В Русской школе на улице Сорбонны
Латинский квартал Парижа... Это целый район французской столицы. Здесь вокруг Сорбоннского университета расположены многочисленные дома, где живут студенты, дешевые бистро (кафе), лавки букинистов, бульвары, заполненные бурлящей молодежью. В одном из зданий напротив университета, в доме 16 по улице Сорбонны, в начале нынешнего века находилась Русская высшая школа общественных наук. В ней В. И. Ленин в феврале 1903 года прочитал курс лекций по аграрному вопросу, а в марте выступил с рефератом.
Как возникла эта школа, что она собой представляла? В те времена в Париже проживало много политических эмигрантов из России. Были среди них и социал-демократы — сторонники ленинской «Искры», и «экономисты», и представители разного рода народнических течений, объединившихся в партию эсеров, и буржуазные либералы. Наряду с эмигрантами, вынужденными укрыться подальше от бдительного ока царских властей, во французской столице оказалось много молодежи из России, стремившейся учиться, но не имевшей у себя на родине такой возможности. Париж слышал горячие диспуты революционной молодежи, спорившей здесь в начале двадцатого столетия и на русском языке. Она жадно искала новые пути развития России. В самой царской империи борцов против самодержавия ожидали тюрьма, каторга, виселица. Вот почему революционно настроенная молодежь уезжала в европейские страны и там, в более либеральной по тем временам обстановке, училась, спорила, искала истину. Здесь было, разумеется, немало полицейских агентов, и сохранившиеся в архивах доносы мы можем рассматривать теперь как некие документальные свидетельства.
Все началось с того, что в 1900 году группа русских ученых (либеральные профессора, изгнанные царским правительством из высших учебных заведений) во время Международной выставки в Париже организовала чтение публичных лекций, которые вызвали живейший интерес и пользовались успехом. Это и навело на мысль создать в Париже легальное учебное заведение, в котором можно было бы, не боясь царской цензуры, преподавать общественные науки. Непосредственными организаторами Русской высшей школы, которая торжественно открылась в 1901 году, являлись профессора М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров и Е. В. Роберти. Был создан совет школы. Ее почетным президентом стал выдающийся русский ученый Илья Ильич Мечников, также проживавший в те годы в Париже. Он вел здесь научные исследования.
Почетным членом совета школы был и Л. Н. Толстой. В официальном отчете школы за 1901/02 учебный год указано: «Избравши нашим почетным членом Льва Николаевича Толстого, мы необходимо должны были содействовать по мере сил ознакомлению нашей, если не русской, то иностранной, аудитории с его религиозными и нравственными учениями, все еще пользующимися меньшей известностью, чем его романы и повести»15
Политический характер, идейное направление школы во многом определялись составом ее руководителей и преподавателей. Это было учебное заведение русской либеральной интеллигенции, ставшее трибуной для пропаганды буржуазного мировоззрения. Преподавание велось в строго академической форме, под лозунгом «объективности» науки, ее якобы независимости от политики, от властей.
В России профессора не могли допустить никаких отклонений от официального утверждения незыблемости самодержавного строя. Но даже и здесь, в Париже, либералы боялись открыто разоблачать царизм. Свою куцую критику они облекали в лояльные формы. Вот в такой строго лояльной форме в школе говорилось о буржуазной конституционной демократии, государственном регулировании хозяйства и «социальной экономии», превозносились мелкое крестьянское землевладение, патриархальная община, земское самоуправление.
Состав студентов был весьма разнообразным. В школе занималось около 400 человек — люди различных политических убеждений и идейных направлений: революционные марксисты-искровцы, эсеры, буржуазные либералы и другие. В массе своей это была революционная молодежь из русской эмигрантской колонии в Париже и студентов, приехавших из России заниматься в зарубежных учебных заведениях. Русские студенты довольно быстро узнали о школе. В этом немало «помогла» реакционная печать России, разразившаяся серией злобных статей о «социалистическом университете» в Париже.
Осенью 1902 года в Париж приехал харьковский рабочий Федор Сергеев. До этого он учился в Московском высшем техническом училище. Но проучился меньше полугода. За участие в студенческой демонстрации его арестовали и отправили в Воронежскую тюрьму. Став «неблагонадежным», Федор Сергеев не мог надеяться, что для него снова откроются двери какого-либо учебного заведения в России. Выйдя из тюрьмы, он собрал деньги на дорогу, ухитрился получить заграничный паспорт и уехал в Париж. Ему исполнилось лишь 20 лет, когда он поступил в Русскую высшую школу общественных наук. Но Ф. Сергеев к этому времени уже был убежденным марксистом, сторонником В. И. Ленина.
