Ленин. Петербургские годы

По воспоминаниям  современников и документам

Сост. А. И. Иванский

 

Книга посвящена жизни и деятельности В. И. Ленина в петербургский период — от его приезда в Петербург 31 августа 1893 года до отъезда в сибирскую ссылку 17 февраля 1897 года. В ней рассказывается о том, как Владимир Ильич установил тесные связи с передовыми питерскими рабочими, идейно разгромил народничество, создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», стал руководителем, организатором и вождем революционного пролетариата России.

Книга является продолжением вышедшего в Политиздате в 1964 году труда А. И. Иванского «Молодой Ленин». Она рассчитана на массового читателя.

 

 

...Дайте нам организацию революционеров —
и мы перевернем Россию!

В. И. Ленин

 

 

Об этой книге

В Ленинском юбилейном году редакция одной московской газеты пригласила как-то нескольких писателей, критиков и педагогов поговорить о книгах, посвященных историко-революционной теме.

Разговор получился оживленный, для литераторов, работающих в этой области, чрезвычайно полезный.

Помню, общее внимание привлекло выступление старой большевички, невысокой и хрупкой, совершенно седой, державшейся просто и в то же время со спокойным достоинством. Это была Лидия Александровна Фотиева, секретарь Совнаркома при Ленине. Тогда, на той встрече, Л. А. Фотиева в своем интересном выступлении дала добрую оценку книге А. Иванского «Молодой Ленин».

Может ли быть дороже награда? Ведь Лидия Александровна не обычный читатель. Она долгое время близко, знала Владимира Ильича и, конечно, малейшая неверная нота в книге была бы замечена ею. Правдивой и достоверной, очень нужной назвала Фотиева эту книгу.

Прошло несколько лет, и на столе у читателя новая работа А. Иванского — «Ленин. Петербургские годы». Естественное и необходимое продолжение первой.

Если допетербургские годы были порой накопления и первой пробы сил, то теперь в столице Российской империи титанический революционный труд Ленина развернулся с необычной, поражающей смелостью.

«Петербург того времени был поистине ужасным городом торжествующего царизма,— вспоминает Глеб Кржижановский.— Отборная рать здоровеннейших городовых, торчавших на каждом перекрестке, не менее-упитанные фигуры дюжих «околодков», характерная дробь барабанов с пронзительным присвистом маршевой дудочки, аккомпанирующей непрерывно маршировавшим в разных направлениях многочисленным колоннам войск.... и: целые тучи шпионской рати, шныряющей в мглистом тумане бесконечных петербургских улиц».

В этот гранитный каменный город, в эту, казалось, необоримую крепость приезжает с Волги двадцатитрехлетний Владимир Ульянов, полный решимости к самоотверженной борьбе за дело трудящихся.

Революционная теория марксизма — оружие Ленина, его знамя, путеводный маяк, неиссякаемый источник творчества. Появление Владимира Ильича осенью 1893 года в среде петербургских марксистов Г. М. Кржижановский сравнивает «с животворным по своим последствиям грозовым разрядом. С этого момента для нас началась новая жизнь».

В книге читатель найдет множество убедительных и интересных свидетельств современников Ленина, рисующих его неповторимую, необыкновенную личность. Кржижановский, Сильвин, сестры Невзоровы, Крупская, Мария и Анна Ульяновы, много других выдающихся деятелей партии, петербургских рабочих с любовью и гордостью расскажут о Владимире Ильиче — революционере, Владимире Ильиче — человеке, будя взволнованный отклик в сердце читателя. Именно оттого, что свидетельствуют близкие Ленину люди, воспоминания эти читателю особенно дороги. Как верно говорит Анна Ильинична: никакие научные исследования не дадут того, что дает память о человеке друзей, хотя бы и через десятилетия!

Размах революционной работы Ленина ширится, и тем больше появляется у него друзей и товарищей.

Видный член партии М. М. Эссен, знавшая Владимира Ильича, метко характеризует одну существенную черту его личности: «В присутствии Ленина мысль обострялась, хотелось больше знать, думать, читать, учиться и главное — работать. От одной мысли, что Ленин знает о твоей работе, удесятерялись силы».

Товарищи Ленина — убежденные марксисты, бесконечно преданные революционным задачам рабочего класса. Много среди них было людей очень талантливых. Ленин любил таланты. «Он положительно готов был «ухаживать» за такими людьми, радовался их успехам»,— трогательно вспоминает Г. М. Кржижановский. Но самые просвещенные и ярко одаренные товарищи Ленина всегда знали и ценили его исключительность, «огромное обаяние», его «власть над сердцами и умами отдельных людей, обусловленную полным забвением собственной личности и исключительным служением одной великой цели — освобождению человечества».

В петербургские годы служение великой цели стало осуществляться практически. В петербургские годы открылась новая страница истории классовой борьбы. Эту страницу Ленин назвал соединением марксизма с рабочим движением, указывая тем самым путь и цель всей борьбы российского пролетариата.

