Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 9

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


387

ПЛАНЫ СТАТЬИ «КРЕСТЬЯНСТВО И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ»130

1

Крестьянство и социал-демократия.

Теория марксизма и программа социал-демократии

1. Аграрный вопрос в западноевропейской социал-демократии. Давид etc.

{2. » » в России: и старые народники и либералы и социалисты-революционеры. Практическое значение при реформах.

3. Крупное и мелкое производство.

Auhagen
Klawki
etc. Выводы относительно содержания работника, скота, земли.

Дания (Давид).

4. Кооперации. Давид etc. Французские реакционеры:

Рокиньи

Гольц

Бухенбергер.

5. Особенности России.

Вместе с крестьянской буржуазией против помещиков.

»  » городским пролетариатом против крестьянской буржуазии.


388 В. И. ЛЕНИН

6. Значение социал-демократической агитации среди крестьян, особенно в эпоху политического оживления. Развитие самосознания крестьян, демократической и социал-демократической мысли.

2

1. Теория марксизма (а) о положении, эволюции и роли крестьянства — и (β) программа социал-демократии. Тесно связаны.

2. Актуальность крестьянского вопроса. Аграрные программы социал-демократических партий: французской (мелкобуржуазный характер. Критика Энгельса131), немецкой (1895. Бреславль, оппортунистическое и революционное крыло), русской... (Критики. «Давид.»). (Булгаков)...

3. Русская аграрная программа социал-демократов особенно отличает их от народников и социалистов-революционеров.

4. Основы теории марксизма относительно крестьянства (ср. «Развитие капитализма»цитаты из Маркса). (1) роль крупного производства; (2) мелкобуржуазность крестьянина; (3) его прошлое (—) и будущее (+). Добавить К. Каутский. «Социальная революция».

5. Крупное и мелкое производство в земледелии...

Stumpfe. Сушон.

Из M. S.*: Hecht, Auhagen, Klawki, Baden, Германская статистика...

6. Вывод: значительность содержания работника, скота, земли.

7. Добавить: Huschke, Haggard, Baudrillart, Lecouteux, Прусскую анкету, Баварскую и Гессенскую анкеты, Hubach.

8. Задолженность. Статистика прусская.

_________

* — Manuscript'a — рукописи. Ред.


ПЛАНЫ СТАТЬИ «КРЕСТЬЯНСТВО И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ» 389

9. Кооперации. Общая постановка вопроса.

Рокиньи, Гольц, Бухенбергер, Haggard.

Статистические данные: немецкие и русские (общественная аренда). Дания .

10. Выводы относительно Запада.

11. Особенности России... На 2 фланга.

Крестьянская буржуазия и сельский пролетариат.

Остатки крепостничества и борьба с буржуазией.

12. Вместе с крестьянской буржуазией против помещиков etc } связать с отрезками

»  » городским пролетариатом против буржуазии. ......... }

13. Практическое значение аграрного вопроса в вероятном близком будущем:

Раскрытие классовых противоположностей в деревне.

Демократическая и социал-демократическая агитация и пропаганда.

Написано не ранее сентября 1904 г.

Впервые напечатано в 1938 г. в Ленинском сборнике XXXII

Печатается по рукописи

 


390

ПЛАН ПРОПАГАНДИСТСКОЙ БЕСЕДЫ О КРИЗИСАХ132

{

1. Что такое кризис? — Остановка промышленности, безработица, заминка в сбыте, перепроизводство.

1. а) Что такое промышленный кризис?

β) Остановка фабрик, заминка в сбыте, банкротства, безработица.

γ) Перепроизводство...

2. Overproduktion, underconsumption*. (Развить противоречие.)

2. a) Overproduktion и underconsumption.

 

3. Как это может быть? (а) Деление современного общества на 2 класса, буржуазию и пролетариат,(Р) Производство на рынок.

{

4. Конкуренция, ее международный характер, погоня за рынком, гигантский рост производства.

5. Сокращение потребности в живом труде: интенсификация, машины, женщины и дети, квалифицированные и чернорабочие.

5. bis: Предложение растет, сбыт узок.

 

6. Периодические кризисы, их регулярность, их неизбежность при капитализме. (Обольщение при процветании.)

8.7.** Резервная армия. Бедствия безработицы.

Рабство: право на жизнь лишь при условии создания прибыли. (% стариков нищих): {1/3—1/2}...

________

* — Перепроизводство, недопотребление. Ред.

