Содержание материала

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Книга В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского богатства» против марксистов)» написана в 1894 году; печаталась она нелегально на гектографе, отдельными выпусками (второй выпуск не найден). Книга получила очень широкое распространение. Местные организации размножали работу Ленина различными способами: отдельные выпуски переписывались от руки, печатались на машинке, на гектографе и т. д. Она была хорошо известна группе «Освобождение труда», а также другим русским социал-демократическим организациям за границей.

Работа Ленина направлена на разоблачение реакционной идеологии либерального народничества.

Народничество — мелкобуржуазное направление в русском освободительном движении, возникшее в 60 — 70-е годы XIX века как движение революционно настроенной разночинной интеллигенции. Народники стояли на позиции субъективистско-идеалистической социологии. Они считали, что движущей силой развития общества являются «критически мыслящие личности», герои, ведущие за собой толпу, массу. Отрицая историческую миссию рабочего класса, народники утверждали, что основная роль в борьбе с самодержавием принадлежит крестьянству, что капитализм в России не будет развиваться; основой социализма в России они считали крестьянскую общину. Рассматривая народнические теории как вредные, не имеющие ничего общего с научным социализмом, Ленин считал, что прогрессивным элементом в народнических утопических планах являлась демократическая тенденция, борьба с пережитками крепостничества. В 80 — 90-е годы, в связи с классовым расслоением крестьянства, народничество выродилось в так называемое либеральное народничество, проповедовавшее примирение с царским правительством, защищавшее интересы кулачества.

Печатным органом народников был журнал «Русское богатство» (1876 — 1918), который в 90-е годы стал органом либеральных народников и редактировался С. Н. Кривенко и Н. К. Михайловским.

Книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» — первое крупное произведение В. И. Ленина — характерна творческим подходом к теории и практике рабочего движения, мастерским применением марксистского метода к анализу социально-экономических отношений в России. Ленин развивает в ней важнейшие проблемы исторического материализма, характеризует задачи пролетариата России, развивает идею союза рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся как условие победы в борьбе за демократию и социализм, обосновывает необходимость создания революционной партии рабочего класса.

Книга сыграла огромную роль в разгроме идеологии либерального народничества и распространении марксизма в России. — 15.

2 В брошюре «Задачи русских социал-демократов», написанной в сибирской ссылке в конце 1897 года, Ленин обобщил опыт работы петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и обосновал политическую программу и тактику русских социал-демократов.

В брошюре Ленин подчеркнул огромное значение революционной теории в освободительной борьбе рабочего класса и впервые выдвинул свой известный тезис: «Без революционной теории не может быть и революционного движения» (Полн. собр. соч., т. 2, с. 462), получивший дальнейшее развитие в книге «Что делать?». Брошюра заканчивается обращением Ленина к передовым рабочим, ко всем социал-демократическим кружкам и группам с призывом к объединению в единую марксистскую партию.

Брошюра «Задачи русских социал-демократов» впервые была издана в 1898 году в Женеве и имела широкое распространение среди передовых рабочих России. В течение 1898 — 1905 годов брошюру находили при обысках в Петербурге и Москве, Смоленске, Казани, Орле, Киеве, Вильно, Феодосии, Иркутске, Архангельске, Сормово, Ковно и других городах. — 20.

3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Манифест Коммунистической партии» (Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 433). — 22.

4 К. Каутский в 80 — 90-е годы написал ряд работ по отдельным вопросам марксистской теории, которые, несмотря на ошибки, допущенные в них, сыграли определенную роль в пропаганде марксизма. Позднее Каутский перешел на позиции оппортунизма, стал идеологом одного из оппортунистических течений в рабочем движении — центризма. В годы первой мировой войны Каутский перешел в лагерь открытых врагов революционного марксизма. После Великой Октябрьской социалистической революции он выступал с нападками на Советскую Россию. В книге «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918) Ленин подверг каутскианство всесторонней критике. — 23.

5 В статье «Попятное направление в русской социал-демократии» Ленин показал, что «экономисты» в лице редакции газеты «Рабочая мысль» сделали шаг назад против той ступени теоретического и политического развития, которой достигла русская социал-демократия.

«Экономисты» игнорировали тот факт, что рабочие России уже вступили на путь политической борьбы, положили основание социал-демократической партии, что в России уже шел процесс соединения социализма с рабочим движением. Они ограничивали задачи рабочего класса экономической борьбой за повышение заработной платы, улучшение условий труда и т. д., утверждали, что политическая борьба является делом либеральной буржуазии, при-лишали значение революционной теории, сознательности, утверждали, что социалистическая идеология может возникнуть из стихийного движения. «Экономисты» отрицали необходимость внесения в рабочее движение социалистического сознания и тем самым расчищали дорогу буржуазной идеологии, выступали против необходимости создания централизованной партии рабочего класса и ее руководящей роли.

«Экономизм» являлся оппортунистическим течением в российской социал-демократии, разновидностью международного ревизионизма. — 24.

6 «Profession de foi» (символ веры, программа, изложение миросозерцания) — документ, составленный Киевским комитетом под влиянием «экономистов». — 27.

