МИХАИЛ СКРИПИЛЬ.
В. И. ЛЕНИН В ПОЭЗИИ РАБОЧИХ
Фабрично-заводская поэзия чуткий выразитель и радостных и горестных настроений рабочих масс, отголосок непосредственных, подлинных переживаний рабочего массовика, не могла пройти мимо задачи литературно-художественного воплощения образа В. И. Ленина.
Вождь пролетириата, всю жизнь работавший над проведением в конкретные, практические, жизненные формы желаний многомиллионного мирового рабочего класса, создавший могущественный рычаг организации этого класса в лице Р.К.П., вместе с рабочими прошедший суровый путь борьбы с буржуазией, оставивший в виде заветов огромный запас идей и в виде наследников — три поколения ленинцев, — В. И. Ленин с неудержимой силой влечет к себе творческую мысль поэтов-рабочих от станка, приобретая в их творчестве черты героя, личности гениально-одаренной, богатыря, титана.
Человек, входивший в непосредственное общение с тысячами рабочих, с огромной чуткостью подмечавший их нужды и стремившийся удовлетворить их, умевший стать для рядового рабочего товарищем, другом, самым близким, родным и дорогим лицом Владимир Ильич в литературно-художественном творчестве рабочего массовика окружен исключительным вниманием и любовью.
Знакомясь с фабрично-заводской поэзией, освещающей образ В. И. Ленина, мы невольно вспоминаем слова А Сосновского: «у этого изумительного существа — два лица. Одно это Ленин. Лицо, обращенное к грядущим десятилетиям и векам, ко всем народам и племенам, которые живут и будут жить на земле: это лицо —Ленина. Другое — Ильича. Это — лицо, обращенное к нам, современникам, соратникам, ученикам, друзьям, близким и родным. Ленин и Ильич. Великий вождь. Историческая, исполинская фигура. И вместе с тем, такая изумительная, обаятельная, чудесная личность».
В. И. ЛЕНИН—ВОЖДЬ РАБОЧЕГО КЛАССА в его борьбе с буржуазией первая тема; зовущая внимание авторов фабрично-заводской поэзии, когда они говорят о В. И. Ленине.
Жизнь В. И. Ленина, до эмиграции его заграницу, полная опасностей и лишений: подпольная работа, аресты, тюрьма, ссылка — все это, являющееся богатым материалом для литературно-художественного изображения, не находит себе в фабрично-заводской поэзии ярких конкретных и выразительных форм.
Точно так же, напряженная, полная борьбы за интересы рабочего класса жизнь В. И. Ленина в заграничной эмиграции: организация русской революционной марксистской мысли через прессу, его политические статьи, брошюры, листки, направлявшие рабочий класс в революционной борьбе 1905 г., заботы об укреплении и расширении партии большевиков, работа на конференциях, объявление войны войне и пр. - почти не запечатлены в творчестве фабрично-заводских поэтов.
Видимо эти периоды жизни и деятельности В. И. Ленина заслонены в глазах рабочего-поэта дальнейшими событиями, участие в которых В. И. Ленина он нередко мог наблюдать лично и впечатления от которых еще настолько свежи и сильны, что творческая мысль поэта стремится прежде всего к их выражению и оформлению.
Но ряд ярких моментов деятельности В. И. Ленина, начиная с приезда его в Россию 3 апреля 1917 года, любовно изображается рабочими-поэтами.
Финляндский вокзал. Пестрая толпа, образ Ленина —
«Ильич посыпал едкой речью
С броневика. И сотни рук
Сжимали судорожно кулак...
Кричала; «Бойни не хотим,
Долой правительство войны!»
Рабочий И. Тыванюк.
Борьба В. И. Левина с временным правительством, приказ об аресте Ленина, ошибки правительства Керенского — все это знает и помнит рабочий-поэт:
«...Положенья не учли
Эс-эр Керенский и министры.
«Арестовать Ревком», приказ
Дал этот странный «друг свободы».
«Мы арестуем сами Вас» —
Отважно крикнули заводы.
В. И. Фролов.
Зав. «Большевик».
Октябрьские дни: взятие Зимнего дворца, кулацкие мятежи в деревнях, восстания казачьих областей, бесчинства белой армии, помощь белогвардейцам со стороны западно-европейской буржуазии — так подробно повествует о тяжелом и трудном пути Октября Н. Тихомиров,—
Мы прошли сквозь суровые беды
Под руководством Ильича».
