Ленин на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока:
надо слиться в общей борьбе с пролетариями других стран

В марте 1919 года был создан Коммунистический Интернационал, о необходимости которого Ленин шпорил еще в Апрельских тезисах. Состоялся его I конгресс, положивший начало идейному и организационному объединению коммунистов всех стран под лозунгом диктатуры пролетариата. В этом было коренное отличие Коминтерна от международных объединений социал-демократов. Но было и еще одно существенное отличие: на конгрессе Коминтерна впервые в истории революционного движения объединились коммунисты страны, победившей в социалистической революции, пролетарии Европы и Америки с тружениками колониальных и зависимых стран. В этом плане важное значение имели и проводившиеся тогда съезды коммунистических организаций Востока.

Стало известно, что 22 ноября 1919 года в Москве открывается II Всероссийский съезд коммунистических организаций народов Востока. Мне захотелось в качестве гостя присутствовать на этом съезде, чтобы получить информацию и поучиться на опыте этих организаций решению национального вопроса.

Съезд собрался в Кремле, но не в Свердловском зале, а в помещении поменьше, которое вмещало около 80 делегатов. Там царила атмосфера интимности и идейной близости.

В день открытия съезда неожиданным и приятным для всех сюрпризом стало появление Ленина. Приветствуя делегатов, Ленин сразу же сказал, что самым существенным сейчас является отношение народов Востока к империализму и революционное движение этих народов. Он заявил, что “революционное движение народов Востока может сейчас получить успешное развитие, оно может получить разрешение не иначе, как в непосредственной связи с революционной борьбой нашей Советской республики против международного империализма” [24].

Подробно рассказан о победах Красной Армии и переломе и ходе гражданской войны, он добавил, что “те победы, которые мы одерживаем теперь над Колчаком, Юденичем и Деникиным, эти победы означают наступление новой полосы и истории борьбы мирового империализма против стран и наций, поднявших борьбу за свое освобождение”. И далее: “Я думаю, что то, что проделала Красная Армия, ее борьба и история победы будут иметь для всех народов Востока гигантское, всемирное значение” [25].

Остановившись на причинах, приведших к этим победам, и на значении внутреннего разложения империализма, Ленин основное внимание сосредоточил на определении характера борьбы и задачах народов Востока, пути решения которых, как он выразился, “вы не найдете ни в одной коммунистической книжке, но решение которых вы найдете в общей борьбе, которую начала Россия” [26]. В России удалось соединить борьбу рабочих с борьбой крестьян. То же самое, хотя и в других формах, надо осуществить в международном масштабе.

Важнейший теоретический вывод Ленина сводился к тому, что “социалистическая революция не будет только и главным образом борьбой революционных пролетариев в каждой стране против своей буржуазии,— нет, она будет борьбой всех угнетенных империализмом колоний и стран, всех зависимых стран против международного империализма” [27].

Вот почему, говорил Ленин, обращаясь к представителям народов Востока, - вам предстоит и истории развития мировой революции, которая будет, судя по началу, продолжаться много лет и потребует много трудов,— вам предстоит к революционной борьбе, и революционном движении сыграть большую роль и слиться в этой борьбе с нашей борьбой против международного империализма... слиться в общей борьбе с пролетариями других стран” [28].

Трудящиеся массы стран Востока должны знать, “что международный пролетариат является единственным союзником всех трудящихся и эксплуатируемых сотен миллионов народов Востока” [29].

Особый упор делал Ленин на поиски своеобразных форм этого союза передовых пролетариев всего мира с живущими часто в средневековых условиях трудящимися массами Востока. Он подчеркивал: “Здесь перед вами стоит задача, которая не стояла раньше перед коммунистами всего мира: опираясь на общекоммунистическую теорию и практику, вам нужно, применяясь к своеобразным условиям, которых нет в европейских странах, суметь применить эту теорию и практику к условиям, когда главной массой является крестьянство...” [30].

Немеркнущее, основополагающее значение имеют эти мысли Ленина об органической связи пролетарской революции с борьбой угнетенных народов против империализма. Выступая на съезде коммунистов, представляющих мусульманские народы России, Ленин прямо обращается ко всем народам Востока, открывая перед ними перспективы их революционной борьбы при поддержке Страны Советов и мирового пролетариата.

