1910 ГОД, ВЕРНЫЕ БОЛЬШОЙ ДРУЖБЕ

Летом 1910 года Владимир Ильич выбрал время, чтобы вновь приехать на Капри. Маршрут путешествия на этот раз был иным. Ехал Ленин из Парижа поездом до Марселя, а затем на пароходе по Средиземному морю до Неаполя.

1 июля 1910 года Владимир Ильич писал Марии Александровне: «Дорогая мамочка! Шлю большой привет из Неаполя. Доехал сюда пароходом из Марселя: дешево и приятно. Ехал как по Волге. Двигаюсь отсюда на Капри ненадолго»

Затем путь от Неаполя пароходиком до знакомого причала. И там, как и в прошлый раз, Горький и рядом с ним Мария Федоровна.

За два года многое изменилось. Вот и вилла теперь другая — «Спинола», почти рядом с площадью, на виа Лонгано. Раньше здесь был монастырь, здание мрачноватое, не уютное, буро-красного цвета. Сняли его для пресловутой школы.

Нет и той малоприятной компании философов-махистов. Это, пожалуй, самое главное, что отличало второй приезд от прошлого. Искренне, всей душой радуется Мария Федоровна: Алексей Максимович понял — с Богдановым ему не по пути. Она с трудом переносила общество Богданова, Базарова, Алексинского.

— Сыт по горло этой школой,— признался Алексей Максимович Марии Федоровне.— Во всей этой истории я, кажется, наиболее потерпевший — и морально, и материально.

Когда группа Вилонова уехала, Мария Федоровна тут же распорядилась перенести занятия на виллу «Паскуале». Алексей Максимович эту меру одобрил, а Богданов, Базаров и их шумливый приверженец Алексинский негодовали.

Разрыв с группой Богданова был полный. Но требовалось еще помочь Алексею Максимовичу освободиться от пагубного влияния махистской и «богоискательской» философии. Мария Федоровна рассказывала Владимиру Ильичу, что решающую роль в этом сыграло его письмо к Горькому.

— Сейчас он всей душой с Вами,— удовлетворенно говорила она.

Владимиру Ильичу выделили удобную комнату с видом на море и поставили рабочий стол у открытого окна. С внешней стороны дома была узкая терраса, примыкавшая к соседней с домом скале. Здесь любили бывать Ленин и Горький...

Алексей Максимович не знал всех тонкостей политической борьбы и не мог понять, почему Ленин склонен к объединению с меньшевиками-плехановцами (меньшевиками-партийцами) и идет на разрыв с большевиками-богдановцами.

Минувшие два года нелегко дались Горькому, душевный кризис отразился и на его творчестве. Владимир Ильич признался, что, прочитав его «Исповедь», написал огорченное письмо, да не послал из-за начавшегося тогда раскола с махистами.

— Напрасно не послали,— ответил Горький.— Я и сам теперь не доволен «Исповедью». Дидактично написана. А того напраснее, что не приехали сюда, в школу. Мне бы тогда откол от них стоил меньше нервов, меньше сил.

Позже, в ноябре 1913 года, В. И. Ленин напишет Горькому: «По вопросу о боге, божественном и обо всем, связанном с этим, у Вас получается противоречие — то самое, по-моему, которое я указывал в наших беседах во время нашего последнего свидания на Капри; Вы порвали (или как бы порвали) с «впередовцами», не заметив идейных основ «впередовства».

Эти беседы начались в первый же день их встречи на Капри. Устроились на террасе, чай пить в комнату не пошли. К. П. Пятницкий, который был в то время на «Спиноле» и вел дневник, записал 1 июля: «К обеду приезжает Ленин... Возвращаюсь к чаю. Разговор между Лениным и Алексеем Максимовичем... Вернулся в 3 часа ночи: еще спорят»17

Долгим беседам на этот раз никто не мешал. Часами говорили они в доме, во время прогулок по острову, в рыбацких лодках. Радовались, что теперь все чаще находят общий язык.

— Большевизм мне дорог,— говорил Алексей Максимович.— Ведь социализм — единственный путь, коим человек придет к сознанию своего личного человеческого достоинства. Иного пути не вижу. Все иные пути от мира. Один этот в мир.

Однажды Горький сказал Владимиру Ильичу, что к обеду ждет интереснейшего человека — талантливого украинского писателя Михаила Коцюбинского. Горький говорил о нем восхищенно и радостно. Жизнелюбие, революционная устремленность, глубокое знание деревенской жизни, реализм литературного творчества Коцюбинского привлекали Ленина. Он читал некоторые его рассказы, изредка появлявшиеся в «Русской мысли», «Киевской старине», «Русском богатстве».

