бурной жизни. Новый знакомый, назовем его Н.1, рабочий, поселившийся за Невскою заставой, связанный с интеллигенцией, которая имела, видимо, широкий круг своих работников и потому желала и за Невской вести кружковые систематические занятия, организовал кружок. Местом для занятий послужила моя комната, как наиболее удобная, где не было посторонних лиц. Кружок составился из шести человек и седьмого лектора, и начались занятия по политической экономии, по Марксу. Лектор излагал нам эту науку словесно, без всякой тетради, часто стараясь вызывать у нас или возражения, или желание завязать спор, и тогда подзадоривал, заставляя одного доказывать другому справедливость своей точки зрения на данный вопрос. Таким образом, наши лекции носили характер очень живой, интересный, с претензией к навыку стать ораторами; этот способ занятий служил лучшим средством уяснения данного вопроса слушателями. Мы все бывали очень довольны этими лекциями и постоянно восхищались умом нашего лектора, продолжая острить между собою, что от слишком большого ума у него волосы вон лезут. Но эти лекции в то же время приучили нас к самостоятельной работе, к добыванию материалов. Мы получали от лектора листки с разработанными вопросами, которые требовали от нас внимательного знакомства и наблюдения заводской и фабричной жизни. И вот во время работы на заводе часто приходилось отправляться в другую мастерскую под разными предлогами, но на деле — за собиранием необходимых сведений посредством наблюдений, а иногда, при удобном случае, и разговоров. Мой ящик для инструмента был всегда набит разного рода записками, и я старался во время обеда незаметно переписывать количество дней и заработков в нашей мастерской. Разумеется, главным препятствием ко всякого рода собиранию сведений служило отсутствие сколько-нибудь свободного времени, но все же дело подвигалось, хотя не так полно и энергично, как следовало бы.
Воспоминания Ивана Васильевича Бабушкина, 1893—1900 гг. Л., 1925. С. 50-52
БАБУШКИН ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1873—1906) — рабочий, профессиональный революционер, большевик. В 1894 г. занимался в рабочем марксистском кружке, которым руководил В. И. Ленин. В 1895 г.— активный член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Позже принимал деятельное участие в организации марксистской газеты «Искра», один из ее агентов и корреспондентов. Неоднократно подвергался арестам, тюремному заключению и ссылке. В 1905 г. входил в состав Иркутского и Читинского комитетов РСДРП и руководил там подготовкой вооруженного восстания. В январе 1906 г. без суда и следствия был расстрелян царской карательной экспедицией на станции Слюдянка, когда с группой товарищей вез из Читы оружие для иркутских рабочих. О гибели И. В. Бабушкина стало известно лишь в 1910 г. В. И. Ленин высоко ценил Бабушкина, он назвал его «народным героем», «гордостью партии». Книга «Воспоминания» была написана И. В. Бабушкиным в 1902 г. в Лондоне.