Ленинизм и современный Китай
Ли Ли, профессор, директор Института Конфуцианства при УрФУ (Китайская Народная Республика)
Когда Коммунистическая партия Китая (КПК) описывает свою историю и современность, она всегда подчеркивает мысль: «Октябрьская революция как выстрел пушки, принесла Китаю марксизм и ленинизм». Может быть, эту мысль нужно изменить так: «Октябрьская революция как выстрел пушки, принесла Китаю ленинизм», потому что марксизм и ленинизм это разных два учения. Мы знаем, что Ленин развивал теорию марксизма, которой следовал.
По-моему, ленинизм является источником, неотъемлемым элементом развития теории КПК. На протяжении 30 лет были проведены реформы и преобразования, в течение 60 лет проведена революция. В этом процессе ленинизм имеет многостороннее и большие влияния. Здесь я хочу сказать, что после 1949 года, ленинизм оказал несколько самых важных воздействий на Китай.
Во-первых, тезисом «Коммунизм скоро сможет реализоваться». После Октябрьской революции, Ленин постоянно непрерывно утверждал, что победа коммунизма в мире уже близка, победа коммунизма скоро реализуется. В августе 1918 года он сказал: «Англо-французский империализм, то есть мировой империализм на ладан дышит.» («Сборник Ленина», 28-ой том, с. 68): в ноябре 1920 года он сказал: «Дети, кому сейчас 15 лет, через десять или двадцать лет, будут жить в обществе Коммунизма» («Сборник Ленина», 31-ый том, с. 266) Это суждение Ленина основывается на теории социалистической революции при диктатуре пролетариата. Тогда китайцы, особенно, большинство отличных интеллигентов, хотели избавить Китай от бедности и унижения. Этот аргумент как раз совпал с тенденцией общества. И они вместе оказали влияния на политику КПК с 1949 до сих пор. В 50-х годах прошлого века КПК предложила: «Нужно бежать к Коммунизму». Например, в 50-х годах концепция «Большого скачка» предполагала быстрое достижение коммунизма. Но последствиями стали: «Трехлетний Великий Голод, огромные трудности для государства и народа, которые привели к серьёзным разногласиям внутри партии, и к Культурной революции». После серьёзных последствий Культурной революции, тринадцатый Национальный съезд КПК подтвердил, что Китай ещё находится в начальной стадии социализма, и отметил, для того, чтобы полностью установить и реализовать социализм в Китае, нужен упорный труд десятков поколений. Очевидно, это коррективы в предсказание сроков коммунизма Лениным.
Хотя жёсткая политика со временем ушла, мягкая культура живет вне времени и пространства. «Политика умерла, культура жива». Это закон. Вчера, Сегодня, Завтра тоже соответствует этому закону. В Китае коммунистические аргументы Ленина, хотя их политическая реальность уже ушла, ещё существуют как одна из форм истории и культуры, которая сейчас, заставляет людей торопить преобразование страны и создание идеального общества, влияют на Китай до сих пор: рост ВВП, и т. п.
Во-вторых, теория государственной монополии плановой экономики и «Новая экономическая политика». Когда в начале СССР Ленин предложил теорию для достижения социалистической модернизации отсталых стран, определив «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны». Ленин думал, что социализм это «Советская власть плюс прусский порядок железных дорог, плюс американская техника и организация трестов, плюс американское народное образование есть социализм» («Сборник Ленина», 36-ой том, с.31) Он думал, что плановая экономика необходима для социализма. В деревне, должен быть реализован кооперативный подход, который необходим для плановой экономики. Незадолго до смерти, в 1922 г. Ленин предложил новую экономическую политику: рыночную экономику под государственным контролем с целью вывода страны из разрухи и постепенного вхождения в социализм с помощью капиталистической предприимчивости. Из двух подходов Ленина к организации экономической политики, очень важную роль для КПК до Культурной революции являлась плановая экономическая политика Ленина, после Культурной революции - новая экономическая политика Ленина.
В-третьих, - это теория Социалистической революции при диктатуре пролетариата. Пролетариат получил власть, что делать дальше? Об этом Ленин пишет в статье «Отношение социал-демократии к крестьянскому движению»: Карл. Каутский, Ю. Мартов, Чернов, Макдональд,Турати, и их последователи, не знают взаимоотношения между буржуазно-демократической революцией и пролетарской Социалистической революцией. Первая революция может превратиться во вторую. Вторая может решить вопросы и укрепить достижения первой революции. Борьба, только борьба... . Ленинских работ о революции при диктатуре пролетариата очень много, но эта фраза оказала большое влияние на идеи Мао Цзэдуна после 1949 года. У Мао есть известные слова «КПК – это основа силы нашего дела.» Основа нашей теории – марксизм и ленинизм. Мао Цзэдун так сказал, и так сделал, особенно в практике ленинизма.
После 1949 года Мао начал много движений и революций: социалистические преобразования, антиправые компании, четыре чистки, Культурную революцию. Все эти революции под влиянием ленинизма.
У его теории «продолжать революцию при диктатуре пролетариата» есть определённые значения. Эта теория задаётся редакцией двух газеты и одного журнала КПК 6-ого ноября 1967 года. В статье указывается её источник – это ленинизм. (Народная ежедневная газета, газета НОАК, журнал «Красный флаг»). Эта теория вошла в «Конституцию» и была широко распространена с помощью различных реклам. Она стала руководящим принципом партии и государства. Она также стала основной базой «Культурной революции».
В-четвёртых, практика является единственным критерием для проверки истины. С 7 по 10 января 1918 года, Ленин писал статью «Как организовать соревнование?», он подчёркнул: «… наступил именно тот исторический момент, когда теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется практикой, проверяется практикой, …». Идея Ленина оказала самое глубокое влияние на КПК. Учение о практике Мао Цзэдуна, большие дебаты «Время является единственным критерием для проверки истины» в эру Дэн Сяопина, и теория реформы «Нужно нащупывать камни, когда нужно пересечь реку» - все эти идеи получили основу в ленинском учении.
Заключение: Хочется отметить, вышеупомянутые четыре аспекта, кроме первого, который КПК считал не реальным, КПК и основные её лидеры никогда не отвергали. Ленинское учение всё ещё является основой теории КПК, которая развивается и совершенствуется.