Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 29
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ155
[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)]
I. Учение о бытии. А) Качество
a) бытие;
b) наличное бытие;
c) для себя бытие.
B) Количество
a) чистое количество;
b) величина (Quantum);
c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа существования
a) тождество — различие— основа;
b) существование;
c) вещь.
B) Явление
a) мир явления;
b) содержание и форма;
c) отношение.
C) Действительность
a) отношение субстанциальности;
b) » каузальности;
c) взаимодействие.
III. Учение о понятии. А) Субъективное понятие
a) понятие;
b) суждение;
c) заключение.
298
B) Объект
a) механизм;
b) химизм;
c) телеология.
C) Идея
a) жизнь;
b) познание;
c) абсолютная идея.
Понятие ( познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождества, различия etc.) — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории]. Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления. |
[ | абстрактное «Sein" только как момент в πάνταρεΐ***** | ] |
Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к конкретному (Sein* (абстрактное) — Dasеin** (конкретное) — Fiirsichsein***), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект— истина (абсолютная идея)). Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Marx называл Ideenmystik**** у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (например, бытие=ничто — идея |
_______
* — бытие. Ред.
** — наличное бытие. Ред.
*** — для себя бытие. Ред.
**** — мистикой идей. Ред.
***** — все течет. Ред.
301
становления, развития). Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества # (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, — причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолютной идее). | [ | # Качество и ощущение (Empfindung) одно и тоже, говорит Фейербах. Самым первыми самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество... |
Если Магх не оставил «Логики" (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед. |
] |
Товар — деньги — капитал
производство абсолютной Mehrwert*
производство относительной Mehrwert.
[История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.]
Начало — самое простое, обычное, массовидное, непосредственное «бытие": отдельный товар («Sein" в политической экономии). Анализ его как отношения
________
* — прибавочной стоимости. Ред.
302
социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, — логический и исторический (формы стоимости).
Проверка фактами respective практикой есть здесь в каждом шаге анализа.
Ср. к вопросу о сущности versus явление
— цена и стоимость — спрос и предложение
versus Wert
(= kristallisierte Arbeit)*
— заработная плата и цена рабочей силы.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII
Печатается по рукописи
___________
* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.