7 «Credo» — программный документ «экономистов», присланный В. И. Ленину А. И. Ульяновой-Елизаровой в ссылку в августе 1899 года.

«Рабочая мысль» — газета, орган «экономистов». — 27.

8 Статья В. И. Ленина «С чего начать?», напечатанная передовой в № 4 газеты «Искра», содержит ответы на важнейшие для того времени вопросы социал-демократического движения в России: о характере и главном содержании политической агитации, об организационных задачах и плане построения боевой общероссийской марксистской партии.

Статья явилась программным документом для революционной социал-демократии и широко распространялась в России и за границей. Местные социал-демократические организации читали ее в газете «Искра», переиздавали отдельной брошюрой. Сибирский социал-демократический союз отпечатал 5 тысяч экземпляров брошюры и распространял ее по всей Сибири. Брошюра печаталась также в Ржеве и распространялась в Саратове, Тамбове, Нижнем Новгороде, Уфе и других городах.

Организационные и тактические идеи, выдвинутые Лениным в статье «С чего начать?» и подробно развитые им в книге «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», изданной в марте 1902 года, служили руководством в повседневной практической деятельности по созданию марксистской партии в России. — 28.

9 «Свобода» — журнал, издававшийся в Швейцарии в 1901 — 1902 годах группой того же названия, именовавшей себя «революционно-социалистической группой». В своих изданиях группа проповедовала идеи «экономизма» и терроризма, поддерживала антиискровские группы в России. — 30.

10 Книга В. И. Ленина «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» вышла из печати в марте 1902 года.

В книге «Что делать?» Ленин развил и обосновал план создания марксистской партии в России, разработал основы ее стратегии, политики, тактики, принципы организации. Ленин подверг критике «экономизм» и международный социал-реформизм, показал, что идейные истоки оппортунизма заключаются в преклонении перед стихийностью рабочего движения и принижении значения революционной теории, обосновал тезис о необходимости внесения социалистической идеологии в рабочее движение.

В этой книге Ленин разработал важнейшие положения о том, что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией, что этой передовой теорией является марксизм, вооружающий партию и рабочий класс знанием путей общественного развития и законов классовой борьбы.

Книга «Что делать?» сыграла выдающуюся роль в сплочении рабочих вокруг ленинской «Искры» и создании революционной партии в России.

Разработка Лениным в этой книге вопроса о значении революционной теории, так же как и ряда других проблем о характере и роли революционной партии, играет важную роль и на современном этапе общественного развития, помогает в решении ряда вопросов коммунистического и рабочего движения, в решении задачи формирования коммунистического сознания трудящихся масс.

Книга Ленина дает методологию, убедительную аргументацию, богатейший идейный материал для борьбы с буржуазной идеологией и современным реформизмом и ревизионизмом. — 31.

11 «Северный союз РСДРП» или «Северный рабочий союз» — областное объединение социал-демократических организаций Владимирской, Ярославской и Костромской губерний; возник в 1900 — - 1901 годах. — 32.

12 «Письмо к товарищу о наших организационных задачах» явилось ответом на письмо петербургского социал-демократа А. А. Шнеерсона (Еремы). В сентябре 1902 года он входил в группу пропагандистов Петербургского комитета, вел переписку с редакцией «Искры». Составленный Шнеерсоном проект «Организации С.-Петербургской революционной партии» был послан им В И. Ленину для критического разбора. Ответом и явилось ленинское письмо. — 34.

13 Брошюра «К деревенской бедноте» написана В. И. Лениным в Лондоне в марте 1903 года. В письме Г. В. Плеханову от 2(15) марта 1903 года Ленин сообщал: «Я засел теперь за популярную брошюру для крестьян о нашей аграрной программе. Мне очень хочется разъяснить нашу идею о классовой борьбе в деревне на конкретных данных о четырех слоях деревенского населения (помещики, крестьянская буржуазия, среднее крестьянство и полупролетарии вместе с пролетариями) (Полн. собр. соч., т. 46, с. 282).

Брошюра была издана за границей ЦК РСДРП и многократно перепечатывалась местными организациями РСДРП в России, а после революции 1905 года она была издана легально издательством «Молот» в Петербурге. Брошюра нелегально переправлялась в разные города России, а оттуда распространялась по деревням, изучалась в подпольных социал-демократических кружках, проникала в армию и флот и к студенчеству. По имеющимся неполным данным, только за время с мая 1903 по декабрь 1905 года брошюра была доставлена в 75 населенных пунктов России. — 34.

14 Осенью 1904 года в Женевской группе большевиков по инициативе В. И. Ленина был создан кружок пропагандистов, большинство слушателей которого составляли низовые партийные работники — рабочие и молодежь, не имевшие теоретических знаний. Целью кружка была подготовка людей для работы в России. Занятия проводились в форме докладов и рефератов. Главным руководителем кружка был В. И. Ленин, он проводил занятия по вопросам партийной программы. В связи с начавшейся революцией и отъездом части товарищей в Россию занятия вскоре были прекращены, — 36.

15 Статья написана В. И. Лениным после получения им в январе 1905 года в Женеве первых сведений о начале революции в России, — 37.

