П. П. Смирнов 

Владимир Ильич Ленин на празднике электрификации в деревне Кашино 14 ноября 1920 г.

 

Деревня Кашино. 1920 г. Источник: Музей истории Мосэнерго. http://www.mosenergo-museum.ru/

Ильич на празднике электрификации

Это было 14 ноября 1920 года. Волоколамский уезд по своему положению является крестьянским уездом. Правда, в некоторых волостях развито кустарное производство, но в большинстве свободные руки из деревни всегда уходили в города - Москву, Петербург и другие, поддерживая лишь письменную связь с деревней и помогая ей материально.

Так было до революции.

После же революции 1917 года мы наблюдаем в деревнях Волоколамского уезда большой сдвиг.  Во-первых, крестьяне стали стремиться к улучшению своего сельского хозяйства, а с другой стороны — новое строительство их также захватило и мы видим по уезду, как одно крестьянское общество за другим начинает втягиваться в строительство электрических станций на местах. Здесь нужно отметить, что Волоколамский уезд — это один из первых уездов, который начал проводить электрификацию. В одной из волостей, Яропольской, по инициативе местных работников, еще с 1917 года был заложен фундамент постройки гидростанции, а в данное время эта гидростанция освещает уже более 16 крупных сел. Той же Яропольской волости дер. Кашино так/129/же задумала построить у себя электрическую станцию для двух деревень.

За месяц до открытия станции граждане дер. Кашино обратились с письмо к Владимиру Ильичу Ленину и просили его приехать на их торжество и посмотреть станцию.

Я, будучи членом Волоколамского укома, получил задание поехать представителем на 14 ноября в дер. Кашино.

Только по приезде туда я впервые узнал, что они еще месяц тому назад послали письмо Владимиру Ильичу, но большой надежды на приезд никто не возлагал: все сомневались, что Владимир Ильич приедет в деревню.

Так, собравшись в одной крестьянской избе, мы беседовали в ожидании начала открытия.
Было около двух часов дня. Вдруг слышим на улице шум и крики ребятишек, что едет московский автомобиль.

Выходим на улицу и видим — действительно, к дому подходит большая крытая машина и из нее выходят тов. Ленин, Н. К. Крупская, тов. Беленький и сопровождающий их красноармеец волоколамского комиссариата. Мы все растерялись при виде Владимира Ильича. Тем временем со всей деревни начал сбегаться народ. Попросили Владимира Ильича в избу, он вошел и начал со всеми здороваться за руки и, как сейчас помню,  отрекомендовывался всем: «Владимир Ульянов».

С Владимира Ильича хотели снять пальто, но он никому этого не разрешил, а разделся сам и сел за стол. Тут крестьяне стали спрашивать Владимира Ильича, не замерз ли он в пути и не хочет ли покушать; выявляя в полной мере российское госте/130/приимство, угощали его пирогами и говорили, что таких в Москве сейчас нет. Владимир Ильич отвечал, что он сыт и ничего не хочет, в дороге не замерз. Один из присутствующих, председатель сельхозартели Родионов, предложил Владимиру Ильичу стакан деревенской браги. Владимир Ильич с улыбкой спросил: — А не хмельное? — И когда ему ответили, что нет, он взял стакан и глотка два выпил.

По пути в дер. Кашино Владимир Ильич проезжал через гор. Волоколамск (это в шести верстах от Кашина). Там на площади милиционер остановил машину и спросил, кто едет. Владимир Ильич ответил, что он председатель Совнаркома, и спросил, как проехать в дер.Кашино. Милиционер ему указал; в это же время как раз невдалеке стоял красноармеец Семенов. Он подошел к машине, и Владимир Ильич спросил у него, не знает ли он дорогу в деревню Кашино, и когда тот ответил, что знает, Владимир Ильич попросил его доехать с ними до Кашина, заверив, что на обратном пути они опять завезут его в Волоколамск.

Они поехали. Семенов этой встречи никак не ожидал, и она произвела на него колоссальное  впечатление. Долгое время уже после отъезда Владимира Ильича он все еще находился под впечатлением этой встречи. Семенов как то не мог себе представить, что Владимир Ильич будет о нем помнить, и был очень удивлен, когда Владимир Ильич на обратном пути захватил его и действительно довез до Волоколамска.

Сидя за столом, Владимир Ильич все время разговаривал с присутствующими крестьянами, в частности с председателем сельхозартели, интере/131/совался, кем он был раньше. В. И. спрашивал, когда лучше работать: тогда или теперь, и все время доказывал, что артельным путем работать лучше.

Председатель артели в свою очередь жаловался, что нет материалов, не из чего работать, деньги ничего не стоят.

Говорил Владимир Ильич и с другими крестьянами, спрашивал, как живут, лучше ли им после революции, чем занимаются.

