Н. Д. Виноградов
ИЗ «ВОСПОМИНАНИЙ О МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ В МОСКВЕ»
Когда в августе работа по разборке цоколя скобелевского памятника подходила к концу, В. И. Ленин поднял вопрос, нельзя ли на этом месте поставить памятник к первой годовщине Октябрьской революции. Я предложил поставить что-нибудь временное и архитектурное, для чего использовать силы архитектурной молодежи. С этой целью пяти архитекторам: Н. А. Васильеву, Н. В. Докучаеву, А. И. Ефимову, Н. А. Всеволожскому и Д. П. Осипову было предложено составить проект памятника, на котором обязательно должен был быть помещен текст первой Советской Конституции. Перечисленные архитекторы в месячный срок составили проекты, которые были рассмотрены президиумом Моссовета. Голоса членов президиума разделились между двумя проектами, Докучаева и Оси-пова, остальные были отвергнуты: проект Всеволожского — как близкий к романовскому обелиску, что был в Александровском саду, Ефимова — как напоминающий надгробные памятники, а Васильева — как неподходящий по масштабам (он имел вид рустованной колонны и по высоте был вдвое выше существующего ныне обелиска). Тогда все проекты были перевезены в Кремль на окончательное решение В. И. Ленина, который подошел к оценке проектов прежде всего с точки зрения их реального осуществления. Владимир Ильич сначала спросил меня, на каких проектах остановился президиум. Потом задал второй вопрос: «А какой из отмеченных проектов наверняка можно построить к годовщине Октября?» Я сказал, что вернее всего осиповский, но без фигуры, которую можно будет заменить каким-либо картушем с лозунгом. На это Владимир Ильич сказал: «Вот этот и стройте».
Первоначально имелось в виду построить временный обелиск из дерева со штукатуркой. Но в процессе постройки, когда обнаружился явный саботаж строительного отдела Моссовета, обязавшегося дать плотников, решено было сделать обелиск из кирпичей, силами работавших у нас по разборке каменщиков. Бригада их взяла обязательство сделать памятник к празднику, что и было выполнено. (Памятник в своем первоначальном виде, без фигуры, был открыт 7 ноября 1918 года.) Поскольку памятник превращался в постоянный, было решено все временные украшения и текст конституции, сделанные из фанеры, перевести в твердые материалы. Статуя была заказана скульптору Н. А. Андрееву. Он сделал ее из бетона с крошкой. Памятник был открыт в своем нынешнем виде 27 июля 1919 года. Ко дню открытия памятника все здания на Советской площади были перекрашены по проектам строителей обелиска в желтый цвет с белыми деталями, а Моссовет впервые был окрашен в красный цвет с белыми деталями. Получилась очень цельная и яркая площадь.
В отношении использования старых памятников была проделана работа с обелиском в Александровском саду. По мысли товарища Ленина, были срублены имена царей и герб Москвы, и на их местах, .по проекту архитектора Н. А. Всеволожского, были вырублены имена деятелей международной революции. Бывший сверху обелиска орел был снят латышскими стрелками.
Герб Москвы на здании городской Думы (ныне Музей Ленина) был заменен барельефом работы скульптора Г. Д. Алексеева. На эту работу был проведен конкурс, участники которого все были оплачены (до 16 человек). Одновременно Алексеев на месте удаленной иконы, висевшей на торце того же здания, вылепил доску с текстом «Религия — опиум для народа», а над входом в здание сделал таблицу с текстом «Революция — вихрь, сметающий всех, ему сопротивляющихся».
Работа по второй части декрета от 14 апреля 1918 года, т. е. по постановке памятников, началась при следующих обстоятельствах. 3 августа 1918 года, сообщая Владимиру Ильичу о ходе разборки царских памятников, я был прерван его замечанием: «Ломаете вы очень хорошо, а что вами делается по сооружению новых памятников?» Я ответил Владимиру Ильичу, что мне ничего не известно о том, что это входит в мои обязанности. В. И. Ленин немедленно попросил принести мне постановление Совнаркома от 8 июля 1918 года, сам заверил выписку из постановления, касающуюся моей работы, и потребовал от меня сведений о проведении заказа на новые памятники. Для организации этого дела Владимир Ильич выдал мне следующий мандат: «Согласно постановлению Совнаркома от 8 июля с. г. за № 153 поручается тов. Н. Д. Вино-
градову вести надзор за проведением в жизнь названного постановления.
Тов. Виноградов является ответственным лицом, а потому все, кто может быть полезен в его работах и в состоянии их выполнить, обязаны исполнять его просьбы, связанные со снятием памятников царей и их слуг, а также и по вопросам, связанным с постановкой памятников революционному народу и его героям.
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин)
3/VIII 1918 г. № 2259. Совнарком
Кремль»
С этим мандатом в кармане я прямо от Владимира Ильича направился в Наркомпрос, в отдел ИЗО, к зав. отделом тов. Д. П. Штеренбергу, но его там не было, так как он кочевал вместе с тов. А. В. Луначарским, который в это время жил в Петрограде, наезжая в Москву от случая к случаю. Д. П. Штеренберга замещал художник В. Е. Татлин, который встретил меня, как говорится, в штыки. Отказавшись дать хоть какие-либо сведения о ходе заказа на памятники, он стал уверять, что их отдел аккуратно информирует товарища Ленина. Фактически, как выяснилось после, просто Татлину нечего было сказать. Вечером того же дня я пришел на собрание Союза скульпторов. Здесь я также ничего толкового не узнал. Председатель Союза, скульптор С. Т. Конёнков, обещал дать мне через несколько дней список исполнителей заказа с их адресами. Судя по напечатанному в «Утренних известиях» № 183 от 25 августа 1918 года сообщению об окончательной передаче отделом ИЗО Наркомпроса Союзу скульпторов заказа на памятники, вопрос этот развивался очень медленно. К этому времени определились и исполнители...
Искусство. 1939. № 1. С. 33—34
ВИНОГРАДОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1885—1980) — архитектор. С мая 1918 г.— помощник народного комиссара имуществ республики. Был ответственным за проведение в жизнь декрета «О памятниках республики», принятого Совнаркомом 12 апреля 1918 г. С августа этого же года работал в Московском совете по охране памятников искусства и старины, затем — в Музее русской архитектуры в Москве. Заслуженный деятель искусств РСФСР.