Часть I
В апрельском номере журнала «Историк» (25 000 экз. основан и издаётся российским некоммерческим фондом ИСЭПИ), первые пять статей посвящены В.И. Ленину. «Лилипуты» и рады бы не вспоминать о 150-летнем юбилее «Гулливера», да люди о нём ещё не забыли. Поэтому по приказу правящего класса «одомашненные» учёные отвлеклись от корыта с грантами и… забурлил словесный понос.
Первая статья «Великий низвергатель», принадлежит перу доктора исторических наук В. Никонову.
1. «Фактически он [Ленин] придумал модель альтернативного развития человечества, отрицавшую всю предшествовавшую историю, заставил поверить в эту модель миллионы людей и воплотил свой замысел на значительной части поверхности земного шара. Но при этом сильно испугал оставшуюся часть планеты».
То, что не понимаешь всегда пугает. Вот только Ленин «сильно испугал» не «оставшуюся часть планеты», а «просвещённых» рабовладельцев: помещиков и капиталистов, развязавших Первую мировую войну ради установления «истины», кто имеет больше прав грабить колонии. Что касается «отрицания» большевиками «всей предшествующей истории», депутату Государственной думы от «Единой России», не стоит выглядеть глупее, чем он есть на самом деле:
«Когда здесь говорят, что социализм можно взять без выучки у буржуазии, так я знаю, что это психология обитателей Центральной Африки. Мы не представляем себе другого социализма, как основанного на основах всех уроков, добытых крупной капиталистической культурой»[1].
2. «Не будем забывать и о том, что именно Ленин стал творцом красного террора. Да, это было во многом ответом на белый террор. И можно вечно спорить, какой террор был первым и более страшным – красный или белый. Но бесспорно, что и тот и другой явились следствием ленинской революции и ленинской политики всеобщего изъятия собственности, разрушения Веры и провоцирования гражданской войны».
Здесь художественный свист бывшего секретаря ВЛКСМ переходит клеветнический визг. Когда это Ленин заявлял о «всеобщем изъятии собственности»? Изымалась частная собственность владельцев заводов, газет, пароходов и передавалась в общественные фонды потребления. В дальнейшем эти средства шли на бесплатное образование и повышение квалификации, на доступную медицину, на пособия, пенсии, стипендии, на оплату ежегодных отпусков, на бесплатные и льготные путёвки в санатории и дома отдыха, на содержание дошкольных учреждений, на ЖКХ и т.д. Но декану факультета государственного управления МГУ возводить напраслину не впервой. Он не может не знать, что красный террор – это сильно затянувшийся ответ на попытки вооружённых банд помещиков и капиталистов вернуть «своё» силой. Так что «вечно спорить, какой террор был первым» – в очередной раз грешить против истины. Утверждать, что «и тот и другой явились следствием ленинской революции» – заведомо извращать исторические факты.
Придя к власти в стране, истощённой бессмысленной мясорубкой на фронтах Первой мировой, большевики уже на следующий день приняли декрет об отмене смертной казни, намереваясь приступить к мирному строительству нового, социалистического общества. Победители не собираются мстить, не желают крови и новых потрясений, но поверженные паразиты, науськиваемые Антантой, готовили стране иное. Разоблачая их чаяния Ленин открыто и недвусмысленно излагает свою классовую позицию:
«Польза революции требует теперь суровой борьбы против саботажников, организаторов юнкерских восстаний, газет, живущих на содержании у банкиров. Когда Советская власть вступает на путь этой борьбы, господа «социалисты» из лагеря меньшевиков и эсеров со всех крыш кричат о недопустимости гражданской войны и террора. Когда ваш Керенский восстановил смертную казнь на фронте, это не был террор, господа? Когда ваше коалиционное министерство руками Корниловых расстреливало целые полки за недостаточное воодушевление в войне, это не была гражданская война, господа? Когда в одну только минскую тюрьму ваши Керенские и Авксентьевы засадили 3000 солдат за «вредную агитацию», это не был террор, господа? Когда вы душили рабочие газеты, это не был террор, господа? Разница только в том, что Керенские, Авксентьевы и Либерданы вкупе и влюбе с Корниловыми и Савинковыми практиковали террор против рабочих, солдат и крестьян в интересах кучки помещиков и банкиров, а Советская власть применяет решительные меры против помещиков, мародеров и их прислужников – в интересах рабочих, солдат и крестьян»[2].
