Содержание материала

ВОРОНЦОВ Алексей Васильевич,
доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, руководитель Ленинградского отделения РУСО

ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В творческом наследии В.И. Ленина теория культурной революции занимает видное место. Не утратила она своей актуальности и практически-политической значимости и сегодня. Обращение к этой теории позволяет, во-первых, глубже, основательнее осмыслить и понять существо тех перемен, которые несли с собой в области культуры Великий Октябрь и социалистическое строительство; во-вторых, сохранить познавательную ценность при анализе и оценке разрушительных последствий, нанесенных культуре реставрацией капитализма в России. Разработанные В.И. Лениным теория и программа культурной революции наверняка будут востребованы при выходе из того исторического тупика, в котором пребывает современная Россия. А выход этот очевиден: переход к социализму.

Исходным, как представляется, является положение об объективной необходимости культурной революции. «После решенной задачи величайшего в мире политического переворота перед нами стали иные задачи — задачи культурные»1, — подчеркивал В.И. Ленин. Без их решения, без громадного повышения культуры невозможно решить производственно-технические и социально-экономические задачи. Культурная революция выступает как предпосылка и фактор создания материально-производственной базы социализма1. В этом широком смысле следует воспринимать известный ленинский тезис: «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной». Социализм — это общество трудящихся, обладающих высокой культурой, образованием, сознательностью.

Назначение культурной революции, согласно ленинскому пониманию, состояло в том, чтобы превратить культуру «из орудия капитализма в орудие социализма», а ее сущность — в ликвидации пропасти, разделяющей в буржуазном обществе народ и культуру. Напомню, что по этому поводу говорил В.И. Ленин: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»2.

Для нашей страны культурная революция представляла большие трудности, вызванные большой отсталостью и мелкобуржуазностью страны, сплошной неграмотностью крестьянства, отсутствием материальной базы. Однако, несмотря на трудности, культурную революцию нельзя было откладывать на более поздние сроки. Она была необходимым условием общего процесса социалистических преобразований и культурного строительства в стране. На VIII съезде РКП(б) Ленин главной целью культурной революции ставил: «сделать из некультурной и дикой капиталистической страны — культурную коммунистическую страну». Она оказалась востребованной в силу практических преобразований страны и была широко поддержана «снизу». В результате культурной революции, за сравнительно короткий исторический срок, в нашей стране возникла новая культура, значительно повысился культурный уровень населения, его творческая активность, сознательность, утвердилась коллективистская психология.

Но, пожалуй, ни одна проблема культурной революции не волновала В.И. Ленина так сильно, как народное образование и просвещение. Ликвидация неграмотности, духовный и образовательный подъем трудящихся - проблема, которая всегда оставалась для Владимира Ильича первоочередной, приоритетной.

За неполные пять лет В.И. Ленин подписал 192 декрета и постановления Совнаркома, подготовил более 270 выступлений и писем по вопросам народного просвещения3. Эти документы легли в основу советского школьного образования. Явления уникального, оказавшего мощное воздействие на все стороны жизни общества и сыгравшие огромную роль в воспитании личности нового типа — советского человека.

В этой связи следует подчеркнуть значимость идей В.И. Ленина о коммунистическом воспитании народа, особенно молодежи. Ключевой является его речь «Задачи союзов молодежи» на III съезде РКСМ 2 октября 1920 года. Сопоставьте, коллеги, эти мысли Ленина и достижения советской эпохи с нынешним положением дел в России. Какой контраст! Сегодня народ ограблен не только материально, но и в отношении культуры. Ставка на модернизацию, торжественно провозглашенная властью, и культурная деградация общества — говоря словами классика, «вещи несовместимые».

Значимость и успехи культурной революции большевиков, особенно в плане ликвидации неграмотности, имеют международное значение. Опыт нашей страны в этом плане был взят на вооружение многими странами, и этот опыт будет востребован вновь и в нашей стране. Напомню, что в январе 1918 года был создан внешкольный отдел Наркомпроса во главе с Н.К. Крупской, который через два года стал Главным политико-просветительным комитетом республики (Главполитпросвет), ответственным за ликвидацию безграмотности населения (ликбез). Главными опорными пунктами ликбеза стали многочисленные библиотеки, избы-читальни, клубы («красные чумы», «красные юрты»). Все взрослые до 50 лет обязаны были учиться, для их обучения были мобилизованы комсомольцы и сельская интеллигенция. Дело было поставлено с размахом и принесло свои плоды: если в 1920 году в России были грамотны 44,1% населения (73,5% в городах), то в 1932 году грамотность по СССР в целом составляла 90,3% (города — 97%). Благодаря ликвидации безграмотности десятки миллионов людей приобщились ко многим достижениям науки и культуры. В тяжелые годы первых лет Советской власти (1918-1922 гг.) были открыты сотни институтов, приняты законы об освобождении культуры от прежних социальных ограничений, разработаны проекты создания новых музеев.

3 сентября 1925 г. В Брюсселе конгресс Парижского Интернационала работников просвещения признал большие заслуги советской школы в деле воспитания подрастающего поколения.

С учётом новых задач принципиальные изменения претерпела вся система гуманитарного (школьного и вузовского) образования. Знакомство с учебниками по истории и литературе предвоенного времени опровергает распространяемые многими историками и подхваченные СМИ измышления о том, что в наших школах и вузах вся история сводилась только к советскому периоду. Отнюдь. Изучалась не только тысячелетняя история России, но и история других народов и стран, русская литература, особенно классическая, была представлена в школьном обучении лучше, основательнее, чем в школе нынешней.