16 С. И. Гусев во второй половине 1905 года был секретарем Одесского комитета РСДРП. В упоминаемом В. И. Лениным письмо Гусев сообщал о разъяснительной работе Одесского комитета в массах в связи с тактикой большевиков в 1905 году. Письмо это было напечатано в выдержках 27 сентября (10 октября) 1905 года в большевистской газете «Пролетарий» с редакционным предисловием В. И. Ленина. — 40.

17 Ленин имеет в виду книгу «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (см. Полн. собр. соч., т. И, с. 1 — 131). — 40.

18 Международный социалистический конгресс в Штутгарте (VII конгресс II Интернационала) проходил с 18 по 24 августа 1907 года. — 47.

19 «План лекций о марксизме» написан в 1908 или в 1909 году; прямых сведений о чтении таких лекций В. И. Лениным не имеется. Из воспоминаний известно лишь, что в начале 1909 года Ленин читал лекции по философии в кружке большевиков в Париже. В 1908 — 1909 годах Ленин усиленно занимался вопросами философии. В 1908 году им написаны статья «Марксизм и ревизионизм» и основная философская работа «Материализм и эмпириокритицизм», в которой отражены почти все пункты раздела «Философский материализм», — 59.

20 Имеется в виду выступление депутата III Государственной думы социал-демократа П. И. Суркова при обсуждении сметы расходов Синода на заседании Думы 14(27) апреля 1909 года, — 60.

21 Бланкисты, бланкизм — течение во французском социалистическом движении, возглавлявшееся выдающимся революционером, видным представителем французского утопического коммунизма Луи Огюстом Бланки (1805 — 1881). Бланкисты, писал В. И. Ленин, ожидали «избавления человечества от наемного рабства не путем классовой борьбы пролетариата, а путем заговора небольшого интеллигентного меньшинства» (Полн. собр. соч., т. 13, с. 76). — 61.

22 «Богостроительство» — враждебное марксизму религиознофилософское течение, возникшее в период реакции среди части партийных интеллигентов, отошедших от марксизма после поражения революции 1905 — 1907 годов. «Богостроители» (А. В. Луначарский, В. Базаров и др.) проповедовали создание новой, «социалистической» религии, пытаясь примирить марксизм с религией. — 67.

23 «Вехи» — сборник статей видных кадетских публицистов, представителей контрреволюционной либеральной буржуазии; вышел в Москве в 1909 году. — 68.

24 Ошибка члена социал-демократической фракции депутата Т. О. Белоусова состояла в том, что при обсуждении сметы Синода на заседании III Государственной думы 22 марта (4 апреля) 1908 гбда в предложенной им формуле перехода к очередным делам религия признавалась «частным делом каждого отдельного человека».- 70.

25 Каприйская школа — школа, организованная в 1909 году на острове Капри (Италия) отзовистами, ультиматистами и богостроителями. Это была попытка создания фракционного центра под видом «партийной школы для рабочих». Совещание расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» (фактически — Центральный Орган большевиков) осудило эту попытку создания нового центра откалывающейся от большевиков фракции.

Организаторам школы при содействии отзовистов удалось добиться присылки в школу 13 слушателей. Школа начала функционировать в августе 1909 года.

В своем письме ученикам каприйской школы В. И. Ленин, в ответ на предложение организаторов школы приехать на Капри в качёстве лектора, ответил отказом, мотивировав это тем, что школа носит фракционный характер. Ленин предложил ученикам школы приехать в Париж, чтобы «учиться действительно социал-демократизму», а не «особой фракционной «науке»» отзовистов и богостроителей (Полн. собр. соч., т. 47, с. 200).

В ноябре 1909 года в школе произошел раскол, несколько слушателей во главе с Н. Е. Вилоновым направили в редакцию «Пролетария» протест против антипартийного поведения лекторов. Они были исключены из школы и приехали по приглашению В. И. Ленина в Париж, где прослушали цикл лекций, в том числе лекции Ленина «Современный момент и наши задачи» и «Аграрная политика Столыпина». — 70.

26 Лекции по теме «Начала политической экономии» В. И. Ленин читал с 27 января (9 февраля) по апрель 1911 года на Курсах социальных наук в Париже. Лекции проходили с большим успехом, на каждой из них присутствовало около 100 слушателей, в том числе много рабочих, — 71.

27 Имеются в виду данные об ограничении рабочего дня в разных странах, приведенные в работах К. Каутского «Экономическое учение Карла Маркса» и «Законодательная охрана труда и 8-часовой рабочий день». — 72.

28 Имеется в виду партийная школа в Лонжюмо (местечко в нескольких километрах от Парижа), которая была организована большевиками под руководством В. И. Ленина весной 1911 года для работников партийных организаций крупных пролетарских центров России. Всего в школе было 13 слушателей — рабочих, представителей из Москвы, Петербурга, Баку, Иваново-Вознесенска, Николаева, Тифлиса, Сормова, Екатеринославской губернии, Домбровского района (Польша) и 5 вольнослушателей. В числе учеников школы были Я. Д. Зевин, Г. К. Орджоникидзе, И. Д. Чу- гурин и др. Большинство учеников школы составляли большевики, в составе учеников были также меньшевики-партийцы и один впе- редовец. Список лекторов был выработан Школьным комитетом вместе со слушателями.

