Транспортировка и вооруженная охрана продовольственных эшелонов
Красная гвардия выполняла ответственные задания партии и Советского правительства по охране жизненно важных объектов государственного и оборонного значения: железных дорог, водных путей, фабрик и заводов, шахт и рудников, государственных банков, продовольственных баз и складов, культурных ценностей.
Важной составной частью этой деятельности Красной гвардии были участие в борьбе с саботажем чиновников и служащих на железных дорогах, транспортировка и вооруженная охрана продовольственных эшелонов, направлявшихся в голодающие промышленные центры страны, особенно в Москву и Петроград. Всякая задержка поступления хлеба в эти важнейшие пункты грозила голодом и остановкой промышленности.
Необходимость надежной вооруженной охраны продовольственных грузов вызывалась тем, что враги Советской власти, в том числе и саботажники на железных дорогах, задерживали, способствовали расхищению и сами расхищали грузы в пути следования и тем самым срывали планы партии по ликвидации продовольственных трудностей, дезорганизовывали работу и без того маломощного транспорта.
Вот почему В. И. Ленин советовал безотлагательно принять меры по упорядочению транспорта, взять на учет все вагоны с продовольствием, а маршрутные поезда отправлять под усиленной охраной, «следя тщательно за их движением»123, особенно идущие из богатой хлебом Сибири. В ноябре 1917 г. Ленин подписывает распоряжение Пермской железной дороге о том, чтобы взять на учет все вагоны с хлебом, идущие из Сибири в Петроград, сформировать их в отдельные эшелоны и без задержки под надежной охраной рабочих направлять в Петроград124. Рабочие Сибири, руководимые большевиками, сформировали первый маршрутный поезд с хлебом и 5 января 1918 г. из Омска направили его в Петроград125. На случай нападения кулацких банд его сопровождал вооруженный отряд, состоявший из 30 красногвардейцев-железнодорожников и 40 солдат с двумя пулеметами. Возглавлял его рабочий Путиловского завода Селезнев. По прибытии в Петроград омские красногвардейцы были приняты В. И. Лениным126. После беседы с ними Владимир Ильич написал записку секретарю: «Передать Шлихтеру и Невскому с просьбой архиэнергично помочь этим людям, производящим прекрасное впечатление, ибо только такие отряды (40—60 человек с места) в состоянии спасти от голода»127. Позже Владимир Ильич Ленин принимал и других представителей сибирских красногвардейских отрядов, сопровождавших эшелоны с хлебом128.
Уральские большевики, выполняя указания ЦК партии, еще в ноябре 1917 г. организовали отправку в центр страны нескольких маршрутных поездов с продовольствием. Они были сформированы рабочими в Уфе, Челябинске и других уральских городах. 10—12 ноября из Уфы отправлено в Петроград 150 вагонов хлеба. Газета «Уральский рабочий» писала в те дни, что Челябинский Совет отправил несколько маршрутных поездов с хлебом в Москву и Петроград под охраной красногвардейцев129.
Однако продовольствия в Петроград поступало крайне недостаточно. 5 января, узнав от секретаря Совнаркома М. Н. Скрыпник о том, что с Украины отправлено 2 маршрутных поезда (40 вагонов) с углем и хлебом, Ленин с досадой говорит, что это всего лишь на несколько дней130. 13 января В. И. Ленин требовал от руководителей советских и военных органов, чтобы они ликвидировали заторы, мешающие движению поездов с хлебом, подобрали для их транспортировки абсолютно надежных людей. «Всеми средствами продвигать вагоны с хлебом в Петроград... — говорилось в его телеграмме.— Сажайте на паровозы по нескольку матросов или красногвардейцев. Помните, что от вас зависит спасти Питер от голода»131. С такими же требованиями обращался Владимир Ильич к саратовским большевикам, в частности к члену Саратовского комитета РСДРП (б), одному из организаторов и руководителей местной Красной гвардии, В. П. Антонову-Саратовскому. «Добывайте хлеб и везите его к нам, в Питер и в Москву, — говорил ему В. И. Ленин в январе 1918 г., — не останавливайтесь ни перед чем»132.