Но, быть может, самая главная специфика советского социогуманитарного образования заключалась в его духовно-идеологической направленности. Именно благодаря этому выросло целое поколение, воспитанное на идеях коллективизма и патриотизма, получившее отменную физическую закалку, способное не только успешно трудиться, но и защищать Отечество. На основе ленинских идей и их претворения в жизнь сталинским руководством в Советском Союзе, особенно в предвоенные годы, воспитание человека, любящего Родину, радеющего о благе своего народа, было неотъемлемой частью государственной политики. Причем эта политика корректировалась, обретала новое содержание. Не сразу, например, утвердилось понимание созидательной, воодушевляющей роли национальных чувств, национального патриотизма. Пришлось преодолеть наследие 20-х годов, когда дали о себе знать проявления космополитизма и троцкизма в этой чувствительной для каждого человека области. Как крайность можно расценить заявление наркома просвещения А.В. Луначарского на первом Всесоюзном учительском съезде (1925 г.) о том, что-де «идея патриотизма насквозь лживая». Такие заявления воспринимались в качестве официальных установок и ориентиров в воспитательной работе. И не только. Люди, тяготевшие к национальному патриотизму, объявлялись националистами, антисоветчиками, подвергались преследованиям. Достаточно вспомнить судьбу С. Есенина и поэтов его круга И. Клюева, П. Орешина, С. Клыкова. Писателя М. Булгакова некоторые критики пролеткультовского толка обвинили в том, что его творчество белогвардейское и «слишком русское».

Ситуацию удалось переломить уже в 30-е годы. Центральное место в формировании массового сознания заняли вопросы патриотического и интернационального воспитания, основанного как на идеях революционных традиций и достижениях в социалистическом строительстве, так и на истории Отечества, на славных деяниях наших предков.

Принципиальная проблема культурной революции — соотношение новой, создаваемой в ходе социалистических преобразований культуры и культурного наследия. Сегодня эта проблема также важна, поскольку предпринимаются попытки «деидеологизации» культуры, замалчивания или полного искажения достижений советской культуры.

В 20-е годы острота этой проблемы определялась наличием разных подходов и течений. В частности, претензиями идеологов Пролеткульта, ратовавшими за создание некой стерильно чистой пролетарской культуры и отвергавшими старую культуру.

Ленинский подход к данной проблеме был совсем иным. Указывая на роль марксизма как идеологической основы социалистической культуры, подчеркивая ее социально-классовую направленность (в интересах трудящихся и для трудящихся), Ленин твердо ориентировал на необходимость использовать наследие капитализма. «Без наследия капиталистической культуры, — по его словам, — нам социализма не построить»4. И еще: «Социализм был бы невозможен, если бы он не научился пользоваться той техникой, той культурой, тем аппаратом, который создала культура буржуазная, культура капитализма»5.

В то же время, В. И. Ленин никогда не упускал из виду, что в культуре буржуазного общества есть две культуры: господствующего класса и трудящихся масс (пролетариата и крестьянства). Установка на использование культурного наследия капитализма несомненно учитывала его классовую неоднородность.

В теории культурной революции рабочий класс и трудовое крестьянство выступают не просто объектами политики Советского государства, а ее субъектами, активными участниками борьбы за обновление, духовной жизни общества. Приобретаемый в этой борьбе самостоятельный творческий опыт превращает народные массы в социальных носителей и творцов социалистической культуры.

В ходе осуществления ленинской культурной революции была создана советская народная интеллигенция. Лучшие её черты воплотились в новом типе интеллигента-подвижника, будь то кадровый офицер, инженер или врач. Великую Отечественную войну выиграл советский учитель, выиграла наша советская школа. В результате культурно-исторического творчества народных масс 30-40-е годы советского строительства можно назвать золотым веком советской культуры. Значительный вклад в духовное обогащение народа, укрепление его нравственных ценностей и патриотических чувств вносили выдающиеся деятели многонациональной советской литературы и искусства. А.Горький и М. Шолохов — в литературе, С. Прокофьев и Д. Шостакович — в музыке, К. Петров-Водкин и А.Дейнека — в изобразительном искусстве, С. Эйзенштейн — в кино, Н. Симонов, Н. Черкасов, Г. Уланова — в исполнительском искусстве, К. Станиславский — в театре, К. Мельников — в архитектуре. Особенно впечатляющим было развитие науки и научных исследований. Первый искусственный спутник Земли и первый в истории полёт человека в космос, ставшие возможными благодаря огромной работе коллектива во главе с академиком С.П. Королёвым, достойно венчают достижения советской культуры и научно-технической мысли.

Приходится с горечью констатировать, что в современной России власть, именующая себя демократической, не понимает источника успехов культурной революции, проводя губительные эксперименты в области образования, называя их «реформами», «модернизацией» и т. д. Современное государство продолжает сбрасывать с себя ответственность за культуру. Положение в ряде ее сфер становится катастрофическим. Отдаю себе полный отчет в том, что в моем выступлении обозначены лишь некоторые, существенные аспекты теории и практики культурной революции. Но и они позволяют по достоинству оценить величие В.И. Ленина, сумевшего выразить назревшие потребности России и ее народа, обосновать пути и способы духовного, культурного возрождения при переходе от капитализма к социализму. Реставрация в нашей стране капитализма отбросила ее далеко в прошлое как в социально-экономическом, так и в культурном отношении.

Реальный выход из создавшегося положения — социализм. На новом историческом витке ленинизм и его теория культурной революции, богатый опыт советского общества остаются надежной идейной основой для решения конкретных задач возрождения России на принципах социализма.

Примечания:

1 См. В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч., т. 36, с. 306.

2 В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч., т. 35, с. 289.

3 См.: Ленинская теория культурной революции и современность. Л., 1973, с. 11.

4 В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч., т. 38, с. 142.

5 В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч., т. 40, с. 102.