Сегодня мы видим, как победа первого социалистического государства над фашизмом способствовала росту революционных сил в странах Запада и Востока. Образовалась мировая система социализма. Крах старой колониальной системы и победа ранее угнетенных народов в национально-освободительной борьбе произошли именно в силу единства действий и взаимной помощи мировой системы социализма, пролетариата капиталистических стран и угнетенных народов, в тяжелых боях завоевывающих свою независимость, благодаря союзу этих трех великих революционных сил современного общественного развития.

Насколько свежи и актуальны ленинские мысли черен полвека, в новой международной обстановке, видно из того, что они лежат в основе документов международного Совещания коммунистических и рабочих партий, состоявшегося и Москве в 1969 году. Насколько далеки от этих .ленинских идей потуги тех, кто, называя себя марксистами-ленинцами, выдвигают новоиспеченную теорию победы мировой революции путем “окружения мирового города мировой деревней”!

Ленин подчеркивал возрастающее значение народов Востока в мировой революции. Он не только говорил о том, что Советская Россия окажет народам Востока помощи в революционном движении, но что развертывающаяся борьба народов Востока против империализма является большой помощью пролетариату Запада в его борьбе за победу революции в их странах.

Выступление Ленина произвело огромное впечатление на присутствующих. На меня — особенно большое, потому что я впервые слушал публичное выступление Ленина. Я отметил себе, что Ленин не коснулся конкретных вопросов, которые волновали делегатов и которые они должны были обсудить и принять по ним определенные решения. Накануне он проводил специальное совещание с делегатами, знал те вопросы, которые их волновали. Своим же выступлением Ленин как бы давал понять, что все конкретные проблемы можно решить только после того, как будет внесена полная ясность в поставленные жизнью новые вопросы революционной борьбы.

Я был еще на нескольких заседаниях этого съезда. Он продолжался почти 10 дней.

У меня было стремление поучиться у выступавших товарищей, перенять все ценное из их опыта разрешении национального вопроса у мусульманских народов Поволжья, Урала. Об их жизни я почти ничего не знал.

В теории национального вопроса российские коммунисты были вооружены, кап ни одна другая партия. Накануне и в ходе первой мировой войны Ленин всесторонне разработал национальный вопрос, который как раз к тому времени приобрел особенно актуальное значение. В частности, он разъяснил положение Программы партии 1903 года о праве наций на самоопределение, предусматривающее требование о самоопределении вплоть до отделения. Это, конечно, как подчеркивал и сам Ленин, вовсе не означало, что большевики рекомендуют или проповедуют отделение. Ленин писал, что пролетариат, “признавая равноправие и равное право на национальное государство... выше всего ценит и ставит союз пролетариев всех наций, оценивая под углом классовой борьбы рабочих всякое национальное требование, всякое национальное отделение” [31]. Но Ленин твердо стоял за то, чтобы населявшие Россию нации добились права на самоопределение вплоть до отделения от России и сами свободно решали, оставаться ли им в рамках единого государства или выделиться в самостоятельное государство.

Ленин был твердо за то, чтобы народы колоний получили право на самоопределение и отделение от метрополий. Это был лозунг свободы и независимости колоний, и он был куда весомее многих сентиментальных, но беспредметных речей об “уравнении прав” и “восстановлении гуманизма” по отношению к угнетенным народам.

Ведь европейская правая социал-демократия не выступала за свободу колоний и за право их отделения от метрополий — настолько она была привязана к империалистической политике буржуазии своих стран. Оппортунисты предпочитали разглагольствовать о “культурной автономии”, как это делали австрийские социал-демократы. Ленинские работы в этой области были крепким ударом и по правой социал-демократии.

Как и многие другие товарищи, я, например, еще до революции прочитал статьи Ленина по национальному вопросу, которые были напечатаны в журнале “Просвещение” в 1913—1914 годах. В марте 1918 года Шаумян опубликовал в Баку в “Известиях Совета рабочих и солдатских депутатов”, а также в “Бакинском рабочем” письмо Ленина к нему от 1913 года по национальному вопросу. Шаумян поместил рядом и свои комментарии к этому письму, подчеркивая, что “национальный вопрос является одним из важнейших вопросов нашей революции”, а также, что “взгляды, защищаемые нашей партией в настоящее время, в точности высказывались Лениным еще в 1913 году” [32]. В письме Ленина серьезной критике подверглись некоторые взгляды самого Шаумяна по национальному вопросу, в частности по вопросу о государственном языке.