Прикидываясь олухом царя небесного, бывший секретарь парткома КПСС истфака МГУ пустил слезу о «разрушенной Вере», прекрасно понимая, что любая религия оправдывает разделение на слуг и господ, консервирует в умах людей иллюзии о посмертном блаженстве, обслуживая интересы правящего класса в антагонистическом обществе. Члену экспертного совета Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму не лишним будет освежить в памяти произведения классика русской литературы, автора монографии «Последние дни императорской власти», Александра Блока:
«Почему дырявят древний собор? Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? Потому, что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью. Я сам помещик, знаю, что говорю... Я не сомневаюсь ни в чьём личном благородстве, ни в чьей личной скорби; но ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас не лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие». Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «чёрной» и «белой» костью, между «образованными» и «необразованными», между интеллигенцией и народом? Я обращаюсь ведь к «интеллигенции», а не к «буржуазии». Той никакая музыка, кроме фортепьян, и не снилась. Для той всё очень просто: «в ближайшем будущем наша возьмёт», будет «порядок», и всё – по-старому; гражданский долг заключается в том, чтобы беречь добро и шкуру; пролетарии – «мерзавцы»; слово «товарищ» – ругательное; своё уберег – и сутки прочь: можно и посмеяться над дураками, задумавшими всю Европу взбаламутить, потрясти брюхом, благо удалось урвать где-нибудь лишний кусок. С этими не поспоришь, ибо дело их – бесспорное: брюшное дело. Но ведь это – «полупросвещённые» или совсем «непросвещённые» люди; слыхали они разве только о том, что нахрюкали им в семье и школе. Что нахрюкали, то и спрашивается...»[3].
Выставляя церковников божьими одуванчиками, бывший заведующий сектором ЦК КПСС обходит вниманием неудобные факты о так называемой Русской православной церкви заграницей:
«Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали – к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Наконец-то наша вера оправдана!... Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это – продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., – но увы! – окончилась трагически, главным образом, вследствие предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевицком фронте. «Спасение всех», о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, – исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!»[4]
Можно подумать, что после объединения РПЦ и РПЦЗ в 2007 году, священноначальнички зарубежья прекратили профашистскую деятельность?
«На вопрос: «Был ли генерал А.А. Власов и его сподвижники предателями России?», мы отвечаем – нет, нимало. Все, что было ими предпринято, – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России. Германия рассматривалась «власовцами» исключительно как союзник в борьбе с большевизмом, но они, «власовцы», готовы были, при необходимости, противостоять вооруженной силой какой бы то ни было колонизации или расчленению нашей Родины»[5].
В Москве на территории храма Всех Святых установлена памятная плита «генералам российской императорской армии», в том числе нацистским пособникам: Краснову и Шкуро, осужденным за военные преступления и повешенным по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. А перед 75-летием Великой Победы, по центральному телевидению прозвучала мысль о необходимости установки памятника Краснову. Совпадение? Не думаю.
Именуя клевретов Гитлера героями, Синод РПЦЗ продолжает выдавать карателей за рыцарей без страха и упрёка:
«Мы вновь и вновь с упованием призываем – не в свете политическом, но ради обретения духовной преемственности... распрощаться с символами богоборчества, избавляться от былого прославления убийц названиями городов и сел, улиц и площадей, станций и парков; призываем убрать с центральной площади страны тело того, с кем связано становление богоборческой власти, принесшей в жертву своей идеологии миллионы жизней»[6].
