ПРЕССА О ПЕРВОЙ ЕЖЕГОДНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «В.И. ЛЕНИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

«Коммерсант» №68/П, 2007 г.

КОММУНИСТЫ ПЕРЕЧИТАЛИ ЛЕНИНА
Свою конференцию они провели в «Шалаше»

Вчера вождю мирового пролетариата исполнилось бы 137 лет. Эту некруглую дату группа товарищей (около 70 верных ленинцев) отметила научно-практической конференцией «Ленин в современном мире». Мероприятие прошло в Разливе, где, как известно, будущий лидер Октябрьской революции прятался от царской охранки летом 1917 года.

Конференцию организовали Комитет по культуре петербургского правительства, Администрация Курортного района, Историко-культурный музейный комплекс в Разливе, газета «Народная правда» ОАО «Третий парк», давно неравнодушное к ленинскому мемориалу. На мероприятие приехали в основном ученые-теоретики. Но были и практики. Как, например, председатель Коммунистической рабочей партии Финляндии (КРПФ) Хану Харью. Суть его выступления, впрочем, осталась загадкой, поскольку переводчик оказался не в ладах с русским языком.

В большинстве не требующих перевода речей прослеживалась заявленная связь учения Ленина с современностью. За исключением разве что доклада доцента Петербургского университета иудаики Михаила Штейна «Родословие семьи Ульянова». Впрочем, ему не дали долго растекаться мыслью по ленинскому генеалогическому древу.

«Каковы бы ни были корни Владимира Ленина, он для нас — русский», — заявил профессор СПбГУ, главный редактор «Народной правды» Михаил Попов. Его собственное научное сообщение называлось «Ленин — диалектик». По его мнению, «вряд ли найдется в России политик, лучше Ленина изучивший Гегеля». «Социалистическая табуретка стояла на трех ножках, — рассуждал оратор.— Одна из них была философская. Без нее устоять невозможно. Вот все и рухнуло, включая СССР. И нынешние лидеры опять пренебрегают философией Гегеля». Другие выступающие остановились на теме «Советы — главный результат деятельности Ленина», поговорили о ленинской трактовке политической культуры, вспомнили подробности различных этапов биографии вождя.

С самым боевым докладом — «Ленин и актуальные проблемы борьбы с коррупцией» — выступил Владимир Ерёменко, депутат предыдущего созыва городского парламента, а ныне советник спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова. Он напомнил, что корень коррупции Ленин видел в товарно-денежных отношениях. «Капитал получает возможность покупать власть, которая становится инструментом в руках финансистов, что актуально и сегодня. Президент Путин понимает необходимость разделения власти и капитала. Судьба Ходорковского

первая робкая попытка в этом направлении», — заявил оратор. Далее он напомнил, что «у Ленина было одно лекарство против коррупционеров — расстрел». «Возможен ли сейчас этот метод?» — спросил у аудитории товарищ Еременко. Выдержал паузу и с видимым сожалением ответил: «Нет, у нас ведь на смертную казнь мораторий». Зато вертикаль власти, по его мысли, весьма действенный инструмент против взяточников. Впрочем, мысль вождя пролетариата о том, что «у политически просвещенного народа взяток не бывает» Владимиру Еременко тоже по душе. «Не надо давать по каждому поводу денег чиновнику», — призвал он собравшихся. «Поклянёмся не давать!» — откликнулся президиум конференции.

Как и положено загородной вылазке, мероприятие завершилось шашлыками. В неформальной обстановке участники конференции позабыли о Ленине и рассуждали о современной политике.

Мария ОЛЬКИНА

 

«Деловой Петербург» №70, 2007 г.

ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ, ЛЕНИН С НАМИ

СПб. Учение Ленина переживает второе рождение. В музее «Шалаш» в Разливе состоялась Первая международная конференция «В.И. Ленин в современном мире».

