Содержание материала

СИДОРОВ Виктор Александрович,
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

ЛЕНИН О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕССЫ

Журналистика и СМИ включены в любой тип политического процесса, находятся в любом его характеризующем способе проявления в жизни общества. Следовательно, нужны точные координаты этих общественных феноменов, отчего не обойтись без их дифференциации — что есть журналистика и что есть СМИ. Представление о социальной сущности каждого феномена, его функциональных связях с миром политики позволит достоверно выяснить закономерности включения журналистики и СМИ в политический процесс.

Практика массмедиа обнаруживает определенное доминирование журналистики и СМИ в политическом процессе — даже слово писателя или слово философа приобретает свое сильное звучание, только будучи разнесенным прессой в пространствах общественной мысли. Особенно в периоды общественных брожений, бурной трансформации социума, когда возвращаются из небытия былые представления о якобы имеющейся у СМИ власти.

К примеру, одного автора занимает бесконечно тиражируемая, от постоянного употребления стершаяся и «безнадежно усталая метафора «власть СМИ». Властям хочется иметь СМИрные массмедиа. Для непослушных — СМИрительные одежки. Журналистику обхаживают, презирают, ненавидят. С ней судятся и расправляются. За журналистикой одна только привилегия сохранена: с ней не могут не считаться»1. Фактура верная при идеалистической трактовке. Власти и СМИ, продолжает автор, в равной степени должны (?) стремиться к партнерству. Цель подобного партнерства — формирование общественного мнения2. Другой исследователь полагает, что СМИ — оппоненты власти. Поэтому всегда был и будет конфликт интересов власти и СМИ, с чем нужно смириться и научиться достигать консенсуса3. Однако оппонировать друг другу не означает иметь конфликтующие между собой интересы! Налицо подмена понятий. Конфликт интересов — основание классового анализа прессы; оппонирование власти со стороны прессы — в ведении анализа структурно-функционального, подразумевающего не классовый антагонизм, а взаимодействие всех социальных групп общества на основе культурных стандартов. Так что выбор метода анализа функционирования прессы далеко не всегда может быть нейтральным актом, он во многом отражает позицию исследователя.

Сказанное несет в себе понимание, почему вдруг сегодня привлекают к себе внимание теоретические положения о прессе, высказанные теперь уже век назад В. И. Лениным. Речь не о том, что «Ленин предвидел, разглядел, указал» - эти словеса былого псевдонаучного дискурса в аналитике неуместны и не приближают они к искомому — построению социальной теории журналистики третьего тысячелетия. Сегодня не оценки важны, актуальна примененная 100 лет назад методология. И в этом ее исторические уроки.

1. Свои идеи В. И. Ленин высказывает конкретно, а не в расчете на все времена. И о газете — революционно-демократической — тоже конкретно, для текущего момента, когда решительно противопоставил ее военным действиям в любой их форме: «должна быть постановка общерусской политической газеты»4. Следовательно, и сама газета увязана со своим временем не менее, чем экстремальные формы политической борьбы. Вчера — газета, сегодня — телевидение, Интернет, а завтра?..

2. Сто лет назад были сформулированы представления о норме взаимодействия двух типов журналистов с аудиторией: у одного — глубина для дальнейших размышлений читателя; у другого — убежденность в его недоразвитости5. И сегодня водораздел все тот же, хотя и более маскируемый.

3. Век назад среди закономерностей воздействия журналистики на социальную реальность, естественно, во фразеологии эпохи, очерчивался путь от работы газетчика к работе профессионального революционера6. Сегодня говорится об эффективности журналистской деятельности, изменяющей политическое сознание и поведение людей.

4. Среди теоретических опор понимания функционирования современных массмедиа важнейшее место должен занять выведенный в начале прошлого века закон деятельности политической прессы в классовом обществе: «политическая газета есть одно из основных условий для участия любого класса современного общества в политической жизни страны вообще, а в частности и для участия в избирательной кампании»7. Пониманию справедливости сказанного по инерции еще сопротивляются теоретики, однако политическая практика с неизбежностью приводит научную мысль к уже испытанным положениям.

Примечания:

1 Прозоров В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов, 2004. С. 8-9.

2 Там же. С. 27.

3 Власть и пресса - оппоненты или союзники? // Парламентская газета. 2002. № 233.

4 Ленин В. И. С чего начать? // Полн. собр. соч. Т. 5. С. 9.

5 Ленин В. И. О журнале «Свобода» // Полн. собр. соч. Т. 5. С. 358.

6 Ленин В. И. Что делать? // Полн. собр. соч. Т. 6. С. 171.

7 Ленин В. И. Итоги полугодовой работы // Полн. собр. соч. Т. 21. С. 434.

http://rozaomsk.ru/ набор для творчества цветы семирамиды в омске.