Владимир Ильич Ленин.
Биография.

1972.

 

Глава первая

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы стоим всецело на почве теории Маркса: она впервые превратила социализм из утопии в науку.

В.И.Ленин

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года и городе Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берегу великой реки Волги. Его родители принадлежали к передовой русской разночинной интеллигенции. Отец Ленина — Илья Николаевич Ульянов — был родом из бедных мещан города Астрахани.

Недавно найдены документы, в которых содержатся важные сведения о деде В. И. Ленина — Н. В. Ульянове: список крестьян, прибывших в Астраханскую губернию до 1793 года. В списке имеется запись: «Николай Васильев сын Ульянин (эта фамилия писалась и как Ульянин, Ульянинов, и как Ульянов, — Авт.)... Нижегородской губернии Сергачевской округи села Андросова помещика Степана Михайлова Брехова крестьянин отлучился 701 году». Следовательно, дед Ленина происходил из крепостных крестьян Нижегородской губернии и сам был крепостным. До прибытия в Астрахань Н. В. Ульянов жил в Новопавловском селении Астраханской губернии. Позднее он числился как государственный: крестьянин, а затем был приписан к мещанскому сословию как занимавшийся портняжным ремеслом; умер в большой бедности.

Отцу Владимира Ильича пришлось преодолеть немало трудностей, с которыми было связано в условиях царизма получение образования для выходцев из народа. В раннем детстве он лишился отца, и лишь помощь старшего брата дала ему возможность получить среднее, а затем и высшее образование.

Благодаря настойчивому труду и выдающимся способностям, преодолевая нужду, И. Н. Ульянов сумел окончить Казанский университет и вскоре стал преподавателем математики и физики в средних учебных заведениях Пензы, а затем Нижнего Новгорода. Назначение Ильи Николаевича на эту должность было подписано знаменитым математиком Н. И. Лобачевским, являвшимся в то время помощником попечителя Казанского учебного округа. По его же предложению на И. Н. Ульянова была возложена обязанность ведения метеорологических наблюдений на Пензенской метеорологической станции.

И. Н. Ульянов был любим своими учениками. Один из них, П. Ф. Филатов, отец знаменитого врача Б. П. Филатова, вспоминал Илью Николаевича как светлую личность, как человека, принадлежавшего к числу тех немногих учителей, «которые вносили в нашу жизнь честный взгляд и высокие нравственные принципы... отвращение к карьеризму и к материальной наживе».

Педагогические воззрения Ильи Николаевича ярко характеризуют сохранившиеся документы. Так. выступая на заседании педагогического совета в Нижегородской мужской гимназии по вопросу о воспитательной деятельности учителя в классе, И. Н. Ульянов говорил, что «он постоянно заботится о приучении воспитанников к самостоятельному труду путем самодеятельности».

В связи с предложением ввести в гимназии преподавание основ топографии, Илья Николаевич писал: «Мысль прекрасная; применение знания к делу, приложение научных сведений в жизни оживляет самую науку и придает ей практическое значение»1.

И. Н. Ульянову были близки взгляды русских просветителей 60-х годов XIX века. Побуждаемый высокими идеалами, он посвятил свою жизнь служению народа, его просвещению. В 1869 году Илья Николаевич оставляет работу учителя и становится инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

По выслуге лет он неоднократно награждался орденами и медалями. Орден, которым он был награжден в 1882 году, давал ему право на дворянство.

Энтузиаст народного просвещения, педагог по призванию, он страстно любил свое дело и отдавался ему целиком. У И. Н. Ульянова была глубокая вера в народ и скрытые в нем силы.

Характер работы требовал от Ильи Николаевича постоянных разъездов по губернии, по деревням и селам. Он отлучался из дому на недели и месяцы. В любое время года — суровой морозной зимой, в весеннюю распутицу и ненастной осенью — он ездил в самые глухие места, создавая земские школы, помогая учителям налаживать обучение крестьянских детей. Нелегкое это было дело. Много здоровья и сил стоило оно И. Н. Ульянову. Приходилось бороться с сопротивлением чиновников, помещиков и кулаков, которые всячески препятствовали созданию школ, нелегко было преодолевать и темноту, предрассудки отсталой части крестьян, добиваться, чтобы они поняли необходимость и пользу грамоты.

Чуждый чиновничьего духа с его прислужничеством и карьеризмом, пренебрежением к народу, И. Н. Ульянов был подлинным демократом. Он часто общался с крестьянами, дружески беседовал с ними, его можно было видеть сидящим на завалинке какой-нибудь избы или выступающим на сельском сходе.

Большое внимание И. Н. Ульянов уделял просвещению нерусских народов, населявших Поволжье. Он относился к ним с чувством уважения и понимания, заботился об организации народных школ для них. Старания И. Н. Ульянова принесли свои плоды: почти за 20 лет его работы количество школ в Симбирской губернии значительно выросло. Он воспитал много передовых народных учителей, которых называли «ульяновцами».

Мать Владимира Ильича, Мария Александровна, была дочерью Александра Дмитриевича Бланка, образованного, талантливого врача, пионера в области физиотерапии. А. Д. Бланк происходил из мещан. Он рано овдовел и остался с 6-ю малыми детьми. Судьба бросала его в разные углы России: то в Смоленскую глушь, то в Олонецкую губернию, то на Урал. Человек прямой, самостоятельных суждений, он не ладил с властями. Выйдя в отставку, А. Д. Бланк обосновался со своим многочисленным семейством под Казанью, в деревне Кокушкино (ныне село Ленино), где и жил до самой смерти. Выросшая в деревне, Мария Александровна смогла получить лишь домашнее образование. Отсутствие средств не позволило ей учиться дальше, о чем она всегда сожалела. Но одаренная большими способностями, она овладела несколькими иностранными языками, которым потом обучала своих детей, хорошо играла на рояле, много читала. Самостоятельно подготовившись, Мария Александровна сдала экстерном экзамен на звание учительницы. Как и Илью Николаевича, ее влекло дело народного просвещения. Но работать в школе ей не пришлось: забота о большой семье, воспитание детей, домашнее хозяйство, которое надо было вести очень экономно, чтобы сходились концы с концами, целиком поглощали ее время.