В шалаше с весны по осень 1917 г. Ленин скрывался от Временного правительства. Здесь написано произведение «Государство и революция», которое советская историография именовала не иначе как гениальным. Именно сюда приехали историки и философы, чтобы спокойно разобраться в том, какое все-таки наследие оставил Ленин.

Его больше не называли ни вождем мирового пролетариата, ни вечно живым классиком. Оценка потомков трезвее и объективнее: «Владимир Ильич Ленин — инициатор того события, которое привело к расколу нации на два враждебных лагеря. 1917 год изменил привычный круг событий.

Оценка этого исторического эпизода не может быть однозначной. Но научные работы Ленина позволяют по-новому взглянуть и на современные общественные процессы», — сказала Елена Гладкова, директор Историко-культурного музейного комплекса в Разливе.

Как отец родной

С началом перестройки учение Ленина обросло разными домыслами и догадками. Но и в то время, когда Ленин был культовым персонажем, его книги читали и изучали единицы.

«Смысл конференции в том, чтобы собираться каждый год и осмыслять наше прошлое глубже. Разбираться в событиях не по слухам, а по фактам и документам, — считает председатель оргкомитета конференции, профессор СПбГУ Михаил Попов. — Большая часть тех, кто сейчас руководит страной, и вообще тех, кому за 35, были членами коммунистической партии. Мы все вышли из коммунизма. К этому надо относиться как к родителю — терпимо и уважительно».

Выступающие обращались к публике словами «дорогие товарищи». Казалось, моды на «уважаемые господа» никогда и не бывало. Выяснилось, что известные только старшему поколению формулы типа «методы классовой борьбы», «мировой империализм» вполне годятся и для осмысления современной политической и экономической ситуации.

По мнению Александра Казённова, руководителя ленинградского Фонда рабочей академии, такая форма организации власти, как Советы (в исконно ленинском понимании), может пережить второе рождение. «Изначально Советы — это органы власти, формируемые на предприятии и представляющие интересы предприятий, а не территорий. Этот опыт надо изучить», — убежден он. Ситуация на Украине трактовалась участниками как результат заговора империалистических сил — Евросоюза и США, противостоять которому можно только обращаясь к рабочему самосознанию.

Ирина СИЛАЧЕВА

 

«Наша версия в Питере» №17, 2007 г.

ЛЕНИН С НАМИ?

Похоже, время шуток на тему «кровать «Ленин с нами» уходит в прошлое. В день рождения вождя пролетарской революции состоялась первая ежегодная международная научно-практическая конференция «В.И. Ленин в современном мире». В холодный серый апрельский день полсотни участников собралось в музее «Шалаш В.И. Ленина» в Разливе, чтобы понять, насколько актуально учение человека, расколовшего российское общество на два непримиримых лагеря.

Конструктивистское изогнутое помещение здания музея давало чудовищное эхо, сквозь огромные панорамные окна был виден голый весенний лес. Вдоль стен зала развешаны постеры с фотографиями участников революционных событий 1917 года, датами их смерти и комментарием: повесился, расстрелян, убит. А в самом зале — театральные макеты сцены с кулисами. На них изображены ключевые революционные события тех месяцев.

Международный статус конференции придали выступления редактора украинского коммунистического журнала и председателя Коммунистической рабочей партии Финляндии. Вождя братского финского народа Хану Харью переводил его соотечественник, с трудом зачитывая русский текст. Соответственно, его выступление оказалось самым длинным из всех. Остальных ограничивали десятью минутами. И все равно из-за часовой задержки конференции с трудом удалось уложиться в регламент, даже экскурсию по местам, где создавалась, по мнению экспертов-марксистов, шедевральная работа «Государство и революция», пришлось отложить.