Среди слушателей школы была и Лидия Шаповалова. Она приехала во Францию из Саратова, где находилась в ссылке. В Париже она поступила на юридический факультет Сорбонны. Но лекции в университете ее не удовлетворяли, и она одновременно посещала Русскую высшую школу общественных наук. После II съезда РСДРП стала профессиональной революционеркой. Осенью 1904 года она уехала в Россию на подпольную партийную работу.
Занимался в школе и Станислав Струмилин, впоследствии видный советский ученый, автор многих трудов в области социалистической экономики, статистики планирования.
Хотя Русская высшая школа общественных наук формально стояла «вне политики», на ее лекциях нередко велась критика марксизма. Профессура объявляла научный социализм «отклонением от нормы», с буржуазных позиций трактовала проблемы идеологии и политики революционной социал-демократии. Со временем руководители школы стали симпатизировать эсерам.
В Париже к 1903 году была довольно сильная организация сторонников «Искры». Она усилилась за счет прибывшей группы социал-демократов, бежавших из знаменитой Лукьяновской тюрьмы в Киеве. Студенты-искровцы активно выступали с требованиями предоставить трибуну школы сторонникам марксизма. Руководителям школы нелегко было возражать против этого. Программные разногласия и политическая борьба между эсерами и социал-демократами достигли к 1902 году высшей степени напряженности.
Наиболее острые дискуссии — и во время чтения рефератов и в печати — велись вокруг аграрного вопроса, волновавшего все политические круги России. Назревала величайшая в истории народная революция, которая своим острием была направлена против самодержавия, против крепостнических пережитков в деревне. Успех этой революции, буржуазно-демократической по своему характеру, целиком зависел от того, насколько рабочий класс сумеет обеспечить в ней свою гегемонию, руководящую роль, сможет повести за собой широкие народные массы, прежде всего крестьянство. В прочном союзе пролетариата и крестьянства В. И. Ленин видел залог победоносного исхода революции.
Владимир Ильич в те годы уделил особое внимание разоблачению эсеровских воззрений. В течение 1902—1903 годов он создал острополемические произведения, направленные против эсеров: «Почему социал-демократия должна объявить решительную и беспощадную войну социалистам-революционерам?», «Революционный авантюризм», «Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами», «Основной тезис против эсеров» и др. Защищая марксистское учение, В. И. Ленин пишет для социал-демократического журнала «Заря» большую статью «Аграрная программа русской социал-демократии», готовит специально для массового читателя научно-популярную брошюру «К деревенской бедноте. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы».
В ходе политической борьбы вокруг аграрного вопроса сложились два направления: социал-демократическое (искровское) и эсеровско-народническое.
Руководители Русской высшей школы общественных наук находились под влиянием таких буржуазных политических деятелей, как П. Струве, М. Туган-Барановский, П. Милюков и другие. В вопросах аграрной политики буржуазные либералы и их журнал «Освобождение» фактически смыкались с эсерами. Это и оказало влияние на совет школы, который решил поручить в 1902/03 учебном году чтение лекций по аграрному вопросу почти исключительно эсерам. Лекции о проектах аграрных реформ пригласили читать эсеровского идеолога В. Чернова, будущего министра земледелия в буржуазном Временном правительстве. Другой видный эсеровский теоретик, автор нашумевшей тогда книги «Русская община» К. Качоровский, был приглашен для чтения курса лекций на темы: «Русское общинное землевладение и его судьбы», «Крестьянское хозяйство и община в пореформенной России».
Разумеется, слушатели, придерживавшиеся социал-демократических, искровских взглядов, не могли смириться с тем, что трибуна Высшей русской школы используется противниками марксизма. Они потребовали от совета школы предоставить возможность выступить с изложением аграрной программы и представителю марксистов. Ни у кого из искровцев не было сомнения, что пригласить для этой цели надо В. И. Ленина. Только он мог дать наиболее четкое и полное, глубоко научное изложение марксистских взглядов на аграрный вопрос в Европе и в России.
Понимая, что руководители школы не решатся на приглашение В. И. Ленина в качестве лектора, слушатели-искровцы предложили совету профессоров пригласить «г-на Ильина, известного автора легальных книг «Развитие капитализма в России» и «Экономические этюды и статьи». С этим предложением совет согласился, и в Лондон Владимиру Ильичу было послано официальное приглашение приехать в Париж для чтения курса лекций о марксистских теориях по аграрному вопросу. Владимир Ильич, ответив согласием, начал готовиться к лекциям и к реферату об аграрной программе эсеров и социал-демократов.
При подготовке к лекциям В. И. Ленин изучил большое количество литературы по аграрному вопросу, частично перевел статью Ф. Энгельса «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», сделал выписки из «Капитала» К. Маркса и из его статей, а также из книг и статей русских и иностранных авторов. В. И. Лениным было написано два варианта конспектов — планов лекций16.