Каменный, гранитный Петербург, наводненный войсками и шпиками, еще не подозревал о своем опасном противнике, а на десятках заводов и фабрик по всей России уже зрели грозные силы, вооруженные учением Маркса и передовыми традициями русской демократической мысли, уже действовал созданный Лениным «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», уже поднимались воспитанные им Шелгуновы и Бабушкины — великая рабочая армия.

«...Народные герои есть. Это — люди, подобные Бабушкину»,— напишет позднее Владимир Ильич, глубоко веря в классовый инстинкт пролетариата, его творческие силы, его историческую миссию.

Между тем врагами рабочего класса на пути выполнения им его исторической миссии были не только царские чиновники и полицейские. Были и другие противники, особенно опасные тем, что, отвергая марксизм и революционную роль рабочего класса, выступали со своими ошибочными теориями под маской «друзей народа».

Читатель узнает, как Владимир Ильич печатными буквами в четырех экземплярах написал первый агитационный листок о невыносимой жизни рабочих. Как создавал знаменитую книгу, наголову разбивая народников и уже тогда, летом 1894 года, предвидя социалистическую революцию в России. Как товарищи Ленина тайно печатали книгу, и Владимир Ильич тоже тайно приезжал в деревню Горки Владимирской губернии проверять печатание. Как боролся с «легальным марксизмом», утверждая революционный марксизм, революционные методы борьбы и работы.

Влияние ленинского «Союза» расширялось, сотни рабочих втянуты были в борьбу, книги и статьи Владимира Ильича указывали путь, вдохновляли, учили, и всем было ясно: в российское рабочее движение пришел гениальный теоретик и революционер. Приход его Зинаида Невзорова называет нашим огромным историческим счастьем.

Но царской цензуре и охранке имя Ульянова тоже известно. Все чаще оно встречается в донесениях жандармов. Слежка растет. Ежедневно, ежечасно грозит опасность ареста.

В это время Ленин уезжает в Женеву. Для встречи с членами заграничной русской группы «Освобождение труда», и прежде всего основателем группы, талантливейшим теоретиком, пропагандистом и распространителем марксизма в России Г. В. Плехановым, о котором Ленин потом скажет: «Никогда, никогда в моей жизни я не относился ни к одному человеку с таким искренним уважением и почтением». А Крупская добавит — с такой влюбленностью.

Тогда было еще далеко до разрыва, и Ленин рвался увидеть Плеханова, чтобы обсудить с ним насущные вопросы русского и мирового рабочего движения, услышать советы, получить конкретную помощь от группы «Освобождение труда». Владимир Ильич рассчитывал организовать печатание за границей марксистского сборника, наладить доставку нелегальной социал-демократической литературы в Россию, чего невозможно было бы добиться без согласия и поддержки Плеханова.

Ленин в Швейцарии. «Природа здесь роскошная. Я любуюсь ею все время», — пишет он матери.

Страстно чувствующий природу, молодой, полный жизни, энергии, огромных творческих планов, как, должно быть, был счастлив в ту пору Владимир Ильич!

Но со швейцарскими пейзажами приходилось знакомиться не всегда по доброй воле.

Департамент полиции сообщает чиновнику особых поручений министерства внутренних дел о выезде В. И. Ульянова из России. За Владимиром Ильичем и здесь установлен надзор. Плеханов и его посетители тоже под неусыпным наблюдением русской охранки. Оттого встречи двух крупнейших русских марксистов, молодого и ветерана, происходят в отдаленной деревушке, куда Ленин и его провожатые добираются пешком, горными тропами, одолевая высокий перевал.

«Какое счастье, что в нашем революционном движении имеются такие молодые люди!» — сказал о Ленине не слишком щедрый на похвалы Г. В. Плеханов.

Так сильно интеллектуальное и эмоциональное воздействие Владимира Ильича на людей, что даже ревнивый к своей славе Плеханов, познакомившись с ним, восхитился его удивительной эрудицией, целостностью революционного мировоззрения, бьющей ключом энергией.

А. Иванский тщательно отбирает материалы, воспоминания, письма и записи очевидцев, характеризующие того и другого, и перед читателем зримо встают живые человеческие образы.

После Швейцарии, долгих разговоров с Плехановым, после встречи в Париже с Лафаргами, а в Берлине — с основателем немецкой социал-демократической партии Вильгельмом Либкнехтом, после сосредоточенной и весьма плодотворной работы в европейских столичных библиотеках, после многих общений с французским и немецким пролетариатом Ленин вернулся домой. Довольный, веселый, обогащенный впечатлениями, с новыми силами, новой энергией, он вступает «на путь организации политической партии социал-демократов в России».

Владимир Ильич всегда умел увидеть дальнюю и ближнюю, сегодняшнюю задачу борьбы.

Ближней, сегодняшней задачей было объединение петербургских социал-демократов, совершенствование организации.