Примечания:

1 Государственный apxив Горьковской области, ф. 303, оп. 407, ед. хр. 1066.

 

В семье и гимназии

В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь Илья Николаевич был образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь детей (двое из них умерли совсем маленькими). Владимир Ильич был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им разностороннее образование, воспитывали их честными. трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа, трудящихся. Впоследствии все они стали революционерами.

Большое влияние на детей оказывал личный пример родителей. Дети видели, сколько сил отдает отец делу народного просвещения, как строго относится он к себе и своим обязанностям, какую радость приносит ему открытие каждой новой деревенской школы. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда, скромность во всем имели огромное воспитательное значение. Очень простои в обхождении с людьми и в своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самое благотворное влияние. Строгое отношение к себе и своим обязанностям, высокое чувство долга, которое отличало всегда потом Ленина, было в значительной степени заложено у него с самых ранних лет отцом. Авторитет отца и любовь к нему в семье были очень велики.

Воспитывая детей, Илья Николаевич исходил из педагогических воззрений революционного демократа Н. А. Добролюбова — выковывал в них крепкую волю, развивал стремление к знаниям, учил понимать жизнь, требовательно подходить к своим действиям, быть искренними и правдивыми. Он часто читал в семейном кругу своего любимого поэта Н. А. Некрасова, любил петь положенное на музыку запрещенное стихотворение поэта-петрашевца А. Н. Плещеева, в котором с особой силой выделял слова:

По духу братья мы с тобой.
Мы в искупленье верим оба,
И будем мы питать до гроба
Вражду к бичам страны родной.

Дети чувствовали, что в эту песню отец вкладывает всю душу, что слова ее для него святы.

Илья Николаевич радовался неизменным успехам своих детей в школьных занятиях, но он не выносил тщеславия и это чувство прививал им. Весь свой досуг Илья Николаевич посвящал семье. Он следил за занятиями детей, развивал их литературный и художественный вкус, принимал живое участие в их играх и прогулках. Дети в присутствии отца чувствовали себя свободно, он никогда не отмахивался от их вопросов, терпеливо объяснял непонятное. Он был увлекательным и веселым рассказчиком.

Редким воспитательным талантом обладала Мария Александровна. Приветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организованная, бережливая и скромная, особенно во всем, что касалось лично ее, она сумела лее эти качества передать детям. Хрупкая на вид, Мария Александровна обладала огромным мужеством, самоотверженностью и стойкостью, которые много раз и с такой удивительной силой проявлялись в годы тягчайших испытаний, выпавших впоследствии на долю семьи Ульяновых.

Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные приступочки. Одно время старшие дети задумали издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обсуждении домашнего журнала.

Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста они должны были сами себя обслуживать, помогать старшим; девочки следили за тем, чтобы у них и у мальчиков одежда всегда была в порядке. Позади дома Ульяновых1 был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах, лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша, нес самовар, остальные — стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все охотно.

Володя Ульянов рос резвым, здоровым, жизнерадостным ребенком. Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый, общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав. Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх, терпеть не мог драк. «Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не буду», — заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.

С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской классической гимназии.2 Уже в эти годы в его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, — причем его никто не будил, — бежал мыться по пояс, убирал постель. До завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался.

В гимназии сразу же проявились способности и трудолюбие Володи. Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником; переходя из класса в класс, он получал первые награды. Он обращал на себя внимание своей собранностью, умением довести начатое дело до конца, общительностью, искренностью и простотой в обращении с товарищами, готовностью помочь им в подготовке трудных уроков. Среди молодежи он был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.

Примечание:

1  Ныне это известный всему миру Дом-музей В. И. Ленина.

2 Среднее учебное заведение, в котором, наряду с новыми языками, изучались древние — греческий и латынь.

 

Формирование революционных взглядов

Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякое проявление свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии Владимир Ильич охарактеризовал это время, как период «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции»1. Поэтому гимназия не могла способствовать формированию передовых общественных идеалов.

Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно отвечал: «как Саша». С годами стремление равняться на старшего брата не прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о марксистской литературе, впервые увидел у него «Капитал» К. Маркса.

Александр Ульянов был исключительно одаренным юношей. Он с детских лет проявлял твердую волю, высокие моральные качества. «Саша, — вспоминала Анна Ильинична. — был на редкость серьезный, вдумчивый и строго относящийся к своим обязанностям мальчик. Он отличался также не только твердым, но и справедливым, чутким и ласковым характером и пользовался большою любовью всех младших. Володя подражал старшему брату...»2

Каким представлял себе Александр Ульянов моральный облик человека, ярко показывает одно из сохранившихся его гимназических сочинений на тему: «Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству». Он писал:

«Чтобы быть полезным обществу, человек должен быть честен и приучен к настойчивому труду, а чтобы труд его приносил сколь возможно большие результаты, для этого человеку нужны ум и знание своего дела... Честность и правильный взгляд на свои обязанности по отношению к окружающим людям должны быть воспитаны в человеке с ранней молодости, так как от этих убеждений зависит и то, какую отрасль труда он выберет для себя, и будет ли он руководствоваться при этом выборе общественной пользой или эгоистическим чувством собственной выгоды...

Любовь к труду должна простираться не только на легкие и ничтожные вещи, но и на то, что с первого взгляда кажется непреодолимым. Чтобы быть действительно полезным членом общества, человек должен настолько приучиться к настойчивому труду, чтобы не останавливаться ни перед какими трудностями и препятствиями, ни перед темп, которые представляют ему внешние обстоятельства, ни перед теми, которые представляют ему собственные недостатки и слабости: для итого он должен уметь управлять своей волей и выработать себе твердый и непоколебимый характер»3.

