Н. П. ГОРБУНОВ

КАК ЛЕНИН ПОМОГАЛ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ

Владимир Ильич много внимания уделял изобретателям. Он всегда находил время для бесед с отдельными изобретателями и детального ознакомления с их изобретениями. Больше того, он часто лично следил за тем, как то или иное изобретение пробивало себе дорогу в жизни, заботился об устранении всяких препятствий на его пути, помогал изобретателям, создавал благоприятную обстановку для работы, окружая их своей личной заботой. Теперь, когда рабочее изобретательство приобрело массовый размах, когда тысячи изобретений, порой чрезвычайно ценных, улучшают наше производство, когда из среды изобретателей выделились выдающиеся люди, поднявшие своими изобретениями производительность труда, когда наша молодежь миллионной массой хлынула в вузы, когда сильной молодой порослью стала подниматься наша советская техническая интеллигенция, когда лозунг «овладения техникой», охватив десятки миллионов людей, стал гигантской силой,— только теперь во всей полноте можно оценить значение того внимания, которое Владимир Ильич уделял изобретательскому делу.

Владимир Ильич лелеял и любовно холил ростки будущего. Его взорам открыты были те величайшие перспективы социалистического строительства, свидетелями и участниками которого являемся мы в настоящее время.

Наибольший интерес у него вызывали изобретения, которые могли иметь непосредственное применение на практике и могли так или иначе совершенствовать, развивать нашу технику и по-новому ее вооружать. Знакомясь с такими изобретениями, он сейчас же предпринимал практические шаги к немедленному их осуществлению, давал поручения, писал свои знаменитые записки, лично следил за их выполнением, настойчиво добивался не только проверки изобретения, но и широкого использования его, преодолевая при этом часто косность и рутину.

Ленин подходил к изобретателям не всегда только с точки зрения важности их изобретения. Он проявлял интерес и к изобретателю-крестьянину, прошедшему громадный путь из Сибири и приносившему в Совнарком сделанный из дерева и шнурочков перпетуум мобиле, и к физику-самоучке, которому казалось, что он опроверг основные законы Кеплера, и в особенности к рабочим-изобретателям, предлагавшим те или иные практические усовершенствования.

Наши официальные органы, которые ведали тогда делами изобретательства, недооценивали рабочее изобретательство. Они не понимали того большого движения, которое проявлялось тогда еще маленькими, порой незаметными струйками. Комитет по делам изобретений центром тяжести своей работы считал определение новизны изобретения и уделял только формальное внимание вопросам рабочего изобретательства. Все крупнейшие изобретения того времени пробили себе дорогу помимо Комитета по делам изобретений и главным образом благодаря непосредственной помощи Владимира Ильича.

Я прекрасно помню ряд бесед и встреч Владимира Ильича с отдельными изобретателями. Он глубоко вникал в существо отдельных важнейших изобретений. Помню, например, с каким громадным вниманием и интересом отнесся Владимир Ильич к изобретению Владимира Ивановича Бекаури, который демонстрировал два своих изобретения: управление на расстоянии при помощи звуковых сигналов и несгораемый шкаф остроумнейшей конструкции, гарантирующей от взломов. Замечательная простота, с которой была разрешена сложная техническая задача, и изящное выполнение технической идеи буквально очаровывали. Совершенно ясно было, что перед нами крупный изобретатель и исключительно талантливый конструктор. Для В. И. Бекаури была создана подходящая обстановка для работы, и в результате под его руководством выросло большое изобретательско-конструкторское учреждение, которое в настоящее время играет немаловажную роль в нашей технике.

Помню громадное внимание и интерес Владимира Ильича к Гидроторфу. Он придавал настолько большое значение этому делу, что взял руководство им в свои руки. Страна испытывала топливный кризис. Во время гражданской войны нам часто грозила опасность оказаться отрезанными от угольных и нефтяных бассейнов. Изобретение гидравлического способа добычи торфа в громадной степени повышает производительность труда, облегчает этот труд, обеспечивает возможность добычи дополнительных ресурсов топлива. Конечно, это было исключительно важным и большим делом. Владимир Ильич входил в его тонкости. Заботился о том, чтобы изобретателям были предоставлены все необходимые технические средства для осуществления их идей, чтобы вокруг изобретения была поставлена надлежащая пропаганда и создана общественная атмосфера сочувствия, требовал, чтобы была создана специальная кинолента для ознакомления рабочих с Гидроторфом. Много раз он придирчиво проверял исполнение своих распоряжений и указаний и в конце концов в условиях, когда страна только что начала выходить из разрухи, в условиях, когда с бесконечным трудом приходилось создавать ту или иную деталь для новых машин, условиях, когда мы были еще технически чрезвычайно отсталыми, добился того, что дело Гидроторфа пошло и были одержаны первые блестящие победы советской техники, которые приводили иностранных специалистов в изумление.

