В. И. ЛЕНИН
О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
1989
ПРЕДИСЛОВИЕ
Процесс обновления социализма, обращения к ленинским нормам жизни, развернувшийся в стране после XXVII съезда партии, обострил внимание к такой сложной проблеме, как национальная политика, в которой в тугой узел завязываются и экономические, и социальные, и духовные проблемы.
XXVII съезд КПСС, XIX Всесоюзная партконференция отметили, что одним из наших завоеваний стал сложившийся в нашей стране союз равноправных наций и народностей. Жизнь подтвердила правоту идеи, заложенной в организацию нашего великого Союза, — объединение усилий позволили каждой нации и обществу в целом резко ускорить свое движение, выйти на новые рубежи исторического прогресса. При всех трудностях, которые были на нашем пути, Союз выдержал проверку временем. Он продолжает оставаться решающей предпосылкой дальнейшего развития всех советских народов.
В докладе на Съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачев подчеркнул: «Принцип национального самоопределения, выдвинутый Лениным, был и остается одним из главных элементов национальной политики Коммунистической партии. Он был заложен в основу социалистической государственности при создании Союза Советских Социалистических Республик.
И доводы исторического порядка, и экономический расчет, и политическое сознание, и просто здравый смысл, опыт народов говорят о жизненной необходимости развития всех советских наций в рамках федеративного союзного государства. Самым весомым аргументом в пользу этого является перестройка, создающая условия для исправления любых ошибок и деформаций, допускавшихся в прошлом, для подлинной гармонизации межнациональных отношений, для нормального национального самочувствия каждого человека, где бы он ни родился, ни жил и трудился»1.
Отход от ленинских принципов национальной политики, нарушения законности в период культа личности, идеология и психология застоя существенно подорвали динамизм, присущий начальному этапу формирования многонационального государства Советов; абсолютизировались достигнутые результаты в решении национального вопроса; утверждались представления о беспроблемности национальных отношений; недостаточно учитывались потребности социально-экономического, культурного развития как отдельных республик и автономных образований, так и национальных групп; немало острых вопросов, выдвигавшихся самим ходом развития наций и народностей, не находило своевременного решения, что приводило к общественной неудовлетворенности, которая приобретала порой конфликтный характер; продолжают иметь место факты национального эгоизма и кичливости, иждивенческих настроений и местничества.
Новое политическое мышление в национальном вопросе, как и в других сферах, означает прежде всего возврат к подлинно ленинскому пониманию национальных проблем, к действительно ленинским принципам национальной политики, их творческое, новаторское применение к современным условиям, отказ от сложившихся стереотипов, тем более что до сравнительно недавнего прошлого за ленинские взгляды нередко выдавалось и то, что в действительности таковым не являлось. Этот процесс неотделим от углубленного изучения и нового прочтения ленинских трудов по национальному вопросу. Решению этой задачи призван помочь предлагаемый тематический сборник.
Владимиру Ильичу Ленину принадлежит великая и неоспоримая заслуга всестороннего и творческого обогащения марксистской теории нации и национальных отношений, глубоко научной разработки интернационалистских принципов программы и политики партии по национальному вопросу, непосредственного руководства практикой строительства Советского многонационального государства. И это имело первостепенное историческое значение для судеб революционного рабочего и всего освободительного движения, дела социалистического строительства в нашей многонациональной стране.
В трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса были заложены фундаментальные методологические и общетеоретические основы научной программы и политики пролетарской партии по национальному вопросу, которые сыграли решающую роль в формировании взглядов В. И. Ленина по данному вопросу, в определении основных принципов национальной программы и политики большевиков. Нельзя, однако, не видеть, что К. Маркс и Ф. Энгельс разрабатывали свои теоретические и политические установки в доимпериалистическую эпоху, когда национальный вопрос еще не приобрел всей остроты, широты и сложности, свойственных периоду империализма. Речь к тому же шла преимущественно об однонациональных странах, в которых национальные движения тогда либо вовсе отсутствовали, либо играли, как правило, сравнительно небольшую роль. И наконец, существовавший в то время первый, и притом кратковременный, опыт диктатуры пролетариата — опыт Парижской коммуны — имел место также в однонациональной стране.