** Позднее пункт 7 был изменен на восьмой, а восьмой на седьмой. Ред.


ПЛАН ПРОПАГАНДИСТСКОЙ БЕСЕДЫ О КРИЗИСАХ 391

7.8. Влияние кризиса на рабочих и мелких хозяев. Разорение, нищета: прояснение социалистического сознания...

Митинг безработных в 1889 г. в Англии133.

9. Кризис и капитализм. Кризис и развитие крупного производства — тресты etc. Задачи социализма. Социалистическая революция: социал-демократические рабочие партии.

Примеры крупного производства:

Морозов:

Паровые мельницы:

Железо и сталь:

Написано осенью 1904 г.

Впервые напечатано в 1959 г. в журнале «Вопросы Истории КПСС» № 3

Печатается по рукописи


392

ПЛАН ТРЕХ БЕСЕД О СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ

а) Современный строй.

β) Социалистические цели и классовая борьба.

γ) Борьба против самодержавия.

 [на 2—3 часа] ......................................................................................................................... [На три беседы разбить α—γ]

План 1 -ой беседы

о социал-демократической программе

α{

1. Во всем мире идет борьба рабочих с хозяевами за улучшение своего положения. Стачки — социализм. В чем дело?

2. Современное общество устроено так: делится на трудящихся и эксплуататоров, 2 класса. Собственники и пролетарии. Кто кого содержит?

3. Бедствия рабочих: низкая плата. Голодание. Безработица. Женский труд. Детский труд. «Вырождение нации». Проституция. Угнетение общественное и политическое.

 


ПЛАН ТРЕХ БЕСЕД О С.-Д. ПРОГРАММЕ 393

β{

4. Объединение рабочих в крупном производстве для борьбы с хозяевами. Все общество сплачивается теснее в капитализме и делает возможным переход к социалистическому производству. Пример ненужности хозяев в крупных фабриках и имениях.

5. Социалистическая революция = переход земли, фабрик в руки рабочих. Социалистическое производство, сокращение рабочего дня etc.

6. Требования к современному обществу для облегчения рабочим борьбы, для охраны их от вырождения: рабочие реформы, 8-часовой рабочий день, недельная расплата, квартиры, медицинская помощь, школы etc.

 

γ{

7. Политические требования. Что такое самодержавие? Борьба за политическую свободу. (Конституция — республика, свобода слова, сходок etc. etc.)

8. Революционные партии и их роль в борьбе рабочего класса. «Народная воля» и социал-демократия.

Написано осенью 1904 г.

Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XV

Печатается по рукописи


394

НАБРОСОК ТЕЗИСОВ СТАТЬИ «КАК ОНИ ЗАЩИЩАЮТСЯ?»134

Как они защищаются?

1) Два ответа на брошюрку Ленина о «Земской кампании и плане «Искры»» — редакции и Плеханова. Это тоже странное и (Плеханов числится в редакции), но крайне интересно различие этих ответов.

Плеханов защищает неверную позицию чрезвычайно осторожно и умно. Редакция — неумно.

Плеханов ни словечка не говорит 1) ни о резолюции Старовера и ее связи с «планом» «Искры», 2) ни о «высшем типе мобилизации». Ergo*, Плеханов именно обходит суть ошибки «Искры» (начало ошибки — исходный пункт ее есть резолюция Старовера. Заключительный пункт — рассуждения о «высшем» типе).

Редакция именно подчеркивает связь своей позиции с резолюцией Старовера и защищает мысль о «высшем типе».

И редакция и Плеханов защищают очень слабо (отступая и пятясь явно) фразы о панике.

Плеханов все время вертится около противоречия старого и нового Ленина135, доказывая, что редакция «Искры» действовала согласно старому Ленину.

Плеханов изображает дело так, будто Ленин теперь против демонстраций перед земцами и против диктования им «положительной программы действия». Это вздор, передержка.

_______________________________________________________________________________________________

________

* - Следовательно. Ред.


НАБРОСОК ТЕЗИСОВ СТАТЬИ «КАК ОНИ ЗАЩИЩАЮТСЯ?» 395

Каковы были мои тезисы против «Искры»?

1) Неуместны и пошлы фразы о панике.

{

Ответ? тамбовцы у Плеханова (ха-ха!)136

анархисты »  » (где?)

«обструкция» у редакции

}

Редакция почти раскрадывается: «излишни»

 

2) «Соглашения» с либералами должны определяться фактической совместностью борьбы, а не «обещаниями»

Nil* — Плеханов

3) Условия Старовера отброшены. (Редакция защищается архислабо, в сущности признавая.)