Помню, как при ближайшем участии Владимира Ильича зарождалось у нас радио. К радиовещанию, которое тогда было еще новинкой во всем мире, у Владимира Ильича были также повышенные требования, каким не могла удовлетворить в то время даже и американская техника. Он уже тогда ставил вопрос о радиосвязи столицы СССР со столицами всего мира. Вот, например, записка, в которой он конкретно, практически ставит вопрос о мощных громкоговорителях, о которых тогда еще очень мало знали,

«т. Горбунов!

Я читаю сегодня в газетах, что в Казани испытан (и дал прекрасные результаты) рупор, усиливающий телефон и говорящий толпе.

Проверьте через Острякова. Если верно, надо поставить в Москве и Питере, и, кстати, проверьте всю их работу.

Пусть дадут мне краткий письменный отчет:

1)    календарная программа их работы;

2)    то же — говорящей телефонной станции на 2000 верст в Москве.

Когда будет готова.

3)    То же — приемники. Число изготовляемых.

4)    То же — рупоры.

Привет!

Ленин».

Ленин мечтал о радиосвязи каждого сельсовета с окружным и губернским центрами. Это тогда еще было труднодоступной задачей для нашей техники. Владимир Ильич оказывал поддержку целому ряду изобретателей.

Основное внимание и главное значение в технике Владимир Ильич придавал, конечно, электрификации. Его гениальный лозунг «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация», воспринятый и оформленный VIII съездом Советов в виде генерального плана электрификации СССР, получает в настоящую эпоху великих социалистических работ свое воплощение. Днепрострой, Чирчик-строй, грандиозные работы Большой Волги и Ангары, десятки первоклассных крупнейших электрических станций по всему нашему Союзу — вот реальное воплощение этого лозунга. Но электрификацию Владимир Ильич понимает шире. Электрификация — это база, которая обеспечивает наиболее высокое развитие техники...

К лозунгу электрификации Владимир Ильич подходил также через изобретателя. Всем известно его письмо, написанное в дореволюционный период, по поводу предложения английского ученого Рамсея о подземной газификации угля, в котором Владимир Ильич связывает ее с электрификацией и указывает, что техника в период империализма перерастает форму общественных отношений 3.

Ленин широко ставит вопрос об изучении природных богатств и производительных сил страны. Он придает колоссальное значение вопросам химизации. Достаточно вспомнить, сколько внимания он уделял вопросу Карабугаза, который до сих пор не освоен нашим хозяйством.

Не меньшее значение он придавал изобретательству в деле сельского хозяйства. Сколько участия и личного интереса проявлял, например, Владимир Ильич к работе селекционера Мичурина! Он не только изучал достижения Мичурина, он интересовался и работами американских селекционеров. Он настаивал на массовом ввозе в нашу страну улучшенных семян из Америки и ставил вопрос о создании крупного научного учреждения, которое бы занялось вопросами улучшения сельского хозяйства...

В области науки и техники Владимир Ильич лучше, чем кто-либо из людей на земном шаре, видел, какое значение для человечества имеют завоевания творческого гения.

Изобретатель. 1934. Январь. № 1. С. 8—9


ГОРБУНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ (1892—1938) — государственный деятель, один из организаторов советской науки, академик Академии наук СССР. Член партии с 1917 г. С ноября 1917 г.— секретарь Совнаркома и личный секретарь Ленина. В 1918—1919 гг.— заведующий научно-техническим отделом ВСНХ. В 1919—1920 гг.— на политработе в Красной Армии, член РВС 13-й и 14-й армий. С декабря 1920 г. был назначен управляющим делами СНК РСФСР, с 1922 г.— управделами СНК СССР. Член Госплана. В 1923—1929 гг.— ректор МВТУ, один из организаторов Сельскохозяйственной академии им. В. И. Ленина. Был необоснованно репрессирован. Реабилитирован посмертно и восстановлен в партии.

Joomla templates by a4joomla