В этих условиях перед В. И. Лениным встала исключительно сложная и важная задача творческого развития взглядов марксизма по национальному вопросу применительно к условиям империализма и перспективе победы пролетарской революции в огромной многонациональной стране. Из вопроса теории национальный вопрос все больше превращался в вопрос практической борьбы за демократию, а затем и победы социалистической революции в такой стране. В канун Октября В. И. Ленин обращал внимание на то, что «после аграрного вопроса в общегосударственной жизни России особенно большое значение имеет, особенно для мелкобуржуазных масс населения, национальный вопрос»2.
Указав еще в 1913 году, что «национальный вопрос выдвинулся в настоящее время на видное место среди вопросов общественной жизни России» и что «это безусловно обязывает нас уделить больше, чем прежде, внимания национальному вопросу»3, В. И. Ленин уже в дооктябрьский период, особенно в период 1913 — 1916 годов создает немало специальных работ, среди которых такие, как «Национальный вопрос в нашей программе» (1903), «К еврейским рабочим» (1905), «Критические заметки по национальному вопросу» (1913), «О национальной программе РСДРП» (1913), «О праве наций на самоопределение» (1914), «О национальной гордости великороссов» (1914), «Социалистическая революция и право наций на самоопределение» (1916), «Итоги дискуссии о самоопределении» (1916) и др.
В. И. Ленин внес выдающийся вклад в разработку общей теории нации и национальных отношений с позиций диалектико-материалистического понимания истории. Он писал, что «национальный вопрос должен быть поставлен исторически и экономически»4. Уже в одной из ранних работ «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894) он решительно выступил против попытки идеолога либерального народничества Н. К. Михайловского представить дело так, будто национальные связи — продолжение и обобщение родовых связей. На примере истории возникновения русской нации В. И. Ленин показал решающую роль в этом процессе развития и углубления экономических связей на базе разложения феодализма и зарождения капитализма. Позднее он отмечал, что нация является неизбежным продуктом и неизбежной формой буржуазной эпохи общественного развития5. Раскрывая социально-историческую природу нации, В. И. Ленин уделяет серьезное внимание характеристике и таких признаков нации, как общность территории и языка.
Важнейшими марксистско-ленинскими методологическими принципами в национальном вопросе являются классовый и конкретно-исторический подходы. В трудах В. И. Ленина показывается, что за национальной общностью людей в антагонистическом обществе всегда надо видеть ее классовую раздвоенность; что в каждой такой нации есть «две нации» — нация угнетенных и нация угнетателей; что в каждой национальной культуре буржуазного общества есть две культуры, в дореволюционной России — демократическая культура Чернышевского и черносотенная культура Пуришкевича6. В. И. Ленин учил всегда помнить, что недопустимо вести речь о «нации вообще» и строить понятие «нация» «на искусственном абстрагировании противоречий между теми классами, которые эту «нацию» образуют»7; что «при всяком действительно серьезном и глубоком политическом вопросе группировка идет по классам, а не по нациям»8.
В каждую историческую эпоху, так же как и на каждом историческом этапе развития той или иной страны, национальный вопрос занимает специфическое место и играет своеобразную роль в общественном развитии. Поэтому В. И. Ленин требовал постоянно учитывать, «каковы конкретные особенности национального вопроса и национальных движений данной страны в данную эпоху»9.
В трудах В. И. Ленина выявлены закономерности и механизм возникновения, углубления и обострения национального вопроса при капитализме, особенно на империалистической стадии его развития. Фундаментальное значение в этом отношении имело обоснование им двух основных исторических тенденций капитализма в национальном вопросе. Первая — пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая — развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т. д. «Обе тенденции,— писал В. И. Ленин,— суть мировой закон капитализма. Первая преобладает в начале его развития, вторая характеризует зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм»10.
В. И. Ленин показал, что антагонистическая природа капитализма порождает антагонистический характер действия и взаимодействия этих тенденций, что, в свою очередь, предопределяет невозможность полного и последовательного решения национального вопроса на базе капитализма. Только с этих принципиальных ленинских позиций можно и сегодня правильно понять причины обострения межнациональных трений и конфликтов в странах капитала, распада колониальных империй, углубления противоречий между освободившимися странами и империализмом и т. д.