4) «Новый тип». Редакция — schwach** . Плеханов — nil.

По вопросу о восстании см. № 62 «Искры». Leading?***.

«Чисто утопические воззрения» на подготовку восстания.

«Начинают проявляться»...

Написано между 28 декабря 1904 г. и 11 января (10 и 24 января) 1906 г.

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи

_________

* — Nihil — ничего. Ред.

** — плохо. Ред.

*** — Передовая. Ред.


396

ПЛАН СТАТЬИ «1895 и 1905 (МАЛЕНЬКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ)»

1895 и 1905

(Маленькая параллель)

Тут eigentlich* две темы:

1) параллель роста работы; 2) современные организационные задачи. Надо разделить их на две статейки.

1. Сопоставить размах, размер и формы социал-демократической работы тогда и теперь.

2. Размах: тогда только кружки. Едва-едва первое начало массовой агитации. Весьма тяжеловесная, преподавательская пропаганда. Социал-демократы пробивают себе дорогу среди народовольцев, народоправцев etc.

3. Теперь. Партия. Обычная массовая агитация. Политическое открытое, уличное выступление. Революционная эпоха.

4. Формы. 10—16 человек (комитет). 20—30 рабочих кружков. 100—150 maximum связей. «Чтения». Самообразование— гвоздь.

5. Теперь. Разрослась организация во много «этажей». С.-Петербург и Одесса [комитет — районы — организаторские сходки (центральные кружки) — группы, а затем «центр» и бюро. С пяток новых этажей]

6. «Письмо к товарищу» писано тогда, когда налаживались новые этажи и «экономисты» тормозили рост

________

* - собственно. Ред.


ПЛАН СТАТЬИ «1895 и 1905 (МАЛЕНЬКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ)» 397

их. Теперь фактически идеи, отстаивавшиеся в «Письме к товарищу», проведены в жизнь.

7. Новые задачи: γ) Обилие этажей воспитало новый слой партийных работников, членов партии. Оформить их участие. (1) Информирование — резолюции — опросы — прямая связь с Центральным Органом. (2) Выборное начало? (3) Указание или выбор кандидатов для кооптации?

8. Вторая, еще более, может быть, важная задача: работу по наслаиванию новых горизонтальных этажей дополнить работой новых, «вертикальных», так сказать, способов воздействия. То есть: рост движения делает необходимым и возможным дополнять эту текущую работу по этажам обращением верхних этажей к массе в новых формах массовых собраний. «Летучки» и «массовки», как естественный продукт работы по многим «этажам», подводят сами собой к той высшей форме, которая преобладает за границей и восторжествует у нас le lendemain de larévolution*, именно: к «массовкам» как главному средству политического воздействия на пролетариат и социал-демократического воспитания его.

9. Разумеется, «этажи» для этого не менее необходимы. Они (всегда?) будут необходимы. «Дополнить», а не «заменить»...

Написано ранее 9 (22) января 1905 г.

Впервые напечатано в 1920 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи

_______

* — на другой день революции. Ред.


398

МАТЕРИАЛ К СТАТЬЕ: «РАБОЧАЯ И БУРЖУАЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ»137

О соглашениях с либералами

1) Спорный вопрос между «Искрой» и «В передом» состоял, между прочим, в том, нужны ли соглашения на условиях или без условий — так формулирует «Искра» во 2-ом письме к партийным организациям.

2) Чтобы разобраться в этом вопросе, напомним, что обе стороны допускают соглашения. В чем на деле разница?

3) По «Искре», соглашение без условий означает отдачу интересов пролетариата буржуазии.

Ergo* α) «Искра» полагается на условия.

β) «Искра» забывает о борьбе пролетариата и с буржуазией.

4) По «Искре», силой является буржуазия (это верно).

# Соглашение невозможно с земцами («скорпионы»)

(«не признают всеобщего избирательного права»).

Соглашение нужно с крайней левой — радикальной интеллигенцией.

5) Но интеллигенция бессильна, и не от нее зависит поведение буржуазии!! Это — основная путаница «Искры».

6) По-нашему, соглашения нужны. Но суть их не словесные условия, не сделки о будущем, не ожидания от

_______

* — Следовательно. Ред.


МАТЕРИАЛ К СТАТЬЕ: «РАБОЧАЯ И БУРЖУАЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ» 399

буржуазии (никаким ожиданиям мы не верим), — а реальное участие в борьбе (демонстрации, восстание, выборы etc). Помогаем не потому, что ждем исполнения условий, а потому, что пользуемся выгодным моментом для удара врагу (выгоден момент, ибо против врага, царизма, восстают даже земцы), потому, что выбираем предпочтительно прогрессивную буржуазию перед реакционным самодержавием.