Идейным руководителем школы и ее основным лектором был В. И. Ленин. Когда съехалось две третй учеников, Лепип провел со слушателями занятия о «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Лениным было прочитано в школе 29 лекций по политической экономии (43 часа), 12 лекций (18 часов) он посвятил аграрному вопросу. 12 лекций Ленин прочитал по теории и практике социализма в России. Лекции по философии должен был читать Г. В. Плеханов, но к концу занятий выяснилось, что оп не приедет. Тогда по просьбе слушателей Ленин прочитал три лекции о материалистическом понимании истории. Кроме того, также по просьбе слушателей Лениным был прочитан реферат о текущем моменте и положении дел в партии.

В школе читались следующие курсы: рабочее законодательство (Н. А. Семашко — 7 лекций); парламентаризм и думская социал- демократическая фракция (Н. А. Семашко — 3 лекции); профессиональное движение в России и на Западе (Д. Б. Рязанов — И лекций); история социалистического движения во Франции (Ш. Раппопорт — 8 лекций); история социалистического движения в Бельгии (И. Ф. Арманд — 4 лекции); история социалистического движения в Германии (Ш. Раппопорт и В. Л. Ледер — 11 лекций); история литературы и искусства (А. В. Луначарский). Были прочитаны также лекции по государственному праву, национальному вопросу, о политических партиях в Польше и польском социализме, о латышской социал-демократии и др. Кроме лекций в школе проводились семинарские занятия, на которых слушатели учились вести конспекты, писать статьи и корреспонденции в газеты, выступали с рефератами и т. д.

После окончания занятий в школе 17(30) августа слушатели разъехались на нелегальную партийную работу в Россию. Они приняли активное участие в подготовке и проведении VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП. Многие из окончивших партийную школу в Лонжюмо впоследствии стали крупными партийными и советскими работниками. — 72.

29 «Тезисы по национальному вопросу» написаны В. И. Лениным в связи с его рефератами по национальному вопросу, прочитанными 9, 10, 11 и 13 июля (н. ст.) в городах Швейцарии: Цюрихе, Женеве, Лозанне и Берне. На рефератах присутствовали не только большевики, но и представители эмигрантских групп других социалистических партий. — 74.

30 Речь идет о статье «Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)» (Полн. собр. соч., т. 26, с. 43 — 93), которую Ленин написал для самого популярного в то время в России Энциклопедического словаря Гранат. Статья «Карл Маркс» в неполном виде была напечатана в 1915 году в 28 томе словаря

(7-е издание) за подписью В. Ильин. По цензурным условиям редакция словаря не напечатала два раздела статьи: «Социализм» и «Тактика классовой борьбы пролетариата» и внесла ряд изменений в текст статьи. В конце статьи была напечатана в виде приложения составленная также Лениным библиография марксизма. Впервые полный текст статьи по рукописи был напечатан в 1925 году в сборнике «Маркс, Энгельс, марксизм». — 75.

31 Речь идет о личной библиотеке В. И. Ленина, оставленной им в Кракове во время мировой империалистической войны (1914 — 1918). Большая часть ее фондов пропала. 29 марта 1945 года в соответствии с решением городской Рады народовой от 17 марта 1945 года президент городского управления Быдгоща, освобожденного советскими войсками, вручил уцелевшие книги из библиотеки Ленина уполномоченному Политуправления Советской Армии, находившемуся в Быдгоще, для передачи в дар Советскому правительству. — 76.

32 Речь идет о рукописи книги В. И. Ленина «Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. Вып. I. Капитализм и земледелие в Соединенных Штатах Америки» (см. Полн. собр. соч., т. 27, с. 129 — 227).

При журнале «Летопись», основанном А. М. Горьким в Петрограде в 1915 году, было организовано издательство «Парус», в которое В. И. Ленин и направлял свою рукопись через А. М. Горького. Книга вышла в свет в середине 1917 года в издательстве «Жизнь и знание». — 78.

33 Речь идет о книге В. И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма» (см. Полн. собр. соч., т. 27, с. 299 — 426). — 78.

34 Брошюра «Задачи пролетариата в нашей революции (Проект платформы пролетарской партии)» была написана В. И. Лениным накануне Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б), состоявшейся 24 — 29 апреля (7 — 12 мая) 1917 года. В послесловии к брошюре Ленин указывал, что она является первоначальным проектом резолюций конференции.

Машинописный текст брошюры, в которой Ленин разработал вопрос о задачах партии в новых исторических условиях, сложившихся в России после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года, был роздан для ознакомления делегатам Апрельской конференции РСДРП (б). — 79.

35 «Новая жизнь» — газета, издавалась в Петрограде с 18 апреля (1 мая) 1917 по июль 1918 года. Характеризуя «новожизненцев», Ленин писал, что их «преобладающее настроение есть интеллигентский скептицизм, прикрывающий и выражающий беспринципность» (Полн. собр. соч., т. 34, с. 104). — 80.

36 Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти» был продиктован В. И. Лениным стенографу 23 — 28 марта 1918 года.

