Содержание материала

ГЕРАСИМОВ Иван Михайлович,
кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета

В.И.ЛЕНИН — ОСНОВАТЕЛЬ РАБОЧЕГО ГОСУДАРСТВА

Известно, что главное в марксизме — диктатура пролетариата. Но именно этот основной вывод марксистского учения наиболее часто игнорируется некоторыми политиками, объявляющими себя последователями Маркса. И дело здесь не только в том, что это — оселок, отличающий революционера от социал-демократа. Необходимо осмыслить этот тезис и понять формы его практической реализации.

Начиная с периода возникновения классов и становления государства как инструмента господствующего класса для осуществления его интересов, перед правящим классом стояла задача отбора чиновников для осуществления государственного управления. При этом в эксплуатируемых массах начали активно насаждать мнение, что управление государством — дело так называемой «элиты» — узкого слоя особым образом подготовленных людей. Методы воспитания этой «элиты» за тысячелетнюю историю эксплуататорских обществ нередко применялись весьма изощренные.

Однако история человечества показала, что крупные прогрессивные изменения в развитии тех или иных стран происходят как раз тогда, когда к руководству приходят люди из низов общества, люди, на первый взгляд, к государственному управлению никоим образом не подготовленные. Опричники Ивана Грозного, сподвижники Петра Великого, маршалы Наполеона были, зачастую, представителями именно таких низов. Тем не менее, в относительно спокойные периоды правящие классы всеми силами стараются не допустить трудящихся к управлению, ссылаясь на его якобы необычайную сложность.

Поэтому на первый взгляд парадоксально звучат слова Ленина: «вытеснять этих представителей рабочей аристократии или обуржуазившихся рабочих со всех их постов и заменять их хотя бы даже самыми неопытными рабочими, лишь бы они были связаны с эксплуатируемой массой и пользовались ее доверием в борьбе с эксплуататорами. Диктатура пролетариата потребует назначения именно таких, не имеющих опыта, рабочих на самые ответственные государственные посты, иначе власть рабочего правительства будет бессильна, и оно не будет поддержано массой»1.

В работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Но мы ... требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту»2. Одним из слабых мест революции Ленин считал страх трудящихся перед «таинством» управления: «Одно из самых больших зол нашей революции — это робость наших рабочих, которые убеждены до сих пор, что управлять государством могут только “высшие”... высшие по части грабежа»3 и, также «вредный предрассудок, что дело управления государством — есть дело привилегированных, что это есть особое искусство. Это неправда»4.

А как организовать втягивание трудящихся в управление практически? В Программе РКП(б) записано: «РКП должна поставить себе задачей установить:

1) в дальнейшем, при общем увеличении производительности труда, максимальный 6-часовой рабочий день без уменьшения вознаграждения за труд и при обязательстве трудящихся сверх того уделить два часа, без особого вознаграждения, теории ремесла и производства, практическому обучению технике государственного управления и военному искусству»5. И мысль о том, что именно за счет сокращения рабочего дня трудящиеся должны учиться, в том числе на практике, государственному управлению, высказывалась Лениным неоднократно.

Задача осуществления диктатуры пролетариата и построения коммунистического общества немыслима без решения задачи преодоления разделения труда между людьми. В брошюре «Великий почин» Ленин пишет: «надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда»6. Ведь, как писал он ещё за два года до этого в работе «Государство и революция», необходим «переход немедленный к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились “бюрократами” и чтобы поэтому никто не мог стать “бюрократом”»7.

Будучи реализованным на практике, подобный подход дал блестящие результаты. Русский народ выдвинул талантливейших государственных руководителей, блестящих военачальников, ученых, конструкторов. Во многом этому способствовал царивший до 1936 года принцип образования Советов по производственным коллективам, позволяющий втягивать в дело государственного управления широкие слои трудящихся.

Но в послевоенные годы возобладал иной подход. Хотя непреодолимых барьеров для рабочих и их детей на самые верхние этажи государственного управления не было, идея о поголовном участии трудящихся в управлении сменилась лозунгом «каждый должен заниматься своим делом», будто бы дело управления страной — не дело каждого. Результаты не заставили себя ждать. К концу 80-х годов советско-партийная «государственная элита», которую составляли деятели, сформировавшиеся в 20-30-е годы, в силу естественных причин сошла с политической арены. Сменившие ее управленцы, сформировавшиеся в 50-60-е годы, в силу своей оторванности от рабочего класса не смогли управлять доставшимся им в наследство гигантским народнохозяйственным комплексом. Они практически без сопротивления отдали страну на разграбление народившимся капиталистам в обмен на «тепленькие места», в основном — в банковской сфере.

Задача коммунистов сейчас — бороться с «робостью» рабочих перед «таинством управления», учить их управлять, высвобождая тем самым колоссальную созидательную энергию, сокрытую до поры до времени в трудящихся России.

Примечания:

1 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 41, с. 420

2 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 34, с. 315.

3 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 36, с. 429.

4 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 37, с. 452.

5 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 38, с. 415.

6 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 39, с. 15.

7 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 33, с. 109.

Joomla templates by a4joomla