Таков был духовный облик и самого Александра Ульянова.

Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться в окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящий никакой лжи и ханжества, он порывает с религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его до глубины души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевич сказал о своих детях, что они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира. гость сказал: «Сечь, сечь надо!» Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя нательный крестик.

Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, какому бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа.

О сочувствии голого Ленина к угнетенным царизмом национальностям говорит такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с учителем чувашской школы И. М. Охотниковым, готовя его к экзамену на аттестат зрелости. Чуваш по национальности, человек больших математических способностей, Охотников страстно мечтал о получении высшего образования. Но для поступления в университет требовался аттестат зрелости, которого у него не было. Чтобы получить аттестат, надо было сдавать экзамены по многим предметам, в том числе и по древним языкам. Самостоятельно изучить эти языки Охотникову было трудно, а средств на то, чтобы нанять учителя, он не имел. Узнав о безвыходном положении Охотникова. Владимир Ильич взялся бесплатно подготовить его и в течение полутора лет систематически, три раза в неделю, занимался с ним. Охотников успешно сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил в университет.

В поисках ответа на волновавшие его вопросы Владимир Ильич много читал. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. И. С. Тургенева, Н. Л. Некрасова. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого были его любимыми книгами. Он впитал в себя революционный дух произведении В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Сочинения революционных демократов пробуждали в нем ненависть к общественно-политическому строю царской России, помогали формированию его революционных убеждении. Молодой Ленин увлекался стихами поэтов сатирического журнала «Искра» — одного из видных органов печати революционно-демократического направления, выступавшего против крепостнической реакции и дворянско-буржуазного либерализма.

Революционные настроения юноши проявлялись даже в его классных работах. Однажды директор гимназии Ф. М. Керенский (отец небезызвестного впоследствии эсера А. Ф. Керенского) всегда ставивший сочинения Ульянова в пример другим учащимся, предостерегающе сказал: «О каких это угнетенных классах вы тут пишете, при чем это тут?»

Позднее Владимир Ильич рассказывал Н. К. Крупской, что в ту пору ему очень хотелось поделиться с кем-нибудь мыслями, которые волновали его. Показалось как-то, что один из его одноклассников настроен революционно, и он решил с ним поговорить. Пошли на реку Свиягу. «Но разговор не состоялся. Гимназист начал говорить о выборе профессии, говорил о том, что надо выбрать ту профессию, которая поможет лучше устроиться, сделать карьеру. Ильич рассказывал: «Подумал я: карьерист какой-то, а не революционер» — и не стал с ним ни о чем говорить»4.

Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно, от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, в ожидании назначения которой прошло несколько месяцев.

Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось новое несчастье — 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.

О революционной деятельности Александра Ильича в семье не знали. Он блестяще учился в Петербургском университете. Его исследования в области зоологии и химии обращали на себя внимание видных ученых, таких, как Н. П. Вагнер и А. М. Бутлеров; каждый из них желал оставить его в университете на своей кафедре. Одна из его работ но зоологии, выполненная на III курсе, была удостоена золотой медали. Александра Ульянова прочили в профессора. В последнее лето, проведенное им дома, он все время отдавал подготовке своей диссертации и, казалось, целиком ушел в науку. Никто не знал, что, находясь в Петербурге, Александр Ильич участвовал в кружках революционной молодежи и вел политическую пропаганду среди рабочих. Идейно он находился на пути от народовольчества к марксизму.

Товарищи любили его за ум и нравственную чистоту, преданность делу и исключительную скромность. Среди тех, кто одновременно учился с ним, были студенты, имена которых потом стали широко известными. К их числу относятся писатель А. С. Серафимович, революционный поэт Латвии Ян Райнис, один из соратников В. И. Ленина — П. И. Стучка и другие.

Об аресте Александра и Анны в Симбирск написала родственница Ульяновых, но, боясь за Марию Александровну, она послала письмо не ей, а близкому другу их семьи — учительнице В. В. Кашкадамовой. Та немедленно вызвала из гимназии Владимира и дала ему прочесть письмо. «Крепко сдвинулись брови Ильича, он долго молчал... — вспоминала Кашкадамова. — «А ведь дело-то серьезное, — сказал он, — может плохо кончиться для Саши»5. На Владимира легла нелегкая задача — подготовить к печальному известию мать и в эту тяжелую минуту быть ей моральной поддержкой.

Весть о случившемся быстро облетела город. И сразу же от семьи Ульяновых отшатнулись все, кто раньше у них бывал, все либеральное симбирское «общество». Тогда-то впервые молодой Ленин увидел трусливое лицо либеральных интеллигентов.

Мария Александровна присутствовала на заседании суда над Александром и его товарищами, слышала речь сына, в которой он смело обличал царское самодержавие и говорил об исторической неизбежности победы нового общественного строя — социализма.

 «Я удивилась, как хорошо говорил Саша: так убедительно, так красноречиво, — рассказывала Мария Александровна дочери Анне. — Я не думала, что он может говорить так. Но мне было так безумно тяжело слушать его, что я не могла досидеть до конца его речи и должна была выйти из зала».

8 мая 1887 года Александр Ульянов в возрасте 21 года был казнен царскими палачами в Шлиссельбурге.

Казнь Александра Ульянова взволновала всех честных людей и вызвала их возмущение произволом царского самодержавия. Газеты многих стран писали тогда о мужестве Александра Ульянова. Так, английская «Daily News» и издаваемая в Швейцарии «Der Sozialdemokrat» особое внимание уделили его речи на суде; о его бесстрашии во время казни писала французская газета «Cri du People». В польской газете «Przedswit» была опубликована поэма «Ульянов», посвященная его героизму и мужеству. Гибель Александра Ульянова была огромной утратой и для науки. Недаром великий Менделеев так сожалел, что революция отняла у него двух его выдающихся учеников — Кибальчича и Ульянова.