Михаил Михайлович Коцюбинский первый раз приехал на Капри в 1909 году. Общие литературные и политические интересы сблизили и подружили его с Горьким. Он писал Алексею Максимовичу из Чернигова: «При одном воспоминании о Капри, а в особенности о нашем знакомстве, как-то теплее и светлее становится на сердце».

Встреча за обедом оставила теплые воспоминания у каждого из ее участников. Владимир Ильич расспрашивал Коцюбинского об Украине, и Михаила Михайловича поразило его внимание и умения слушать. А вечером Владимир Ильич прочитал его рассказы, изданные на немецком языке18. Получил большое удовольствие, особенно от рассказа «Под минаретами», обличающего царское мракобесие. В издательстве «Знание» готовился его перевод с украинского на русский язык. Пройдет пять месяцев, и в первом номере большевистской газеты «Звезда» появится следующее сообщение:

«В книгоиздательстве «Знание» только что вышел первый том рассказов Михаила Коцюбинского, обращающих на себя внимание своей свежестью и несомненным дарованием автора. Особенно интересен рассказ «Под минаретами»19.

Летом 1910 года был на острове Капри известный болгарский оперный певец Петр Райчев. В своих воспоминаниях о В. И. Ленине он писал: «Я устроился напротив виллы Горького, в гостинице, где жило много русских. Мы проводили время в различных развлечениях, но самым любимым нашим занятием была рыбная ловля.

Ленин также принимал участие в рыбной ловле Он охотно выходил в море со мной, зная, что я справлюсь с лодкой даже при сильных волнах.

— Глядя, как вы гребете, я догадываюсь, что вы выросли на берегу моря,— сказал мне однажды Ленин. И, обратив свой взгляд на север, добавил с едва скрытой грустью:

— И все же на этой лодке невозможно добраться до Одессы. Невозможно

Еще в первые дни своего пребывания на острове я узнал, что рыбаки называют его «синьор Дринь-дринь».

Когда я спросил его о причине такой интимности, Владимир Ильич улыбнулся и сказал:

— Итальянская выдумка!..

А потом объяснил мне, почему его так называют:

— Однажды итальянский рыбак изъявил желание научить меня ловить рыбу «с пальца» — лесой без удилища. Я попробовал и, представьте себе, поймал большую рыбу. Обрадовавшись своей удаче, я громко крикнул: «Дринь-дринь!» И нажил себе беду. Все на Капри теперь называют меня «синьор Дринь-дринь». Но вы думаете, что это меня огорчает? О, напротив, это доставляет мне удовольствие...

Часто после полудня мы собирались на большой террасе...

Владимир Ильич... был остроумен, любил шутить, обладал особым чувством юмора. Даже когда говорил серьезно, вкладывал в слова тонкий, иногда колкий юмор!..

А как внимательно все его слушали! Максим Горький не пропускал ни одного слова, которое исходило от этого мудрого и твердого сына великой русской земли.

Разговорам и спорам не было конца. Провожали солнце, встречали звезды, терраса купалась в волшебном свете южной ночи. И никто не думал о сне. Каждый вечер Владимир Ильич предлагал время для беседы о России.

— А теперь вспомним о родине,— говорил он...

— Вы нам не рассказывайте ничего,— говорил Ленин,— лучше спойте несколько русских романсов и болгарских песен. Таким образом вспомним о вашей и нашей родине.

Однажды, когда было уже за полночь, я спел романс «Вставайте, вождь» Ипполитова-Иванова. Мне показалось, что Владимир Ильич, игравший в это время в шахматы, не слушал моего пения. Но я глубоко ошибался. Когда я закончил романс словами: «...Плачет и стонет великий народ!», он встал, подошел ко мне, взял за руки и сказал:

— Вот это песня! Благодарю, очень благодарю!

Глаза его пылали. Он крепко пожал мне руки, с чувством повторив последние слова песни:

— Плачет и стонет великий народ»

Потом сел на свое место и продолжал игру. Все смолкли. Было поздно. Гасли огни далекого Неаполя, Сорренто, Кастелламаре, и зловещий силуэт Везувия пропал в золотисто-синем сумраке. Начинался рассвет.

— Спокойной ночи! — проговорил Горький.

— Пора, — добавил Ленин. — Доброго дня! Легкой работы!»20

Горький рассказывал Владимиру Ильичу о многих интересных людях, побывавших у него. Рассказал он и о Феликсе Дзержинском, приезжавшем в январе 1910 года после семнадцати месяцев тюрьмы. И побега с «вечного поселениям из енисейской ссылки. Три недели он жил на Капри, чтобы подлечить, хотя бы немного мучивший его туберкулез.