Закрывая вопрос о «разрушенной Вере» обратимся к официальным документам. Согласно отчету обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева в 1901 году в России функционировало 25 282 церковных прихода. В 1926 году их насчитывалось уже 28 743.
3. «Наша многострадальная Родина потеряла по воле Ленина миллионы жизней».
Что же Никонов не проронил ни слова о страшных ленинских злодеяниях, занимая высокую должность советника Президента СССР? Допускаю что времени не было – почуяв «смену вех» партийный функционер лихо переметнулся в «демократический» стан используя нюх на конъюнктуру для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. По воспоминаниям начальника внешней разведки СССР Леонида Шебаршина, в 1991 году «перекрасившийся» Никонов активно поддерживал линию США на развал собственной страны:
«Бейкер очень дипломатично и твёрдо разъяснил, что России не должно быть позволено притязать на чрезмерную долю при разделе наследства бывшего СССР. Господин Бакатин дипломатично, но с энтузиазмом принял этот тезис. Помощник господина Бакатина господин Никонов, сидящий за тем же столом, одобрительно улыбнулся: Россия должна раз и навсегда расстаться с великодержавными амбициями. Помощник председателя КГБ Никонов – прелюбопытная фигура. В отличии от советника председателя господина Калугина, он практически неизвестен публике. Вячеслав Алексеевич Никонов молод, презентабелен, гибок и вежлив. На работу в КГБ, к Бакатину, пошёл волонтёром. Он доктор наук, с хорошей родословной – внук Вячеслава Михайловича Молотова, несомненно превосходит своего шефа в интеллектуальном отношении и, говорят понимающие люди, является генератором его идей»[7].
Одну из «идей» председатель Межреспубликанской службы безопасности (так пришедшие к власти демократы переименовали КГБ) В. Бакатин и его советник В. Никонов воплотили в жизнь, передав американскому послу Р. Страуссу схему прослушки в новом здании посольского комплекса. Сколько миллионов жизней потеряла «наша многострадальная Родина» по воле подобных господ – вопрос риторический...
4. «…я затрудняюсь назвать другого правителя, который бы подвел научную базу (учение о диктатуре пролетариата) под массовое истребление огромной части населения собственной страны – по идеологическому и социальному принципу. Тотальный террор против «эксплуататоров» и «врагов трудового народа» – изобретение Ленина. Сталин, Мао, Пол Пот будут в этом отношении эпигонами».
Закавычив эксплуататоров и врагов трудового народа, председатель Комитета Государственной думы по образованию намекает что их и не было вовсе. Ни контрреволюционеров, ни саботажников, ни иностранных шпионов, ни эсеров-террористов, ни монархистов вкупе с вооружёнными до зубов помещиками и капиталистами. Если принимать диктатуру пролетариата за «научную базу» террора, то как тогда рассматривать буржуазную диктатуру в сегодняшней России, где экономический террор длится без малого 30 лет, а ежегодная убыль населения в несколько сот тысяч человек – печальный факт.
Автор 900 научных работ и монографий «затрудняется назвать другого правителя»? Так давайте ему напомним про Петра I:
«...Ходить по тем городкам казацким и деревням, которые пристанут к воровству, и оныя жечь без остатку, а людей рубить, а заводчиков – на колесы и колья, ибо сия сарынь (сброд, нелюди) кроме явной жесточи не может унята быть»[8].
«Один только отряд Долгорукого уничтожил 23,5 тысячи казаков мужского пола, – женщин и детей не считали. Мало того, православный царь не постеснялся натравить на казаков орды калмыков. Калмыки резали всех подряд, но, в отличие от князя Долгорукого, не вели учета своим жертвам. И ещё не убивали женщин, а уводили их с собой. За все века предшествующей истории казацкий народ не знал столь чудовищного нашествия. Верхнее и большая часть среднего течения реки Дон в буквальном смысле обезлюдели: в некогда цветущих, а теперь сожженных станицах белели только казацкие кости»[9].