На глубоком знании и учете требований объективных закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений строилась и национальная программа большевистской партии. Исходя из того, что решение национального вопроса представляет собой, с одной стороны, часть более общего и главного вопроса о демократическом и социалистическом преобразовании общества, а с другой — важный фактор осуществления таких преобразований в многонациональной стране, б. И. Ленин требовал «связать революционную борьбу за социализм с революционной программой в национальном вопросе»11. И такую, действительно революционную, программу большевистская партия получила прежде всего благодаря трудам В. И. Ленина. Эта программа была направлена на обеспечение интернационального объединения рабочих, трудящихся всех национальностей в борьбе за победу демократической и социалистической революций, на последовательную и решительную борьбу против всякого национализма и шовинизма.
Всегда подчиняя решение национальных проблем интересам классовой борьбы пролетариата, В. И. Ленин в то же время никогда не допускал недооценки национального вопроса. К нему самому в полной мере могут быть отнесены сказанные им слова о марксизме: «По сравнению с «рабочим вопросом» подчиненное значение национального вопроса не подлежит сомнению для Маркса. Но от игнорирования национальных движений его теория далека, как небо от земли»12.Ленинская, подлинно интернационалистская программа партии большевиков по национальному вопросу, в неразрывной связи с важнейшими общими положениями о завоевании демократии и социализма, включала также специальные требования права наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, полного и последовательного национального равноправия, слияния рабочих всех национальностей в единых партийных, профсоюзных и иных организациях.
Еще в начале века В. И. Ленин подчеркивал, что «партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской»13. В строгом и неуклонном проведении в жизнь интернационалистского принципа построения партии В. И. Ленин видел необходимейшее условие и важнейшую предпосылку обеспечения интернационального единства пролетариата, всех революционных сил и их победы в борьбе против социального и национального угнетения. Более того, совместную на многие годы работу представителей различных национальностей в единой социал-демократической организации он еще в дооктябрьский период рассматривал как «пролетарское решение национального вопроса», как «единственное решение»14. Не случайно поэтому в ленинских трудах столь видное место занимает принципиальная и острая критика теоретических, программных и политических основ бундовской концепции «культурно-национальной автономии» и неразрывно связанных с ними попыток Бунда протащить федерализм в организационное строение партии.
Благодаря трудам и выступлениям В. И. Ленина большевистская партия подошла к Октябрю с глубоко и всесторонне разработанной последовательно интернационалистской теорией и программой по национальному вопросу. Это имело первостепенное историческое значение для последующего успешного строительства первого в мире многонационального государства нового, социалистического типа.
Свергнув господство буржуазии и помещиков, Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила условия развития национальных отношений в нашей стране, заложила основы социалистического решения национального вопроса. Ее исторический опыт впервые на практике доказал, что решающая политическая предпосылка этого — установление власти рабочего класса, а главная экономическая предпосылка — утверждение общественной собственности на средства производства. Обращает на себя внимание, что обобщение уже первого опыта строительства Советской власти в национальных районах позволило В. И. Ленину сделать выводы о том, что «национальная борьба не только в форме погромов, от коих не избавляет самая демократическая буржуазная республика, но и в форме мелкой, но все заполняющей грызни почти исчезает»15, что «Советская республика объединяет трудящихся всех наций и отстаивает интересы трудящихся без различия наций»16.
Учитывая унаследованное от дореволюционного прошлого огромное недоверие ранее угнетавшихся масс нерусских национальностей ко всему русскому, В. И. Ленин и партия в первые послеоктябрьские годы уделяют особое внимание его преодолению на основе обеспечения свободного и суверенного самоопределения народов, их подлинного равноправия и борьбы за завоевание фактического равенства народов, чуткого и внимательного отношения к нуждам и запросам трудящихся всех национальностей и решительной, непримиримой борьбы против любых проявлений администраторства, грубости в осуществлении национальной политики. В канун образования СССР, в конце 1922 года, В. И. Ленин так подводит общий итог осуществления советской национальной политики: «Наш опыт решения в течение пяти лет национального вопроса в государстве, содержащем в себе такое обилие национальностей, которое едва ли можно найти в других странах, всецело убеждает нас в том, что единственно правильным отношением к интересам наций в подобных случаях будет максимальное их удовлетворение и создание условий, которые исключают всякую возможность конфликтов на этой почве. Наш опыт создал в нас непреклонное убеждение, что только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устраняет опасение каких-нибудь интриг, создает то доверие, в особенности рабочих и крестьян, говорящих на разных языках, без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможны»17.