Большую роль в организации продовольственного дела на Украине и отправке эшелонов с хлебом в Петроград и Москву сыграл Серго Орджоникидзе, назначенный по предложению И. Ленина 20 декабря 1917 г. чрезвычайным комиссаром Украины133. Он в январе и феврале 1918 г. специально по этому вопросу посетил Харьков, Екатеринослав, Одессу, Николаев, Херсон и Полтаву. Вскоре из этих городов было отправлено в центр страны несколько поездов с хлебом134.
В. И. Ленин неоднократно обращался в штаб В. А. Антонова-Овсеенко, к Г. К. Орджоникидзе с требованием усиления заготовки хлеба. 15 января Владимир Ильич вновь посылает телефонограмму В. А. Антонову-Овсеенко и Г. К. Орджоникидзе в Харьков с требованием принять самые энергичные меры для посылки хлеба135. Уже через четыре дня после этого распоряжения Антонов-Овсеенко и Орджоникидзе организовали и отправили под надежной охраной красногвардейцев и солдат в Петроград и Москву пять маршрутных поездов с продуктами первой необходимости, в том числе 20 тыс. пудов сахара136. Эшелоны с хлебом в промышленные центры России в это время шли также из Полтавской, Херсонской и других губерний Украины137.
Маршрутные поезда с хлебом направляли в Петроград и Москву в сопровождении красногвардейцев не только рабочие Сибири и Украины, но и трудящиеся Урала, Поволжья, Белоруссии и других мест. «Самарский губком партии и ревком, - пишет рабочий, командир красногвардейского отряда из 40 человек А. А. Булышкин, — дают мне задание доставить в Петроград эшелон белой муки, передать его как подарок Ленину от самарских рабочих. Сопровождал этот эшелон специально выделенный красногвардейский отряд. На протяжении всего пути от Самары до Петрограда нашему отряду пришлось бороться за продвижение эшелона. Советская власть на местах еще не окрепла, на железной дороге сидело много меньшевиков, эсеров, ставленников Временного правительства, которые всячески пытались сорвать продвижение нашего поезда. Нам приходилось добывать паровозы и выводить их из депо с оружием в руках... На некоторых станциях нам приходилось самим перегружать вагоны... За трое суток мы доставили эшелон в Питер. Привезли с собой и 22 начальника станций и депо, арестованных за саботаж». По его словам, представители отряда были приняты В. И. Лениным138.
Доставленные в Петроград самарскими рабочими белая мука и белый хлеб по указанию В. И. Ленина были распределены по больницам и детским учреждениям города. Сам Владимир Ильич и его семья, как и все петроградские рабочие, активные работники районов и центрального аппарата в это время, сидели на голодном пайке. Владимир Ильич, как известно, не пользовался никакими привилегиями по сравнению со всеми. Много продовольственных подарков получал он из разных концов России, но никогда не оставлял себе139.
Для сопровождения эшелонов выделялись опытные красногвардейцы из Петрограда, Москвы и других городов. Так, в январе 1918 г. отряд московских красногвардейцев-железнодорожников был послан в г. Коломну, где эсеровские ставленники задерживали продовольственные эшелоны для рабочих Москвы. Во время сопровождения хлеба в столицу был убит красногвардеец А. А. Кучутенков. Рабочие отряда привезли его тело в Москву и похоронили на Красной площади у Кремлевской стены140. 2 марта 1918 г. штаб Московского военного округа предписывал И. Маслову «немедленно отправиться с отрядом в 30 человек в г. Воронеж в распоряжение комиссара продовольствия т. Синицина для получения продовольственных грузов на предмет сопровождения их в г. Москву»141. Через несколько дней такое же предписание выехать с отрядом в 100 человек на ст. Сухиничи для охраны продовольственных грузов получил командир отряда Красной гвардии Иванов142. В начале марта срочной телеграммой Архангельский Совет рабочих и солдатских депутатов обязывал профессиональный союз рабочих и служащих лесопромышленных предприятий Архангельской губернии выслать «30 человек красногвардейцев для сопровождения груза в Петроград. Они должны взять с собой винтовки и патроны»143.
Следует подчеркнуть, что сопровождение продовольственных грузов к месту назначения было нелегким делом. Вагоны, а иногда и целые поезда с хлебом враги Советской власти загоняли в дальние глухие тупики, всячески задерживали их продвижение. Так, в конце декабря 1917 г. застряло в пути в Петроград 700 вагонов с продовольствием, более 1000 вагонов с хлебом стояло на Омской железной дороге144, «гуляли» вагоны с хлебом со станции на станцию в Туле и Тульской губернии145.