7) Можно ли сказать, что мы готовы на «соглашение» без условий?

Нет, ибо наше условие состоит в фактическом участии в борьбе.

Условие новой «Искры» — в обещании стоять за всеобщее избирательное право, за рабочих (« = быть на стороне социал-демократии») etc.

8) Мы поддерживаем буржуазных демократов всегда, когда они борются хотя бы за маленький прогресс.

«Искра» поддерживает буржуазных демократов всегда, когда они обещают довольно большой прогресс.

Какая тактика из этих двух отвечает интересам пролетариата?

_____________________________________________________________________

# Цитировать 2-ое письмо.

Написано в январе, ранее 11 (24), 1905 г.

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи


400

ТЕЗИСЫ СТАТЬИ «ПЕРВЫЕ УРОКИ»

Первые уроки

1) Некоторые выводы. Первая волна отошла. Вторая на завтра неизбежна.

Выводы из первой.

_____________________________________________________________________________________________________________

2) Исторический взгляд:

1885

 

стачка «101 салютационный выстрел».

 

—6

 

1891

 

демонстрация крошечная

 

—5

 

1896

 

стачка (30 тысяч)

 

—5

 

1901

 

демонстрации громадные

1902

 

стачка и демонстрация (Ростов- на-Дону)

 

—2

 

 1903

 

стачка и демонстрация > 100 тысяч

 

—2

 

 1905 ...

 

стачка и восстание {до 1 млн. }

 

{20 лет}

 

 

________________________________________________________________________________________________________________

3) Количество переходит в качество. Начало восстания. Вооружение народа, свержение правительства. Прокламация петербургских рабочих*.

________________________________________________________________________________________________________________

4) К истории идеи восстания. {Цитаты из «Что делать ?»} Contra путаники.

________________________________________________________________________________________________________________

______

* См. настоящий том, стр. 260. Ред.


ТЕЗИСЫ СТАТЬИ «ПЕРВЫЕ УРОКИ» 401

5) Значение организации. «Тыл революции». Хвостизм. Приготовительный класс.

{Действительное положение дела с зубатовщиной — «предоставить им растить в [комнатных горшках пшеницу» («Что делать?»)*.

________________________________________________________________________________________________________________

6) Зубатовцы (и легальные деятели) избавляют нас от многих долей нашей прежней работы

{

раньше социал- демократ почти = культурник

» » » почти = легальный марксист

» » » » = экономический стачкист.

}

 

сравнить стачки

сравнить демонстрации

Теперь тьма работы совершается неведомо нам широкими слоями новых помощников. В революционные дни агитации и пропаганде событий учатся на улице, учатся в Маньчжурии (не против учения).

 

________________________________________________________________________________________________________________

7) Сугубое значение организации. Один центр. Агенты. Сотни кружков рабочих и других = расширению операционной базы. {Экстренные меры для расширения числа кружков...}

— — их задача: взаимное сплочение

агитация за общие лозунги

обсуждение демократических преобразований

{обсуждение практических вопросов восстания, практическая подготовка его, постоянная связь на будничной работе, крепкая организация, дружная организация на общей работе = лучшая подготовка к дню восстания.

_______

* См. Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 116. Ред.


402 В. И. ЛЕНИН

Пропагандистско-агитационная работа .............................. versus* .................................... организация (особенно на 1-ый план)

все > и > делается широко и частью не нами, .......................................................................... особенно на первый план
а новыми нашими друзьями

самим правительством}

{De l'audace, encore de l'audace et toujours — — — — de l'audace de l'organisation et encore de l'organisation**.}

{Героические действия масс = революция. Героические усилия должны быть и со стороны социал-демократии.}

{

1) Почему не узкая организация социал-демократии?

2) Потому, что широкая организация зубатовская!

3) Нам нужна широкая организация социал-демократии.

{

1) Почему вчера не было дождя?

2) Потому, что я брал с собой зонтик.

3) А нам нужны зонтики тогда, когда дождь.

 

{Присматривайте-ка вы, немножко, тов. Плеханов, за Мартыновым и Старовером, право присматривайте! Пишут они красиво, слов нет, совсем даже по-новому красиво, в декадентском стиле, но вот, что к чему, это у них не всегда выходит.}

Написано в конце января 1905 г.