В этих словах сама интернационалистская суть ленинского подхода, ленинской методологии социалистического решения национального вопроса, отступления от которой, как показывает практика, чреваты самыми серьезными негативными для дела социализма последствиями. XXVII съезд КПСС указал на идущую от Ленина традицию нашей партии, суть которой, с одной стороны, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается национальной политики, что затрагивает интересы каждой нации и народности, национальные чувства людей, а с другой — принципиальная борьба против проявлений национальной ограниченности и кичливости, национализма и шовинизма, в какие бы одежды они ни рядились18. Ленинские требования чуткости, внимательности, осмотрительности в национальном вопросе никогда не перерастали в заигрывание с национальными чувствами, в уступки национализму и шовинизму, в отказ от твердого проведения принципов пролетарского интернационализма. В докладе «Октябрь и перестройка: революция продолжается» М. С. Горбачев отметил, что «непреходящее значение не только по своим результатам, но и по опыту, по методологии имеет для нас начальный, ленинский этап формирования многонационального государства Советов»19.
Одним из главных результатов ленинской национальной политики явилось то, что уже вскоре после Октября в стране по инициативе самих ранее угнетавшихся народов развернулось и неуклонно крепло всенародное объединительное движение.
В. И. Ленину принадлежит историческая заслуга открытия и научного обоснования новых государственных форм социалистического решения национального вопроса в нашей стране — советской федерации и советской автономии. В условиях, когда среди марксистов господствовало в принципе отрицательное отношение к федеративному государственному устройству, в том числе й такому устройству России, он делает смелый вывод о необходимости и целесообразности использования федерации нового типа в строительстве первого социалистического многонационального государства. Исторический опыт Октября целиком и полностью подтвердил правильность и этого ленинского теоретического и политического вывода, практическая реализация которого имела первостепенное значение для достижения и упрочения интернационального единства советского общества.
В. И. Ленин стоял у колыбели всех форм советской федерации — РСФСР, ЗСФСР, договорной федерации независимых республик, Союза ССР. Он не только всесторонне разработал вопрос о национально-государственных отношениях в условиях социалистического строя, но и непосредственно направлял строительство социалистической национальной и многонациональной государственности, оказывал большую помощь коммунистам всех республик. прямо и остро критиковал любые отступления от интернационализма, от кого бы они ни исходили. В период образования Союза ССР особенно зримо и полно проявился ленинский, последовательно интернационалистский подход к строительству многонационального государства нового типа. В работах «Об образовании СССР» (26 сентября 1922 года) и «К вопросу о национальностях или об «автономизации» (30 — 31 декабря 1922 года) В. И. Ленин подверг решительной и бескомпромиссной критике предложенный И. В. Сталиным план «автономизации» (т. е. низведения самостоятельных советских республик до уровня автономных и включения их в состав РСФСР) и предложил свой, принципиально иной план создания новой федерации, нового союза — Союза ССР. В этот период Ленин особенно настойчиво требовал сугубой осторожности, предупредительности и даже уступчивости в отношениях с малочисленными и в прошлом угнетавшимися национальностями, ибо «ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость»20.
В. И. Ленин обосновал неразрывную связь успешного решения национального вопроса и обеспечения реального и широкого социалистического демократизма. Он учил строго различать формальное, чисто декларативное и практически ни к чему не обязывающее признание равенства наций, от того реального, гарантированного осуществления национального равноправия, которое призван обеспечить социалистический демократизм и которое немыслимо вне борьбы за завоевание фактического равенства народов21. Следуя ленинским предначертаниям, партия уже в первые годы строительства социализма все больше внимания сосредоточивала на преодолении отсталости национальных окраин. Для многих народов исключительно большое значение имело научное обоснование В. И. Лениным реальной возможности их ускоренного прогресса на путях перехода к социализму, минуя капитализм.
Опираясь на учение и заветы В. И. Ленина, КПСС в ходе социалистического строительства проделала большую преобразующую работу в области национальных отношений: покончено с национальным гнетом и неравноправием, с каким бы то ни было ущемлением прав людей по национальным мотивам, обеспечен экономический и духовный прогресс всех наций и народностей.