«Когда мы прибыли на станцию Кунгур, — пишет один из красногвардейцев, сопровождавший хлеб из Сибири в Петроград в начале января 1918 г., — там стояло девять брошенных продовольственных поездов. Больно было смотреть на хлеб, который уже частично расхищался, в то время как рабочие Петрограда и Москвы голодали...»146. В первой половине января узловые станции были забиты вагонами с хлебом и на других железных дорогах. «24 состава, стоящих на станциях и разъездах, груженных продовольствием, расхищаются», — докладывали в Наркомвоен 9 января 1918 г. из Шарьи Костромской губернии147. О таком же положении 21 января 1918 г. докладывал комендант ст. Основа В. А. Антонову-Овсеенко в Харьков: «Прошу немедленно выслать отряд Красной гвардии для несения караула. Вагоны каждую ночь подвергаются разграблению. Мы не можем принять никаких мер, так как нет вооруженной силы»148.
Задержка продовольственных эшелонов в пути следования к месту назначения была настоящим бедствием. Красногвардейцы, возглавлявшие их охрану, слали в центр телеграммы с просьбами о помощи149. Так, 22 февраля 1918 г. в телеграмме на имя СНК сообщалось: «Из Симферополя следует поезд в Петроград с мукой, сахаром и галетами. Прошу оказать содействие в беспрепятственном и быстром следовании поезда. Комендант революционного отряда Шмаков»150. А вот другое срочное сообщение: «Петроград, В. И. Ленину, — телеграфировал 7 марта 1918 г. ответственный за отправку продовольствия А. С. Якубов, — в Харькове стоят 17 маршрутных поездов с хлебом» Отправляем только до 3 поезда в день. Положение угрожающее»151. В апреле 1918 г. сопровождающий продовольствие Барсуков докладывал: «На станции Чертково имеется около 70 тыс. пудов хлеба для Петрограда и Москвы. Но отправка страшно тормозится»152.
Обеспечение продвижения сотен хлебных эшелонов в условиях разрухи на транспорте было необычайно трудной боевой задачей153: не хватало паровозов, вагонов, станции были забиты тысячными толпами переселенцев, которые осаждали начальников станций требованиями отправки154. Поэтому принимались самые срочные меры к тому, чтобы навести на железных дорогах революционный порядок, обеспечить регулярное продвижение хлебных эшелонов и воинских поездов. 13 января 1918 г. Владимир Ильич дал распоряжение Комиссариату продовольствия «принять самые революционные меры для продвижки вагонов с хлебом в Питер из Сибири»155. 22 января он телеграфировал Г. К. Орджоникидзе на юг страны: «Примите меры для тройной охраны пути Питер—Харьков»156.
С 30 января вступил в силу декрет СНК, подписанный В. И. Лениным, об охране железных дорог. Созданная Всероссийская междуведомственная комиссия из представителей трех наркоматов (путей сообщения, продовольствия и военного) была облечена чрезвычайными полномочиями157. По сообщению газеты «Правда», было введено военное положение на Николаевской, Александровской, Московско-Киево-Воронежской, Московско-Виндаво-Рыбинской и Московско-Курско-Нижегородской железных дорогах158. Особое значение придавалось Николаевской магистрали, являвшейся связующим звеном с революционной Москвой. «Ввиду чрезвычайного времени, — писала та же газета, — необходимо усилить охрану железных дорог и в особенности железнодорожных мостов. Охрана Николаевской дороги имеет величайшую важность... Красногвардейцы будут вооружены для этой цели немедленно»159.
