Ленин о Толстом
Свою первую статью о Л. Н. Толстом — «Лев Толстой, как зеркало русской революции»— В. И. Ленин написал к 80-летию со дня рождения писателя. Работа совпала с завершением книги «Материализм и эмпириокритицизм». В этом совпадении есть своя логическая связь. Мировоззрение и творчество Л. Н. Толстого давали В. И. Ленину богатейший материал для дальнейшей разработки теории отражения. В первой и последующих статьях о Л. Н. Толстом эта теория получила наиболее полное конкретное и убедительное развитие.
Лев Толстой интересовал В. И. Ленина не только как писатель или выразитель мировоззрения, известного под названием толстовства. С его именем В. И. Ленин связывал события эпохи. «Толстой отразил накипевшую ненависть, — писал он, — созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и незрелость мечтательности, ноли» тической невоспитанности, революционной мягкотелости. Историко-экономические условия объясняют и необходимость возникновения революционной борьбы масс и неподготовленность их к борьбе, толстовское непротивление злу, бывшее серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании»
В лице Л. Н. Толстого В. И. Ленин видел «действительно великого художника». Он называл Л. Н. Толстого «зеркалом русской революции».
В Париже им были написаны шесть работ: «Л. Н. Толстой», «Не начало ли поворота?», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Толстой и пролетарская борьба», «Герои «оговорочки», «Л. Н. Толстой и его эпоха».
В личной библиотеке В. И. Ленина, которая хранится в музее «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле», есть целая библиотечка различных изданий произведений Л. Н. Толстого и литературы о нем. И в эмиграции Владимир Ильич всегда добывал книги Л. Н. Толстого, многократно перечитывал их. И конечно же зачитывался ими в Париже, когда работал над статьями о гении, своей смертью вызвавшем народные волнения в самодержавной России.
Суждения о Л. Н. Толстом, его творчестве и его месте в общественной жизни России В. И. Ленин высказывал не только в статьях, но и в устных выступлениях, рефератах,
14 января 1911 года в еженедельной газете «Парижский вестник» № 2 появилось объявление:
Лекция Н. Ленина
В среду, 18 января, в зале des Societes Savantes, 8, rue Danton, H. Ленин прочтет лекцию на тему: «Л. Н. Толстой и русское общество».
Т. Ф. Людвинская писала в очерке «В Териоках и в Париже»: «Наш вечер состоялся в зале дома № 8 по улице Дантона (в Латинском квартале). Этот зал был привычным местом наших встреч. Там Ленин читал свой знаменитый реферат о Льве Толстом12.
Вот еще два свидетельства об этом выступлении: «Недавно был реферат Ленина «Толстой и русское общество», в котором (Ленин) характеризовал Толстого как выразителя эпохи подготовки революции и эпохи революционных настроений до выступления революционного класса, отметил революционную роль его, как критика частной собственности на землю, брака современного, и реакционность его взглядов на развитие капитализма, реакционный характер его религии и пр...»13 Среди множества русских на собрании был В. В. Адоратский. Он уже на следующий день писал своей жене о том, как интересно было на публичной лекции В. И. Ленина о Л. Н. Толстом. Владимир Ильич, по словам В. В. Адоратского, развивал ту мысль, что у Л. Н. Толстого не было ни кризиса, ни перелома. Он показал, что Л. Н. Толстой до конца своей жизни остался таким, каким он был в 80-х годах: резким, последовательным критиком современного ему капиталистического порядка, беспощадным отрицателем связанной с ним науки и культуры.
Владимир Ильич писал 19 января 1911 года из Парижа Марии Александровне Ульяновой: «Вчера читал здесь реферат о Толстом, — может быть, поеду с этим рефератом по Швейцарии в объезд»1.
О чем же говорил В. И. Ленин в выступлениях, посвященных Л. Н. Толстому? Представление об этом дает отчет в «Парижском вестнике», издававшемся русскими политэмигрантами в 1910—1914 годах. В номере 3 от 21 января 1911 года говорится:
«Состоявшийся в среду, 18 января, доклад Н. Ленина собрал, как и надо было ожидать, многочисленную аудиторию.
Референт поставил себе задачей — оставляя без рассмотрения Толстого, как философа и художника, выяснить с марксистской точки зрения те исторические условия, на почве которых сложились основное черты учения Толстого, дать оценку его главным идеям и, наконец, разобрать те суждения, которые были высказаны за последнее время в русской прессе по поводу Толстого... Вопреки господствующему взгляду, в духовном развитии великого моралиста докладчик не видит каких-либо важных, существенных перемен, и все его произведения, от самых ранних и кончая позднейшими, проникнуты, по мнению референта, одними и теми же основными идеями. Эти идеи, эти главные мотивы «отражают» исторические условия, существовавшие на Руси в переходный период, начиная с 1861 г. и по 1905 г., когда пало крепостное право и начал складываться какой-то новый, но еще неясный Толстому, уклад жизни. Толстой не понимал этих новых отношений, и в своей критике иx он обращался и звал людей к старым идеалам, которые сложились в атмосфере русского барства тульской деревни, под впечатлением неподвижности всего вообще Востока, к которому принадлежала, в частности, и Россия первой половины XIX столетия».
По глубине анализа и по своему содержанию реферат В. И. Ленина стоит в ряду других его произведений о Л. Н. Толстом, над которыми он работал в те же годы. Этот реферат В. И. Ленин затем читал неоднократно.
Ленинская оценка Л. Н. Толстого стала исходной, основополагающей для всей последующей историографии и литературоведения, она легла в основу трудов советских и прогрессивных зарубежных ученых.