С нетерпением ждали искровцы лекции марксиста Владимира Ильина. Можно предположить, что Вл. Ильин (В. И. Ленин) приехал в Париж не в день лекции — 23 февраля 1903 года, а накануне. 21 февраля он сообщает в письме В. Д. Бонч-Бруевичу свой адрес в Париже: «Boulevard Port Royal. 85. Paris. Внутри: для Ленина».
Искровец М. А. Ингбер, работавший техническим секретарем Русской высшей школы, знавший, как и все искровцы, что Вл. Ильин и Ленин одно и то же лицо, свидетельствует17, что Владимир Ильич прибыл в Париж заблаговременно. Он встретился с членами искровской организации, провел с ними несколько бесед, покорив всех жизнерадостностью и блеском неистощимого остроумия. Конспиративный секрет искровцев раскрылся перед самым выступлением. Эсеры, узнав, что приехал В. И. Ленин, пошли на все ухищрения, чтобы сорвать его лекции. Но времени у них было мало, и попытка к срыву лекции была сделана за час до ее начала. Именно в это время на квартиру к М. А. Ингберу внезапно явился один из руководителей школы — профессор Ю. С. Гамбаров. Он буквально вбежал в мансарду, находившуюся на седьмом этаже. М. А. Ингбер так описывает неожиданный визит:
- Юрий Степанович, в чем дело? Что случилось? Что-нибудь неприятное?
— Да, Мирон Акимович, очень неприятное... Скажите, приехал ли уже Ильин и где он живет?
— Да, он уже здесь, вчера я его с д-ром Эфроном видел в студенческой столовой, и сегодня он будет аккуратно в 10 часов в школе и начнет свои лекции...
— Это и есть самое неприятное...
— То есть как это?
— Да ведь вы знаете, что Ленин и Ильин — это одно и то же лицо? Ведь он сотрудник того самого революционного социал-демократического журнала «Заря», который я у вас приобрел на прошлой неделе!
— Этого я не знаю, я знаю только Вл. Ильина, нашего лектора и автора легальных книг, появившихся в России. А какая связь между «Зарей» и нашей школой, я совершенно не понимаю.
— Ах, да поймите же, Мирон Акимович, что наша школа ведь учреждение легальное, мы все, лектора и слушатели ее, люди совершенно легальные, возвращаемся обратно в Россию и мы все очень сильно рискуем, если у нас выступит в школе революционер Ленин в качестве лектора!
— Да кто это вам все выдумал и рассказал? Это довольно странно! Но ведь вы, Юрий Степанович, и весь совет профессоров не побоялись вынести, правда неофициальное, решение о приглашении в школу Виктора Чернова, зная, что он же и Гарденин и Рудин,— сотрудник «Вестника русской революции»... А про Ильина ничего подобного неизвестно... Во всяком случае, мы напрасно здесь теряем время. Публика, наверное, в школе уже собирается, сам Ильин скоро придет, его лекции теперь отменить совершенно невозможно... Да и слушатели ни в коем случае не согласятся: — я знаю их настроение. Лучше пойдемте вместе на лекцию, и вы сами потом убедитесь, что напрасно опасались...
- Нy хорошо, пойдемте... ничего не поделаешь... Но сегодня же после обеда приходите на экстренное собрание Правления школы, и мы обсудим этот вопрос.
Когда мы на трамвае подъехали к школе, зал был переполнен до отказа слушателями, с нетерпением ожидавшими и меня, организатора, и лектора Вл. Ильина, который как раз в это время появился в сопровождении д-ра Эфрона. Первое появление на кафедре В. И. Ленина было встречено неожиданно для всех нас громкими аплодисментами18.
В своих четырех лекциях19, прочитанных 23—26 февраля 1903 года, Владимир Ильич изложил марксистские взгляды на аграрный вопрос в Европе и в России. В первой лекции была изложена общая теория аграрного вопроса. Вторую и третью В. И. Ленин посвятил теме: «Мелкое и крупное производство в земледелии», а четвертую назвал «Постановка аграрного вопроса в России».
В Русской высшей школе лекции не стенографировались, но один из слушателей, имя которого осталось, к сожалению, неизвестным, довольно подробно записал содержание первой лекции и показал лектору. Владимир Ильич отредактировал эти записи. Они сохранились и вместе с программой всех четырех тем вошли в 7-й том Полного собрания сочинений В. И. Ленина.