Каков же этот человек, наиболее полно проявлявший себя в самые важные моменты борьбы рабочего класса с буржуазией? Он тверд и непоколебим —
«Ух, какой же упрямый Ленин.
Как сказал — никаких богов,
Сказанных слов не изменит...».
Но это упрямство, эта настойчивость особого вида, это — воля и решимость не отдельного человека, а воля и решимость класса.
Ну какая же, какая сила
Сдержит решимость его,
Если эту решимость вложили
Пашня, казарма, завод...»
Н. Семенов.
Охт. Порох, завод.
И потому, что это так, — не могло быть поражения: несмотря на все трудности и тяжести борьбы, победа одержана и личная воля, воля отдельного человека, явившегося выразителем стремлений рабочей массы, ведет к событиям, имеющим мировое значение,—
«И схватка миру принесла
Навеки памятную дату:
Мы двадцать пятого числа
Спороли грязную заплату».
В. Фролов.
Так марксистки-правильно умеют авторы фабрично-заводской поэзии дать оценку роли личности В. И. Ленина в истории русского рабочего класса. Воля и решимость В, И. Ленина привели к победе революционные силы потому, что сами они являются отражением воли и решимости всего рабочего класса-
С любовью огромной силы и с бесконечной нежностью проводили поэты-рабочие Владимира Ильича в его
ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ—
«Глядите, о братья, какое зерно
Для жатвы грядущей земле он отдал:
Оно — без соринки, оно — золотое».
Грузчик Олизарович.
Но пролетарии не могут плакать и «горевать» в опаснейшие моменты своей жизни, моменты потери вождей и радости врагов, готовых к нападенью —
«Эй, пролетарий, вскормленный голодом,
Чей порыв черной бурей вспенен,
Звонче бей по железу молотом—
Умер товарищ Ленин!»
Е. Базаров.
Зав. «Красный Треугольник».
В моменты потерь, а, следовательно, и новых опасностей необходимо, «скорбь затая», «теснее сплотиться в круг», везде «удвоить аванпосты» и «кончать дело Ленина».
«Пусть враг ликует, пусть проклятый!
Но мы клянемся, что пройдем
Путь верный до конца, начатый
Бессмертным Ильичом»!
Я. Семенов.
Охт. Порох, завод.
Радость буржуазии преждевременна, ее надежды на гибель рабочего класса, потерявшего своего вождя, ошибочны. Вождь умер, но оставшиеся в живых, объединенные его именем, по-прежнему сильны и непобедимы.
Вот те мысли и настроения, которые овладели сознанием поэта-рабочего в скорбные траурные дни.
Скорбь по умершему вождю, горечь утраты, не затемняет сознания пролетария, он отдает себе ясный отчет в том, кого он хоронит:
«Ильич наш мертв, но каждый скажет.
«Для нас он жив, товарищ Ленин».
М. Любимов.
Умер самый дорогой, близкий и горячо-любимый человек, но не умерла энергия, воля к жизни и борьбе, не умерли все лучшие черты пролетариата, ярким носителем которых был умерший. Не умерли великие идеи борьбы за освобождение трудящихся, провозвестником которых был В. И. Ленин. Потому-то так настойчиво говорят поэты-рабочие: Ленин жив, он не умер и не может умереть.
«—О, нет, он жив, он с нами:
Бессмертен тот, кто вечно в нас...
Ильич, ведь ты — рабочий класс!..».
Я. Семенов.
Охт. Порох, завод.
Ильич мертв, но жив Ленин. Он бессмертен, как выразитель воли рабочих в прошлом; он бессмертен, как сила, организующая сознание, волю и чувства рабочих в настоящем и будущем.
«Да здравствует Ленин
В мыслях трудящихся масс!»
Рабочий Н. Тыванюк.
«Мир побеждают идеи,
Сердце в мозг Ильича!»
Рабочий Н. Кубанский.
Так понимаемый, Ленин не умер и, как прежде, он зовет к восстанию:
«Не умер ты. Чу!
Голос твой стозвонный
Гудит... гудит... гудит:
«Вставай, проклятьем заклейменный!»
Э. Андринг.
Рабкор Север. Суд. Верфи
Призыв к борьбе слышится поэту-рабочему в протяжном напеве погребального гудка, к борьбе его зовут горящие буквы лозунга, об этом же говорит ему строгое лицо Ленина, смотрящего на него со знамени. Все это свидетельствует о здоровом классовом чувстве авторов фабрично-заводской поэзии, даже в тяжелом и жутком событии черпающих силы для новой борьбы и веры в победу.
