СИДОРОВ Виктор Александрович,
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

ЛЕНИНСКАЯ ТРАКТОВКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1. Одно из определений политической культуры вытекает из речи В.И. Ленина на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Сквозная проблема речи — постановка народного образования в интересах социалистического строительства в Советской России и использование в этих целях учительского корпуса, сформированного еще в предреволюционное время. Чтобы «подготовить массы к социалистическому строительству», требовалось «преодолеть старые привычки, старые навыки, доставшиеся нам в наследие от старого строя». В центре внимания оратора практика культуры: «учителя обладают знаниями, без которых мы не можем добиться своей цели. победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов, без эксплуататоров, без помещиков... Это возможно, только овладев всей суммой знаний, которую унаследовали учителя от буржуазии»1. Исходя из реалий времени — малочисленный пролетариат, хозяйственная разруха, неграмотное население, враждебное окружение, — Ленин как единое целое воспринимает культуру и политику.

2. В анализируемом тексте утверждается политизация культуры и образования. В то же время признается ценность культурного наследия, но есть и жёсткость политика эпохи гражданского противостояния: или

или, поверх баррикад не удержаться. В данной работе обнаруживается такое понимание политической культуры, которое неразрывно связано с его же, ленинской, идеей о двух культурах — эксплуататоров и эксплуатируемых — в одной национальной культуре2, когда внутри культуры старого общества зарождаются элементы новой демократической культуры3. В содержание политической культуры включаются достижения общенациональной и мировой культуры, которые надо знать и преобразовывать с целью формирования нового общества.

3. Возможно ли сегодня определять сущность политической культуры в идейно-теоретической парадигме В. И. Ленина? Действителен ли и нынче закон подчинения культурного процесса господствующей идеологии — вывод, звучащий у К. Маркса и Ф. Энгельса, как идеологическое господство правящего класса?4

4. Оценивая ленинское понимание политической культуры как несущее на себе печать конкретной исторической эпохи, отметим, что само функционирование культуры общества в соответствии с острейшими социальными процессами в свое время и послужило объективной предпосылкой к созданию теории «двух культур в одной национальной», отбрасывать которую не менее вульгарно и ошибочно, чем абсолютизировать. Значение теории возрастает в годы социальных кризисов, когда экономические и политические противоречия общества имеют свое особенное выражение в сфере культуры, которая начинает ощутимо «разламываться» на части, тяготеющие к разным социальным группам. В годы социального затишья, напротив, превалируют объединительные тенденции культуры. В итоге складывается своеобразная картина «пульсирующей вселенной».

5. Практика подчеркивает актуальность этого почти вековой давности тезиса. Так, в интеллектуальной телепрограмме Александра Архангельского участники дискуссии неоднократно указывали на принципиальное различие культур элиты и остальной массы общества, выделяя страту интеллигенции в качестве носителя высот человеческого духа5. Таким образом, сегодня в социально-политическом контексте прочитывается представление о различиях культур правящего социального слоя (элиты), интеллигенции и остального большинства, уделом которого, по признанию участников «круглого стола» в программе телеканала «Культура», остается маскульт. Вселенная пульсирует?..

6. В современной политологической литературе доминируют представления о сущности политической культуры, сложившиеся в середине ушедшего века преимущественно в англо-американской литературе. Под влиянием известных событий ленинская трактовка феномена ушла на периферию. С точки зрения объективного постижения политической действительности более продуктивно, когда в поле зрения исследователей оказываются все возможные взгляды на сущность, формы функционирования и закономерности проявления политической культуры. Допустимо предположить, что в ближайшие годы ленинская трактовка политической культуры общества снова войдет в активный оборот политологов. К такому повороту событий подталкивают сложные качественные перемены в общественной жизни — массовизация общества, взращивание массового человека, доминирование маскульта и возведение «культурных» разграничительных заслонов между так называемой элитой и большинством российского общества.

Примечания:

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 399, 400, 404, 405.

2 Там же. Т. 19, с. 250.

3 Там же. Т. 24, с. 120.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 45-46.

5 Среди участников дискуссии режиссер А. Михалков-Кончаловский, экономист и философ Петр Мостовой, главный редактор журнала «Искусство кино» Д. Дондурей: Тем временем // Культура. 2007. 29 янв.

 

Joomla templates by a4joomla