Содержание материала

КОВАЛЕНКО Наталья Степановна,

директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ МУЗЕЕВ В.И. ЛЕНИНА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Что такое музей? Какова его роль в социально-культурном пространстве? Какова его роль в формировании культурной идентичности? В чем социокультурная миссия музея на современном этапе развития общества?

Смена господствующих социальных и общественных взглядов привела к смене ценностных ориентиров культуры, идет долгий и сложный процесс развития и становления музея как историкокультурного феномена. В связи с расширением социально-культурных запросов общества меняются статус, задачи и функции музея.

Прежде всего, музей — это многофункциональный институт с собственной ролью в процессе культурной и идеологической жизни современного общества.

Развитие России в XXI веке не может происходить без социокультурных преобразований в каждом конкретном регионе. Многообразие форм и содержания региональных культур, составляющих единство великой русской культуры, становится по-настоящему востребованным в развитии идеи национального возрождения, сохранения и обновления культуры.

В социокультурном пространстве региона особую роль играют музеи. Основная миссия музеев заключается в сохранении нашего достояния, передаче его будущим поколениям, в образовании и воспитании музейных посетителей. Находясь в обществе и осуществляя свою деятельность для общества, музеи соотносят ее с культурными потребностями людей. Музей занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей. Музеи, по сути, это учреждения духовной сферы, отражающей взгляды общества на собственное развитие. По своей природе и полномочиям музеи отражают общество.

Глобализация и интеграция в определенный стиль жизни общества заставляют музеи пересматривать и обновлять методы и способы деятельности.

После многих десятилетий деятельности музеев исключительно как научных и образовательных учреждений, что приводило порой к некоторой их закрытости, в настоящее время музеи становятся учреждениями, открытыми внешнему миру и активно участвующими в жизни общества. Важным фактором, влияющим на взаимодействия музеев с обществом, является необходимость привлекать и удерживать посетителей, а также расширять аудиторию.

Ориентир на конкретного посетителя стал составной частью стратегии музеев, причем в расчет берутся такие факторы, как социальные ориентации, общественное мнение и социальные ценности. Музеи стремятся к тому, чтобы вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества. Сочетание идеи образования и развлечения характерно для определения деятельности сегодняшних музеев. Большинство музеев стремится обучить посетителей посредством досуга.

Специалисты и ученые, анализируя процессы, происходящие в музеях мира, считают необходимым изменить социальную роль музеев, пересмотреть формы и методы музейной деятельности, совершенствовать направления работы на пути повышения эффективности взаимодействия музеев с обществом, с социальными институтами.

Полагаю, что современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты — свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры. Культурное наследие народов служит посредством музея для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д.

Сегодняшний музей все больше становится не только научнообразовательным, но и общественно-культурным центром. Существенно изменяется и миссия музеев.

Наша задача как работников культуры заключается в формировании и развитии интереса к познавательной деятельности, в нахождении тех способов воздействия на каждого отдельного человека, которые помогут восстановить и сохранить преемственность поколений.

С разрушением СССР, в условиях, сложившихся в начале 90-х годов прошлого столетия, большинству ленинских музеев пришлось сменить свою хозяйственную принадлежность. Нашего музея это коснулось в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина в Москве. Многим музеям России пришлось нелегко, какие-то были закрыты, но для многих этот период явился стимулом для разработки потенциально новых форм работы с населением, выявления своей индивидуальности, в связи с чем некоторые ленинские музеи изменили свое название, расширив тем самым сферу деятельности. Вместе с нашим музейным комплексом можно упомянуть музей Ленина в Ял- кала. История музея началась в 1940 году и связана с пребыванием Ленина на финском хуторе, но в 1993 году Правительство России организовало Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала», посвященный возрождению культуры финно-угорских народов.

Зачастую мемориальные музеи Ленина являются чуть ли не единственными культурными учреждениями на территории населенных пунктов, в которых они располагаются, и сохранение их — основная задача государства, ведь «каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям», согласно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре». Некоторые современные музеи, основанные как музеи-заповедники, сохранили уникальность своей местности (ландшафтной архитектуры) благодаря увековечиванию имени Ленина, например музей в Шушенском был открыт в 1930 году. Известность получил как Дом-музей В.И. Ленина, с 1970 года — мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина», с 1993 года — Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». Музей представляет исторически сложившуюся центральную часть старинного сибирского села. Другой пример — Историкомемориальный музей-заповедник «Подолье». Основу музея- заповедника составляет Дом-музей В.И. Ленина, экспозиция которого существует с 1937 года. Новый статус музей приобрел в 1991 году, с этого момента расширяется круг его научных интересов и решаемых проблем. Традиционная экспозиция дает довольно широкое представление об истории, культуре, быте Подольска XIX-XX вв. Музей располагается на ландшафтной территории бассейна реки Пахры в заречной части города.

