К. С. Еремеев
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ «ИЮЛЬСКИЙ ПОГРОМ 1917 ГОДА»
Работая в редакции «Правды», я проводил там день и ночь. Слишком кипели события, и отлучиться было нельзя. До июльских дней редакционная работа дружно шла своим чередом. Обыкновенно к часам 11 утра уже являлись все сотрудники. Владимир Ильич приезжал обыкновенно к полудню или немного позже. Затем являлись товарищи Зиновьев, Каменев, иногда еще кто-нибудь. Обсуждались и писались статьи, составлялся номер. По их уходе я сводил номер и затем ночью верстал его. Но в эти дни тревога улицы вливалась и к нам, подымая настроение.
Однако в редакции становилось небезопасно. На улицах бродили уже по вечерам контрманифестации. Надо было обезопасить редакцию. Я опять затребовал в Военной организации прекращенный было караул, и в мое распоряжение стали присылать 12 солдат при унтер-офицере дежурить на ночь, с 6 часов вечера до 6 часов утра,— это время было наиболее опасное, когда могли помешать выпустить номер. Я установил посты часовых, всего четыре поста и сигнализацию тревоги. И сам я работал в типографии, что называется, при полной амуниции, и не раз приходилось брать винтовку и выходить на улицу при приближении горланящих черносотенных банд, следующих по набережной Мойки.
Не помню точно, когда Владимир Ильич был в последний раз в редакции. Помню только, что в один из тревожных дней мы его уже не ждали, так как проезда на улицах почти не было, а кое-где слышались беспорядочные выстрелы. Мария Ильинична1, которая была у нас секретарем редакции, тоже полагала, что он не приедет, и даже принесла с собой его статьи и другой материал. Однако вдруг часу в третьем дня Владимир Ильич явился и рассказал, что он на извозчике ехал кружным путем и с большими затру дне ниями, а до редакции так извозчик и не мог довезти, пришлось пройти пешком Это и хорошо, что пришлось пройти пешком: и незаметно, что кто-то приехал в редакцию, и с интересом послушал, как ораторствуют в кучках, говорил Владимир Ильич.
Он занялся статьями, а через некоторое время явилась Анна Ильинична2 и с тревогой справилась, здесь ли Владимир Ильич? По их просьбе, да и по собственному убеждению, я стал уговаривать Владимира Ильича не бывать некоторое время в редакции, обещая два раза в день посылать ему все интересные материалы, а также записочку о происшествиях, которые мне станут известны.
— Посмотрим, посмотрим. Так и сделайте, если будет нельзя попасть в редакцию,— сказал он и шутливо добавил: — Да вот что... Если Лев Борисович3 опять вас снимать будет — вы не очень поддавайтесь.
— Ну, если ЦК пришлет снять, тут ничего не поделаешь.
— Я не говорю ЦК. Ведь снимал же вас Лев Борисович?
— Да, снимал.
— Я и говорю: не очень поддавайтесь. Не поддавайтесь,— повторил он, хитро улыбаясь.
Я засмеялся и сказал, что теперь уж, с его разрешения, не поддамся. Вероятно, это и был последний раз, когда он был в редакции4.
Правда. 1927. 17 июля
Примечания:
1. Марья Ильинична Ульянова - сестра Ленина.
2. Анна Ильинична Ульянова-Елизарова - сестра Ленина.
3. Лев Борисович Каменев — редактор «Правды». Ред.
4. В. И. Ленин заезжал в редакцию в ночь с 4 на 5 (с 17 на 18) июля 1917 г.. незадолго до ее разгрома. Ред
ЕРЕМЕЕВ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ (1874—1931) — государственный и партийный деятель, рабочий. Член партии с 1896 г. В 1904 г. бежал из ссылки за границу. В Женеве познакомился с В. И. Лениным. После Февральской революции 1917 г.— член редколлегии газеты «Правда», член Русского бюро ЦК РСДРП (б), в июле 1917 г. скрывался в подполье, в августе уехал на Северный фронт вести большевистскую агитацию, член Военной организации при ЦК РСДРП (б). В октябрьские дни — член Петроградского ВРК, один из руководителей штурма Зимнего дворца.