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи

______

* — в противовес. Ред.

** — Смелость, еще раз смелость, всегда смелость — — — — организация и еще раз организация.138 Ред.


403

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ СИЛЫ»*

1

ЗАМЕТКИ К СТАТЬЕ «МОБИЛИЗАЦИЯ АРМИИ ПРОЛЕТАРИАТА»

1

{ { Революция есть война } }

Для № 6 не написать ли передовицу на тему: Пробная мобилизация. Мобилизация армии пролетариата.

{{

Пролетарская солидарность...
Массы (сотни тысяч!) стачечников...
Быстрота перехода движения в другие города... .
etc. etc.

}}

тыс.

С.-Петербург— 150 200

Москва — 30 50

Рига — 50

Варшава— 100

||

1) С.-Петербург

2) Москва

3) Прибалтика

4) Польша ............ {> ½ миллиона}

5) Поволжье (Саратов)

6) Юг (Киев)

 

Киев —

Нарва —

Лодзь—100

Гомель —

Саратов —

Либава —

Митава —

Колпино —

 

1) Стачка — тысяч

2) Демонстрация — тысяч

3) Вооруженное столкновение (полков)

4) Убито

5) Ранено

______

* См. настоящий том, стр. 294—306. Ред.


404 В. И. ЛЕНИН

Важно бы отметить в статье о мобилизации пролетарских сил (название, пожалуй, не годится, ибо слишком обще, почти шаблонно обще, не выражает перехода пролетарского движения в революцию) следующее:

1) Громадное расширение базы революции дано гигантской агитационной ролью 9.1. Можно много вспомогательных, добавочных функций свалить на новые, пришлые силы и чисто (сознательным) революционным элементам больше отдаться более насущным революционным задачам.

2) Расширение базы для организации: масса вспомогательных кружков должна быть создана и может быть создана для восстания, для революции.

3) Практическая цель — низвержение правительства должна быть практически обсуждаема и выясняема уже как ближайшая цель, как «завтрашняя демонстрация».

Написано в конце января 1905 г.

Впервые напечатано в 1931 г. в Ленинском сборнике XVI

Печатается по рукописи


МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ СИЛЫ» 405

2

ПЛАН СТАТЬИ «ЗЛОБА ДНЯ»139

Злоба дня

1. Малый итог великих событий. Начало революции (№ 4)140 — восстание (№ 5) —назначение восстания (№ 6).

2. Злоба дня = восстание. Его условие: поддержка огня. Горючий материал?

3. «Расширение базиса революции» : агитация среди городской бедноты и крестьянства(агитационное значение Гапона, как типа эволюции).

4. Особенно растет значение организации в такие моменты: письмо товарища из России в отделе «Из партии»141. Не пятиться назад от задачи «организовать революцию» и проводить (и назначить) восстание, а подчеркивать именно эти задачи и готовиться к ним.

5. «Организационная работа социал-демократии» Струве в № 63. Сказки.

Contra «Что делать?». Общее значение «отпадания работы».

6. И теперь страшное расширение движения. Неведомые каналы, несчетные (необозримые) союзники, несчетные товарищи, друзья и сочувствующие.

7. «Военное время». Сотни кружков, удесятерение разнообразных задач, учатся у событий, учатся в войне, сугубое значение руководства, организации руководителей...

Написано в феврале, позднее 15 (28), 1905 г.

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи


406 В. И. ЛЕНИН

3

ПЛАН ПЕРЕРАБОТКИ СТАТЬИ «ЗЛОБА ДНЯ»

План после с. 12 M. S.*

1. Расширение движения и освобождение революционера от полулегальных функций. Культурник. Стачкист. {Легальный марксист.}

2. Теперь. Письмо Гусева в № 8. Народная агитация, улица, завоеванная свобода. Легальная пресса о всеобщем избирательном праве.

3. Сугубая нелепость клича: «рабочая самодеятельность». Социал-демократическая самодеятельность.

4. Мы отстаем? Нет, не столько это, сколько раскрывается действительное отношение нашей партии к классу и классам. Сугубое значение приобретает роль партии, как авангарда класса, воспитателя, организатора. До сих пор почти одни мы говорили, теперь сотни других голосов. Tant mieux!**

5. «Военное время». Сотни кружков = создали новые каналы для новых ручьев. Размах революционной работы. Широко привлекаемые кружки, входят в партию и примыкают к партии. События учат. Не бояться молодежи. Борьба учит. Политическая группировка бурной эпохи учит. Справа учат.