Основных тезисов было два: новая волна популярности марксистской идеологии и необходимость изучения первоисточников, а не комментариев к ним. Один из инициаторов проведения конференции профессор Михаил Васильевич Попов советовал учить диалектику все-таки по Гегелю и вообще призывал всех «стать кружком любителей гегелевской диалектики». Поэт Евгений Смоляков зачитывал стихи из своей книги «Истоки»: «Его уж нет, но сердце бьётся / и каждый хочет подстеречь: / казалось, где-то раздаётся / живая ленинская речь...» Депутат ЗакСа 3-го созыва Владимир Ерёменко выступил на тему «Ленин и борьба с коррупцией». Он требовал не давать взяток должностным лицам, «и тогда они ничего не сделают».

В апреле исполнилось 137 лет со дня рождения В.И. Ульянова- Ленина. А в ноябре страна будет отмечать 90-летие октябрьских событий. Есть повод задуматься.

Борис ГОЛОДЕЦ

 

«Новый Петербург» №19, 2007 г.

ЛЕНИН НЕ ТОЛЬКО ЖИВ, НО И АКТУАЛЕН

20 апреля в музее «Шалаш», что в Разливе, прошла первая международная конференция «Ленин в современном мире» — причём при поддержке администраций района и города.

Для начала следует отметить доклад доцента из университета иудаики М.Г. Штейна. Таки да, евреи в роду у Ильича были, по материнской линии, однако сам он мог об этом и не знать — так же, как и о таких дальних родственниках из числа немцев, как Томас и Генрих Манны. А один из племянников Ленина, эмигрировавший в США, был переводчиком Хрущёва в ООН в тот самый день, когда советский лидер стучал ботинком по трибуне.

Думается, что интереснее данный в других докладах анализ сути ленинского идейного наследия. К примеру, до сих пор актуальны сформулированные Ильичом признаки империализма.

Ленин резко ставил вопрос о массовой политической культуре, как части духовной жизни общества. В том числе о политической культуре журналистов. Может ли быть публицистика беспартийной, то есть свободной от классового влияния? Или пусть журналист стоит на партийной точке зрения, но проводит её честно, опираясь на факты, — тогда он способствует развитию политической культуры, независимо от того, какую именно позицию защищает: участия граждан в политике, подданничества, патриархальности и т.д. Нынешняя псевдобеспартийность СМИ есть откат политической культуры на столетие назад.

Интересен Ленин и как политик-практик. В работе «Государство и революция», написанной в том самом шалаше, он не упоминает о Советах, как новой форме власти. Однако потом поддерживает формирование Советов по производственному принципу — когда делегаты выбираются от предприятий, деревень, воинских частей.

Или взять анализ публикаций буржуазной печати о Ленине весной 1917 года. Тогдашние «Деловые Петербурга» («Биржевые ведомости», «Русская воля» и т.п.) над Ильичом откровенно посмеивались - митинговщик, несолиден по сравнению с авторитетными меньшевиками, поселился во дворце балерины... Однако Ленин сделал ставку не на иерархическое (внутри всяких там исполкомов), а на фронтальное лидерство, вышел непосредственно на массы, захватив СМИ — газету «Правда». И — победил, а Милюков в эмиграции грустно констатировал: он добился власти, потому что один из всех настаивал на обладании ею.

Владимир Ерёменко отметил роль товарно-денежных отношений в генезисе такого общественного зла, как коррупция. Власть можно купить и продать, поэтому надо отделить её от финансового капитала, а затем — кого расстреливать, как в Китае, кого — перевоспитывать и просвещать. Многое зависит от природы человека: вот приехал в российскую глубинку итальянец, женился, открыл бизнес, взяток никому давать не стал — и от него чиновники постепенно отстали. В то же время чиновников можно поощрять за честность, награждать их процентом от совершённых при их участии сделок, если эти сделки государству и народу на пользу. И оказывается, что подобные мысли проскальзывали в письмах Ленина к Каменеву.

Так что остаётся наш Ильич глыбой и матёрым человечищем. И по этому поводу марксисты-ленинцы сдвинули бокалы на финальном фуршете в ресторане «Шалаш». Жаль, что не подали пиво «Ленин в розливе».

Андрей ПОКЛОНСКИЙ

 

«Сестрорецкие берега» №17, 2007 г.

