Комментарии авторов сайта:

Ставим спец подборку писем под руководством этих организаций: ISTITUTO ITALIA№ PER GLI STUDI FILOSOFICI, ECOLE DES HAUTES ETUDES EN SCIENCES SOCIALES, MAISON DES SCIENCES DE L’HOMME. И непосредственным руководством (это указано на титульных листах): Franco Venturi, Michael Confino, А.В.Сурин, Moshe Lewin, Eugene Zaleski, Riccardo Picchio. Координация: Andrea Graziosi.

Вообщем читая, помним – кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Цель публикации – создать определенное мнение – а ты не ведись. Думай. Помни про время, окружение, цели и результат. Помни про 1991 год.

Помни слова Ленина – «От того, что началась революция, люди не стали святыми»

Для примера, чтобы показать лицо (морду) составителей сборника приводим выдержки из комментов: «в 1919 году большевистское руководство, почувствовав силу, предприняло ряд крупномасштабных акций по собиранию земель «рассыпавшейся» империи».

Ни составителям, ни тем более их буржуйским хозяевам не нравится: «силовой замены национальных режимов советским». Это полностью противоречит мифологии о большевиках – разрушителях империи.  Тогда нам начинают доказывать, что большевики неправильно собирали страну, не либерально и недемократически, нарушая права мировых буржуев и их ЛАКЕЕВ интеллигентов.

Эти же лакейские уши выглядывают из-за каждого выдранного из общего архива письма. Более того, то, что надо ставить в заслугу например, Сталину – ставится ему вину!

Мало того, имея аж три редколлегии – российскую (???), французскую и итальянскую – составители умудрились наляпать в СОБСТВЕННЫХ текстах кучу орфографических ошибок. Например в примечаниях к письмам: док № 31напечатано слово «Агенство», док 61 – «Воссстания», док 78 – «Военых», док 108 – «офицальных», док 161 – «затраков» и т.д. Повторяю, это не оговоренные «ошибки» в письмах, а собственный текст составителей. Что, так спешили освоить полученные гранты?

И эти «прохфесора» еще смеют в комментариям к письмам издеваться над грамотностью большевиков. Не лучше ль на себя кума оборотиться?

Мы не боимся правды, мы знаем, что партия большевиков не была партией жуликов и воров, ни старого, ни нового пошиба. Чтобы они не делали, их целью было счастье людей и величие страны. Пусть отдельные представители партии по разному понимали пути достижения этого.

 

Большевистское руководство.
Переписка. 1912—1927

Сборник документов

1996.

Составители: А.В.Квашонкин, Л.П.Кошелева, Л.А.Роговая, О.В.Хлевнюк.

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Служебная и личная переписка руководителей большевистской партии является одним из наиболее интересных и малоизученных источников по истории СССР. Как источник важнейшей неформальной информации письма уникальны. Советские лидеры не вели дневников, а поэтому преимущественно из писем можно почерпнуть сведения о тех неформальных аспектах «большой политики» (личные отношения большевистских руководителей, их пристрастия и логика действий, порядок предварительного согласования решений и т. п.), которые отсутствуют в официальных документах. При исследовании жесткоцентрализованной советской политической системы эти проблемы приобретают особое значение. Без их учета невозможно понять реальный механизм принятия решений и функционирования партийно-государственного аппарата.

Все это вдвойне справедливо по отношению к периоду, который охватывает настоящий том. Документы, опубликованные в нем, относятся ко времени гражданской войны и новой экономической политики. (Несколько писем за предреволюционный период являются лишь небольшими «цитатами», цель которых зафиксировать своеобразный исходный уровень отношений между лидерами большевиков). Это было время борьбы за власть как с внешним врагом, так и в самой партии. Начавшие формироваться в годы гражданской войны различные группировки в большевистском руководстве открыто столкнулись после смерти Ленина. Решающий этап этого противостояния завершился в основном в 1927 г. На этом же рубеже, который и избран в качестве конечной грани сборника, наметился очевидный отход от новой экономической политики.

Письма содержат значительную информацию о внутрипартийной борьбе, позволяют выявить, как и когда складывались противоборствующие группировки в центре и на местах. Вырастая из ЦК, каждая такая группа набирала сторонников в среде региональной и национальной политической элиты, старалась провести своих представителей на ключевые должности. Значительная часть опубликованной переписки касается деятельности наиболее сплоченной и сильной группировки во главе с И. В. Сталиным. Опираясь на преданных соратников, Сталин постепенно сосредотачивал в своих руках контроль над важнейшими рычагами партийно-государственного аппарата. Не случайно, в доверительном письме Г. К. Орджоникидзе в августе 1922 г., А. М. Назаретян, возглавлявший одно из ключевых подразделений аппарата ЦК РКП(б) - Бюро Секретариата, писал о значительных изменениях в деятельности руководящих партийных инстанций при Сталине и о появлении в московских политических кругах нового выражения «ходить под Сталиным» (См. документ № 162).

Переписка Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталина, А. М. Назаретяна, С. М. Кирова и других дает основание говорить о наличии тесных отношений и координации действий в сталинской группе. По мере возвышения Сталина, «пошли в гору» и его соратники. Орджоникидзе после разгрома «новой оппозиции» возглавил ЦКК, Киров — Ленинградскую парторганизацию, Ворошилов и Буденный заняли высшие военные должности и т. д. Было бы, однако, неправильно упрощать взаимоотношения Сталина и его окружения. Как показывают опубликованные письма, сталинские сторонники обладали в этот период относительно большой долей политической самостоятельности, позволяли себе выражать несогласие со Сталиным.