Стоит вспомнить и про ныне прославляемого Колчака, приказывающего уничтожать целые сёла, жители которых сочувствовали большевикам. Это ли не «массовое истребление по идеологическому принципу»? Или декан факультета государственного управления МГУ способен как-то опровергнуть главу Временного правительства А.Ф. Керенского:
«...нет преступления, которого не совершили бы агенты Колчака... В Сибири имеют место не только случаи казни и пыток, но часто все население деревень подвергается порке, не исключая учителей и интеллигентов... Благодаря Колчаку общественная и экономическая жизнь в Сибири была уничтожена…»[10].
5. «…он добился деиндустриализации, культурной и моральной деградации, уничтожил или изгнал значимую часть интеллектуальной и культурной элиты. Отмена собственности привела к моментальному разорению всех, кто не успел вывести деньги за границу. При этом у большинства собственников – особенно в деревне – опции спасти свои сбережения и собственность просто физически не было. Промышленность осталась без сырья, топлива, сбыта, капиталов. Отток капиталов из страны был трудноизмерим. Численность рабочего класса резко упала, как и его жизненный уровень».
Этот каскад примитивной лжи невозможно списать на затмение разума или временное помешательство. Или почётный профессор Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко что-то может возразить на тот факт, что дореволюционная Россия как самая бедная и безграмотная страна Европы полностью зависела от иностранного капитала? Что все крупнейшие банки и промышленные синдикаты либо напрямую, либо через посредников принадлежали английской, французской, немецкой и прочей иностранной буржуазии? Вековая отсталость Российской империи, политическая, экономическая и культурная привела к поражению в русско-японской войне, к революции 1905 года и голоду. Едва оправившись от этих потрясений, Россия – страна «второго эшелона» мирового капитализма, была втянута в Первую мировую войну, а к её концу являлась бесповоротным банкротом по всем направлениям внутренней и внешней политики.
Касаемо «интеллектуальной и культурной элиты», то её состояние и «непреходящую» ценность хорошо описывали классики русской культуры, которых никак нельзя причислить к сторонникам коммунизма:
«Интеллигенция – это презренная клика, которой через несколько десятилетий и помину не будет… Они только повторяют то, что Европа сказала, сами своим умом не думают. Я получаю письма от интеллигенции: одни глупости пишут, а нынче получил два письма от мужиков – полны смысла»[11].
«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую. Не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из её же недр»[12].
«К русскому народу они питали лишь одно презрение…, воображая и веруя в то же время, что любят его и желают ему всего лучшего. Они любили его отрицательно, воображая вместо него какой-то идеальный народ, – каким бы должен быть, по их понятиям, русский народ. Этот идеальный народ невольно воплощался тогда у иных передовых представителей большинства в парижскую чернь девяносто третьего года»[13].
На «философских» пароходах и поездах большевики отправляли в «буржуазно-демократическую даль», не «значимую часть интеллектуальной и культурной элиты», а наиболее одиозных богословов и мракобесов вроде Ивана Ильина, Николая Бердяева, Николая Лосского и Сергея Булгакова. Тех, кто не мог или не хотел понять, что человеческое сознание – это отражение объективных вещей и явлений, следовательно, объективно существующее – первично, а субъективное – вторично. Тех же из «образованного сословия», кто рискнул восстать против народной власти, сурово карали, а по закону военного времени порой и казнили. Но это не коммунистическое изобретение, поскольку буржуазная диктатура в критические моменты без всяких раздумий проливала реки крови.
6. «Годы правления Ленина с точки зрения чистой статистики были самыми разрушительными в истории России: сокращение экономики в пять раз, промышленного производства – в десять раз. Такого не было никогда. Соотношение факторов Гражданской войны и собственно политики большевиков в провале экономики трудно определить. Однако заметим, что и сама Гражданская война стала во многом порождением политики большевиков. При этом даже в самую страшную войну – с нацистской Германией, куда более масштабную – экономика сокращалась максимум вдвое. Все ленинские экономические новации имели катастрофические последствия и были потом опровергнуты жизнью и им самим».