Помню еще, какое сильное впечатление на всех нас в Баку произвела телеграмма Ленина Шаумяну от 14 мая 1918 года, в которой, высоко оценивая деятельность Шаумяна как чрезвычайного комиссара по делам Кавказа, Ленин писал:

“Мы и восторге от вашей твердой и решительной политики. Сумейте соединить с ней осторожнейшую дипломатию, предписываемую, безусловно, теперешним труднейшим положением,— и мы победим.

Трудности необъятны. Пока нас спасают только противоречия и конфликты и борьба между империалистами. Умейте использовать эти конфликты: пока надо научиться дипломатии” [33].

Призыв “научиться дипломатии” — это было что-то новое для нас, молодых коммунистов, в тот период революционной бури отметавших все “буржуазное”.

Само слово “дипломатия” мы третировали как недостойное революционеров. И вдруг — “научиться дипломатии”, использовать противоречия между империалистами! Хорошо помню, какое глубокое впечатление это тогда произвело. Но становилось с каждым днем очевиднее: став у руля государственного управления, Ленин не только учил других брать на вооружение дипломатию, но сам в совершенстве владел этим оружием, поставил его на службу интересам Советской страны и международного революционного движения, вносил в дипломатию неизвестные до того, присущие только социализму элементы и принципы.

И национальном вопросе жизнь выдвигала все новые и новые общие и частные проблемы. Дело постепенно шло к совершенно новому по своей форме и по своей сущности государственному образованию — союзу социалистических республик Все чаще то там, то здесь возникали споры вокруг поисков форм самоопределения, взаимоотношений между советскими республиками, понимания сущности многонационального государства, автономии отдельных народов, федерации и т. д.

По мере возникновении и проявления практических потребностей пролетарской революции, в ходе исторических событий Ленин непрестанно развивал свое понимание национального вопроса, уточнял программные требования и находил наиболее подходящие формы их разрешения.

В упомянутом выше письме 1913 года Шаумяну Ленин отрицательно высказался в отношении предложения Шаумяна о федерации как форме объединения населявших Россию наций, не желающих отделиться от нее. Видимо, он опасался, что такая форма может создать, в частности, помехи в развитии единой экономики. Однако после Февральской революции Ленин непосредственным образом ощутил небывалый и повсеместный рост национального сознания у народов, населявших Россию. Уже на I съезде Советов в июне 1917 года, в преддверии социалистической революции, Ленин, бичуя великодержавную шовинистическую политику эсеров и меньшевиков, провозгласил лозунг: “Пусть Россия будет союзом свободных республик” [34].

Это было новое, очень важное, поворотное ленинское слово в решении национального вопроса народов России.

Здесь истоки и того, что Советская социалистическая Россия в начале 1918 года была объявлена федеративной республикой. Высказанное Лениным еще в 1917 году предвидение нашло свое воплощение в создании Союза Советских Социалистических Республик — новой, невиданной в истории формы самоопределения наций, их тесного единения и братского сотрудничества на основах равноправия.

У нас на Кавказе довольно длительное время дебатировался вопрос о правомерности провозглашения независимых национальных советских республик. Коммунисты Баку уже весной 1919 года выдвинули лозунг создания независимого Советского Азербайджана, который был бы теснейшим образом связан с РСФСР, а также считали правильным, как я уже рассказывал, образование Компартии Азербайджана, которая входила бы и гостив РКП(б). Такие же соображения были пригодными, как нам представлялось, и для Грузии, и для Армении. Другие же партийные организации, объединявшиеся Кавказским крайкомом, как и некоторые члены крайкома, были против этого, считая, что-де такое решение вопроса может подорвать межнациональную сплоченность трудящихся.

Я привел примеры, более мне знакомые, чем другие, с целью показать, каким жгучим был национальный вопрос в то время, какие и вокруг чего шли споры, поиски. Примерно такого же порядка вопросы, подчас в еще более острой форме, возникали и к других районах страны. Ото отражалось и на ходе съезда коммунистических организаций народов Востока.

Очень острой, можно сказать, беспощадной критике подверглась в прениях деятельность Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП (б), неудовлетворительно работавшего во всех отношениях. Было видно, в каких тяжелых условиях шла работа в ряде губерний Поволжья и Урала, где в результате нашествия Колчака, чехословацкого корпуса, атамана Дутова и др. неоднократно сменялись власти.

Были очень резкие споры и столкновения взглядов выступавших. Чувствовалось, что налицо большой разнобой во взглядах при разрешении конкретных вопросов национальной политики, и дело дошло даже до создания группировок, занимавших непримиримые позиции. В частности, это касалось отношений между татарами и башкирами.