Казнь брата потрясла молодого Ленина и вместе с тем укрепила его революционные взгляды. Волнующие слова написала о братьях А. И. Ульянова-Елизарова: «Александр Ильич погиб как герой, и кровь его заревом революционного пожара озарила путь следующего за ним брата, Владимира»6.

Преклоняясь перед светлой памятью брата, его самоотверженностью и мужеством, Владимир, однако, отверг избранный Александром путь террористической борьбы. «Нет, мы пойдем не таким путем, — решил он. — Не таким путем надо идти».

В трагические для семьи Ульяновых дни со всей силон сказались самообладание и стойкость юноши. Он видел, с каким мужеством переносит свое неутешное горе мать. Пример матери не мог не повлиять на него, и, как ни тяжело ему было, он взял себя в руки и блестяще сдал экзамен на аттестат зрелости. Самый молодой в классе, он, единственный из всех, сдавших экзамен, получил золотую медаль. Гимназическое начальство колебалось: давать ли брату казненного «государственного преступника» медаль. Но необыкновенные способности и глубокие знания Владимира Ильича были так очевидны, что не дать ему медаль было невозможно. В характеристике директора гимназии отмечалось: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотого медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению».7

Характерно, что на заседании попечительского совета Казанского учебного округа, обсуждавшего работы выпускников гимназий, особо отмечались те, которые были сделаны Владимиром Ульяновым из Симбирской гимназии.

Примечание:

1  В. И. Ленин. Соч., т. 1, стр. 295.

2 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В пяти томах. Т. 1. М., 1968, стр. 22.

3 Александр Ильич Ульянов и дело 1 марта 1887 г. Сборник. М. — Л., 1927, стр. 120 — 127.

4 Н. К. Крупская. О Ленине. М., 1965, стр. 36.

5 Александр Ильич Ульянов и дело 1 марта 1887 г. Сборник, 1927, стр. 274.

6 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, 1968, стр. 25.

7 «Молодая Гвардия», 1924, № 1, стр. 89.

 

Первое революционное крещение

В конце июня 1887 года семья Ульяновых вкинула Симбирск. Месяц она жила в деревне Кокушкино, а потом поселилась в Казани, где Владимир Ильич поступил на юридический факультет университета. Твердо решив посвятить себя революционной борьбе, он стремился изучать общественные дисциплины: «Теперь. — говорил он, — такое время, нужно изучать науки права и политическую экономию»1.

Владимира Ильича не сразу приняли в университет. Университетское начальство боялось взять на себя ответственность и зачислить его в число студентов. На его прошении была наложена резолюция: «Отсрочить до получения характеристики». И лишь после того, как была получена блестящая характеристика из Симбирской гимназии, его приняли в университет.

В Казанском университете Владимир Ильич становится деятельным членом нелегального самарско-симбирского землячества. Царские власти, насаждавшие сыск и шпионаж, запрещавшие любые студенческие организации, преследовали также землячества. Университетским уставом 1884 года участие в них каралось исключением из высших учебных заведений. Установив связи с передовыми студентами, Ленин принял активное участие в революционном кружке, который полиция характеризовала как кружок «крайне вредного направления».

Студенты решительно выступали против установления полицейского режима в университетах. 4 декабря 1887 года в актовом зале Казанского университета состоялась сходка студентов, требовавших отмены реакционного университетского устава, разрешения организации студенческих обществ, возвращения ранее исключенных учащихся и привлечения к ответственности лип, виновных в их исключении. Владимир Ильич был одним из деятельных участников студенческого выступления. Попечитель Казанского учебного округа сообщал потом в департамент просвещения, что Ульянов «бросился в актовый зал в первой партии», а инспектор университета отмечал его «как одного из активнейших участников сходки, которого он видел в норных рядах, очень возбужденного, чуть ли но со сжатыми кулаками». Уходя со сходки. Ленин одним из первых оставил свой студенческий входной билет.

Революционное выступление студентов серьезно встревожило казанские власти. Во дворе соседнего с университетом здания находился наготове батальон солдат.

В знак протеста Ленин решил уйти из университета. 5 декабря он пишет на имя ректора следующее прошение: «Не признавая возможным продолжать мое образование в Университете при настоящих условиях университетской жизни, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из числа студентов Императорского Казанского Университета».2

По распоряжению казанского губернатора Ленин был арестован и заключен в тюрьму. На пути в тюрьму между Лениным и сопровождавшим его полицейским приставом произошел примечательный разговор: «Ну что вы бунтуете, молодой человек, — ведь стена!» — назидательно сказал пристав. «Стена, да гнилая, — ткни, и развалится!»3 — смело ответил юноша.

В тюремной камере арестованные студенты делились мнениями и планами на будущее. На вопрос товарищей, что он думает делать после выхода из тюрьмы. Владимир Ильич отвечал, что перед ним одна дорога, дорога революционной борьбы. 5 декабря Ленин в числе других активных участников сходки был исключен из университета. Ему было воспрещено проживать в Казани, и 7 декабря он был выслан в деревню Кокушкино под негласный надзор полиции4. Крытую кибитку, в которой он ехал, до городской черты сопровождал полицейский.

Так семнадцатилетним юношей Ленин вступил на путь революционной борьбы, так получил он первое революционное крещение.

Выслав юношу в деревню, жандармы не могли успокоиться. Директор департамента полиции направил начальнику казанского губернского жандармского управления указание: «Распорядитесь... учредить строгое негласное наблюдение за высланным в д. Кокушкино Лаишевского уезда Владимиром Ульяновым».