— Чудо, как хорош человек! Не хотелось расставаться с ним,— говорил Алексей Максимович,— оставил незабываемое впечатление душевной чистоты и твердости.

В письме с Капри Дзержинский писал: «С Горьким довольно часто встречаюсь, посещаю его, иногда хожу с ним на прогулку. Он произвел на меня громадное впечатление. Он поэт пролетариата — выразитель его коллективной души...»21

От Дзержинского Горький узнал о пытках, надругательстве в тюрьмах, особенно в Варшавской цитадели. На его ногах еще болела кожа, стертая кандалами, а он уже рвался к нелегальной работе.

— Я рад, что узнал его, он ведь ваш горячий сторонник,— сказал Горький.

Разговорам не было конца. О многом беседовали они во время прогулок по острову. Однажды осмотрели даже руины дворца Тиберия — деспотического и жестокого римского императора, жившего на Капри в 1 веке до н. э. Дворец располагался высоко над морем в восточной части острова. Это был самый грандиозный и роскошный из всех двадцати императорских дворцов, которые воздвигли на Капри древнеримские зодчие.

Купались в безлюдной бухточке. Алексей Максимович смотрел на плывущего Ильича и подумал: сразу виден- волгарь.

Владимир Ильич любил слушать рассказы Горького о его жизни в Казани, революционном кружке Николая Федосеева, столкновениях марксистов с народниками Они вполне могли встретиться в Казани, ведь именно в то время Владимир Ульянов учился там в университете. Горький же проходил свои «университеты»: разгружал баржи, работал в пекарне, булочной...

В 1906—1913 годах Горький написал двадцать семь коротких рассказов, объединенных в цикл «Сказки об Италии». Эпиграфом к этому циклу Горький выбрал слова Ганса Христиана Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

«Сказки» Горького —это картинки действительной жизни. Первые семь из них были напечатаны в большевистской газете «Звезда», несколько — в «Правде», остальные — в других большевистских газетах и журналах.

Степан Шаумян писал: «Сказки еще более приблизили Горького к рабочим. И рабочие с гордостью могут заявить: да. Горький наш! Он наш художник, наш друг и соратник. великой борьбе зa освобождение труда!»22

В. И. Ленин высоко ценил все «Сказки об Италии», опубликованные в «Звезде», и назвал их великолепными. Он писал Горькому в феврале 1912 года:

«Не напишете ли майский листок? Или листовочку в таком же майском духе? Коротенькую, «духоподъемную», а?..

Хорошо бы иметь революционную прокламацию в типе «Сказок» «Звезды». Очень и очень рад, что Вы помогаете «Звезде».

Несколько позднее В. И. Ленин вновь писал А. М. Горькому:

«Великолепными «Сказками» Вы очень и очень помогали «Звезде» и это меня радовало чрезвычайно...» Еще одно упоминание о «Сказках» содержится в письме В. И Ленина от 22 или 23 декабря 1912 года: «Надеюсь, Вы тоже примете участие в агитации за подписку, чтобы помочь «вывезти» газету. В какой форме? Ежели есть сказка или что- либо подходящее,— тогда объявление об этом будет очень хорошей агитацией».

Тринадцать дней провел Владимир Ильич в июле 1910 года у Горького на Капри. Эта встреча еще более сблизила их, укрепила их дружбу. Она имела большое значение для освобождения Горького от философских и богоискательских заблуждений, для укрепления его марксистских, большевистских позиций.

Тепло провожали Алексей Максимович и Мария Федоровна своего гостя ранним утром 14 июля. Мария Федоровна распрощалась с Владимиром Ильичем на пристани Марина Гранде, а Алексею Максимовичу предстояло пробыть с ним еще более суток. Обратный путь в Париж В. И. Ленин проделал не морем, а по железной дороге через всю Италию к французской границе.

А. М. Горький в очерке «В. И. Ленин» создал глубокий и точный литературный портрет Ленина — вождя пролетариев всех стран, подчеркнув, что среди современных ему великих людей Ленин наиболее ярко проявил свою гениальность. Речи его всегда вызывали физическое ощущение неотразимой правды. Человек изумительно сильной воли, Ленин в высшей степени обладал качествами, свойственными лучшим революционерам. И как основную черту характера Ленина Горький назвал воинствующий оптимизм материалиста.

Горького изумляли в Ленине величайшая работоспособность, проницательность и мудрость. Героизм Ленина, отмечал Горький, совершенно лишен внешнего блеска, его героизм — скромное аскетическое подвижничество честного русского интеллигента-революционера, непоколебимо убежденного в возможности на земле социальной справедливости, героизм человека, который отказался от всех радостей мира ради тяжелой работы для счастья людей.

