НАЛИВКИН Леонид Александрович,
кандидат исторических наук, научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, член Петровской академии наук и искусств,
СОЛОВЬЁВА Зинаида Петровна,
заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея Хлеба, член Петровской академии наук и искусств
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СВЕТЕ ЛЕНИНСКОГО ИДЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ
Исполнилось 140 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина и 75 лет государственной политике под лозунгом «Кадры решают всё». Всё ли было сделано тогда, во второй половине 1930-х, для воплощения данного лозунга в жизнь? На это однозначно ответить трудно. В наше время актуальность ленинских идей в решении кадровых вопросов возвращается «на круги своя».
1. Если в начале 1920-х гг. во главу угла ставилась электрификация всей страны, а в середине 1920-х — индустриализация, когда был лозунг: «Техника решает все», то к середине 1930-х ситуация качественно изменилась. «Техника без людей, овладевших техникой, — говорил в 1935 г. И.В. Сталин, — мертва... Вот почему старый лозунг — «техника решает все» ... должен быть теперь заменен новым лозунгом ... «кадры решают все». [Он] требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д. ... А на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам... [Руководители] вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, как пешками»1.
Есть ли отличия той, характерной для 1930-х годов государственной кадровой политики, от нынешней?
2. Чем качественно отличалось стахановское движение в середине 1930-х от предыдущего этапа социалистического соревнования — начала 1930-х гг.?
Оно обязательно было связано с новой техникой.
Совсем не то происходило этой зимой в нашем городе. Все муниципальные советы за плохую уборку снега были лишены премии. На страницах ежедневной газеты «Метро» (выходящей по всему миру) с успехом проходил фотоконкурс читателей на лучшую «убийственно-красивую» сосульку, свисающую с крыши. Появилась новая профессия: раскапыватель машин. Но апофеозом «зимней кампании» стало появление в один прекрасный день на улицах сотен представителей «гастарбайтерских» диаспор, которые и расчистили нам, дуракам, дороги.
3. В одном из выступлений, 4 мая 1935 года, И.В. Сталин сказал: «Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в области строительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения»2. Вспоминается по этому поводу телеинформация о проходившем 4 апреля сего года (большей частью в закрытом режиме) заседании Президента с ведущими транспортниками России, где он выяснял, почему ими не были выполнены данные ему в прошлом году обязательства, срок которых истек в начале марта, т.е. уже месяц тому назад. Вспоминается и невозмутимое лицо министра транспорта, — как, впрочем, и олимпийское спокойствие министра спорта, так и не покинувшего свой пост после фиаско российской сборной в Ванкувере.
Однако где тут логическая связь? А заключается она в том, что нынешние главные чиновники страны несут ответственность только за победы своих «подопечных». Поражения — «не по их деньгам».
Примечания:
1 И.В. Сталин. Вопросы ленинизма. Издание одиннадцатое. М., 1939, с. 490.
2 Там же, с. 487.