«Надо знать своих людей в районе, настроение в районе. Без этого нет центра. Без этого центр не может руководить. К нему должны стекаться сведения из районов, и они должны быть точны» — так, детально продуманная Лениным, формировалась новая структура социал-демократического «Союза борьбы» с руководящим центром во главе. «Союз борьбы» еще не был так назван, но он существовал, работал, боролся, и Владимир Ильич вдохновенно и твердо направлял его деятельность. Рабочее движение развивалось и крепло, вступая в решительную войну с капиталистическим строем.

Действенной формой этой войны Ленин считал обличительные листки о злоупотреблениях на фабриках, нарушениях закона, произволе заводского начальства. Ленин сам писал такие листки. Писали товарищи Ленина. Рабочие сообщали центру «Союза» факты о непорядках и безобразиях в цехах. И сами тоже писали о них. И эта «нелегальная социал-демократическая пресса», как называла листки Н. К. Крупская, оказывала громадное политическое и моральное действие, революционизируя рабочих, мобилизуя их на борьбу, вынуждая фабричную администрацию считаться с их требованиями.

Всего год назад Владимир Ильич вывел печатными буквами в четырех экземплярах первый листок, призывая рабочих Семянниковского завода к организованному протесту против хозяйских бесчинств, а теперь воззвания «Союза» и прокламации разбрасывались тысячами на улицах и в рабочих кварталах.

Разбуженные, вдохновляемые обличительными листками, забастовки и стачки бушевали на фабриках.

Рабочие зачитывались брошюрой Ленина «Объяснение закона о штрафах». Очень просто, очень понятно Ленин объяснял рабочим необходимость политической борьбы. Шаг за шагом вел рабочий класс к неблизкой еще, но уже видной ему революции.

И задумывал выпуск газеты. Первой русской марксистской газеты «Рабочее дело». Ленин мечтал о ней, мечтал рассказать российскому рабочему классу всю правду о его безрадостной жизни и звать, звать к борьбе против царя, царских чиновников, против капиталистического строя.

Все основные статьи написал Ленин для первого номера газеты «Рабочее дело». Трудился самозабвенно, заражая всех верой в силы пролетариата, оптимизмом, душевным спокойствием.

И все шло хорошо, все радовало, революционное дело углублялось и ширилось, когда в ночь с 8 на 9 декабря 1895 года Владимир Ильич, многие его близкие друзья и помощники, многие рабочие были арестованы и отвезены в Дом предварительного заключения на Шпалерной улице. Отныне одиночная камера № 193 станет обиталищем Владимира Ильича на долгие четырнадцать месяцев.

Полутемная камера, шесть аршин в длину, три в ширину, крошечное окно под потолком, через решетку виден клочок тусклого петербургского неба.

Но и здесь, в камере, продолжались петербургские годы. Продолжалась кипучая грандиозная деятельность. Ленин ухитрялся пересылать из тюрьмы через родных рабочим листовки. Руководить пролетарским движением. Писать статьи. Обдумывать проект программы социал-демократической партии. Подготавливать через Н. К. Крупскую Первый съезд партии.

И читать сотни экономических книг и статистических сборников, собирая материал для будущей книги «Развитие капитализма в России».

Восхищение вызывают воля и мужество, бесконечная преданность революционным задачам и гениальный труд Ленина. Всегда, всюду, при любых обстоятельствах. Даже в тюрьме. Нисколько не меньше в тюрьме!

«Это была пора весны русского рабочего движения»,— называет Крупская петербургские годы Ленина. Бесстрашно и мудро способствовал Ленин расцвету весны, приближению великой революционной бури.

За мудрость, поразительный интеллект, образованность и отчасти, может быть, за рано появившуюся лысину называли его Стариком. Но он был молод.

В книге тактично и бережно рисуются отношения молодых Владимира Ильича и Надежды Константиновны Крупской.

«Я крепко любила Ильича; то, что его волновало, волновало и меня; я старалась в меру своих сил и умения помогать ему в работе»,— рассказывает она в одном из писем.

Сдержанно, скромно. И сильно. Такой она была, жена, друг и верная спутница Ленина, делившая с ним его мысли и труд, лишения ссылки и эмиграции и революционное творчество. Прекрасный, благородный союз!

Разносторонне показывая теоретическую, пропагандистскую и организаторскую работу Владимира Ильича в петербургские годы, книга богата свидетельствами друзей и соратников Ленина о его яркой, пленительной личности, внимании к людям, увлечениях людьми, силе чувств и богатстве души, о его заразительном, покоряющем смехе,—так смеяться могут только очень чистые, здоровые, благородные люди. «Воистину человек-магнит!» — говорили о Ленине.

Весь жизненный путь Ленина был героическим. Петербургские годы — начало. Петербургские годы определили и направили дальнейший ход борьбы пролетариата, развитие могучего рабочего движения в России, создание великой Ленинской партии.

Мария Прилежаева

 

Joomla templates by a4joomla