Ленин умел с одинаковым увлечением играть в шахматы, рассматривать «Историю костюма», часами вести спор с товарищами, удить рыбу, ходить по каменным тропам Капри, раскаленным солнцем юга, любоваться золотыми цветами дрока и чумазыми ребятами рыбаков. А вечером слушать рассказы о России... Обаятелен был его смех — «задушевный» смех человека, который прекрасно умел видеть неуклюжесть людской глупости и акробатические хитрости разума, умел наслаждаться детской наивностью «простых сердец».

Было даже странно видеть, что такой суровый реалист, человек, который глубоко чувствует неизбежность великих социальных трагедий, непримиримый, непоколебимый в своей ненависти к миру капитализма, может смеяться по-детски, до слез, захлебываясь смехом. Большое, крепкое, душевное здоровье нужно было иметь, чтобы так смеяться.

Был в нем некий магнетизм, который притягивал к нему сердца и симпатии людей труда.

В заключение Горький подчеркнул, что нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира.

Наследники разума и воли его — живы. Живы и работают так успешно, как никто, никогда, нигде в мире не работал23.

* * *

Из поколения в поколение среди рыбаков, крестьян и ремесленников Италии передаются рассказы о приездах сюда Ленина, о его встречах и беседах с простыми людьми острова и Неаполя.

Прогрессивная, рабочая Италия свято чтит память вождя трудящихся всего мира. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина на Капри был установлен обелиск — стела высотой семь метров — три треугольных блока из белого полированного мрамора, поставленных один на другой. Пьедестал выполнен из красного гранита. В центре стелы барельефный портрет В. И. Ленина и надпись «Ленину Капри». Автор обелиска — один из крупнейших скульпторов, лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Дж. Манцу.

Необычна судьба памятника В. И Ленину в итальянском городе Кавриаго. Скульптурный портрет Владимира Ильича был изготовлен на Луганском паровозостроительном заводе в 1922 году (прижизненная скульптура). Автор — самобытный мастер Луганского завода Иван Бортунов. Памятник простоял на заводе до 1942 года. Фашистские оккупанты отправили скульптуру в Италию. Бойцы итальянского Сопротивления отбили ее, сохранили и затем передали советскому посольству. В дни празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина скульптура передана в дар жителям города Кавриаго.

Ежегодно в апрельские дни трудящиеся Италии направляют своих представителей на Капри, чтобы отметить день рождения основателя первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян Владимира Ильича Ленина.

Примечания:

1 Все даты приводятся по новому стилю

2 См . История Коммунистической партии Советского Союза В 6-ти т М , 1966, г 2, с 252

3 Виа — улица (ит.).

4 Гусева 3. Берег дальний. М., 1979, с. 111 — 112.

5 Горький М В. И. Ленин М., 1981, с. 38—39.

6 В. И. Ленин  и А. М. Горький Письма, воспоминания, документы М , 1969 с 407

7 Горький М Собр соч В 30 ти т М , 191

8 Ленин В И Полн. собр соч , т 19, с 74- 108, 131 —133

9 Юлий — И.Г Королев Батышев, Ваня — И.И. Панкратов, Савелий —И.И.Бабинцев; Иван — А С Романов, Владимир — В М Косарев. Станислав М. И Лобанов, Фома - Н. Н Козырев

10 Горький М. Собр. соч. В 30-ти т, т 17, с 82

11 Там же, с. 83.

12 Там же, с. 91.

13 В. И. Ленин  и  А. М. Горький Письма, воспоминания документы с 51

14 Максимов — А. A. Богданов

15 Речь идет о большевистской газете «Пролетарий»

16 «Дискуссионным Листок» — приложение к ЦО «Социал-демократ» Издавался по решению январского пленума ЦК РСДРП 1910 г. В 1910— 1911 гг. вышло три номера

17 В. И. Ленин  и А. М Горький Письма, воспоминания, документы, с. 490

18 См Гyceea 3. Беpeг дальний, с 265 - 266

19 Гусева 3 Берег дальний, с 266.

20 О Ленине Воспоминания зарубежных современников М., 1962, с 99—102 Петр Райчев после окончания гастролей в неаполитанском оперном театре «Сан-Карло» провел месяц на Капри

21 Дзержинский Ф Э. Избранные произведения М , 1977, т. 1, с 127—128.

22 Современная жизнь (Баку), 1911, № 1, с 7

23 См  Горький М. В. И. Ленин  с 95.

 

Joomla templates by a4joomla