В Волоколамском уезде раньше занимались льноводством, крестьяне указывали, что слишком дешев лен, маслобойки не работают, отпадает охота сеять.

Они рассказали ему, что маслобойные заводы национализированы, но так как они очень небольшие, то в ход их не пускают, и крестьянам приходится обращаться на сторону. Они просили, чтобы эти заводы денационализировать.

Владимир Ильич обещал на этот вопрос обратить внимание.

Затрагивался больной вопрос о продразверстке. Крестьяне говорили, что совершенно отпадает охота заниматься сельским хозяйством, они могут засевать только для себя, излишки же приготовлять им совершенно не интересно, — боятся и не хотят, и просили изменить и облегчить их положение.

Перед ним тут ряд больных крестьянских вопросов поднимали, говорили о войне, о международном положении, о голоде, недостатке товаров и т. д. Владимир Ильич отвечал, что все эти трудности будут изжиты, после окончания гражданской войны промышленность будет налажена, и тогда наступит облегчение./132/

Остановлюсь на том, что творилось в избе. Народу набралось полно.

Каждому хотелось поближе подойти к Владимиру Ильичу, что-нибудь спросить. На все вопросы Ильич всем отвечал и как-то обаятельно действовал на всю массу, все окружающие были в таком настроении от этой встречи, что даже вот и выразить трудно.

Владимир Ильич и сам задавал вопросы представителям уездной власти о местных делах. Меня лично, когда я находился около него, он спросил:

— Вы военный?

 Я ответил, что я — уездный военный комиссар. Спросил, каково положение в уезде с дезертирством. Я ему ответил, и он меня больше ни о чем не спрашивал.

Владимир Ильич торопился  обратно в Москву и просил не задерживать его, а попросил собрать митинг на площади, где обещал выступить с речью по текущему моменту. Он должен был уехать в Москву, так как в 9 часов в Совнаркоме было назначено заседание.

Незадолго до митинга пришел фотограф и предложил Владимиру Ильичу сняться с крестьянами, он согласился и все старался усаживать около себя ребятишек. Столько их появилось тогда, а взрослые все старались их отпихивать, но Владимир Ильич просил детей не отпихивать, и всех их посадил около себя. Он гладил их по головкам, трогал за личики. Ребятишки были  в восторге от него.

К съемке на площади собрались не только кашинские крестьяне, но из соседних деревень.

Был ноябрь месяц, было уже холодно: снег,/133/заморозки. Владимир Ильич вошел на трибуну, снял шапку и начал говорить. Говорил минут 15 — 20, остановился на внутреннем положении, говорил о международном положении, и здесь же он указывал, что война скоро будет закончена, и наше положение улучшится. Как сейчас помню, он поздравил крестьян с победой над Врангелем. Он сказал: — Я вас, товарищи, поздравляю с первой крупной победой над бароном Врангелем. Крестьяне ему аплодировали. Окончив речь, Владимир Ильич  отправился в дом, где на просьбы крестьян закусить, отказался.

На торжестве присутствовал начальник милиции Яропольской волости Пещериков, который усиленно просил Владимира Ильича поехать в село Ярополец. Несмотря на то, что Владимир Ильич все время отказывался, так как не имел больше времени, но Пещериков все-таки уговорил Владимира Ильича, и в конечном результате он согласился поехать минут на пятнадцать в Ярополец (в 8 верстах от Кашина). Тотчас же Пещериков послал туда машину оповестить граждан о приезде тов. Ленина. Там по получении этого сообщения, ударили в набатную пожарную доску. Когда крестьяне начали собираться и спрашивать, в чем дело, им говорили, что сейчас приедет Владимир Ильич, и некоторые из них сейчас же послали ребятишек в ближайшие деревни оповестить.

К приезду Владимира Ильича около Народного дома уже сгруппировалось крестьян человек 200 — 300. Никто не верил, что Владимир Ильич действительно приедет, и говорили начальнику милиции:/134/

— Ты с ума сошел, что ли?

Тем не менее, стало уже темно, когда вдали показались огни автомобиля. Автомобиль приближался, вышел Владимир Ильич, все его приветствовали и пошли с ним в театр.

Всех желающих театр не мог вместить, и многие остались на улице.

Владимир Ильич кратко остановился на международном положении, а по окончании митинга просил не задерживать его, так как поздно, и ему нужно ехать в Москву.

На этом собрании выступил известный в районе кооператор Додогорский, бывший эс-эр, из крестьян, очень умный, сейчас работает в Волоколамском обществе потребителей, член президиума Волоколамского исполкома. Он указывал на нужды крестьян, Владимир Ильич предложил ему заехать к нему в Москву, и действительно Додогорский у него несколько раз бывал по делам электрификации.