Процесс формирования политических группировок не ограничивался взаимоотношениями в Москве. Соратники Сталина обрастали «своими», лично преданными им людьми на местах, приобретали статус минивождей. «Без преувеличения, без фальши, вполне искренне заявляю, — писал, например, глава абхазского правительства Лакоба Орджоникидзе, — что везде и всюду в нашей революционной работе, при всех предвиденных и непредвиденных условиях меня и моих товарищей будет сопутствовать дорогой Серго, как вождь, как вдохновитель, которого мы так легко воспринимаем чистым разумом и сердцем [...] Я хочу сказать Вам прямо только об одном. Это то, что я безумно горел и горю желанием убедить Вас своей работой, своим поведением, своими революционными замыслами в том, что я предан Комм[унистической] Революции и Вам лично. И это я докажу когда бы то ни было — при всяких условиях [...]»1. Отношения и иерархия в руководящей группировке находили отражение в языке писем.

Сталинская группа в рассматриваемый период не была однородной и монолитной. Очередной раскол или консолидация этой группы на новой основе, с привлечением новых сторонников, по-своему отражали основные ступени советской политической истории2.

Кроме того, переписка содержит отсутствующую в других источниках информацию о событиях в стране, в области международных отношений и т. д.

Отбирая материал для сборника, составители руководствовались своими представлениями о значимости тех или иных документов. Книга не посвящена какой-либо определенной проблеме и не претендует на то, чтобы осветить все вопросы деятельности советских вождей и борьбы в руководстве партии в первое послереволюционное десятилетие. Каждый блок представленных документов может быть существенно расширен и стать предметом специального исследования.

Письма советских лидеров неоднократно публиковались в предыдущие годы. Наиболее известная и обширная подборка таких документов составила отдельные тома полного собрания сочинений В. И. Ленина. Однако до конца 1980-х гг. многие письма по политическим причинам не вводились в научный оборот. Ситуация изменилась за последнее время. Многочисленные публикации писем (перечень важнейших из них приведен в приложении) существенно расширили источниковую базу для изучения истории советского периода. Продолжением этой работы является настоящий сборник.

В книгу вошли материалы из фондов Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Прежде всего, это документы из личных фондов В. И. Ленина (Ф. 2), Ф. Э. Дзержинского (Ф. 76), М. И. Калинина (Ф. 78), В. В. Куйбышева (Ф. 79), С. М. Кирова (Ф. 80), Г. К. Орджоникидзе (Ф. 85), коллекции документов И. В. Сталина (Ф. 558). Широко представлен фонд Секретариата В. И. Ленина (Ф. 5). Ряд документов взят в фонде ЦК РКП(б)-ВКП(б) (Ф. 17) — в делах Общего (Оп. 66) и Организационно-распределительного (Оп. 68) отделов ЦК, в коллекциях документов оппозиции в ВКП(б) (Оп. 71) и по вопросам обороны Советской республики и военного строительства (Оп. 109). Завершает сборник письмо Н. Осинского А. И. Рыкову и И. В. Сталину из фонда секретариата А. И. Рыкова в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 55).

Сборник состоит из двух разделов, именного указателя, списка встречающихся сокращений, списка избранной библиографии и оглавления на русском и английском языках. Кроме того, в сборник включено оглавление на английском языке первой книги из серии «Документы советской истории» — «Сталинское Политбюро в 30-е годы» (М., 1995).

Все документы датированы. Даты, установленные составителями, помещены в квадратные скобки.

Документы расположены в хронологическом порядке. Нумерация документов сплошная.

При подготовке публикации составители стремились сохранить характерные черты и особенности документов. В некоторых документах (автографах) с этой целью были воспроизведены грамматические ошибки авторов (например, документы № 64, 228, 229). Сохранение таких ошибок специально не оговаривается. Воспроизводятся в сборнике и стилистические несуразности и несогласования, встречающиеся в документах. Все они обозначены звездочкой (*).

В тех случаях, когда переписка была представлена телеграммами, записками и разговорами по прямому проводу, и орфографические ошибки могли принадлежать техническому персоналу, составители для удобства прочтения исправляли текст в соответствии с современной орфографией.

Номера и шифры телеграмм снимались составителями без дополнительных оговорок.

Сокращения, сделанные составителями, отмечены отточиями в квадратных скобках.

Отдельные слова, приводимые в документах в сокращенном виде, восстанавливались только в тех случаях, когда это было необходимо для их понимания.

Фрагменты текста, вычеркнутые авторами писем, восстанавливались (с соответствующей оговоркой) только в тех случаях, если эти вычеркивания имели принципиальное значение. В документах воспроизводятся подчеркивания текста, сделанные авторами писем.

Определяя заголовок документов, составители не выделяли различные виды корреспонденции (письма, записки, обращения и т. д.), тем более, что сделать это во многих случаях непросто. Специально в заголовок выносятся лишь указания на телеграммы и разговоры по прямому проводу.

Составители сборника выражают глубокую признательность сотрудникам отдела информационно-библиографической работы Научной библиотеки МГУ им. А. М. Горького Е. А. Орловой, И. И. Филимоновой и С. И. Болтачевой, подготовившим избранную библиографию, а также профессору Университета штата Делавер (США) Д. Ширеру, который перевел на английский язык оглавление обоих сборников серии.

Примечания:

1 РЦХИДНИ. Ф.85. Оп. 1/С. Д. 11. Л. 12-13.

2 Подробнее см.: Graziosi A. G. L. Piatakov (1890-1937): A Mirror of Soviet History // Harvard Ukrainian Studies / Vol. XVI, № 1/2, June, 1992, pp. 127-134.

 

Joomla templates by a4joomla