В ссылке Владимир Ильич усердно изучает общественно-политическую, экономическую и статистическую литературу. С помощью родных он получает из Казани книги и журналы, подобранные в библиотеках. Он вспоминал позднее: «Кажется, никогда потом в моей жизни, даже в тюрьме в Петербурге и в Сибири, я не читал столько, как в год после моей высылки в деревню в Казани. Это было чтение запоем с раннего утра до позднего часа»5. Занятия юноши были строго систематизированы. Он изучал университетские курсы, читал журналы «Современник», «Отечественные Записки», «Вестник Европы», «Русское Богатство», газету «Русские Ведомости», художественную литературу, особенно произведения Н. А. Некрасова. Много раз Ленин перечитывал своих любимых авторов — Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, составлял конспекты и делал выписки из их произведений. Он глубоко изучал проникнутые духом классовой борьбы труды великого русского революционного демократа Чернышевского, в которых проводилась идея крестьянской революции, идея борьбы за свержение самодержавия и уничтожение крепостничества, излагались его материалистические философские взгляды и социалистические идеи. Впоследствии Владимир Ильич неоднократно подчеркивал огромное значение произведений Чернышевского. умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров.

Молодой Ленин зачитывался романом «Что делать?» — одной из любимых книг его казненного брата. В этом романе Чернышевский облек в художественную форму свои социалистические идеи, первый в русской литературе создал образ революционера, самоотверженного борца за свободу и счастье народа. Книга «Что делать?» так увлекла Владимира Ильича, что летом 1888 года он в течение нескольких недель перечитал ее раз пять, находя в ней все новые и новые волнующие мысли (впервые он познакомился с романом в 14 — 15-летнем возрасте). Позднее Владимир Ильич рассказывал, что он послал Николаю Гавриловичу письмо.

Примечание:

1  Н. Веретенников. Володя Ульянов. У., 1967, стр. 60.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 1, стр. 551.

3 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, 1969, стр. 173.

4 Ныне в Кокушкино-Ленино создан Дом-музей В. И. Ленина.

5 «Вопросы Литературы», 1957, № 8, стр. 133.

 

В марксистском кружке

Около года Ленин пробыл в ссылке. Осенью 1888 года он смог переселиться в Казань1, но в университет его не допустили. Попечитель Казанского учебного округа, возражая против возвращения Ленина в университет, писал в департамент народного просвещения: «...при выдающихся способностях и весьма хороших сведениях, он ни в нравственном, ни в политическом отношении лицом благонадежным признан пока быть не может». В департаменте наложили резолюцию: «Уж этот не брат ли того Ульянова. Ведь тоже из Симбирской гимназии?.. Отнюдь не следует принимать». Лишенный возможности продолжать образование в России, Владимир Ильич ходатайствует о том, чтобы ему разрешили поехать за границу для продолжения учения. И снова ему отказывают. Казанский губернатор получил из департамента полиции приказ Владимиру Ульянову «заграничного паспорта... не выдавать».

Вскоре Ленин вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым, одним из первых революционеров в России, провозгласившим свою приверженность марксизму. По условиям конспирации члены организованных им в Казани кружков не общались друг с другом, фамилии без особой надобности не назывались, каждый знал только членов своего кружка. Поэтому Владимир Ильич, состоя в одном из кружков, с Федосеевым ни разу не встретился. В Казани тогда существовало несколько нелегальных революционных кружков, в которых изучались и обсуждались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, распространявшиеся в нелегальных изданиях и рукописных переводах, велись горячие споры вокруг работ Г. В. Плеханова, направленных против народников.

Это было время, когда революционно настроенная интеллигенция находилась под идейным влиянием народничества. Идеалистические и антиисторические утверждения народников, что капитализм в России — явление наносное, совершенно случайное, что страна придет к социализму только через крестьянскую общину, их суждения о целесообразности тактики индивидуального террора как средства политической борьбы были среди интеллигенции весьма популярны. Ленин отмечал потом: «Почти все в ранней юности восторженно преклонялись перед героями террора. Отказ от обаятельного впечатления этой геройской традиции стоил борьбы, сопровождался разрывом с людьми, которые во что бы то ни стало хотели остаться верными «Народной воле» и которых молодые социал-демократы высоко уважали. Борьба заставляла учиться, читать нелегальные произведения всяких направлений...»2

Сам Владимир Ильич идеей народничества «никогда не увлекался, — отмечала его старшая сестра, — по этому пути никогда не плыл... Я с осени 1888 года помню его горячие разговоры о Марксе, которым он тогда серьезно занимался, и скептически относился к народническим иллюзиям»3.

Взгляды народников находились в явном противоречии с действительностью. После отмены в 1861 году крепостного права в России стал быстро развиваться капитализм. В Петербурге, в центре и на юге страны, на Урале вырастали заводы и фабрики.

Широко известна была тогда песня:

Старый строй разрушал капитал-властелин,
Рвал он с корнем дворянские роды,
Мужиков и ребят из родных палестин
Гнал на фабрики, верфи, заводы.

От центра к окраинам потянулись линии железных дорог. В лице рабочего класса в России росла и крепла великая революционная сила. Рабочий класс, еще не осознавший своей мощи, уже начинал борьбу с помещичье-буржуазный строем. Стихийно вспыхивали стачки, создавались первые пролетарские организации.

В 1883 году за границей была создана первая русская марксистская организация — группа «Освобождение труда», возглавлявшаяся Г. В. Плехановым. Группа сыграла видную роль в распространении идеи научного социализма в России, марксистском освещении экономического положения в стране и в борьбе против народничества. Велико было значение произведений Г. В. Плеханова, таких, как «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», которые с увлечением читались и горячо обсуждались в марксистских кружках того времени. Печатавшиеся без цензуры за границей, они впервые систематически излагали идеи марксизма в применении к России. Но группа «Освобождение труда», по позднейшему ленинскому определению, лишь теоретически основала социал-демократию в России и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

Месяцы пребывания Ленина в Казани были заполнены упорной работой по овладению теорией марксизма, общением с молодыми казанскими марксистами. Он тщательно изучает главный труд К. Маркса «Капитал», в котором его гениальный автор открыл и научно обосновал экономический закон развития капиталистического общества, дал глубокий анализ противоречий капитализма и неопровержимо доказал неизбежность его гибели и победы социализма. К. Маркс научно обосновал всемирно-историческую роль пролетариата как могильщика капитализма и создателя нового, социалистического общества.