Но на длинном и сложном, а к тому же непроторенном пути социалистического решения национального вопроса в нашей стране были не только достижения и исторические победы, но и серьезные искажения и деформации: ликвидация национальной государственности ряда народов и принудительное переселение их в другие районы страны в годы войны, а также незаконная депортация тысяч представителей народов Прибалтики в послевоенный период; массовые нарушения социалистической законности, в том числе и в отношении лучших кадров национальных республик, особенно в 1937 — 1938 годах, неоправданно жесткая централизация, неразрывно связанная с формированием и утверждением командно-административной системы управления, с отступлением от ленинских принципов демократического централизма и советского федерализма, подавлявшая инициативу и активность союзных и автономных республик; шумные кампании типа «борьбы с космополитизмом» и «дела врачей» в конце 40 — начале 50-х годов, имевшие и явный националистический аспект; необоснованные обвинения в национализме прежде всего многих видных деятелей литературы и искусства только за то, что они выражали естественное чувство национальной гордости; невнимание или даже неуважительное отношение к развитию языка и культуры, традициям и обычаям отдельных народов, а также национальных меньшинств; отказ от своевременного решения многих возникавших национальных проблем, необоснованная лакировка действительности, разрыв между словом и делом и в этой области; националистические извращения кадровой политики в ряде республик в годы застоя. Все это и многое другое из более отдаленного и сравнительно недавнего прошлого не имели ничего общего с ленинизмом, нанесли серьезный ущерб упрочению дружбы и братства советских народов, привели к негативным явлениям, к серьезным трудностям и деформациям в развитии национальных отношений в ряде регионов нашей страны, с которыми мы столкнулись сегодня.
Очищая от всего этого теорию и практику развития национальных отношений в СССР, разрабатывая и внедряя новые подходы к решению национальных проблем, КПСС твердо опирается на ленинское идейно-теоретическое наследие. За последнее время это особенно ярко проявилось в работе XIX Всесоюзной партконференции, в дискуссиях на Съезде народных депутатов СССР. В связи с этим важно выделить ряд моментов, характеризующих конкретное содержание нового политического мышления в национальном вопросе и суть нового, подлинно ленинского подхода к решению сложнейших и жизненно важных современных национальных проблем.
Во-первых, преодолевается бытовавшая в прошлом недооценка места и роли национального вопроса, национального фактора в жизни страны. Сегодня КПСС исходит из того, что такая недооценка способна оказаться серьезным тормозом на пути не только совершенствования одной из важнейших сфер нашей жизни — национальной, но и всей перестройки, ибо в многонациональном государстве «любые социально-экономические, культурные, правовые решения прямо и непосредственно всегда затрагивают и национальный вопрос»22.
Во-вторых, обеспечивается реалистическая оценка достигнутого в решении национального вопроса в неразрывной связи с отказом от допускавшейся необоснованной абсолютизации достигнутых результатов в этой области. Было бы неправильно, односторонне, не диалектично считать, что национальный вопрос решен у нас полностью, безоговорочно. Он решен в нашей стране в принципе, т. е. в том его конкретно-историческом содержании, в каком он достался новому строю от дореволюционного прошлого. Но этим не исчерпывается социалистическое решение национального вопроса, ибо противоречивая диалектика жизни десятков народов страны и взаимоотношений между ними постоянно порождает новые проблемы и выдвигает новые задачи, не говоря уже о проблемах и задачах современного этапа развития национальных отношений, вытекающих из отступлений в прошлом от ленинских принципов национальной политики и связанных с этим деформаций социалистических национальных отношений. В жизни не бывает раз и навсегда решенных проблем. Это в полной мере относится и к национальной.
В-третьих, в условиях демократизации и гласности восстанавливается историческая правда об опыте решения национального вопроса в СССР, когда наряду с бесспорными достижениями открыто и прямо, смело и самокритично говорится об ошибках и деформациях, о которых в прошлом упоминать, а тем более писать было не принято.
В-четвертых, восстанавливается ленинское понимание национального и интернационального, преодолеваются имевшие место в прошлом национально-нигилистические тенденции, когда нередко считалось, что, чем меньше национального, национально-специфического, тем лучше для интернационального. Между тем В. И. Ленин исходил из того, что интернациональное не есть безнациональное. Точно так же национальное, в свою очередь, не является антиподом интернационального, которое не существует вне национального и вырастает на базе последнего.