«С точки зрения чистой статистики», члену экспертной группы по разработке предвыборных документов для Ельцина, стоит погрузится в разрушительные итоги постсоветского бытия и сделать соответствующие выводы, а не выдавать поклёп на Ленина за объективную реальность. Если доктор исторических наук перестанет трактовать исторические факты как изолированные друг от друга события и поставит себе задачу разобраться, а не опорочить, то возможно он поймёт, что Октябрьская революция – это следствие Первой мировой войны. Царь ввергнул страну в бойню потому, что других способов ликвидировать экономическую отсталость полуфеодальной империи не существовало. Нужны были новые технологии, новые рынки сбыта, новые инвестиции, Босфор и Дарданеллы, в конце концов, для быстрого и беспошлинного вывоза сырья. И когда этот план Николая Кровавого провалился Ленину досталась страна, лежащая в руинах. Поэтому «все экономические новации» большевиков исходили из необходимости восстановить народное хозяйство в условиях интервенции и Гражданской войны.
Военный коммунизм был необходим для централизации производительных сил и организации производственных отношений в обществе, перешагнувшем ступень эксплуатации человека человеком. Комплексная программа ГОЭЛРО – грандиозный план электрификации всей страны, внедрялся с целью инновационного рывка в интересах грядущей индустриализации. НЭП – «брестский мир» с крестьянством, объективно не готовым в силу частнособственнических пережитков к социалистическим отношениям и плановой экономике, позволил сгладить это противоречие, укрепить новый строй, высвободить ресурсы и сосредоточиться на решении задач культурной революции, задач подготовки необходимых кадров. Все эти устремления увенчались успехом. Ленин и большевики за пять лет совершили невозможное, подняв уровень экономического, культурного и военного потенциала СССР до небывалых высот.
На фоне почти тридцатилетних пиар-усилий нынешней власти, интересы которой обслуживает депутат «Единой России», достижения большевиков являются такой вершиной, которую нынешняя РФ не может себе представить в самых смелых фантазиях, не то что достичь.
7. «Ленин, пусть не сразу, постарался совместить свои цели построения мировой социалистической империи с геополитическими интересами России, воссоздав последнюю в виде Советского Союза. Однако он же выступил и разрушителем, предложив такую формулу Союза (с правом выхода из него всех желающих), которая в конечном итоге и взорвала СССР».
Повторяя очевидную глупость гаранта ельцинской конституции и получив орден II степени «За заслуги перед Отечеством» из рук Путина, «за большой вклад в развитие российского парламентаризма и активную законотворческую деятельность», Никонов избегает упоминать о «Беловежском соглашении» и последующем изречении своего патрона Ельцина: «Берите суверенитета сколько проглотите». Выходит, что СССР «взорвал» ни Ленин, предложивший «всей коммунальной квартире» из угнетённых народов бывшей империи, отношения на паритетных началах, а инспирированные в конце 80-х цеховиками и партбилетчиками националистические войны. Именно по их итогам «нувориши», сросшиеся с криминалом и западным капиталом, разрушили, ограбили и распродали достояние страны, удержавшись на её обломках силой оружия и безудержного вранья.
Напялив на себя «шапку Мономаха», заморочив электорат баснями о «справедливом» буржуазном устройстве, о «народовластии», они плюют на интересы общества, преследуя единственную цель – чистоган.
8. «Ленин создал глобальную сеть коммунистических партий, не только подрывавших устои всех государств-противников, но и поддерживавших политику Советского Союза. Но сделал невозможным нормальное партнерство с этими государствами».
Сейчас это «нормальное партнерство» можно лицезреть воочию. Буржуазная диктатура в России обложенная санкциями и окружённая со всех сторон базами НАТО, борясь с конкурентами до последнего пенсионера, мало чем отличается от западных гиен. Так же обирает, издевается, глумится и промывает мозги избирателям, год за годом рассказывая сказки о будущей сытой жизни, понося Ленина за «разжигание» классовой розни, возлагая на него вину за все трагедии XX века.