Работа Ленина «Очередные задачи Советской власти» является выдающимся произведением марксизма. В ней намечен план социалистического строительства, освещены важнейшие проблемы переходного периода от капитализма к социализму, разработаны основы экономической политики Советского государства. Ряд принципиальных положений, которые сформулировал Ленин в этой работе, сохраняют значение в условиях развитого социалистического общества, в период развернутого строительства коммунизма. — 81.

37 Союз учителей-интернационалистов был создан в начале декабря 1917 года и объединял учителей, перешедших на сторону Советской власти. Первый Всероссийский съезд союза состоялся в Москве 2 — 6 июня 1918 года. На съезде были обсуждены вопросы: задачи Союза учителей-интернационалистов; реформа школы; общий план организации дела народного просвещения; политехническое образование; организационно-пропагандистские задачи нового учителя; материальное положение учителей; проект устава Союза; доклад И. К. Крупской «Школа и государство» и др. — 87.

38 Речь идет о выполнении декрета Совнаркома «О памятниках республики», принятого 12 апреля 1918 года и опубликованного 14 апреля в газетах «Правда» и «Известия ВЦИК». В декрете ставилась задача снять памятники царей и их слуг, не представлявшие исторической и художественной ценности, и установить революционные памятники. Особой комиссии в составе народного комиссара просвещения, народного комиссара имуществ Республики и заведующего отделом изобразительных искусств Наркомпроса поручалось определить, какие памятники в Москве и Петрограде подлежат снятию, и рекомендовалось привлечь художественные силы для разработки проектов новых, революционных памятников. Совет Народных Комиссаров предложил комиссии к 1 мая снять наиболее уродливые памятники и представить первые модели новых памятников, а также спешно подготовить замену старых надписей, эмблем, названий улиц новыми, отражающими идеи и чувства революционной России.

В. И. Ленин придавал огромное значение проведению в жизнь этого декрета. Вопрос о ходе выполнения его обсуждался на заседаниях Совнаркома 8, 17 и 30 июля 1918 года. Ленин неоднократно критиковал руководителей Наркомпроса, Народного комиссариата имуществ и Московского Совета за неудовлетворительное проведение декрета Совнаркома в жизнь. — 88.

39 Письмо было адресовано полномочным представителям Советской республики в Швейцарии (Я. А. Берзин), в скандинавских странах (В. В. Боровский) и в Берлине (А. А. Иоффе). — 90.

40 Имеется в виду статья «Карл Каутский и Генриетта Роланд Гольст о большевиках», опубликованная 20 сентября 1918 года в «Правде». Приведенные в ней выдержки, о которых упоминает В. И. Ленин, взяты из статьи К. Каутского «Демократия или диктатура», напечатанной в № 34 журнала «Sozialistische Auslandspo- litik» («Социалистическая внешняя политика» — орган каутскианцев) за август 1918 года. — 90.

41 Спартаковцы — члены революционной организации германских левых социал-демократов, образованной в начале мировой империалистической войны К. Либкнехтом, Р. Люксембург, Ф. Мерингом, К. Цеткин, Ю. Мархлевским, Л. Иогихесом (Тышка) и В. Пиком. Спартаковцы вели революционную пропаганду в массах, организовывали массовые антивоенные выступления, руководили стачками, разоблачали империалистический характер мировой войны и предательство оппортунистических лидеров социал-демократии. Однако в некоторых важнейших вопросах теории и политики спартаковцы допускали ошибки. Ленин неоднократно критиковал ошибки германских левых социал-демократов, помогая им занять правильную позицию.

В апреле 1917 года спартаковцы вошли в центристскую Независимую социал-демократическую партию Германии, сохранив в ней свою организационную самостоятельность. В ноябре 1918 года, в ходе революции в Германии, спартаковцы оформились в «Союз Спартака» и, опубликовав 14 декабря свою программу, порвали с «независимцами». На Учредительном съезде, состоявшемся 30 декабря 1918 — 1 января 1919 года, спартаковцы создали Коммунистическую партию Германии. — 90.

42 Имеется в виду бернштейнианство — враждебное марксизму оппортунистическое течение в германской и международной социал-демократии. Особенно ярко правооппортунистические тенденции в германской социал-демократии обнаружились после смерти Энгельса в 1895 году.

В 1896 — 1898 годах в статьях «Проблемы социализма», опубликованных в журнале «Neue Zeit», и в 1899 году в книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» Бернштейн выступил с ревизией философских, экономических и политических основ марксистской теории. Бернштейнианство отрицало необходимость и неизбежность социализма, объявляя несостоятельным понятие «конечной цели», отрицало идею диктатуры пролетариата, теорию классовой борьбы. Ревизия марксизма бернштейнианцами была направлена к тому, чтобы превратить социал-демократию из партии социальной революции в партию социальных реформ.

В ряде работ Бернштейн всячески умалял роль Маркса и Энгельса в рабочем движении и разработке революционной теории.

На съездах Германской социал-демократической партии в 1898 — 1901 годах, в том числе на Ганноверском съезде (9 — 14 октября 1899 года), бернштейнианство было осуждено, но ввиду примиренческой позиции большинства лидеров партии Бернштейн был оставлен в партии и продолжал отстаивать и пропагандировать свои оппортунистические, ревизионистские взгляды.