Владимир Ильич был целиком захвачен великими идеями Маркса, неотразимой логикой и глубиной его научных выводов. Он не просто изучал «Капитал», а обдумывал его идеи применительно к социально-экономическим условиям и задачам рабочего движения в России. «...Он с большим жаром и воодушевлением, — вспоминала потом Анна Ильинична, — рассказывал мне об основах теории Маркса и тех новых горизонтах, которые она открывала... От него так и веяло бодрой верой, которая передавалась и собеседникам. Он и тогда уже умел убеждать и увлекать своим словом. И тогда не умел он, изучая что-нибудь, находя новые пути, не делиться этим с другими, не завербовать себе сторонников».4

Горячее чувство любви ко всем трудящимся, ко всем угнетенным, отмечала Н. К. Крупская, Ленин «получил в наследие от русского героического революционного движения. Это чувство заставило его страстно, горячо искать ответ на вопрос: каковы должны быть пути освобождения трудящихся? Ответы на свои вопросы он получил у Маркса. Не как книжник подошел он к Марксу. Он подошел к Марксу как человек, ищущий ответа на мучительные настоятельные вопросы. И он нашел там эти ответы»5.

С самого начала своей сознательной жизни Ленин стал убежденным сторонником революционного марксистского учения о преобразовании мира, о великой исторической миссии рабочего класса. 18-летний Ленин понял, что самым революционным классом является рабочий класс, что именно ему принадлежит руководящая роль в борьбе против эксплуататоров.

Владимир Ильич был одним из первых русских марксистов, творчески овладевавшим революционным учением, горячим, убежденным и пламенным пропагандистом великих идей научного социализма.

Вооруженный теорией марксизма, Ленин, как никто другой. ясно увидел, какая великая сила пробудится в рабочем классе России, если в молодое рабочее движение будет внесено социалистическое сознание. Уже тогда он был твердо, непоколебимо убежден, что перед этой силой не устоит ни царское самодержавие, ни власть капиталистов.

Примечание:

1  Дом, в котором жила семья Ульяновых в 1888 — 1889 гг., ныне превращен в Дом-музей В. И. Ленина.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 6, стр. 180 — 181.

3 Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма, ф. 13, ед. хр. 100.

4 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, 1968, стр. 30.

5 Там же, стр. 598.

 

Самарский период

В начале мая 1889 года семья Ульяновых выехала в Самарскую губернию. на хутор близ деревни Алакаевки, а осенью поселилась в Самаре (ныне г. Куйбышев)1. Вскоре после ее отъезда жандармам удалось напасть на след казанских революционных кружков. В июле был арестован и заключен в тюрьму Н. Е. Федосеев, были арестованы также некоторые члены кружка, в который входил Ленин. Таким образом, лишь благодаря счастливой случайности — отъезду из Казани — Ленин избежал ареста.

В статье «Несколько слов о Н. Е. Федосееве» Ленин писал: «Весной 1889 года я уехал в Самарскую губернию, где услыхал в конце лета 1889 года об аресте Федосеева и других членов казанских кружков, — между прочим, и того, где я принимал участие, Думаю, что легко мог бы также быть арестован, если бы остался тем летом в Казани»2.

Владимир Ильич нуждался в заработке. В течение мая — июня он помещал в «Самарской Газете» объявление: «Бывший студент желает иметь урок. Согласен в отъезд. Адрес: Вознесенская ул., д. Саушкиной, Елизарову, для передачи В. У. письменно». В ведомости о лицах, состоявших под надзором полиции, отмечалось, что Ульянов в Самаре живет тем, что дает уроки.

Не имея возможности поступить в университет ни в России, ни за границей. Владимир Ильич старался получить разрешение сдать экзамены за университет экстерном. Ему отказали и в этом. Лишь весной 1890 года он получил такое разрешение. Со всей энергией Ленин взялся за подготовку к экзаменам. Он решил закончить университет одновременно со своими бывшими казанскими однокурсниками. Для этого надо было за полтора года самостоятельно проштудировать то, что другие изучали в течение четырехлетнего обучения в университете. Строго рассчитав оставшееся время, Владимир Ильич составил план своих занятий, настойчиво и целеустремленно выполняя его. Летом в Алакаевке, в отдаленной аллее сада он устроил своеобразный «рабочий кабинет». Сюда после утреннего чая он приходил нагруженный книгами и тетрадями и работал дотемна.

После напряженного труда Ленин умел и хорошо отдыхать. По вечерам алакаевский дом оглашался музыкой и пением. Владимир Ильич часто пел вместе с сестрой Ольгой, которая и аккомпанировала на рояле. Особенно любил он песню на слова поэта Языкова «Пловец» («Нелюдимо наше море»). С воодушевлением пел он:

Но туда выносят волны
Только сильного душой!..
Смело, братья, бурей полный
Прям и крепок парус мой.

Родные отмечали, что в пенни Владимира Ильича никогда не было грусти, оно всегда звучало отвагой и призывом. Как-то утром, когда Ольга играла «Марсельезу», в комнату вошел Владимир Ильич и предложил спеть «Интернационал». В те годы этот гимн в России почти не был известен. Брат и сестра стали подбирать мелодию и потом спели весь гимн по-французски3. В детстве Владимир Ильич учился музыке, потом перестал и неоднократно вспоминал об этом с сожалением. Он очень любил музыку и тонко понимал ее.

В 1891 году Ленин в весеннюю и осеннюю сессии сдает экстерном государственные экзамены за юридический факультет при Петербургском университете. Он один из всех экзаменовавшихся получает высшие оценки по всем предметам. Ему присуждают диплом первой степени. Поездки в Петербург для сдачи экзаменов Владимир Ильич использовал и для того, чтобы связаться с марксистами столицы, через них запастись марксистской литературой.

Адреса петербургских марксистов Владимиру Ильичу дал его близкий знакомый А. А. Шухт4, в то время после отбытия сибирской ссылки проживавший в Самаре.