Я шел на съезд с лучшими представлениями о положении дел. Многое для меня явилось полной неожиданностью. Первые дни на съезде произвели на меня тяжелое впечатление. Но я был доволен тем, что многое узнал о фактическом положении дел в этих районах.

В числе других ораторов выступил и представитель московской группы азербайджанского “Гуммета” Исрафилбеков. Он, между прочим, сказал о моем приезде в Москву, а также о моем заявлении со ссылкой на мнение бакинских товарищей, что под флагом партии “Гуммет” не представится возможности успешно работать в Азербайджане.

Следует пояснить, что вскоре после приезда в Москву я имел встречи с Наримановым п другими активными работниками “Гуммета”, которые тоже были в то время здесь. Их я информировал обстоятельно о положении дел и задачах, стоящих и Азербайджане. Особенно подробно аргументировал выработанную у нас в Баку точку зрения о необходимости создания единой Компартии Азербайджана. Вопреки моим ожиданиям, они согласились с этим. Это упрощало решение вопроса.

В целом съезд явился хорошей школой для молодых национальных кадров народов Востока, населявших нашу страну, содействовал сближению и дальнейшей разработке важных вопросов национального строительства и взаимоотношений между нациями и представлял особую ценность благодаря новым, весьма назревшим и глубоким мыслям Ленина об особенностях и ходе революционного и национально-освободительного движения в странах, отставших в своем развитии.

* * *

Менее чем через год удалось собрать I съезд народов Востока, в котором участвовали уже и представители многих других стран. Решение провести этот съезд в Баку было принято в конце июня 1920 года Исполкомом Коминтерна и ЦК РКП (б). Было создано организационное бюро по подготовке съезда, в которое вошли Серго Орджоникидзе, Елена Стасова, Нариман Нариманов и я.

Это был съезд не только коммунистов, но и беспартийных, антиимпериалистически настроенных национальных деятелей, представителей широких масс трудящихся и их организаций. В нем приняли участие представители 37 национальностей, в том числе из Афганистана, Египта, Индии, Персии, Китая, Кореи, Сирии, Турции и других стран, треть из них не была коммунистами.

Съезд начал свою работу 1 сентября 1920 года. Накануне собрался Бакинский Совет, на котором было доложено о проведенной работе по подготовке к съезду. К вечеру заседание Совета подходило к концу, но так как ожидалось прибытие поезда с представителями Коминтерна и делегациями компартий ряда стран, то депутаты решили не расходиться и организованно встретить гостей. Ночью прибыл поезд. Все депутаты Совета, многочисленные рабочие делегации, несмотря на поздний час, пришли на торжественную встречу. Прямо с вокзала гостей привезли в театр, где возобновилось заседание Совета. Закончилось оно в пятом часу утра. Слушали приветственные выступления представителей Коминтерна. Собрание проходило с большим подъемом, говорили вдохновенно. Мы, бакинцы, гордились тем, что у нас, в пролетарской цитадели, через четыре месяца после победы Советской власти будет заседать съезд народом Востока

Съезд работал неделю и принял ряд важных решений, выразил солидарность с тезисами состоявшегося за месяц до итого II конгресса Коминтерна по национальному и колониальному вопросам. Были одобрены и вскоре опубликованы воззвание к народам Востока с призывом к борьбе против колонизаторов и воззвание к трудящимся Европы, Америки и Японии с призывом поддержать освободительное движение народов Востока. На съезде выступили представители компартий Европы и Америки: Бела Кун (Венгрия), Джон Рид (США), Томас Квелч (Англия), Россмер (Франция), представители многих народов Востока.

Ленин дал весьма высокую оценку этому съезду. В своей речи 15 октября 1920 года на совещании председателей уездных, волостных и сельских исполнительных комитетов Московской губернии, говоря о II конгрессе Коминтерна и съезде народов Востока в Баку, он отметил, что “это те международные съезды, которые сплотили коммунистов и показали, что во всех цивилизованных странах и во всех отсталых восточных странах большевистское знамя, программа большевизма, образ действий большевиков — есть то, что для рабочих всех цивилизованных стран, для крестьян всех отсталых колониальных стран является знаменем спасения, знаменем борьбы, что действительно Советская Россия за эти три года не только отбила тех, кто бросался, чтобы ее душить, но и завоевала себе сочувствие трудящихся во всем мире, что мы не только разбили наших врагов, но мы приобрели и приобретаем себе союзников не, по дням, а по часам” [35].

Joomla templates by a4joomla