Владимир Ильич окончил и вышел, сопровождаемый приветствиями и криками «ура». Сел на машину и уехал, а толпа долго не расходилась под впечатлением его посещения. Только что уехал Владимир Ильич, стали прибегать из других деревень крестьяне, но было уже поздно. Крестьяне были очень огорчены, что не застали его, но делать нечего.

Крестьяне говорили, что вот Владимир Ильич приехал в деревню, не постеснялся, не побрезговал нами и узнал наши нужды. — Это действительно наш защитник, — говорили крестьяне. — Зачем только вот он ездит без охраны, могут на него напасть, убить его. . . и т. д.

По дороге из Яропольца Владимир Ильич в Кашине уже не останавливался, а прямо проехал в/135/Москву, не остановился и в Волоколамске, только завез на обратном пути красноармейца Семенова, как обещал.

Впечатление у крестьян осталось колоссальное, они и до сих пор не могут забыть этого посещения. Я вот сам житель Волоколамского уезда и не раз слышал от крестьян, что они главное довольны тем, что Владимир Ильич не забыл того обещания, которое он им дал на митинге, — помочь в их нуждах. К нему ездили ходоки из Кашина, ездил Додогорский, и в особенности много помог Владимир Ильич Яропольской гидростанции. Он, кажется, высылал туда инженера, давал мотор, в полной мере содействовал новым начинаниям.

На нас, партийных и советских работников, приезд Владимира Ильича произвёл также громадное впечатление. Мы никогда не могли себе представить, что он приедет, никто об этом не думал. Его приезд оставил неизгладимое впечатление среди крестьян, что по их приглашению в мороз, в ноябре месяце, Владимир Ильич приехал к ним на праздник.

В честь его приезда крестьяне открыли в Кашине Народный дом имени Ленина, то же самое и в Яропольце.

П. П. Смирнов 
Записала и обработала Е. Попова.
Сб. „Простое в великом" („Московский Рабочий", 1929)./136/

Источник: Об Ильиче. Рабселькоровские заметки и воспоминания. Сборник под ред. О.А. Лидака. Л. Соцэкгиз, 1934. С. 129-136

P.S. К сожалению, в настоящий момент упоминаемый в сборнике «Об Ильиче. Рабселькоровские заметки и воспоминания» источник с воспоминаниями П. П. Смирнова отсутствует в сети интернет в электронном виде. Исходя из приводимого ниже содержания, публикуемые в нем воспоминания являются весьма интересными. 

Простое в великом. Сборник рассказов об Ильиче. Стенографически записала и обработала Е. Попова. М. — Л., «Московский рабочий», 1929. 140 с.

Сборник составлен из кратких воспоминаний о Владимире Ильиче крестьян, рабочих и лиц, работавших с ним. Воспоминания относятся к 1918 — 1923 гг.

Сборник содержит следующие воспоминания:

Крестьяне и рабочие об Ильиче.
Шульгин В. А. На крестьянском собрании, стр. 15-22.
Смирнов П. П. Ильич на празднике электрификации, стр. 23-32.
Пещериков И. И. На несколько минут, стр. 33-40.
Феофанов Ф. В. Как я снимал Ильича с крестьянами, стр. 41-52.
Владимиров Т. и Глазов В. А. Говорят, какой-то Ленин, стр. 53-57.
Волков. Ходоки, стр. 57-59.
Чувикин. Совсем не похож на важного человека, стр. 60-62.
Бычков Н. и Вольнов В. Ленин приехал, стр. 63-65.
Гагатов В. С, Козлов П. А., Шандаров М. И. и Хромов И. А. В деревне Моденове, Верейской волости, Можайского уезда, Московской губернии, стр. 66-72.
Калугин. Из слухов со стороны, стр. 73-74.
Волков. И взрослые, и дети, стр. 75-82.

Вблизи Ильича.
Гиль С. К. С Ильичом на машине, стр. 85-98.
Сысоева А. М. В семье Ульяновых, стр. 99-104.
Борисов И. Товарищ Ленин на субботнике, стр. 105-109.
Габалин Р. несколько фактов и встреч, стр. 110-113.
Хабаров И. Н. В комнате у Ильича, стр. 114-116.
Панков. В Кремле и в совхозе, стр. 117-121.
Николаева П. В. Вот так Ленин! стр. 122-123.
Из случайных встреч с Ильичем, стр. 124-126.
Урасов Вл. Из Венгрии к Ленину, стр.127-128.
Рязанцев Ф. Ф. на охоте, стр. 129-134.
Халевская Ф. Л. В лесной школе и в Сокольниках, стр. 135-140.

 

https://yroslav1985.livejournal.com/201665.html

Joomla templates by a4joomla