С конца января 1892 года Ленин был зачислен помощником присяжного поверенного и с марта начал выступать в Самарском окружном суде. В течение 1892 — 1898 годов он выступал в Самарском суде около 20 раз. Большинство его подзащитных были крестьяне-бедняки и ремесленники.

Но не адвокатская работа занимала Ленина. Вся его энергия и силы были направлены на изучение марксизма, на подготовку к активной революционной деятельности. В то время в Самаре действовало несколько нелегальных кружков революционно настроенной, главным образом учащейся, молодежи. Большинство этих кружков придерживалось народнического направления. Наиболее деятельным из них был кружок А. П. Скляренко, который печатал и распространял нелегальные издания, вел пропаганду среди учащейся молодежи, имел связи с отдельными рабочими. Через М. Т. Елизарова — мужа старшей сестры — Ленин познакомился со Скляренко и вскоре близко сошелся с ним, связался с членами его кружка и другими кружками.

В Самаре жило немало представителей революционного народничества 70-х годов; к тому времени почти все они уже отошли от активной политической деятельности. Но Ленин, который всегда стремился учиться, брать отовсюду все самое ценное и полезное, подолгу беседовал с ветеранами «Народной воли», впитывая в себя и критически перерабатывая опыт прошлого революционного движения. Его живо интересовали их рассказы о революционной работе, об условиях конспирации, поведении на допросах и на судебных процессах. Не разделяя их мировоззрения, он с глубоким уважением относился к этим смелым, самоотверженным революционерам.

Появление широко образованного марксиста произвело в самарских революционных кружках большое впечатление. Со свойственной ему страстностью, способностью убеждать людей и вербовать сторонников Ленин начал и здесь пропаганду марксизма. Особенно активной была его деятельность в кружке Скляренко. Под влиянием марксистской пропаганды, которую вел Ленин, многие члены кружка, в том числе сам Скляренко5, порвали с народническими взглядами.

В 90-х годах народники из революционных борцов против царизма превратились в умеренных либералов. В Самаре начинается последовательная борьба Ленина против народнической идеологии, против либеральных народников. Он неоднократно выступает с рефератами (докладами), в которых разоблачает антинаучную сущность народнических взглядов, их несостоятельность и противоречие с действительностью. С рефератом на тему «Об общине, ее судьбах и путях революции» Ленин выступил в кружке, куда входили рабочие самарского железнодорожного депо. Зимой и летом 1892 года он пишет, а затем читает в нелегальных кружках доклады, направленные против виднейших идеологов либерального народничества — Н. К. Михайловского, В. П. Воронцова и С. Н. Южакова, выступает также с докладами, посвященными трудам К. Маркса и Ф. Энгельса. Большой интерес в революционных кружках вызвал его реферат о книге К. Маркса «Нищета философии». Выступления Ленина проходили в обстановке острой идейной полемики. Отстаивая марксистское учение, он уверенно и мастерски отражал нападки своих противников.

Члены кружка Скляренко в своей деятельности соблюдали строгую конспирацию. Для чтения рефератов и обсуждения теоретических и практических вопросов они иногда совершали так называемую «кругосветку» — путешествие по Волге в лодке вниз до конца Самарской луки, затем переправа к реке, которая течет на север и впадает в Волгу. Поездка занимала несколько дней. За это время можно было без помех и боязни, что нагрянет полиция, обсудить волновавшие участников кружка вопросы. Кроме того, поездка на лодке была прекрасным отдыхом. Много лет спустя, живя в эмиграции, Владимир Ильич тепло вспоминал о том, как в Самаре совершал с товарищами «кругосветку», какое громадное удовольствие доставляло ему знакомство с новыми местами.

В Самаре Владимир Ильич перевел с немецкого на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Этот рукописный перевод ходил по рукам, его читали в самарских кружках и даже за пределами Самары. К сожалению, рукопись ленинского перевода погибла.

Внимательно следил Владимир Ильич за событиями международной жизни. Он радовался, когда под напором массового и все усиливавшегося рабочего движения в Германии был отменен введенный в 1878 году исключительный закон против социалистов.

В 1892 году Ленин организует первый в Самаре кружок марксистов, в который входили А. И. Скляренко, И. X. Лалаянц (с 1893 года), М. И. Семенов, помощник железнодорожного машиниста И. А. Кузнецов, ученица фельдшерской школы М. И. Лебедева и А. А. Беляков. В кружке разбирались произведения К. Маркса — «Капитал» и Ф. Энгельса — «Анти-Дюринг», «Положение рабочего класса в Англии», работы Г. В. Плеханова и другие. Все, что можно было в то время достать в Самаре из марксистской литературы, изучалось и обсуждалось. Члены кружка вели деятельную пропаганду марксизма.

Владимир Ильич многократно выступал в кружке с докладами по вопросам марксистской теории, читал подготовленные им статьи. Во время пребывания в Самаре им было написано несколько работ. Среди них, по свидетельству участников кружка, была, до сих пор не разысканная, статья о книге В. И. Воронцова «Судьбы капитализма в России» (одно из основных произведений либерального народничества).

Среди своих единомышленников Ленин пользовался исключительным авторитетом. «В этом 23-летнем человеке, — вспоминал И. X. Лалаянц, — удивительнейшим образом сочетались простота, чуткость, жизнерадостность и задорность, с одной стороны, и солидность, глубина знаний, беспощадная логическая последовательность, ясность и четкость суждения и определений — с другой»6.

Уже тогда для Ленина было характерно творческое отношение к изучаемым вопросам, ему чуждо было начетническое восприятие марксистской теории. Он ничего не принимал, как догму. В теории он видел ключ к пониманию экономического и политического положения России, и каждый из выводов, сделанный им из прочитанных книг, он стремился проверять на практике.