Важную роль в решении этой задачи призвана была сыграть железнодорожная Красная гвардия. Были усилены отряды из рабочих на железнодорожных узлах в Петрограде, Москве, Киеве, Минске, Одессе, Сызране, Омске, Томске, Челябинске, а в ряде мест создавались новые отряды Красной гвардии на железных дорогах. Например, на Северной железной дороге на всех крупных узлах и станциях, особенно таких, как Ярославль, Вологда, были созданы отряды Красной гвардии, взявшие под свой контроль передвижение войск, продовольственных грузов и действия железнодорожной администрации. В г. Воронеже начал действовать Главный штаб Красной железнодорожной гвардии, в Петрозаводске — штаб Красной гвардии Мурманской железной дороги,, на Подольской железной дороге — оперативный штаб Красной гвардии160, а президиум исполкома Екатеринославской железной дороги создал для вооруженной охраны дороги и борьбы с контрреволюцией Военно-революционный штаб в главе с Г. Н. Баглеем. Штаб имел в своем распоряжении только в Екатеринославе — Нижнеднепровске до 500 красногвардейцев, а по всей дороге их насчитывалось 2 тыс. человек161. Позднее был создан Главный штаб Красной гвардии Забайкальской железной дороги162. Почетным членом этого штаба был избран С. Г. Лазо163. Для охраны тыла и борьбы с кулацкими элементами по линии Амурской железной дороги был организован специальный отряд Красной гвардии под командованием большевика В. А. Бородавкина, в последующем талантливого организатора и руководителя партизанских отрядов в Амурской области. Подобные штабы были созданы и в других местах страны. «Сегодня выезжал на ст. Плеханова для водворения революционного порядка с отрядом Красной гвардии», — сообщал в центр начальник охраны железной дороги Калужского направления Абрамов164. Большую активность проявил также отряд красногвардейцев Курского железнодорожного узла под командованием большевика В. В. Фурсова, насчитывавший более 120 вооруженных бойцов165. На Либаво-Роменской железной дороге действовал отряд Красной гвардии численностью свыше 100 человек166. «Мы... установили групповые и одиночные посты на важнейших участках железнодорожного узла... важнейших мостах по всей линии от Орши до Барановичей», — писал командир красногвардейского отряда минских железнодорожников большевик И. П. Голубев167. Красногвардейский отряд Малой Вишеры Новгородской губернии также неоднократно выезжал для охраны эшелонов с хлебом от бандитских нападений на ближайшие станции — Бургу, Оксочи, Веребье168.
У красногвардейцев-железнодорожников Петрограда и Москвы были несколько другие задачи. Они, кроме поиска хлеба, спрятанного врагами Советской власти на запасных путях в городе и его окрестностях, встречали поезда на вокзалах, вели борьбу с кражами, реквизировали хлеб у просочившихся мешочников и спекулянтов, обезоруживали группы анархистов, бандитских шаек, охраняли склады, железнодорожные мосты и т. д. Этим делом только на Московском железнодорожном узле было занято свыше 500 вооруженных красногвардейцев-железнодорожников169.
По существу, на многих железных дорогах был установлен строжайший контроль за продвижением продовольственных и воинских грузов, который осуществлялся отрядами Красной гвардии. «Действительная охрана железной дороги, — сообщалось в телеграмме, посланной в Совнарком из Сибири, — возлагается на местные отряды железнодорожной Красной гвардии Иркутска, Канска, Красноярска, Ачинска, Омска»170. Такие сообщения шли и из других мест. Приказом В. К. Блюхера, командовавшего красногвардейскими отрядами, действовавшими против Дутова, от 30 марта 1918 г. Троицкая железная дорога была объявлена на осадном положении171. Военное положение было введено также на Забайкальской, Уссурийской, Мурманской и других железных дорогах.
Некоторые начальники железнодорожных станций жаловались в центральные органы Советской власти на якобы крутые меры красногвардейцев, что они-де мешают работать железнодорожным служащим и нельзя ли их отозвать172. Однако дошедшие до нас документы говорят, что красногвардейские отряды на железных дорогах действовали в пределах возложенных на них Советами рабочих и крестьянских депутатов функций и никаких самочинных действий против железнодорожных служащих, если они не саботировали отправку маршрутных поездов с хлебом, не вели. Более того, чтобы вернуть на службу ставших на путь саботажа опытных работников транспорта из числа специалистов инженерно-технического состава, как свидетельствует красногвардеец В. Н. Красичков, «вооруженные рабочие ходили по домам и заставляли их идти на работу»173. В феврале 1918 г. II Чрезвычайный съезд рабочих и служащих Забайкальской железной дороги в своей резолюции призвал сплотиться всех железнодорожных тружеников вокруг Советской власти, немедленно приступить к организации Красной гвардии в тех пунктах, где она еще не создана, и «убрать с дороги всех явных и тайных саботажников, подрывающих дело рабочего класса»174. Решительными действиями Омского отряда Красной гвардии под командованием большевика А. А. Звездова, командированного исполкомом Западно-Сибирского Совета, был прекращен саботаж служащих на всей линии Омской железной дороги. Путь поездам с хлебом в Петроград и Москву был открыт175.