Ещё один пример развития ленинского музея — это «Дом-музей Ленина в Выборге», о деятельности которого мы сегодня услышали, который в 2010 году стал лучшим музеем Ленинградской области.

Таким образом, многие музеи, созданные как музеи Ленина, сейчас являются крупными социальными институтами, прилагающими все силы к сохранению истории страны.

Коллективы музеев Ленина живут активной творческой жизнью: разрабатываются и реализуются инновационные проекты, формирующие культурную среду региона. Современная коммуникационная модель музея позволяет использовать его культурное пространство для самых разных форм общения с многоликой аудиторией: конференции, лектории, факультативы, музыкальные и литературные гостиные, музейные праздники, вечера, музейные клубы и др. что соответствует Концепции проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»: «Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в ХХІ веке».

Остановлюсь на основных социокультурных функциях нашего музея.

Театрализация в последние годы становится одной из наиболее популярных технологий в работе музеев. Особенно это касается детских музейных программ. В некоторые экскурсии, по согласованию, включены театрализованные эпизоды из жизни В.И. Ленина. Особым успехом пользуется сцена, написанная по эпистолярным материалам, названная «Женщины в жизни Ильича». Исполнители — артисты юношеского музейного театра «Время», работающего на базе нашего музея уже три года.

Ежегодно юные артисты принимают участие в мероприятиях, приуроченных к различным памятным датам. В 2007 году были показаны «Женщины в жизни Ильича» и «Дискуссия молодежи о половом вопросе», в 2008 году — «Клятва коммуниста», «Великая революция глазами Маяковского», в 2009 году — театрализованное представление «От заветов октябрят до клятвы коммуниста», в 2010 году ребята подготовили поэтический спектакль, посвященный 65-й годовщине Победы по поэме А. Твардовского «Василий Теркин», а ещё «7-ая симфония Шостаковича» и др.

В последние два десятилетия в среде музейных специалистов прочно укрепился термин — музейная педагогика, который свидетельствует о том, что между музеем и сферой образования существуют тесные связи.

Сотрудничество музея со школой полезно для школы, но не менее полезно и для музея. Ведь накопленный педагогикой опыт работы с детьми позволяет иначе взглянуть на организацию и проведение музейной работы.

Детская аудитория стала своеобразным стимулом для переоценки сложившихся представлений о сущности образовательной деятельности музея, о способах общения с ней. Создала пространство для эксперимента и творчества — поиска новых форм и методик.

Возможности для выявления и развития творческих способностей личности дают такие формы культурно-образовательной деятельности, как кружки, студии, клубы.

Помимо юношеского театра методистами музея организована школа юных экскурсоводов и краеведческий кружок. В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Проводимые музеем совместно со школой конкурсы, олимпиады, викторины организуются таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить.

Одной из новых форм культурно-образовательной деятельности для нашего музея являются лекции. В то время как в экскурсии приоритетным является зрительное восприятие, в лекции оно играет второстепенную роль, а на первый план выдвигается рациональное восприятие. Основная цель лекций — донести до слушателей теоретический материал, сопроводив его материалами музейных коллекций; очень часто это копии или дубликаты музейных предметов, иллюстрации, фотографии, слайды. Музейные предметы, если и не демонстрируются во время лекций, то присутствуют «незримо» — их описание и характеристика включаются в содержание лекции.

Социально-культурную роль ленинских музеев трудно переоценить — мы сохраняем наше прошлое, одним своим существованием мы заставляем людей задумываться над своими корнями.

Отношение к В.И. Ленину как политическому и государственному деятелю, к его роли в истории нашей страны и в мировой истории, конечно, не может быть однозначным. Его деятельность всегда будет находить множество сторонников и противников. Именно поэтому имя его до сих пор звучит в общественных дискуссиях, в речах историков, философов и политиков.

Так же неоднозначно отношение к последствиям Октябрьской революции, неоспоримо только то, что события Октября 1917 года и сегодня продолжают оказывать влияние на жизнь россиян. Исследовать это влияние, сделать собственные выводы, извлечь уроки из прошлого и избежать ошибок в будущем — такова задача каждого поколения. Конференцию можно рассматривать как один из способов решения данной задачи.

И в заключение стоит еще раз отметить, что освоение культуры связано как с собственной активностью человека, так и с качеством различных социокультурных институтов. Важнейшая особенность музеев XXI века проявляется в их многофункциональности. Современный музей не только осуществляет отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых одну из основных позиций занимает формирование и развитие активного творческого интереса к познавательной деятельности.