Содержание материала

МУТАГИРОВ Джемал Зейнутдинович,
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

ЛЕНИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ХХ ВЕКЕ

Социально-политический прогресс человечества имеет, как известно, несколько могучих потоков или двигателей: движение за социальное равенство или борьба классов, движение за равноправие полов и движение за равноправие народов. Марксизм впервые соединил эти потоки освободительного движения человечества воедино, справедливо полагая, что социально-классовое неравенство является основой существования и всех других форм неравенства, вражды и социально-политических конфликтов. Победа рабочего класса означает преодоление всех национальных и иных конфликтов, которые при эксплуататорском строе порождают вражду между народами, считали К. Маркс и В.И. Ленин, а потому победа пролетариата станет сигналом к освобождению всех угнетенных наций.

В.И. Ленин был одним из первых, кто предложил распространить лозунг свободы наций на «все народы и на все колонии». Интернационализм — писал он — это не отрицание наций, а «слияние всех наций в высшем единстве»1.

Сегодня много говорится о расизме, расовой нетерпимости, ксенофобии, нетерпимости и т.д. В основе всех их лежит социальная и национальная вражда. Предлагают бороться с ними путем их осуждения, призывами к терпимости. Между тем, В.И. Ленин не только указал самый верный и эффективный путь достижения равноправия народов и наций, а также преодоления вражды, но и практически решил эту задачу. Это — единство трудящихся всех наций, в котором не будет места ни для одной привилегии, ни для малейшего угнетения человека человеком. «Ни одной привилегии ни для одной нации, ни для одного языка! Ни малейшего притеснения, ни малейшей несправедливости к национальному меньшинству! — вот принципы рабочей демократии»2.

Право на самоопределение В. И. Ленин понимал как право на политическое самоопределение, на государственную самостоятельность, на образование своего национального государства3, право на независимость в политическом смысле, «на свободное политическое отделение от угнетающей нации». При этом в реализации права на самоопределение он видел осуществление полной демократии, полное равноправие людей и народов4. Союз народов должен быть добровольным, основанным на полном доверии друг к другу и на добровольном согласии.

В соответствии с этим правом была признана государственная независимость Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, а возможность создания своей государственности в разных формах предоставлена почти всем народам бывшей Российской империи.

Это не могло не оказывать влияние и на остальной мир, который после Октябрьской социалистической революции и начала практической реализации права народов на самоопределение также вынужден был признать его.

На Московской конференции министров иностранных дел стран «Большой Тройки» в октябре 1943 г. СССР настоял на признании принципа равноправия народов — членов планируемой ООН. В соответствии с этим Устав ООН провозглашает «равенство прав больших и малых наций». Он призывает «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». В. И. Ленину человечество обязано Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой по настоянию СССР Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. Мирные и дружественные отношения между народами, способные обеспечивать в мире условия стабильности и благосостояния, должны основываться на уважении к принципам равных прав и самоопределения всех народов, соблюдения прав человека и фундаментальных свобод всех людей без различия расы, пола, языка или религии, провозглашает она. Признаются законность стремления всех зависимых народов к свободе и их решающая роль в достижении и поддержании своей независимости.

Декларация исходила из того, что отрицание права многих народов на самоопределение и обусловленный этим колониализм мешают экономическому, социальному и культурному развитию не только зависимых, но и свободных народов, поскольку препятствуют международному экономическому сотрудничеству. Народы могут и должны свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами в их собственных целях. Они имеют неотъемлемое право на полную свободу осуществлять их суверенитет над их национальной территорией и обеспечивать ее целостность.

Подтверждалось право всех народов на самоопределение. «В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие» (пункт 2). «Недостаточная политическая, экономическая, социальная или образовательная подготовленность» не должна служить предлогом для отсрочки предоставления независимости. Любые вооруженные действия или репрессивные меры всех видов, направленные против зависимых народов должны быть прекращены с тем, чтобы позволить им осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость и целостность их национальной территории. В подопечных и несамоуправляющихся территориях предлагалось незамедлительно принять меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии с их свободно выраженной волей и желанием, без каких бы то ни было условий. Любая попытка, направленная на частичное или полное разрушение национального единства и территориальной целостности признавалась несовместимой с целями и принципами Устава ООН. В последующем, в Декларации о праве на развитие самоуправление будет названо предварительным условием интегрального развития любого народа. В результате реализации провозглашенного в этой декларации права народов на самоопределение образовались и стали членами ООН 142 новых государства.