Отряды красногвардейцев вели также активную борьбу с мешочничеством и спекуляцией на железных дорогах. Мешочники и спекулянты под видом голодающих закупали продовольствие у зажиточных крестьян и кулаков и увозили его в Петроград и Москву. По сведениям советских продорганов, мешочники и спекулянты ежедневно привозили в Москву до 18 вагонов продовольствия, которое продавалось по спекулятивным ценам из-под полы176. «Мешочники наносят дороге и государству неисчислимый вред. За последнее время, — сообщали телеграммы в Наркомат по военным делам из Курска, — только на ст. Щелкино мешочников прибывает ежедневно до 600 человек»177. 24 января на одной только станции Кряж красногвардейцы Самары отобрали у мешочников 540 мешков хлеба, а на станции Мелекесс задержали около 400 спекулянтов178. Особенно много мешочников устремилось в богатую хлебом Сибирь. «Наплыв в Сибирь мешочников, среди которых 90% спекулянтов... — писала газета «Сибирская речь», — растет изо дня в день»179.
Мешочники, осаждая поезда и создавая «пробки» в пути следования, вносили дезорганизацию в работу железных дорог и тем самым препятствовали решению продовольственного вопроса. 15 февраля 1918 г. в циркулярной телеграмме комиссара путей сообщения, направленной всем Совдепам, комиссарам железных дорог, начальникам охраны и штабам Красной гвардии, указывалось, что «критическое положение продовольствия Петрограда стало в значительной мере усугубляться анархическим и массовым движением мешочников из богатых хлебом краев. Движение мешочников должно быть пресечено. Оно совершенно убивает подвоз хлеба. Если товарный поезд может взять около 40 тыс. пудов хлеба, то поезд с мешочниками берет всего лишь 4 тыс. пудов продовольствия, т. е. меньше в 10 раз»180.
Партийным и советским органам на местах приходилось организовывать специальные заградительные летучие боевые отряды Красной гвардии для охраны железнодорожных станций, мостов, вокзалов, подвижного состава, для борьбы с мешочниками и спекулянтами181. Члену Петроградской Красной гвардии Г. Смирнову Военно-революционный комитет еще 5 ноября 1917 г. предписывал «задержать все продукты, привезенные контрабандой в целях спекуляции, и обо всех подобных случаях немедленно доводить до сведения ВРК»182. В начале декабря усиленный заградительный отряд Красной гвардии задержал железнодорожный состав с хлебом на ст. Воронеж и конфисковал у мешочников около 20 тыс. пудов хлеба183. Позднее для борьбы со спекулянтами были установлены заградительные отряды на станциях Графская, Касторная, Лиски184. Принимались соответствующие меры на узловых железнодорожных станциях в Уфимской губернии и в других местах. «Принять решительные меры к тому, чтобы установить строгий надзор за недопущением перевозок пассажирами лишнего багажа, — говорилось в одной из правительственных телеграмм петрозаводскому комиссару охраны железной дороги. В нужных случаях обращайтесь за содействием к железнодорожной Красной гвардии»185. Революционные отряды вели энергичную борьбу с мешочниками и спекулянтами, конфискуя у них продовольственные товары. «Появились мешочники из центральных губерний, — сообщалось из Кыштыма Пермской губернии в Секретариат ЦК РСДРП (б) 22 января 1918 г., — но благодаря энергичным действиям Красной гвардии изгоняются из района, хлеб реквизируется. Красная гвардия пока немногочисленна, но действует неусыпно»186. Только отряд петроградских красногвардейцев на ст. Токаревка Тамбовской губернии конфисковал у спекулянтов до 30 вагонов хлеба187. Таких примеров было немало. «С этой сволочью, — писал позже В. И. Ленин о спекулянтах, — надо расправиться так, чтобы все на годы запомнили»188.