А уверенность в победе трудящихся у авторов фабрично - заводской поэзии непоколебима —
«Твои слова, идеи
Bo-век в потомстве нашем не умрут,
И никакие лже-друзья, злодеи,
В победу веру нашу не убьют».
А. Барак.
Завод «Большевик».
Поэты-рабочие видят путь к победе рабочего класса над мировой буржуазией не только в укреплении военной мощи пролетариата, но также и в увеличении его экономической силы, в выравнении его трудового Фронта
«Грохочите громче тяжелые молоты,
Стучите в такт миллионам сердец, —
Мы Ленинским воротом
Свернем на скорый конец... »
Рабочий Н. Тыванюк.
Выравнение трудового, хозяйственного фронта пролетариата один из заветов В. И. Ленина, заветов «не гаснущих» в сознании пролетария, «живущих в его крови», неуклонно ведущих его —
ПО ДОРОГЕ ИЛЬИЧА.
«С криком радостным веселья,
К делу сердце приуча,
Мы идем к заветной цели
По дороге Ильича».
Крестьянин С. Шафранский.
Дорога эта трудна, старая жизнь не сдается,
«Но плотнее коммунары
Свои сдвинули ряды...»
Первый вопрос, с которым встречается каждый идущий «по дороге Ильича», это вопрос о смычке между рабочим классом и руководимым им крестьянством, вопрос, над которым так упорно работал сам В. И. Ленин. Из многочисленных мыслей В. И. Ленина по этому вопросу мы приведем только одну, особенно близкую автором фабрично-заводской поэзии. «Мы можем и должны употребить нашу власть на то, чтобы действительно сделать из городского рабочего — проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата » (см. «Из дневника» 2 янв. 1923 г.).
Практически эта идея в последнее время осуществляется в форме шефства заводов и фабрик над деревнями. Лучшим связующим звеном завода и деревни являются «отпускники».
У одного из рабочих поэтов С. Волкова есть стихотворение «Отпускник в деревне», в котором в образной форме описывается культ-работа отпускника, во-время поездки в деревню. Другой, Ксенофонтов, пишет стихотворение «Я рабочий, ты крестьянин», являющееся призывом к восстановлению советского хозяйства а выполнению этим заветов В. И. Ленина —
«Строить будем мы богатства,
Не на барина, как встарь:
Для советского хозяйства
Размахнись, брат, приударь.
Приударь так, чтоб станок
Вверх поднялся, не стуча,
Вот и будет наш венок
На могилу Ильича»
И с чувством удовлетворения замечает Ив. Галкин —
«Над земной огненной осью
Вот краснеет восход —
Крепче молот и колосья
Сомкнулись в этот год.»
Второй завет В. И. Ленина, привлекающий к себе внимание авторов фабрично-заводской поэзии, это — организация кооперации, которую В. И. ценил не только как систему распределения товаров, но и как способ коммунистического воспитания рабочих и крестьянских масс. «Мы вправе сказать, говорил В. И. Ленин, что простой рост кооперации для нас тождествен с ростом социализма», (см. «В. И. Леннн о кооперации» Изд. «Красная Новь» 1923 г.).
Г. Инге дает живую картинку собрания по вопросу о кооперации с заключительной «резолюцией» —
«Резолюция «Всем коллективно
В кооперацию вступить
И принявшись за работу активно,
Тем самым наказ Ильича закрепить»
Далее, третий завет В. И. Ленина: «Во-первых, —учиться, во-вторых, — учиться и, в третьих - учиться». Или эта же мысль в другой формулировке: «Задача подъема культуры — одна из самых очередных».
Художественное изображение трех возможных форм осуществления этого завета В. И. Ленина мы находим в фабрично-заводской поэзии. Эти формы клуб, школа печать.
Вот «Рабклуб», в котором—
«Потеет Ленинский призыв
За непривычною учебой»
и где —
«Вспомнят Ильича не раз»
Вот — школа, ставшая доступна для всех, благодаря «мудрому, славному Ильичу». И, наконец, новая сила советской общественности — рабкор, «рожденный революцией», «взятый от станка, от стали». Обращаясь к нему поэт восклицает —
«Рабкор, пером и молотом стуча,
Храни заветы Ильича!»
Самые надежные хранители ленинских заветов — это ленинцы: пионеры, комсомольцы, партийцы ленинского призыва.