БЕЗ ПОКЛОНЕНИЯ И ПРОТИВ ЗАБВЕНИЯ

Между прошлым и будущим

Музей Ленина в Разливе, более известный как мемориал «Шалаш», — наглядная иллюстрация истории страны XX века. Он пережил периоды расцвета и поклонения, забвения и вандализма. Но неожиданно для многих обрел новую жизнь.

Он был открыт в 1928 году. Правда, тогда здесь еще не было мемориального комплекса (появился в 1969 году).

В 70-е — начале 80-х музей, устроенный на том месте, где Владимир Ленин скрывался в 1917 году, был одним из самых посещаемых объектов Ленинианы нашего города — до 300 тысяч человек приезжали сюда ежегодно. Музей не знал проблем ни с финансированием, ни с посетителями — взрослых и детей привозили сюда автобусами. До сих пор о тех временах напоминает гигантская площадка для экскурсионного транспорта. Я и сама бывала здесь много раз — третьеклассников в пионеры принимала. Но помню, что и тогда смотреть-то в этом музее особенно нечего было. Да, биографию Ленина все дети знали назубок и без этого музея, но вели себя здесь все прилично и чинно. Во- первых, нас с детства приучали к тому, что в музее нельзя громко разговаривать, бегать, трогать экспонаты и т.п., а во-вторых, скажем честно, прием в пионеры для многих был важным событием и очень торжественным днем. И лишь иногда кто-то из особо любопытных и смелых пытался залезть внутрь настоящего шалаша. Но попытки строго пресекались... Кстати, теперь в шалаш не залезть — он обнесен забором. Конечно, забор эту красивую полянку с настоящим шалашом не украшает, ну да никуда не денешься — в наше время необходима защита от вандалов.

В 90-е годы Музей Ленина в Разливе пережил период забвения — из памятника федерального значения он стал одним из объектов местного масштаба, который финансировался районной властью. Не стало щедрых денежных поступлений, шалаш, который каждый год ставится на полянке перед музеем, постоянно жгли, здание, когда-то построенное с большим размахом, начало ветшать. И заросла сюда народная тропа. Автобусов с экскурсиями почти не стало, а желающих идти 10 километров по проселочной дороге было немного.

Так музей вновь стал отражением нашей истории. Когда-то сторонники того, что все должны думать и жить только по ленинским принципам, упорно делали вид, что в нашей стране не существует людей, не согласных с этими правилами, бесконечно подправляли историю и жестоко пресекали всякие попытки инакомыслия. А в конце XX века новые власти и не думали с прежним размахом финансировать и поддерживать символы советского прошлого.

Еще года три назад казалось, что музей вот-вот закончит свое существование. Аккуратно исправленные когда-то умелыми ретушерами фотографии (с них, в частности, убрали Зиновьева — и все наше детство я была уверена, что Владимир Ильич проводил здесь время в полном одиночестве), копии котелка, подушки и еще какие-то совершенно ничем не примечательные экспонаты, которые «украшали» ветшающие подписи идеологически выдержанного в советском стиле содержания, — таким был этот музей совсем недавно. Да и состояние музея оставляло желать лучшего. Ну а районная администрация миллионов на содержание этого объекта, уже объективно требующего ремонта, и серьезные вложения в поддержание инфраструктуры просто не имела.

Однако благодаря поддержке частных структур и грамотному привлечению профессионалов музей совершенно неожиданно для многих обрел второе рождение. Здесь был проведен грандиозный ремонт и полностью обновлена экспозиция, в которую не просто вернули репрессированных по идеологическим соображениям деятелей истории, но и значительно расширили. Новая экспозиция — беспристрастный взгляд на определенный период двадцатого века, а именно на весну-осень 1917 года. Теперь музей рассказывает не о судьбе одного человека, пусть и оказавшего грандиозное влияние на будущее не только страны, но и всего мира, а об определенном периоде двадцатого века. Периоде важном и непростом.