XIX Всесоюзная партконференция со всей силой подчеркнула, что «социалистический идеал — не омертвляющая унификация, а полнокровное и динамичное единство в национальном многообразии», что «надо научиться различать подлинно национальные интересы и их националистические искривления», что духовный прогресс в каждом национальном регионе должен происходить с опорой на культурную самобытность наций и народностей, что «многонациональность в условиях нашей страны — могучий источник развития и духовного обогащения народов»23. М. С. Горбачев говорил: «Будем действовать по-ленински: максимально развивать потенциал каждой нации, каждого из советских народов»24.
В-пятых, демократизация советского общества и радикальная реформа его политической системы создают определяющую основу для подлинной и последовательной демократизации национальных отношений, составляющей суть перестройки этих отношений на современном этапе. Ленинизм всегда исходил из того, что характер и уровень решения национального вопроса находятся в непосредственной и решающей зависимости прежде всего от природы и степени демократизации общественно-политической жизни в стране. Из этого исходит и современная национальная политика КПСС, направленная на качественное обновление национальных отношений в русле перестройки, на базе демократизации.
Именно демократизация советского общества призвана создать оптимальные условия для чуткого и внимательного выявления, согласования и максимально возможного удовлетворения интересов каждой и всех советских наций, народностей и тем самым вызвать упрочение их взаимного доверия, заботы друг о друге, желание еще более тесного братского сотрудничества. Именно демократизация призвана обеспечить и гарантировать такое положение, при котором многообразные формы советской национальной государственности реально отражали и строго защищали как общие, так и специфические интересы национальностей; достигалось справедливое представительство трудящихся всех национальностей в партийных, советских и иных органах на всех уровнях; последовательно учитывались на местах запросы представителей не только коренной, но и других национальностей, особенно в сферах образования, народного творчества, а также создания очагов национальной культуры, использования средств массовой информации, удовлетворения религиозных потребностей. Только последовательная демократизация способна создать такую ситуацию, при которой лица любой национальности в любой республике чувствовали бы себя не хуже, чем если бы они жили в «своей» республике. Как указала XIX Всесоюзная партконференция, «надо вести дело к созданию такой общественной атмосферы, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой части нашей социалистической Родины»25.
В различных сферах демократизация национальных отношений проявляется в своеобразных формах. В области национально-государственной — это находит свое выражение прежде всего в расширении прав союзных республик и автономных образований путем разграничения компетенции Союза ССР и советских республик, децентрализации, передачи на места ряда управленческих функций. В области экономической — это усиление самостоятельности и ответственности регионов, республик, мест, обеспечение широкого простора для оптимального сочетания интересов как национально-государственных образований, так и страны в целом, переход республик и регионов на принципы хозрасчета с четким определением их вклада в решение общесоюзных программ. Как отметил июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, «речь идет о выработке новой концепции централизма, опирающегося на активность трудящихся и самостоятельность предприятий, то есть подлинно демократического централизма в ленинском его понимании, обладающего неизмеримо большей мощью, чем централизм, погрязший в попытках регулировать все и вся»26. В области национально-языковой жизни — это реальное обеспечение подлинно свободного развития и равноправного использования всеми гражданами СССР родных языков при одновременном овладении русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения. XIX Всесоюзная партконференция указала на необходимость: создавать все условия для гармоничного и естественного, без формализма, развития национально-русского двуязычия с учетом особенностей каждого региона; проявлять больше заботы об активном функционировании национальных языков в различных сферах; поощрять изучение языка народа, именем которого названа республика, проживающими на ее территории гражданами других национальностей при строгом соблюдении демократических принципов свободы выбора языка обучения.
Принципиальное значение имеет деятельность КПСС по созданию и активизации таких государственных и общественных институтов политической системы, действующих на постоянной основе, которые занимались бы всем комплексом межнациональных проблем. В аппарате ЦК КПСС создан подотдел национальных отношений в составе Государственно-правового Отдела; в ЦК компартий союзных республик созданы соответствующие подразделения. XIX Всесоюзная партконференция признала целесообразным серьезно реорганизовать деятельность Совета Национальностей Верховного Совета СССР, создать в Верховном Совете СССР, Верховных Советах союзных и автономных республик, в местных Советах, где это необходимо, постоянные комиссии по вопросам межнациональных отношений. Предложено рассмотреть вопросы об образовании специального государственного органа по делам национальностей и национальных отношений, а также о создании на общегосударственном уровне научного центра по комплексному изучению актуальных проблем национальных отношений.