Бернштейнианство поддерживали оппортунистические элементы других партий II Интернационала. В России бернштейнианские теории были поддержаны «легальными марксистами» и «экономистами». Революционные марксисты России, большевики во главе с Лениным вели решительную и последовательную борьбу против бершптейнианства и его сторонников.

Бернштейнианство является идейным источником современного ревизионизма, который исходит из бернштейнианского тезиса о якобы устарелости основных теоретических и тактических положений марксизма, отрицает наличие острых классовых противоречий в современном капиталистическом обществе, необходимость социалистической революции. — 90.

43 Книга В. И. Ленина «Государство и революция» (см. Поли, собр. соч., т. 33, с. 1 — 120) с издательским предисловием, напиеан-ным в духе пожеланий В. И. Ленина, была напечатана на немецком языке в 1918 году в Берне. Кроме того, в 1918 году книга дважды издавалась на немецком языке в Берлине и неоднократно переиздавалась. — 90.

44 Речь идет о брошюре К. Каутского «Диктатура пролетариата», которая была издана осенью 1918 года в Вене. В этой брошюре Каутский искажал марксистскую теорию пролетарской революции и клеветал на Советское государство.

Сразу после ознакомления с брошюрой Каутского, в начале октября 1918 года, Ленин приступил к работе над своей книгой «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (см. Полн. собр. соч., т. 37, с. 235 — 338). — 91.

45 «Беднота» — ежедневная газета для крестьян; выходила в Москве с 27 марта 1918 по 31 января 1931 года. — 95.

46 Книга, о которой говорит В. И. Ленин, была написана редактором уездной газеты А. И. Тодорским в качестве отчета Тверскому губкому партии о работе Советской власти в уезде за год, о первых шагах социалистического строительства. Книга была отпечатана тиражом в 1000 экземпляров и разослана по всем селам и деревням уезда, а также в порядке обмена изданиями и опытом направлена в редакции центральных и ряда губернских газет. В 1958 году книга Тодорского была выпущена издательством «Советская Россия» с предисловием автора (Тодорский А. И. Год с винтовкой и плугом. М., 1958)95.

47 II Всероссийский съезд учит елей-интернационалист о в состоялся 12 — 19 января 1919 года в Москве. Союз учителей-интернационалистов объединял ту группу учителей, которая вела пропаганду идей социализма и активно выступала против отсталой части учительства, считавшей, что школа должна стоять вне политики и быть отделенной от государства.

В принятой съездом резолюции было признано необходимым организовать «Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры». Съезд заслушал несколько докладов о единой трудовой школе и разработал ряд мероприятий по улучшению культурно-просветительной работы в Красной Армии, — 96.

48 Написанный Лениным проект постановления был принят на заседании СНК 30 января 1919 года и опубликован 1 февраля в газете «Известия ВЦИК» № 23. — 99.

49 Имеется в виду постановление СНК от 30 января 1919 года. Настоящее письмо давало конкретные рекомендации о системе отчетности в библиотечной работе. — 99.

50 Ленин имеет в виду заговор о сдаче Петрограда, которым руководила контрреволюционная организация «национальный центр», объединявшая деятельность ряда антисоветских групп и шпионского подполья. В ночь на 13 июня 1919 года заговорщики подняли мятеж на форту Красная Горка, а также на фортах Серая Лошадь и Обручев. Занятием Красной Горки мятежники рассчитывали обессилить кронштадтский укрепленный район и занять Петроград.

Для разгрома мятежников были направлены войска береговой группы, корабли Балтийского флота, военно-воздушные силы, отряды добровольцев. В ночь с 15 на 16 июня части береговой группы овладели фортом. — 104.

51 Лекция была прочитана 11 июля 1919 года в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. Университет образовался из организованных в 1918 году по инициативе Я. М. Свердлова курсов агитаторов и инструкторов при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете. В январе 1919 года курсы были преобразованы в Школу советской работы, а после решения VIII съезда РКП (б) об организации Высшей школы при ЦК для подготовки партийных кадров — в Центральную школу советской и партийной работы. 3 июля пленум ЦК РКП (б) утвердил постановление о переименовании Центральной школы советской и партийной работы в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. Организации университета, выработке его учебных программ большое внимание уделял В. И. Ленин. 11 июля и 29 августа 1919 года Ленин прочитал в университете лекции о государстве (запись второй лекции не найдена). 24 октября Ленин выступил перед слушателями Свердловского университета, отправлявшимися на фронт.

В 1932 году по решению ЦК ВКП(б) Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова был реорганизован в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет имени Я. М. Свердлова, ставивший своей задачей подготовку кадров партийных организаторов для перестройки сельского хозяйства; в 1935 году университет был преобразован в Высшую школу пропагандистов при ЦК ВКП(б). В 1939 году была создана Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б). — 104.

52 Настоящая заметка написана В. И. Лениным в 1919 или 1920 году на одном из заседаний Политбюро ЦК РКП (б). — 109.

53 Указания о работе агитационно-инструкторских поездов и пароходов были написаны В. И. Лениным 25 января 1920 года в связи с докладом Я. И. Бурова об итогах работы, проделанной агитационно-инструкторскими поездами ВЦИК.