Пример: буржуазность либерализма и «Революционная Россия». № 3 «Вперед».

Написано в феврале, позднее 15 (28), 1905 г.

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи

_______

* — Manuscript'a — рукописи. Ред.

** — Тем лучше! Ред.


МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ СИЛЫ» 407

4

ЗАМЕТКИ И ПЛАН СТАТЬИ «НОВЫЕ ЗАДАЧИ И НОВЫЕ СИЛЫ»

Не злоба дня, а «Новые задачи, новые силы»

Статья не додумана, не доношена142. Поэтому ясного развития строго определенной мысли нет. Это — газетные наброски, силуэты, беседа, «мысли и заметки», а не статья.

 

I

Разросшееся движение. § 3, 4, 5.

Три перевала

Три перехода

Три подъема

4][

II

Организационная задача и наши силы. «Освобождение от работы». Специализация на более строго определенных функциях § 7 (?).

Легализация и Струве § 8—11

 

III

Общий процесс дифференциации социал-демократа от культурника, стачкиста (13-14).

Подготовительная работа и finish.

3 |

IV

Партия и класс, самодеятельность вообще и социал-демократическая самодеятельность, организованное руководство и хвостизм.

5 |

 V

Учиться иначе: в бою (17—18)

6 |

VI

Новые размеры организации (20)

 

VII

Людей масса и людей нет (21)

 

Новая тема

1891—(1895) α От кружков к экономической агитации.

Не сразу. Косность. Непривычка. Новые задачи.


408 В. И. ЛЕНИН

1898—1901

β От экономической агитации к политической агитации и открытым политическим демонстрациям. Не сразу. Новые задачи. Косность. Новые силы.

1905

γ От политической агитации и демонстрации к руководству революцией (диктатура). Не сразу. Хвостизм. Антиорганизованность. Мартыновщина.

 

Новые задачи и новые силы

1. Переходы. Три подъема.

2. Их общая черта: а) освобождение от работы — сосредоточение на социал-демократических функциях.

b) новые силы, новый размах

c) хвостизм, как факт, косность и как теория.

3. Теперешние черты хвостизма: Мартынов, «развязать революцию», самодеятельность, а не социал-демократическая самодеятельность. Партия и класс etc.

4. Освобождение от работы. Струве и легальность. (№ 63 «Освобождения»)

5. Иное освобождение от работы. Расширение движения. Новое обучение. В бою.

6. Новые размеры организации и людей нет.

Написано в феврале, ранее 23 (8 марта), 1905 г.

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи


409

ПЛАН СТАТЬИ «ПРОЛЕТАРИАТ И КРЕСТЬЯНСТВО»*

Пролетариат и крестьянство

« Социал-демократия и революционное движение крестьянства».

[x + y?] 143

Начало крестьянского движении. ...................... Подробно о нашей аграрной программе и ее знания

Отношение социал-демократии. К. Каутский.

(1) Нейтральность.

[Неточно, но есть очень верная мысль.]

(2) «Революция» не остановится пред экспроприацией.

Какие классы могут быть реальным носителем этой «революции»? Пролетариат и беднейшее крестьянство.

Ergo**, К. Каутский и предполагает диктатуру пролетариата и крестьянских низов. Таковая есть вообще условие нашей программы-минимум. Реакционные идеи новоискровцев по поводу революционной диктатуры.

(а) Пролетарское восстание. Тогда временное правительство и захват власти!!

(β) Погиб деятель у власти преждевременно. (Петрушкины цитаты.)

(γ) «Стихийная» диктатура пролетариата.

(δ) «Оппозиционная партия будущего». Ergo, хвостистская оппозиция революции!!

(ε) Увильнули от прямого ответа Гапону.

_______

* См. настоящий том, стр. 341—346. Ред.

** — Следовательно. Ред.


410 В. И. ЛЕНИН

Резолюция съезда о поддержке революционного крестьянского движения. Классовая партия и классовая точка зрения.

Подталкивать всегда революционную демократию, не сливаясь с ней, сохраняя критическую позицию, вооружаясь против реакционной демократии.

Классовая партия и классовая точка зрения не значит хвостизм, — наш класс оппозиционная партия — (мартыновщина ).

— определение задач революционной демократии и гегемония в смысле предугадывания исторических противоречий классов etc.

Написано в марте, ранее 10 (23), 1905 г.

Впервые напечатано в 1926 г. в Ленинском сборнике V

Печатается по рукописи

Joomla templates by a4joomla