Декабрь 1919г.
Из циркулярного письма ЦК РКП(б) «НА ТРАНСПОРТ!»
«Местным партийным организациям
Хозяйственное положение страны является исключительно тяжким. Рабочие массы промышленных центров не освобождаются ни на день от мук голода и холода. Крестьянство тяжко страдает от отсутствия необходимых продуктов промышленности. Исключительные победы Красной армии обнаружат свое огромное экономическое значение лишь при том условии, если мы поднимем в кратчайший срок хозяйственный аппарат страны.
В настоящий момент главным затруднением для всех хозяйственник и культурных начинаний является беспримерно тяжелое состояние железнодорожного транспорта. Война могла бы быть закончена раньше, если бы железные дороги были способны совершать все необходимые воинские перевозки. Наше продовольственное положение было бы уже сейчас несравненно более благоприятным, если бы те предметы продовольствия, какие заготовляются в производящих губерниях и находятся на ссыпных пунктах и складах, могли бы быть без затруднений сосредоточены в центрах потребления.
Наконец, наша обрабатывающая промышленность могла бы сделать крупнейший шаг вперед, если бы состояние транспортных средств давало ей возможность произвести необходимое сосредоточение топлива и сырых материалов в соответствующих промышленных районах...
Таким образом, все отрасли нашей хозяйственной и культурной жизни упираются в настоящее время в транспорт...
В области транспорта... имеются крупнейшие объективные затруднения, которые в настоящий момент еще не могут быть преодолены: вопрос о том, когда мы сможем получить из-за границы паровозы и другой необходимый нам железнодорожный материал, теснейшим образом связан с международным положением...
Ключ к разрешению этих задач находится в руках лучших, наиболее преданных, самоотверженных работников-коммунистов. Их необходимо снять с других постов, с других областей советской работы и сосредоточить в достаточном числе в рамках железнодорожного ведомства, работе которого они должны придать сейчас чрезвычайное напряжение...
Как в свое время, когда войска контрреволюции угрожали смертельной опасностью Советской республике, Центральный Комитет в первую очередь обращался к партии с целью широкой военной мобилизации,— этот путь всегда давал прекрасные результаты,— так и в настоящий момент Центральный Комитет открывает мобилизацию лучших партийных работников для дела железнодорожного транспорта...
В первую очередь должны быть всеми местными партийными организациями, всеми политотделами тыловых и полевых военных учреждений и частей взяты на учет все те работники, которые в прошлом имели то или другое отношение к работе по железнодорожному или водному транспорту или к паровозостроительным заводам. Такие работники должны быть в кратчайший срок сняты со своих нынешних постов для передачи их в распоряжение Народного Комиссариата Путей Сообщения. Все перечисленные выше организации должны сейчас же подыскать им необходимых заместителей.
Не меньшее значение для дела могут иметь товарищи, которые обнаружили свои организаторские способности в той или другой области хозяйственной, военной или культурной работы. Тяжкое состояние транспорта объясняется не только изношенностью материальной части или продовольственными и топливными затруднениями, но и неналаженностью труда железнодорожных работников на месте. Сюда нужен приток большого количества инициативных, настойчивых организаторов... для того, чтобы на всей сети железных дорог установить безупречную дисциплину, строгую исполнительность и безоговорочную ответственность.
Необходимо всемерно подкрепить испытанными работниками профессиональный союз железнодорожных рабочих, который должен явиться неоценимым помощником Советской власти в деле реорганизации и упорядочения транспорта на началах строжайшей дисциплины.
Местные организации, и особенно реввоенсоветы и политотделы фронтов и армий, должны самым внимательным образом пересмотреть личный состав своих учреждений для того, чтобы извлечь из их среды всех работников, которые в том или другом отношении отвечают указанным выше условиям...
Центральный Комитет Р.К.П. (б-ков)».
Известия ЦК КПСС 1990 №1