Хитро перемешивая ложь с правдой лицемерные петрушки исторических наук заставляют трудящихся смириться и принять главный слоган буржуазной власти: «Государство вам ничего не должно!».
Взаимный животный страх – вот что такое «нормальное партнерство» в мировой капиталистической системе, где жизнь организованна по принципу: сегодня сдохнешь ты, а завтра я и после нас – хоть потоп.
9. «Ленин постоянно напоминает о том, что он «живее всех живых». Последствия его политики расхлебывают и преодолевают люди не только в России, но и за ее пределами».
Один из первых доморощенных «расхлебателей», весьма уважаемый среди эксплуататорского класса, бывший первый секретарь Свердловского обкома КПСС так высказывался при СССР о творце и главе первого в мире социалистического государства:
«Жизнь В.И. Ленина – это титанический подвиг во имя освобождения человечества. Его идеи, его мысли воплощаются в жизнь теми, кто строит сегодня новое общество. Имя Ленина бесконечно дорого нам, уральцам»[14].
От него не отставал и главный коллега по «преодолению»:
«Мы теперь поняли, что Ленин требует полного, всеохватывающего, а не выборочного изучения – во всем богатстве его творчества»[15].
Теперь эти негодяи – достойнейшие люди, подарившие нам свободу и приватизацию, но на самом деле они достойны друг друга.
Но можно ли ожидать иного, если главное условие так называемой свободы слова в РФ – антикоммунизм. Он многолик и всеяден и на вооружении у господина рынка состоят лениноеды всех мастей и расцветок, действуя по формуле: «выдумывай, лги, клевещи, глядишь кто-то воспримет за правду, а нашим хозяевам только того и надо».
Зная о своей безнаказанности в таком же ключе орудует и бывший коммунист Вячеслав Никонов – зацикленный антисоветчик и распространитель антикоммунистических легенд, предатель своего знаменитого деда, намеренно тиражирующий мифы и заблуждения о Ленине с единственной целью – закрепить нынешнее полуколониальное положения страны. Ответим ему и прочей челяди капитала, словами В.И. Ленина: «Не выйдет, господа».
Читайте нашу новую книгу о В.И. Ленине — Жизнеописание красного вождя.
Примечания:
[1] Ленин В.И. ПСС. Т. 36. С. 272.
[2] Ленин В.И. ПСС. Т. 36. С. 185-186.
[3] Блок А.А. «Поэзия, драмы, проза». ОЛМА Медиа Групп, 2001. С. 655.
[4] https://vk.com/@vault_eight-tri-blagosloveniya-gitlera-iz-ust-svyaschennikov-rpcz-v-1941
[5] https://www.bbc.com/russian/russia/2009/09/090909_vlasov_church_traitor
[6] http://www.ng.ru/facts/2017-06-21/11_422_rpc.html
[7] https://goo.su/11VQ
[8] https://rugrad.eu/communication/blogs/Kazaki/ataman-bulavin-vosstanie-obrechennykh/
[9] Широкорад А.Б. «Тысячелетняя битва за Царьград». С. 109.
[10] Цит. по: Литвин А.Л. «Красный и белый террор в России: 1918-1922 гг». С. 441.
[11] Толстой Л.Н. цит. по: Маковицкий Д. П. «Яснополянские записки». С. 25.
[12] Чехов А.П. цит. по: Яковлева А.В. «Кто Вы, доктор Чехов?». С.96.
[13] Достоевский Ф. М. «Дневник писателя». Т.21. С.9.
[14] Ельцин Б.Н. цит. по: Чебыкин В.А. «Фальсификация ленинского образа». С. 78.
[15] Горбачёв М.С. Собрание сочинений: Март-май 1990. Т. 19. С. 278.
https://hoochecoocheman.livejournal.com/372228.html