Вооруженный марксистским научным методом, Ленин всесторонне изучал экономику России. Он собрал и проанализировал огромный материал о крестьянском хозяйстве, в особенности данные земской статистики. Свои анализы и выводы он изложил сначала в докладе на кружке, а затем в статье «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», написанной весной 1893 года. Это первая из сохранившихся научных работ Ленина. Она убедительно показывает, что уже в те годы молодой Ленин хорошо владел теорией марксизма, глубоко и верно применял ее к изучению жизни крестьянских масс России. Статистические данные, приводимые в книге В. Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство», Ленин высоко оценивал, как богатый материал для анализа положения русской деревни. Используя эти данные, Ленин в то же время критикует автора книги за непоследовательность и методологические ошибки и дает марксистскую характеристику положения деревни, разбивает народнический миф об особом, якобы неизменном укладе крестьянского хозяйства. Вопреки утверждениям народников, отрицавших развитие капитализма в России, он убедительно доказывает, что капитализм растет с неудержимой силой, что в крестьянстве происходит глубокое экономическое расслоение на бедняков, середняков и кулаков. Данные, приводимые Лениным, наглядно вскрывали наличие антагонистических классов в среде «общинного» крестьянства, идеализируемого народниками.

В. И. Ленин предполагал напечатать свою статью в либеральном журнале «Русская Мысль», но редакция отклонила ее, «как не подходящую к направлению журнала». Придавая большое значение поднятому в статье вопросу, Ленин намеревался издать ее отдельной брошюрой. Однако выполнить это намерение тогда не удалось. Основные материалы статьи были использованы Лениным во второй главе его книги «Развитие капитализма в России». Рукопись статьи «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» была впервые опубликована лишь в 1923 году.

Ленин внимательно изучал жизнь русской деревни, часто беседовал с крестьянами, с людьми, знавшими деревню. Живя летом на хуторе, Владимир Ильич часто посещал А. А. Преображенского, организатора народнической земледельческой колонии, находившейся в нескольких верстах от Алакаевки. У Преображенского он неоднократно встречался и разговаривал с крестьянами, в частности с Д. Я. Кисликовым из села Гвардейцы, описанного Г. Успенским в очерке «Три деревни». Кисликов бывал и у Владимира Ильича, очень интересовавшегося этим крестьянином-самородком, который в 30 лет начал учиться грамоте, стал писать стихи, смело высказывал свои суждения. Надолго запомнил его Владимир Ильич. В 1905 году он писал Преображенскому: «Жив ли тот радикал-крестьянин, которого Вы водили ко мне? Чем он стал теперь?» А Кисликов в период революции 1905 — 1907 годов вел среди крестьян пропаганду, приближавшуюся по своему духу к социал-демократической.

В 1893 году Ленин предложил Преображенскому обследовать одно из сел и вместе с ним составил подворную карточку с перечнем вопросов. Результаты обследования были пересланы потом Ленину в Петербург. От Скляренко, который служил секретарем у мирового судьи и поэтому часто бывал в деревне и общался с крестьянами, он также получал ценный материал о положении крестьянства.

Хорошее знание крестьянского хозяйства, которое приобрел Ленин, изучая деревню, имело важное значение для его последующих теоретических работ. Оно вооружило его обширными, неоспоримыми фактическими данными, дававшими ему богатый материал для глубоких научных обобщении и выводов, для сокрушительной критики народнических взглядов.

Деятельность Лешина не ограничивалась пределами Самары, он был связан с рядом городов Поволжья. Через М. Т. Елизарова он установил крепкие связи с жившими в Сызрани и навешавшими Самару В. А. Ионовым и А. И. Ерамасовым, которые под влиянием Ленина стали марксистами. Познакомиться с новым, марксистским учением в Самару приезжали из Саратова, Казани и других приволжских городов. Таким образом, Поволжье стало тогда одним из главных очагов распространения марксистских идей в России.

Владимир Ильич установил письменную связь с Н. Е. Федосеевым. который в то время жил во Владимире. В своей переписке они обменивались мнениями по вопросам марксистской теории, экономического и политического развития России. В 1893 году Ленин получил рукопись Федосеева (находившегося снова в тюрьме) о причинах падения крепостного права в России. Рукопись с пометками Ленина на полях читалась и обсуждалась членами марксистского кружка. Переписка Ленина с Федосеевым продолжалась в течение ряда лет. но, к сожалению, до сих пор не найдена. Владимир Ильич с глубокой симпатией относился к своему единомышленнику. Много лет спустя он писал: «...для Поволжья и для некоторых местностей Центральной России роль, сыгранная Федосеевым, была в то время замечательно высока, и тогдашняя публика в своем повороте к марксизму несомненно испытала на себе в очень и очень больших размерах влияние этого необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу революционера».7

Годы жизни в Казани и Самаре имели большое значение для дальнейшей деятельности Ленина. Именно в эти годы окончательно сложились и оформились его марксистские убеждения. Самарский период был периодом накопления сил для выхода на широкую арену революционной борьбы. Ленина тянуло на простор революционной работы, в крупный промышленный центр, туда, где были сосредоточены большие массы пролетариата.

В августе 1893 года Владимир Ильич уезжает в Петербург.

Примечание:

1  В Алакаевке и Куйбышеве, где жила семья Ульяновых, созданы Дома-музеи В. И. Ленина.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 45, стр. 321.

3 См. Д. И. Ульянов. Воспоминания о Владимире Ильиче. М., 1968, стр. 51 — 52.

4 С А. А. Шухтом и его семьей Владимир Ильич был связан до конца своей жизни. Шухт в 1917 году вступил в большевистскую партию. В 1918 году по рекомендации Ленина была принята в партию его дочь. Другая дочь Шухта стала женой одного из основателей Итальянской коммунистической партии, виднейшего деятеля международного коммунистического движения — Антонио Грамши.

5 Позднее А. П. Скляренко стал большевиком. Во время первой русской революции он был одним из руководителей саратовской организации РСДРП, участником V съезда партии. С 1910 года А. П. Скляренко работал в Петербурге, сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда». Умер в 1916 году.

6 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Ч. 1. М., 1956, стр. 102.

7 В. И. Ленин. Соч., т. 45, стр. 325.