Отдел агитационно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК 3 февраля 1920 года сообщил В. И. Ленину, что отделом установлен контакт с кинокомитетом и создана предварительная комиссия по выработке положения об агитационных поездках на поездах и пароходах ВЦИК.-110.

54 М. А. Бонч-Бруевич, которому адресовано письмо В. И. Ленина, в этот период возглавлял работу Нижегородской радиолаборатории. Ленин придавал огромное значение опытам, производившимся в радиолаборатории и всячески содействовал этой работе. 17 марта 1920 года Ленин подписал постановление СТО, в котором говорилось: «1. Поручить Нижегородской радиолаборатории Наркомпочтеля изготовить в самом срочном порядке, не позднее двух с половиной месяцев, Центральную радиотелефонную станцию с радиусом действия 2000 верст. 2. Местом установки назначить Москву и к подготовительным работам приступить немедленно» (Воспоминания о В. И. Ленине, т. 4, с. 171).

27 января 1921 года Ленин подписал декрет о радиотелефонном строительстве, в котором намечалась широкая программа этого строительства и подчеркивалась его государственная важность и исключительная срочность.

Особенное внимание Ленин уделял сооружению радиотелефонной станции в Москве. Он поручил управляющему делами СНК и СТО И. П. Горбунову специально проследить за этим делом и докладывать ему о ходе работы, содействовал финансированию этих работ.

В 1922 году было закончено строительство Московской радиостанции. Руководитель строительства станции П. А. Остряков писал: «Ее эксплуатация началась 21 августа 1922 года, а 17 сентября 1922 года был дан первый большой радиоконцерт с участием Н. А. Обуховой и других, выдающихся артистов Советской республики. Через эту станцию и началась регулярная передача «газеты без бумаги и «без расстояний»» (там же, с. 177).

19 сентября 1922 года, после пуска Московской радиотелефонной станции, по постановлению ВЦИК Нижегородская радиолаборатория была награждена орденом Трудового Красного Знамени; в том же постановлении ВЦИК отметил деятельность научных руководителей лаборатории. — 111.

55 Всероссийское совещание политпросветов губернских и уездных отделов народного обризования проходило в Москве 2 — 8 ноября 1920 года. На совещание приехало 283 делегата. В центре работы совещания стояли вопросы, связанные с созданием Главного политико-просветительного комитета Республики (Главполитпросвета). При открытии совещания с речью о политико-просветительной работе выступил А. В. Луначарский. Были заслушаны доклады: Н. К. Крупской — «Очередной план работы Главполитпросвета» и Е. А. Литкенса — «Организация местных политпросветов». В повестке дня совещания стояли также вопросы: продовольственная кампания и политико-просветительная работа, производственная пропаганда в связи с восстановлением хозяйственной жизни страны, ликвидация безграмотности и др. — 119.

56 Настоящий документ был положен в основу проекта тезисов Главполитпросвета, опубликованных в «Правде» № 267 от 27 ноября 1920 года под заголовком «Производственная пропаганда (Проект тезисов Главполитпросвета)».

Впервые вопрос о производственной пропаганде встал в связи с обсуждением очередных задач хозяйственного строительства на IX съезде партии, который проходил с 29 марта по 5 апреля 1920 года. В конце 1920 года, после заключения временного мира с Польшей и разгрома Врангеля, со всей остротой встал вопрос о необходимости производственной пропаганды в целях привлечения народных масс к сознательному участию в восстановлении народного хозяйства. Выдвинутая В. И. Лениным идея производственной пропаганды и в настоящее время является одной из важнейших задач политической и культурно-воспитательной работы партии и Советского государства. — 128.

57 Настоящий документ был написан В. И. Лениным по поводу проекта постановления Совнаркома «О московских высших государственных художественно-технических мастерских».- Замечания Ленина (пп. 1 и 2) были реализованы в примечании к § 3 проекта, который был утвержден на заседании Совнаркома 18 декабря 1920 года в следующей редакции: «На всех курсах обязательно преподавание политической грамоты и основ коммунистического мировоззрения». — 130.

58 Настоящая записка написана В. И. Лениным на обороте последней страницы и на 3-й странице обложки брошюры Вела Куна (Колозвари) «Von Revolution zu Revolution» («От революции к революции»), изданной в 1920 году в Вене. — 133.

59 Письмо написано на докладной записке начальника строительства первой радиотелефонной станции в Москве П. А. Острякова В. И. Ленину от 26 января 1921 г. Остряков сообщал о возникших в ходе работы трудностях, просил оказать содействие и утвердить предлагаемый им проект декрета.

27 января 1921 года был принят декрет СНК по организации развернутого радиотелефонного строительства. — 133.

60 В ответном письме от 16 сентября 1921 года нарком почт и телеграфов В. С. Довгалевский сообщил, что радиотелефонные приборы в Москве установлены пока только на Ходынской радиостанции, которая не эксплуатируется вследствие слабой технической оснащенности. Наркомат намечал к 1 апреля 1922 года устройство четырех приемно-передаточных станций (Москва — Харьков — Новониколаевск и Ташкент) и 200 приемных (местных). Сообщалось также об удачных опытах в Нижегородской радиолаборатории по изготовлению рупоров. — 133.