В. И. Ленину же обязаны народы мира признанием их суверенного права распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами5. Это было сделано по инициативе СССР 14 декабря 1962 г. принятием ГА ООН специальной резолюции 1803 (XVII) под названием «Постоянный суверенитет над природными ресурсами». В ее 8 пунктах изложено понимание содержания права на суверенитет над природными богатствами и ресурсами в то время.

Суверенитет над природными ресурсами должен осуществляться в интересах национального развития и благосостояния населения стран, на территории которых эти богатства и ресурсы располагаются. Открытие, развитие и размещение этих ресурсов, а также вложения иностранного капитала в этих целях должны происходить в соответствии со свободно установленными самими народами правилами и условиями. Соглашения об инвестициях иностранного капитала реализуются в соответствии с национальным и международным правом. Полученная прибыль должна быть распределена в размерах, согласованных государством-реципиентом и инвестором. Это ни в коем случае не должно вести к ослаблению суверенитета государства над его естественными богатствами и ресурсами. Национализация, конфискация или реквизиция могут быть основаны на соображениях общественной целесообразности, безопасности или национального интереса, которые очевидным образом стоят выше индивидуальных или частных интересов, независимо от того, являются они внутренними или иностранными. Эти права были закреплены позже в Декларации о социальном прогрессе и развитии, принятой ГА ООН в декабре 1969 г., а также в общей для двух международных пактов о правах человека первой статье6.

Самоопределение, равноправие и основанный на них добровольный союз народов открыли отставшим в своем развитии народам возможность ускоренного развития с помощью более развитых. Первоначально такая задача поставлена и частично решена в рамках СССР и социалистической системы, где слаборазвитые республики, получая всестороннюю помощь от более развитых и богатых природными ресурсами республик, действительно развивались более высокими темпами. Так, если взять общий объем продукции промышленности СССР и союзных республик в 1940 г. за 1, то в 1982 г. он возрос: в СССР — в 22 раза, в РСФСР — в 20, в Белоруссии — в 32, в Казахстане — в 33, в Киргизии — в 40, в Латвии — в 47, в Армении и в Эстонии — в 50, в Молдавии — в 57, в Литве - в 66 раз7.

Такие страны, как Венгрия, Болгария, Польша, опираясь на политику специализации и кооперирования в рамках Совета Экономической Взаимопомощи, не только догнали СССР по производству на душу населения, но и опередили его. Выравнивание уровней их социально-экономического развития было определено как стратегическая задача СЭВ. К сожалению, эта благородная задача по вине руководства СССР решалась не совсем верными методами. Вместе того, чтобы способствовать всестороннему развитию первой социалистической республики и наглядно демонстрировать преимущества новой системы, Россию и СССР превратили в постоянного донора не только для стран, вставших на путь социалистического развития, но и тех, которые заявляли о своем желании развиваться по некапиталистическому пути развития.

После распада СССР и начавшейся огульной критики коммунистической теории и практики право народов на самоопределение оказалось под серьезной угрозой. Крупные государства и господствующие в них классы, рассматривая вошедшие когда-то в их состав народы как свою собственность, договариваются между собой об увековечении существующих государственных границ, о том, чтобы объявить всякое движение за самостоятельность «сепаратизмом», «терроризмом», «угрозой» целостности этих государств, миру и безопасности.

Право на самоопределение не может стать предметом торга или шантажа. Оно не зависит и не должно зависеть от отношений между государствами и их руководящими кругами, что особенно наглядно демонстрируется в настоящее время на примерах Абхазии, Косово, Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Приднестровья, Северного Кипра, страны Басков и Каталонии и т. д. Все эти народы имеют право на самоопределение, но объем и формы реализации этого права в каждом случае могут быть разными. В одном случае это право на самостоятельное существование, в другом — право разделенных народов на воссоединение, в третьем – право на самоопределение, возникшее как закономерное следствие ошибок политического руководства страны на определенном этапе. Но формы, степень его реализации определяется каждым народом самостоятельно.

Примечания:

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, с. 131; т. 26, с. 284.

2 Там же, т. 23, с. 150.

3 Там же, т. 25, с. 263.

4 Там же, т. 27, с. 252, 255.

5 1515 (XV) от 15 декабря 1960 г.

6 Она гласит: «1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не должен быть лишен принадлежащих ему средств существования.

3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

7 СССР в цифрах в 1982 г. Краткий статистический сборник. М.. 1983. С. 98.

Joomla templates by a4joomla