И. Т. СМИЛГА
В. И. ЛЕНИН И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Мне вдвойне тяжело писать в настоящее время о Владимире Ильиче. Вместе с рабочим классом всего мира переживаю невозвратимую потерю руководителя и вождя, ясному уму и железной воле которого угнетенная часть человечества обязана больше, чем кому бы то ни было после Маркса. В лице Ленина пишущий эти строки потерял учителя, вниманием и советами которого он пользовался в течение всей революции.
Соглашаясь на предложение редакции «Экономической жизни» написать заметку о руководстве Владимиром Ильичем промышленностью, заранее оговариваюсь: заметка будет отражать только ничтожную часть работы Владимира Ильича в области руководства промышленностью. Я остановлюсь вкратце только на тех моментах в развитии экономической политики советской власти в области промышленности, которые мне лично приходилось осуществлять.
В марте 1921 года, непосредственно после X съезда, мне было поручено руководство топливным делом в республике. Положение с топливом в республике тогда было чрезвычайно острое, и пришлось положить много труда для того, чтобы обеспечить нормальную работу нашего транспорта и промышленности. Для того чтобы выполнить эту работу, необходимо было создать соответствующую организацию топливного хозяйства в республике. Эта организационная форма была найдена в виде объединения производственной и планово-распределительной деятельности в одном органе — Главном управлении по топливу. Вокруг этого вопроса шла оживленная дискуссия. Большинство хозяйственников и профессионалистов высказались против организации учреждения, построенного не по производственному, а по экономическому признаку. Однако Владимир Ильич определенно пошел против течения, и Главное управление по топливу было организовано. Я думаю, что ГУТ своей работой оправдал надежды своего основателя. Историческая ценность этого эксперимента заключается в том, что еще до перехода к новой экономической политике серьезная для того времени отрасль народного хозяйства была организована по принципу потребности. Сперва выявлялся рынок и спрос, если выражаться словами настоящего времени, а потом на этой основе строились производственные программы и комбинировались различные виды топлива. Экономический кризис осенью прошлого года толкает всю нашу промышленность на путь, который три года тому назад был ясен для Владимира Ильича.
Замена продразверстки продналогом, принятая на X съезде в марте 1921 года, была поворотным пунктом от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Осуществление этого постановления происходило таким путем. Вслед за партийным съездом был принят декрет о переходе к продналогу. В мае партийная конференция, по докладу тов. Ленина, уже гораздо конкретнее формулировала стоящие пред страной новые задачи. Однако в области промышленности еще ничего практически не проводилось. Между тем благодаря надвигающемуся голоду и расстройству всего нашего хозяйственного аппарата экономическое положение страны стало резко ухудшаться. Практические выводы из постановлений майской партийной конференции напрашивались сами собой. Они были мною формулированы в виде тезисов в 20-х числах июня. Владимир Ильич просмотрел эти тезисы и внес к ним несколько редакционных поправок1. Тезисы эти были приняты единогласно президиумом Высшего совета народного хозяйства и легли в основу декрета о переводе промышленности на хозяйственный расчет. Не дожидаясь проведения этого декрета в советском порядке, Владимир Ильич предложил мне объехать основные топливные районы (Баку, Грозный и Донбасс) и перестроить там работу на новых началах. Под моим председательством была образована полномочная комиссия СТО, которая и провела ряд серьезнейших мероприятий для упорядочения работы в нефтяной и каменноугольной промышленности. Одновременно с решениями полномочной комиссии в Москве были образованы «Северолес» и «Льноправление». Новая экономическая политика начала реально проводиться в жизнь. Результаты сказались очень скоро. Топливная лихорадка и катастрофа отошли в историю. Началось быстрое оздоровление всего экономического положения страны. Работники по топливу того времени превосходно знают, что без решительной поддержки Владимиром Ильичем целого ряда начинаний топливное хозяйство республики не стало бы на прочные рельсы.
В последний раз, незадолго до своей последней болезни, Владимир Ильич твердой рукой выправил политику цен для топливной промышленности. Он решительно поддержал предложение Главного управления по топливу о переводе оплаты угля и нефти на твердое исчисление. Это было в конце 1922 года. По этому же пути вскоре пошла и вся промышленность. Благодаря выпуску банкноты этот процесс для остальных отраслей промышленности проходил гораздо менее безболезненно, чем для топлива.
Владимир Ильич ушел с работы в то время, когда задачи производства материальных ценностей в основном были уже решены. На очереди стояли вопросы цен, калькуляции, отчетности, себестоимости. Моя последняя беседа с тов. Лениным в ноябре 1922 года2 касалась именно этих вопросов. Владимир Ильич тогда возлагал большие надежды на банкноту и в своих надеждах не ошибся. При помощи червонца промышленность произвела огромную работу по рационализации своей калькуляционной и торговой работы. Задачи эти не решены, но подход к их решению найден.
Заканчивая заметку, снова возвращаюсь к сказанному вначале. Богатство и многогранность указаний тов. Ленина не могут быть исчерпаны в газетной заметке. Еще долгое время идейное наследство Ленина будет ярким светом освещать самые различные стороны нашей работы.
У великой могилы. М., 1924. С. 152—153
Примечания:
1. Владимир Ильич ознакомился с тезисами в период с 6 по 10 июля 1921 г. Ред
2. Беседа состоялась 19 ноября 1922 г.
СМИЛГА ИВАР ТЕНИСОВИЧ (1892—1938) — партийный и военный деятель, член партии с 1907 г. Партийную работу вел в Москве и Петрограде. После Февральской революции 1917 г. входил в состав Кронштадтского комитета РСДРП (б), был председателем областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии. После Октябрьской социалистической революции — уполномоченный СНК РСФСР в Финляндии, член Реввоенсовета Республики. В 1921—1923 гг.— заместитель председателя ВСНХ и начальник Главного управления по топливу. С 1923 г.— заместитель председателя Госплана СССР. В 1927 г. исключен из партии; в 1930 г.— восстановлен. С 1927 г. работал председателем Дальбанка. С 1930 г.— заместитель начальника Мобилизационного управления ВСНХ СССР. Был необоснованно репрессирован. Реабилитирован посмертно.