61 11 Всероссийский съезд Политпросветов состоялся 17 — 22 октября 1921 года в Москве.

Съезд открыла Н. К. Крупская — председатель Главполитпросвета. В. И. Ленин был избран почетным председателем съезда.

Главная задача съезда состояла в утверждении плана работы на 1922 год, в выработке форм и методов агитационно-массовой работы в условиях новой экономической политики. Съезд заслушал доклады и принял резолюции по следующим вопросам: 1) По докладам Главполитпросвета; 2) Об агитационной работе; 3) Очередные задачи пропаганды в новых условиях; 4) Политпросветработа в Красной Армии; 5) Вопросы финансирования и снабжения в новой экономической обстановке; 6) О ликвидации безграмотности и др. — 134.

62 Губэкосо — губернские экономические совещания — местные органы Совета Труда и Обороны, созданные на основе постановления VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920) «О местных органах экономического управления». — 136.

63 Директивы по киноделу были направлены от имени управделами Совнаркома 27 января 1922 года в Наркомпрос. В сопроводительном письме к документу говорилось: «Сообщаю Вам для руководства директиву Владимира Ильича по киноделу». Наркомпросу предлагалось: «1) На основании этой директивы разработать программу действий и сообщить ее немедленно в Управление делами Совнаркома для доклада Владимиру Ильичу. 2) Через месяц представить в Управление делами Совнаркома доклад о том, что реально сделано во исполнение этой директивы и какие достигнуты результаты. 3) Немедленно сообщить — какие функции после издания последнего постановления СТО о киноделе остались за Наркомпросом и кому принадлежит непосредственное руководство за выполнением этих функций» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 579).

В. И. Ленин в беседе с А. В. Луначарским в феврале 1922 года «еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными». Владимир Ильич, пишет в своих воспоминаниях А. В. Луначарский, сказал мне, что производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность, надо начинать с хроники, что, по его мнению, время производства таких фильмов, может быть, еще не пришло. «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то неважно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». К этому Владимир Ильич прибавил: «По мере того как вы встанете на ноги благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того — в деревне... Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (см. там же). — 139.

64 Статья «О значении воинствующего материализма» была написана В. И. Лениным для № 3 философского и общественно-экономического журнала «Под знаменем марксизма», который должен был выйти к XI съезду партии.

Обдумывалась статья В. И. Лениным, как вспоминала Н. К. Крупская, во время отдыха в деревне Корзинкино. Ленин просмотрел в это время много книг и брошюр на антирелигиозные темы, прочитал книгу А. Древса «Миф о Христе» и книгу Э. Синклера «Религия и нажива». «На прогулках, — писала Н. К. Крупская, — мы толковали о Древсе и Синклере, о том, как поверхностно ставится у нас антирелигиозная пропаганда, сколько в ней вульгаризации, как неглубоко она увязана с естествознанием, как мало вскрываются социальные корни религии, как мало удовлетворяет она запросам рабочих, так колоссально выросшим за годы революции» («Под знаменем марксизма», 1933, № 1, с. 148 — 149).

Статья является как бы философским завещанием Ленина. В ней определены важнейшие направления философской работы, охарактеризованы ее цели, намечены практические меры в этой области, конкретизированы задачи атеистической пропаганды в массах. Вся статья пронизана мыслью о величайшем значении диалектического и исторического материализма для развития общественных и естественных наук, для правильного понимания законов природы и общества, для революционного преобразования мира. По содержанию статья Ленина примыкает к его великому философскому труду — книге «Материализм и эмпириокритицизм» и к «Философским тетрадям». — 140.

65 Тезисы Е. А. Преображенского, подготовленные им к XI съезду партии, были направлены 10 марта 1922 года всем членам Оргбюро и Политбюро ЦК РКП (б). Ознакомившись с тезисами, В. И. Ленин написал данное письмо. 18 марта Политбюро, рассмотрев тезисы Преображенского, приняло предложения Ленина, сформулированные в 15 пункте его письма. — 149.

66 Предисловие В. И. Ленина было напечатано 21 марта 1922 года в «Правде» до выхода книги. — 153.

67 Книга В. В. Адоратского «Программа по основным вопросам марксизма» была издана в 1922 году, — 155.

68 Документ написан под текстом автобиографии В. В. Адоратского, который ходатайствовал перед ЦКК об установлении ему партийного стажа с 1904 года. — 155.

69 В. В. Адоратский по поручению В. И. Ленина осенью 1920 года начал подготовку к печати на русском языке избранных писем К. Маркса и Ф. Энгельса. В. И. Ленин придавал огромное значение изданию переписки основоположников научного коммунизма и всемерно помогал Адоратскому в подготовке писем к изданию. Он дал Адоратскому свои выписки и замечания, сделанные в 1913 году при чтении четырехтомного издания писем К. Маркса и Ф. Энгельса на немецком языке (см. «Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844 — 1883 гг.»». М., 1959). В ряде писем В. В. Адоратскому В. И. Ленин дал конкретные указания по подготовке к изданию переписки, которая вышла в свет в конце 1922 года под названием «Письма. Теория и политика в переписке Маркса и Энгельса». — 156.