Тайные и явные враги Советской власти всеми силами старались помешать налаживанию продовольственного дела, тормозили перевозку хлеба. Нередко они подстрекали граждан, у которых был конфискован на станциях хлеб, писать жалобы в органы местной и центральной Советской власти на «незаконные» действия красногвардейцев189.
Красной гвардии с помощью революционно настроенных солдат и матросов приходилось наводить порядок на железных дорогах и среди отдельных деморализованных групп, встречавшихся в общей массе демобилизованных, возвращавшихся с фронта по домам. Эти группы бесчинствовали на железнодорожных станциях, дезорганизовывали движение составов, нередко расхищали продовольствие, а порой выступали в защиту спекулянтов и мешочников. О самоуправстве таких групп свидетельствуют сохранившиеся в архиве многочисленные телеграммы с мест, направленные в СНК, Наркомвоен, Комиссариат путей сообщения и Наркомат продовольствия. «Они угрожают положить меня под колеса поезда, — сообщал начальник ст. Славгород, — если я не представлю им вагонов» 190. В декабре 1917 г. на ст. Филоново анархиствующие солдаты вскрыли на путях вагоны и похитили продовольствие191. О расхищении ими хлеба и казенного имущества на железнодорожных станциях доносили из Жиздры Калужской губернии, Великого Устюга Вологодской губернии и многих других мест192. Находившиеся среди возвращавшихся с фронта демобилизованных солдат анархисты и правые эсеры пытались организовывать антисоветские выступления, вызывали беспорядки на железных дорогах. «Начались разгромы станций, вагонов, бесчинства со служащим персоналом железных дорог, — сообщали 31 января 1918 г. из Херсона.— Примите все меры к недопущению подобного»193. Меры принимались, но инциденты на железных дорогах, хотя и в меньшей мере, продолжали иметь место, Так, группа демобилизованных в количестве 800 человек под влиянием агитации анархистов выступила в Сызрани против Советской власти и напала на Сызранскую железнодорожную Красную гвардию, пытаясь ее обезоружить. Но это им не удалось в результате решительных действий красногвардейцев под командованием начальника Сызранской Красной гвардии Смирнова194.
Все продовольствие, заготовленное рабочими отрядами в хлебородных губерниях при помощи бедноты и доставленное под охраной красногвардейцев, революционных солдат и матросов в промышленные центры страны, шло прежде всего на нужды обороны Советского государства и снабжение рабочих в городах. «Усиленное внимание, — говорилось в одном из обращений II Всероссийского съезда Советов ко всем железнодорожникам от 26 октября 1917 г., — следует обращать на беспрепятственный пропуск продовольствия в города и на фронт»195.
Часть заготовленного хлеба по распоряжению Советского правительства распределялась среди местной голодающей бедноты. Характерна в этом отношении работа усманских большевиков Тамбовской губернии. По решению уездного партийного съезда они сформировали отряды Красной гвардии и энергично реквизировали у кулаков и спекулянтов излишки хлеба — всего около 6 тыс. пудов. Половина реквизированного продовольствия была роздана голодающей бедноте196. Такая помощь беднейшему крестьянству со стороны Советской власти имела большое значение, так как это не только смягчало голод в данной местности и являлось значительным стимулом вовлечения бедняцких слоев в работу красногвардейских и продовольственных отрядов, но и, самое главное, укрепляло военно-политический союз рабочих с трудовым крестьянством. 21 июня 1918 г., выступая на митинге рабочих в Сокольниках, В. И. Ленин особо это подчеркнул. Он, в частности, сказал: «Когда я читаю сообщение, что в Усманском уезде Тамбовской губернии продовольственный отряд из реквизированных 6 тысяч пудов хлеба 3 тысячи отдает беднейшему крестьянству, я говорю: если бы даже мне доказали, что до сего времени в России есть только один такой отряд, я все-таки сказал бы, что Советская власть свое дело делает. Ибо ни в одном государстве такого отряда нет!»197.
Заготовленный хлеб спас рабочих, деревенскую бедноту и обеспечил потребности формирующейся Красной Армии, которая «не может быть крепкой без больших государственных запасов хлеба, — отмечал В. И. Ленин, — ибо без этого нельзя ни передвигать армию свободно, ни готовить ее как следует»198.