А. Н. Винокуров ЛЕНИН И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

После Октябрьской революции нам пришлось сломать весь старый государственный аппарат, в том числе и старую медицинскую бюрократическую машину. Пришлось распустить Ученый медицинский совет. Главное управление Красного Креста, Врачебно-санитарный совет, которые после Октябрьской революции состояли из контрреволюционных элементов, проводивших под прикрытием этих учреждений подрывную работу. Необходимо было создать новые медицинские советские учреждения. Естественно, встал вопрос об объединении медицинских органов, распыленных тогда по различным наркоматам, в единый Наркомат здравоохранения.

По этому вопросу я, Барсуков и другие в ноябре 1917 года несколько раз были у Владимира Ильича. Он нам говорил:

— Не торопитесь с оформлением Наркомздрава. Сначала подготовьте кадры и низовые организации; добейтесь перелома в Пироговском обществе врачей и других врачебных организациях, изолируйте реакционную их часть, обопритесь на революционное меньшинство и на местах создайте медико-санитарные отделы с широким привлечением рабочих и крестьян.

Эти указания Владимира Ильича были выполнены. Уже в середине 1918 года лучшая часть врачей перешла на советские позиции. В июне 1918 года собрался съезд здравотделов, а несколько позже утверждено было положение о Наркомате здравоохранения.

Давая указания о направлении работы, Владимир Ильич всегда предостерегал против бюрократического подхода к делу и требовал внимательного отношения к советской общественности. Когда, например, в 1918 году только еще поднимался вопрос о выделении дела социального страхования из ведения Наркомтруда и передаче в Наркомсобес, Владимир Ильич провел в Совнаркоме постановление вынести этот вопрос на широкое обсуждение профсоюзов, Всероссийского страхового совета и Всероссийского страхового съезда. Точно так же, когда слияние Наркомсобеса с Нар-комтрудом в конце 1919 года оказалось неудачным, по инициативе Владимира Ильича предрешенный вопрос о разделении этих наркоматов был передан на обсуждение профсоюзов. Дело несколько затягивалось, и, когда я по этому поводу был у Владимира Ильича, он мне сказал:

—   Нужно терпение. Вы врач и знаете, что иногда нужно переболеть.

В бытность мою наркомом социального обеспечения в 1918— 1921 годах мне приходилось часто встречаться с Владимиром Ильичем. Доставшееся нам в наследие так называемое «государственное призрение» построено было на началах паразитизма и лицемерной филантропии. Владимир Ильич дал указание организовать это дело на началах социального обеспечения трудящихся.

Перед Советской властью встал вопрос о распространении социального обеспечения не только на рабочих, но и на часть крестьянства — на семьи красноармейцев, инвалидов войны и т. д.

Владимир Ильич придавал огромное значение этому виду социального страхования, исходя из своего учения о союзе рабочих и крестьян.

В этом отношении интересно остановиться на споре, который возник между Наркомтрудом и Наркомсобесом. Это было в конце 1919 — начале 1920 года. По мотивам сокращения советского аппарата Наркомсобес решено было слить с Наркомтрудом в один комиссариат. Мы это сделали с легким сердцем, не предвидя тех противоречий, которые вскоре возникли в недрах вновь образованного наркомата.

Владимир Ильич не раз бывал на комиссии, работавшей по упрощению советского аппарата, и всегда встречал меня добродушно-ироническими замечаниями:

—   Заключаете брак? Уживетесь ли? Не придется ли разводиться?

Очевидно, несмотря на явную целесообразность слияния двух наркоматов в целях экономии, у Владимира Ильича оставалось сомнение в долговечности этого «брака».

Дело в том, что слитый Наркомтрудсобес недостаточно обращал внимание на социальное обеспечение крестьян. Все мои протесты в коллегии Наркомтрудсобеса оставались неудовлетворенными, так как ьаша точка зрения оставалась в меньшинстве. Тогда не оставалось ничего другого, как апеллировать в ЦК партии.

Владимир Ильич сразу безоговорочно стал на нашу точку зрения и радикально разрешил вопрос, предложив «развести», снова разделить слитые комиссариаты,

Владимир Ильич вообще придавал большое значение Наркомату социального обеспечения. Во время его болезни поставлен был и положительно разрешен вопрос о ликвидации Наркомсобеса с передачей его функций соответствующим наркоматам. Возвратившийся после болезни Владимир Ильич решительно высказался за сохранение Наркомсобеса, последний был сохранен.

Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1957. Ч. 2. С. 344—346

Примечание:

1.

ВИНОКУРОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1869—1944) — член партии с 1893 г., по профессии врач. Один из руководителей страхового рабочего движения. После Октябрьской социалистической революции — первый председатель Петроградской городской думы, председатель совета врачебных коллегий, член коллегии Наркомтруда, затем нарком социального обеспечения. С 1921 г.— член Президиума ЦК помощи голодающим, с 1924 г.— председатель Верховного суда СССР. В последующие годы работал в Наркомздраве СССР. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР.

Joomla templates by a4joomla