Сказанным далеко не исчерпывается значение ленинского идейно-теоретического наследия для формирования и утверждения нового политического мышления в национальном вопросе и выработки новых подходов в его реализаций на практике. Исключительно важное значение в этом плане имеют выдвинутые КПСС положения о внутренней диалектической противоречивости национальных процессов, о прямой зависимости ситуации в межнациональных отношениях, складывающейся в республике, регионе, от успешного решения задач перестройки, о необходимости своевременного и в то же время осторожного и взвешенного подхода к решению назревших национальных проблем, о преодолении формализма в интернациональном воспитании и в борьбе против любых проявлений национализма и шовинизма, о необходимости особой чуткости и внимательности к интересам и запросам всех, особенно малочисленных, национальностей и др. Как отмечалось на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, «истинный интернационализм, истинная дружба народов возможны только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа, широком общении между ними»27.
Ленинизм — незыблемая идейно-теоретическая основа интернационалистской национальной политики Коммунистической партии Советского Союза на современном этапе, главный залог подлинного обновления социалистических национальных отношений в интересах всемерного укрепления дружбы народов, дальнейшего процветания нашей многонациональной социалистической Родины.
И поэтому, как отмечал М. С. Горбачев, «надо не жалеть усилий, чтобы в нашем общем доме — Союзе Советских Социалистических Республик все нации и народности чувствовали себя хорошо, имели возможность свободно развивать свои советские национальные традиции, язык, культуру, укрепляли сотрудничество между собой во всех сферах жизни, берегли и множили ленинское наследие интернационализма»28.
* * *
Сборник, построенный в основном в хронологическом порядке, состоит из двух разделов. В первом — помещены (целиком или в извлечениях) дооктябрьские работы В. И. Ленина, посвященные главным образом разработке вопросов марксистской теории нации и национальных отношений, программы и политики большевистской партии по национальному вопросу.
Во втором — публикуются (тоже полностью или в извлечениях) послеоктябрьские ленинские труды и выступления, в центре внимания которых находились проблемы теории, политики и практики строительства Советского многонационального социалистического государства.
Ограниченный объем сборника не позволил включить в него все примечания к произведениям В. И. Ленина, имеющиеся в Полном собрании сочинений. Поэтому читателю данного сборника рекомендуется в необходимых случаях пользоваться соответствующим источником согласно ссылкам на том Полного собрания сочинений В. И. Ленина в конце каждого произведения или фрагмента, включенного в данный сборник. В конце книги дан предметный указатель.
Примечания:
1 Горбачев М. С. Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР. Доклад на Съезде народных депутатов СССР 30 мая 1989 года. М., 1989. С. 36.
2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 277.
3 Там же. Т. 24. С. 115.
4 Там же. С. 385.
5 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т . 26. С. 75.
6 См. там же. Т. 24. С. 129.
7 Там же. Т. 2. С. 221.
8 Там же. Т. 24. С. 134.
9 Там же. Т. 25. С. 265.
10 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 24. С. 124.
11 Там же. Т. 27. С. 62.
12 Там же. Т. 25. С. 301.
13 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 267.
14 См. там же. Т. 48. С. 162.
15 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 51. С. 219.
16 Там же. Т. 36. С. 536.
17 Там же. Т. 45. С. 240.
18 См. : Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. м., 1986. с. 54.
19 Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в Кремлевском Дворце съездов 2 ноября 1987 года. М., 1987. С. 12.
20 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 360.
21 См. там же. Т. 41. С. 164—165.
22 Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. С. 37.
23 Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 25 июня — 1 июля 1988 г. М., 1988. С. 135, 137, 138.
24 Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. С. 37.
25 Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. С. 139.
26 Материалы Пленума ЦК КПСС, 25 — 26 июня 1987 г. М., 1987. С. 52.
27 Горбачев М.С. «Революционной перестройке — идеологию обновления: Речь на Пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 года. М., 1988. С. 20
28 Горбачев М. С. К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства. Доклад и заключительное слово на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, 29 ноября — 24 декабря 1988 года. М., 1988. С. 12.