Содержание материала

ШЕФФЕР Евгения Олеговна,
старший научный сотрудник государственного музея-заповедника Горки Ленинские

ЛЕНИН И РЕЛИГИЯ

Ленин дал такой мощный революционный толчок, что какие бы его работы мы ни брали, они всегда будут актуальны. Ленин в анкете Всесоюзной переписи населения в 1922 году ответил, что он неверующий с 16 лет. Лев Толстой снял с себя крест в 15 лет. В семье Ульяновых отец был глубоко верующим человеком. Но дети, став более взрослыми, перестали ходить в церковь и никаких упреков по этому поводу в семье не было. Мать Ленина, по словам Дмитрия Ильича, к концу жизни стала совершенно неверующей, и говорила, что все попы врут. К началу XX века вся интеллигенция была либо не верующей, либо ищущей бога. Религия уже не отвечала запросам общества. Но как любая идеология, церковь защищала себя достаточно агрессивно. За хулу на церковь и ее апостолов, можно было получить до 15 лет каторги. Ленин был адвокатом крестьянина Федора Маленкова на подобном процессе в Самаре, в 1892 году. До нас не дошел текст защитительной речи, но этот крестьянин получил всего 1 год тюрьмы. Церковь во всем поддерживала царизм. Еще Петр I сказал церковникам, что царь выше Бога, так они и не сопротивлялись, быстренько приспособившись.

Февральскую революцию церковь встретила на ура, быстро открестившись от царя, а вот Октябрь не приняла. Дело в том, что февральская революция не тронула основ, а вот Октябрьская нанесла серьезный удар по частнособственническому инстинкту человека. После Октября церковь лишается монастырских земель и всех своих привилегий. Тогда и оказалось, что после лишения всех этих богатств и сокровищ Богу служить никакой возможности нет. Церковь становится на службу белого движения. Но только Деникин говорил, что от церковников никакой пользы нет. Все декреты Советской власти притесняют ее, с одной стороны, а, с другой, освобождают ее для служения Господу. И сразу становится видно, что это была только декларация.

В 1922 году у церковников отобрали ценности, и они яростно их защищали от Советской власти. В этом же году церковь раскололась. Появились обновленцы, которые говорили, что большевики — продолжатели дела Христа. Советская власть была атеистична. Патриарх же позднее признал свою лояльность к Советскому строю. И если церковь до 1918 года не вызывала уважения, то сейчас она просто омерзительна своим откровенным служением богатству. Мы же должны объединять не бедных, которые хотят стать богатыми, а людей, имеющих элемент советского сознания, ту душу или совесть, которую есть потребность развивать и прилагать к этому все свои усилия.

Joomla templates by a4joomla