Ф. Ф. Образцов В СМОЛЬНОМ И В КРЕМЛЕ
Уездное продовольственное собрание выдвинуло меня в Тверь на губернское собрание. Там один кулак поспорил со мной и сказал: «Как раньше в России было при Николае, так и теперь — не дойти вам до вашего царя». Я об заклад с ним бился по пятьдесят рублей, что к нашему правительству дойти можно. Из Твери я поехал в Петроград увидеть Владимира Ильича.
Представив документы Горбунову, сказал о главной причине моего приезда — посылка волостными и сельскими съездами увидеть Ленина, поговорить, спросить его, за крестьян он или против. Обратился я с усерднейшей просьбой, как приехавший за 700 верст от имени четырех волостных съездов и многих сельских просить Ленина: доверяться мужичкам этому правительству или нет? Взял Горбунов мои документы и сразу же пошел к Ленину. Минуты через две возвращается и заявляет:
— Владимир Ильич через десять минут вас примет1. Подождал я немножко — этот же Горбунов отворяет дверь и говорит:
— Пожалуйте.
И ведет меня по просторному залу — длинный, длинный зал в Смольном. Навстречу идут трое. Владимир Ильич подает мне РУку.
— Вы товарищ Образцов? Отвечаю ему:
— Я, товарищ Ленин.
Он подходит к столику, облокотился рукой. Я вижу, что с ним придется поговорить, осмелился подать ему стул и себе взял стул — так уж очень быстро у меня вышло. Тогда он сел на стул и задал мне вопрос:
— По какому делу, товарищ Образцов, приехали?
Я товарищу Ленину сказал:
— От имени четырех волостных съездов и многих сельских, как видно из моих мандатов, послан выразить вам, как главе правительства, благодарность. Крестьяне велели через меня спросить, будет ли рабочее правительство и крестьянским правительством?
А потом рассказал, как с кулаком об заклад бился, на что товарищ Ленин очень смеялся. Товарищ Ленин спрашивал о крестьянской жизни, даже все до мелочей. Спрашивал, как женщина в политическом отношении? Было говорено-то много, да ведь тут не выразить всего того. Когда время подошло прощаться, он подал мне руку и говорит:
— Товарищ Образцов, вы останьтесь здесь, в Петрограде, у нас есть работа, вы нужны будете.
Я ему ответил:
— Товарищ Ленин, нужно дать отчет, так как я с губернского съезда приехал.
Он говорит:
— Тогда поезжайте, вот вам неделя сроку.— И тут же добавил: — За неделю сможете управиться?
Я сказал, что сделаю.
Как раз через неделю явился к нему. Он пишет письмо товарищу Свердлову приспособить меня при Центральном Исполнительном Комитете, так как товарищ Образцов производит прекрасное впечатление. В первую очередь дать ему возможность проявить себя в массах на агитации. А на записочке, чтобы я не заблудился, пометил: 2 этаж, комната 39. Здесь товарищ Свердлов занимался 2.
Теперь о другой встрече — третьей. В Васютине и Заболотье я был организатором коммунистической ячейки, организовал 25 человек. И моя же была здесь инициатива построить Народный дом имени Ленина на пожертвования и свой труд. Организована была библиотека из двух тысяч томов — у местных лесопромышленников конфисковали. К несчастью, дом сгорел от временной печи при усиленной топке, когда обучали здесь красноармейцев, во время нахождения Советов в огненном кольце.
Пожар Народного дома принес большое горе Васютинской коммунистической организации. Надумали вновь его построить, с помощью правительства. Отправили меня к товарищу Ленину с просьбой о помощи на постройку.
Приехал к товарищу Ленину3. Объяснив, в чем дело, указал желание коммунистической ячейки. Товарищ Ленин пишет указание в губернию: дать средства и лесу. Товарищ Ленин спросил, есть ли у нас вблизи лес. Я сказал, что рядом корабельная дача в 200 тысяч десятин.
Товарищ Ленин говорит:
— А как бы доставлять оттуда в Питер и в Москву материал лесной?
Я сказал, что неудобство заключается в том, что нет прямого пути, сначала сплав, а дальше лес идет на Рыбинск с погрузкой на железную дорогу. Товарищ Ленин говорит:
— А если бы построить железную дорогу? Я ему ответил:
— Постройка железной дороги со станции Малышево до станции Пестово 80 верст пройдет в центре корабельной дачи. Тогда вполне понятно, что Петроград и Москва будут обслужены лесными материалами.
Товарищ Ленин берет памятную книжку, пишет с моих слов нахождение этой дачи, линии проведения железной дороги и добавляет:
— Постараемся построить.
Товарищ Ленин спросил еще, далеко ли город Весьегонск от нас и бываю ли я там иногда. Я сказал, что это наш родной город и бываю частенько.
— Не знаете ли там товарища Тодорского?
— Большого знакомства не имею, но знаю.
— Что он, питерский рабочий?
— Товарищ Ленин! Он сын священника! Ленин удивился.
Я ему сказал, что Тодорский не разделяет взглядов отца. Ленин ответил:
— Да, я знаю. Читал его книжку «Год — с винтовкой и плугом». Когда будете в Весьегонске, зайдите к нему и передайте ему мою ^благодарность.
По приезде домой по делам постройки Народного дома я сразу поехал в Весьегонск, чтобы выполнить наказ товарища Ленина. Нашел Александра Ивановича Тодорского, он в то время был членом уездного исполнительного комитета и редактором газеты. Рассказал ему о беседе с Лениным, показал записку Ленина о помощи в постройке нового Народного дома. Товарищ Тодорский, заметно, был в великом смущении. Несколько раз пришлось мне повторять ему те слова Ленина, которые к нему относились.
У меня сложилось такое впечатление, что товарищ Ленин — друг и товарищ. Принимал всегда просто и любезно. Выявлял такую доброту, которую я не встретил ни от матери, ни от отца, ни от моего деда. Это выше всякой отцовской приветности. И такая, понимаете ли, простота, что доходят до всех. Это мой вывод. За все время, сколько я был раз принят, не заметил, чтобы на его лице когда-либо было недовольство.
Бывал я на общих собраниях с Лениным, где пришлось наблюдать его выдержку, слушать его речи. Когда он говорил об опасности, думалось: вот все погибло, непоправимо. А когда он начинал говорить, какие нужно принять меры, то уже кажется, что мы непобедимы. И вот все расходятся, говорят между собой: сказал правду, но и закалил нас — знаем, что делать и как поступить.
Слова его действовали, как электричество, понимаете...
Лазебников А. Их знал Ильич М., 1967. С. 75—79
Примечание:
1. В. И. Ленин принимал Ф. Ф. Образцова в ноябре—декабре 1917 г. два раза. Ред.
2. См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 50. С. 5.
3. В. И. Ленин принял Ф. Ф. Образцова 3 января 1919 года. Ред.
ОБРАЗЦОВ ФИЛИПП ФЕДОРОВИЧ (1879—1937) — крестьянин деревни Васютино Лопатинской волости Весьегонского уезда Тверской губернии. Работая на фабрике Морозова в г. Богородске (ныне г. Ногинск), участвовал в революционном движении, за что в 1915 г. был уволен и выслан из города. В конце 1917 г. и начале 1918 г. по направлению В. И. Ленина работал в Смольном агитатором. Затем — член и председатель исполкома Бежецкого уездного Совета. В последующие годы — на руководящей советской работе, был народным судьей.