Ленинцы выдержат бурю, потому что их «груди из ленинской стали», потому что их «мозг — вечно живой ленинизм». Они «сильны, чтобы молотом бить». Что бы ни случилось, ленинцы останутся ленинцами. Таковы ленинцы в изображении рабочего Н. Семенова.
«Многомогучий богатырь», которому «дано рабочим классом стальное имя: РКП», устами которого говорил Ленин, с каждым днем растет и растет «объемля весь рабочий мир».
«И вот за заводской оградой,
Заветом Ленинским горды,
Молотобойные отряды
Спешат в партийные ряды»
Рабочий И. Кубанский.
В первых рядах — юные ленинцы, «солнечные внучата» Ильича. У них «не галстухи, сердце — кострами горит» и «Ленин живет на знаменах». Это — «Ленинские легионы», «поток от заводов и пашен», «будущих битв буревестники». У них—
«Горят отвагою глазенки»
Так трогательно-любовно говорит фабрично-заводская поэзия о ребятах.
Старшее поколение — комсомол характеризуется фабрично-заводской поэзией, как строгий хранитель заветов В. И. Ленина. «Учитесь, Работайте и перерабатывайте то, что мы учим. Помните, если сами не поработаете, ничего у вас не выйдет», говорил В. И. Ленин молодежи. И фабрично-заводская поэзия дает нам ряд ярких картин жизни комсомольцев, «ушедших с головою в книгу на рабфаках», ставящих своей целью «читать побольше Ильича в печати» и создающих новый быт.
Авторы фабрично-заводской поэзии умеют дать отдельные сцены из жизни комсомолья — на рабфаке, в рабочем клубе, на заседании коллектива пр. в ясных, конкретных формах, выводя коммунистическую молодежь с ее особым мировосприятием, психикой, бытом и языком. Здесь определенные начатки зарисовки живых людей эпохи, проблески нового реалистического письма.
Эти особенности фабрично-заводской поэзии еще яснее сказываются в тех случаях, когда авторы ее говорят о том, как откликнулась рабочая масса на ленинский призыв. Перед нами проходит ряд четко нарисованных образов людей нашего времени, которые под натиском сложных душевных движений в траурные ленинские дни пришли к твердо-поставленному решению вступить в партию. В этом отношении особенно замечательны печатаемые нами произведения рабочих поэтов Семенова Н, Тихомирова Н. и Иванова В.
«С Ильичом хочу я слиться —
Быть хочу большевиком»
Говорит старик кузнец («В мастерской» Н. Тихомиров), своими простыми словами выражая чувства многомиллионной рабочей среды.
Несколько выводов.
Авторы фабрично-заводской поэзии в ряде своих произведений дали нам ярко нарисованный образ В. И. Ленина — руководителя РКП и вождя революции. Чистота их классового сознания дала им возможность, несмотря на грандиозность дела В. И. Ленина, произвести правильную оценку его роли в истории русского и мирового рабочего класса.
Эта же причина предохранила фабрично-заводскую поэзию от уныния и отчаяния, которые легко могли возникнуть под влиянием тяжелой утраты. Бодрость настроений — одна из особенностей фабрично-заводской поэзии, рисующей нам образ В. И. Ленина.
Если в фабрично-заводской поэзии мы не находим преувеличения роли В. И. Ленина в истории русского рабочего класса, то, с другой стороны, и не умаляется его значение в деле строительства СССР. К ряду крупных и мелких событий русской общественной и государственной жизни протягивают поэты-рабочие нити от В. И. Ленина. Так это и в жизни. Мы должны ясно подчеркнуть классовую выдержанность фабрично-заводской поэзии.
Что касается формальных особенностей произведений фабрично заводской поэзии, то они не настолько совершенны, чтобы эти произведения можно было без всяких оговорок внести в разряд произведений словесного искусства.
Конечно, стихотворение, написанное буквами нередко в сантиметр вышиной, в почерке сохранившее дрожание натруженной тяжестями руки, будет иметь ряд недостатков в формальном отношении.
Конечно, автор, написавший единственное в своей жизни произведение на смерть В. И. Ленина — далеко не поэт. Эта поэзия не результат литературного мастерства — непосредственное отражение чувств рабочих, поднявшихся до степени высочайшей напряженности и потребовавших для своего выражения ритмических форм.
Точно так же, полного художественного показа В. И. Ленина, как человека, в этой поэзии не найти. Да этого нет и во всей нашей современной литературе.
Но пути к этому показу авторы фабрично-заводской поэзии ищут и достижения некоторых из них в изображении живых людей революционной действительности дают право надеяться, что эти пути будут найдены.