В. Н. Каюров ПО ПОВОДУ ОДНОГО ДОКЛАДА В. И. ЛЕНИНА
(май 1917)
Доклад тов. Ленина 8 мая 1917 года — это его первое открытое выступление в среде пролетарской массы Петербурга о программе и задачах партии. Среди присутствующих партийцев, главным образом рабочих, находилось немало беспартийных. В среде беспартийных много было солдат-фронтовиков.
Интерес к докладу и главным образом к тов. Ленину был чрезвычайно велик. Имя Ленина тогда склонялось по-всячески. Ленин не сходил с языка у петербуржцев всех слоев населения. Одни имя Ленина произносили с любовью и гордостью, другие — с величайшей ненавистью, но посмотреть и послушать хотели все.
К 5 часам к большому залу Морского корпуса (что на Васильевском острове) начала собираться публика. К пяти с половиной часам образовалась очередь в 3—4 тысячи человек, вызывающая у обывателей необыкновенное любопытство...
Наконец большой вмещавший в себя до 6—8 тысяч человек, был битком набит. «На другой день стало известно, что пол в этом здании дал трещины, не выдержав излишней нагрузки в несколько тысяч человек.)
Во время всего доклада, продолжавшегося около двух часов, тишина в зале была необычайная. Владимир Ильич говорил с большим подъемом и убедительностью. 6—8 тысяч человек слушали два часа стоя...
— Посмотри на публику,— шептал мне товарищ, старый партиец Митя Павлов,— как вытянулись у всех лица.
— Действительно,— отвечаю ему,— вытянешься, когда тебя как обухом по голове бьют.
— Да, говорит о большом, мирового значения вопросе, а как просто и понятно,— продолжали шептаться.
— ...Капитализм достиг высшего развития,— говорил Владимир Ильич,— десяток капиталистов Америки диктуют свою волю всей государственной системе...
Капиталисты Германии, Англии, Франции переросли самих себя. Им не хватает рынка в собственной стране. А потому они ищут рынков вовне... Конкуренция между капиталистами привела к величайшей войне 1914 года. Можно ли надеяться на то, что эта человеческая бойня есть последняя? Ясно, что нет. Победители при дележе добычи постараются не обидеть себя, захватят лучшие куски. А побежденные и обделенные начнут готовиться к реваншу, чтобы, в свою очередь, стать победителями и забрать лучшие куски и добычи и т. д.
...Вот почему наша большевистская партия призывает к решительной борьбе против капиталистического мира, к его ниспровержению (воспроизвожу по памяти.— В. К.).
Речь Владимира Ильича кончилась. Объявлен перерыв. Публика делится между собой впечатлениями от доклада. Около меня стоят два попа. Обращаюсь к одному с вопросом:
— Как вы, отец, смотрите на Ленина и существо его доклада?
— Доклад очень хороший и программа его заманчивая, да едва ли это возможно,— ответил поп.
— Гм...
Перерыв кончился. Ильич снова на трибуне.
На трибуну передается множество записок. На записки отвечает Владимир Ильич. Отвечает опять убедительно и подробно. «Да в Германии так же, как и у нас в России, скоро, может, очень скоро будет революция. Германский народ, германский рабочий так же измучен войной, так же голодает, как и у нас. Другого выхода из этого положения там нет»,— отвечает Ильич на одну записку солдата.
Наконец Ильич, усталый, садится. И вот тут происходят потрясающие картины: какой-то солдат, прибывший с фронта, наслушавшийся и начитавшийся разных сплетен о предательстве Ленина немцам, берет слово и начинает говорить: «Я прослушал тов. Ленина и убедился в правоте большевистской партии. Сказав нескольку слов, он снимает с себя Георгиевский крест, полученный им за храбрость, передает его на трибуну с просьбой принять его на газету «Правда», хотя призыва к этому в этом зале не было. «Вот все бы отдал, да нечего больше — все богатство мое в этом кресте,— говорит он.— Продолжайте ваше дело, а мы будем помогать».
Затем то же делает другой солдат и еще и еще... Небывалый энтузиазм охватил собравшихся. В результате были собраны сотни крестов, медалей, деньги, золотые кольца и пр.
Вот откуда начался массовый приток в «Правду» не только деньгами, но и вещами. Вот откуда появились тысячи крестов и медалей, о которых публиковалось в 52-м номере «Правды», то есть на третий день после выступления Владимира Ильича.
В тот же день большевики заполучили сотни новых друзей из среды героев империалистической войны, тысячи рабочих вновь получили подтверждение в правоте идеи большевистской партии.
— Пробил все-таки черепа, достал до мозгов,— смеясь, говорил мне тогда мой товарищ.
В фонд «Правды» за две недели после объявления собрано было больше того, что намечалось «Правдой».
Правда. 1929. 20 января
КАЮРОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1876—1936) — государственный и партийный деятель. Член партии с 1900 г. Работал на заводах в Нижнем Новгороде и Петрограде. Участник первой российской революции 1905—1907 гг. После Февральской революции 1917 г.— член Выборгского комитета РСДРП (б), член Исполкома Выборгского районного Совета и секретарь Выборгского районного Совета. Организовывал охрану В. И. Ленина во время его публичных выступлений. В июльские дни 1917 г. переправлял Ленина с Петроградской стороны на Выборгскую, укрывал его в своей квартире. Летом 1918 г. возглавлял продовольственный отряд в Казанской губернии; с августа 1918 г.— заместитель начальника политотдела 5-й армии Восточного фронта. В 1920 г.— особоуполномоченный Сибревкома. С 1921 г.— на хозяйственной и партийной работе, с 1926 г.— в Институте В. И. Ленина, Истпарте, Центральном партийном архиве. В 1932 г. постановлением коллегии ОГПУ вместе с членами «Союза марксистов-ленинцев» был привлечен в несудебном порядке к уголовной ответственности с назначением различных мер наказания. Необоснованно репрессирован. Реабилитирован посмертно.