В обновленный музей начали возвращаться посетители. И хотя их еще не так много, но сотрудники музея уверены, что в летний сезон гостей в «Шалаше» будет значительно больше.

А теперь здесь проходят и научные конференции. Первая состоялась совсем недавно и была приурочена ко дню рождения Ленина. В музее собрались ученые, представители партийных организаций. Но это был не митинг, не маевка, а именно конференция, на которой обсуждалась роль Ленина в современном мире. Обсуждали профессора, преподаватели истории, философии, экономики, были даже руководители компартии Финляндии. Здесь было безусловно интересно и журналистам, слушавшим выступавших с докладами о родословной семьи Ульяновых, о Ленине и борьбе с коррупцией, о реальной роли Советов (кстати, я и не знала, что настоящие Советы, по мнению Ленина, могли формироваться только на предприятиях, а совершенно не по территориальному принципу).

Возможно, эта научная конференция в «Шалаше» станет ежегодной. Что ж, никто, думаю, уже не будет спорить с тем, что сегодня стоит говорить на эту тему. Ведь нельзя подправлять историю или что- то выкидывать из нее, нельзя изучать ее, упуская неудобные или неприятные для кого-то моменты. Это мы уже проходили.

Алиса ЛИСИЦЫНА

Музей открыт ежедневно, с 11 до 18 часов, кроме среды.

Вход в музей бесплатный.

Запись на экскурсии по телефону 434-61-45.

 

«Вести Курортного района» №22, 2007 г.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

18 мая отмечался Международный день музеев. Этой дате была посвящена серия познавательных акций, проведенных музеем «Шалаш В.И. Ленина» и 434-й Разливской школой.

Я всегда обожала этот музей и считала его одним из самых интересных в Санкт-Петербурге-Ленинграде. Конечно, в моем хитпараде не рассматривался Эрмитаж, Русский музей и т.д. Я обожала его даже в эпоху заброшенности, когда экспонаты — вырезки из старых газет - складывались в трубочку, как египетский папирус. Здесь всегда была атмосфера, над загадкой которой я долго ломала голову, но смогла разгадать ее только недавно. Толчком стали человеческие «декорации» из по-особенному увлеченных людей. Они собрались здесь на научно-практическую конференцию (первую после обновления экспозиции).

Их надо было видеть. Вроде такие же наши современники. Однако другие. Они стайкой стояли у метро «Черная речка» под транспарантом «Научно-практическая конференция в музее «Шалаш В.И. Ленина в Разливе». На них с недоумением оглядывались прохожие: где мы, а где Ленин? Последние романтики... Так мы называем людей, для которых есть что-то более значимое, чем материальные ценности. Это были философы, экономисты, историки — многие с очень солидными учеными степенями и званиями.

Я уже давно для себя определила, что наш музей в Разливе стал особенно притягателен после того, как избавился от налета официальности, и время, которое предшествовало Октябрьской революции, и последующие события стали рассматриваться исторически беспристрастно. И что интересно — такой подход никого не обижает. Люди самых разных политических убеждений, взглядов и предпочтений находят в «Шалаше» духовную опору. Сюда не приходят поглазеть — сюда приходят подумать. Были разные доклады. Далеко не все они анализировали исторические ошибки. Просто интересные факты, которые раньше не были озвучены.

Все, что касается того периода, — летнего месяца 1917 года — завораживающе интересно. Эта конспирация на уровне лучших шпионских романов. Эта тихая уединенность, изменившая судьбы мира. Как в этой тиши и благости Ленину пришла мысль о революции? Причем не обрывочная, а вполне законченная, вылившаяся в труд «Государство и революция», почти полностью написанный на берегу Сестрорецкого озера?

Я поняла, что особенно трогает в «Шалаше»: реализовавшаяся человеческая мечта. Пусть мечта на проверку временем оказалась утопией. Многие скажут: тяжелой утопией. Но она была, эта мечта о человеческом равенстве и социальной справедливости.

Лариса ШАЙМУХАНОВА

Joomla templates by a4joomla