В первой лекции В. И. Ленин подчеркнул, что теория К. Маркса о развитии капиталистического способа производства относится к земледелию так же, как и к промышленности. При этом он предупредил, что не надо смешивать основных черт капитализма и разных форм его в земледелии и промышленности. Далее он поставил вопрос: в чем состоят характерные основные черты и особенности формы процесса, создающего капиталистический строй земледелия? Причина зарождения этого процесса двояка: 1) товарное производство и, 2) то, что товаром является не продукт, а рабочая сила. Когда эта сила вовлекается в обмен, все производство становится капиталистическим, создается особый класс — пролетариат. Рост товарного производства и развитие наемного труда в земледелии происходят в иной форме, нежели в промышленности, поэтому применение теории К. Маркса может показаться неверным, но надо знать, в какой форме земледелие становится капиталистическим. Для этого прежде всего, указывается в лекции, надо выяснить два явления:
1. Как растет торговое земледелие?
2. Как проявляется образование рабочего класса?
Всю первую лекцию Владимир Ильич посвятил подробному аргументированному рассмотрению этих явлений.
Судя по воспоминаниям многих, слушавших парижские лекции В. И. Ленина, каждая была принята восторженно. И заканчивалась лекция под аплодисменты, переходящие в такую бурную овацию, какую никогда до этого не слыхали.
Руководители школы растерялись. Они не знали, что предпринять. Несчастный Гамбаров, по словам Ингбера, в течение всей лекции шумно вздыхал и ерзал на стуле, пот с него катился градом, он чувствовал себя как в жаркой бане. По окончании лекции он тотчас же ушел, ни с кем не попрощавшись.
Слушатели же окружили лектора, забрасывали его вопросами, шумной толпой провожали из школы.
Сразу после первой лекции собралось экстренное заседание руководителей школы. Ковалевский и Гамбаров признали выдающиеся качества лектора Ильина, но настаивали на отмене его дальнейших лекций. Они не встретили у членов правления единодушия, так как профессор Е. В. Роберти и некоторые другие опасались осложнений и протестов со стороны слушателей школы и эмиграции. Весть о намерении отменить лекции действительно вызвала возмущение слушателей. Членам правления пришлось отступить и самим незаметно посиживать на лекциях В. И. Ленина в задних рядах актового зала.
Каково содержание последующих лекций? Об этом можно судить только по краткой учебной программе, составленной В. И. Лениным.
Во второй и третьей лекциях Владимир Ильич рассматривает мелкое и крупное производство в земледелии. Он говорит о стремлении так называемой критической школы затушевать рабскую зависимость мелкого производителя в современном обществе, разбирает монографические исследования буржуазных теоретиков. В. И. Ленин использует данные германской аграрной статистики, а также результаты проводившегося опроса сельского населения, известного в то время под наименованием «баденская анкета». На основе научного анализа конкретно-исторического и статистического материала он приводит своих слушателей к выводу: марксистские взгляды на аграрный вопрос полностью подтвердились. Далее В. И. Ленин разоблачает буржуазную сказку о латифундиарном вырождении крупного капитала, говорит о применении машин в земледелии, о кооперации в условиях буржуазного общества. Он доказывает, что кооперация в земледелии и тресты в промышленности однородны по своему общественно-экономическому содержанию.
Четвертая лекция В. И. Ленина посвящена постановке аграрного вопроса в России. Вот, судя по программе, составленной лектором, ее важнейшие положения: «Основы народнического миросозерцания и его историческое значение, как примитивной формы аграрной демократии. Центральное значение вопроса о крестьянстве (община и народное производство) . Распадение крестьянства на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. Приемы изучения этого процесса и его значение. Смена барщинного хозяйства капиталистическим. Реакционный характер народнических воззрений. Запросы современного исторического момента: устранение остатков крепостного права и свободное развитие классовой борьбы в деревне».
Ленинские лекции, освещавшие сложные и актуальные проблемы, отличались вместе с тем и безупречной формой изложения материала. Руководители Русской высшей школы были бы рады придраться к лектору, обвинить его в несоблюдении принятых норм. Но В. И. Ленин не только не дал им ни малейшего повода, но и поставил их в такое положение, что они сами вынуждены были высоко отозваться о лекциях.
Вспоминая впоследствии о лекциях В. И. Ленина, прочитанных в Русской высшей школе, один из ее слушателей, А. Плотников, писал, что в особенно неприятном положении очутился К. Качоровский. Он был автором нашумевшей книги о крестьянской общине и прочитал в парижской школе два курса лекций по аграрному вопросу. Общепризнанный авторитет для эсеров и народников, он в своих лекциях пытался доказать, в сущности, недоказуемое, а именно, что община в России развивается, крепнет, что классовая дифференциация в деревне слишком незначительна и постепенно нивелируется. Словом, в русской деревне есть, мол, готовая база для построения социализма даже в условиях тогдашнего полукрепостнического режима. Для марксистской молодежи, занимавшейся в школе, сомнительность таких доводов была очевидной. Но ведь далеко не все слушатели являлись марксистами.
«Блестящие лекции В. И. Ленина,— сообщает А. Плотников,— полностью разрушили народнические построения Качоровского. Владимир Ильич не только показал и доказал нам, как нужно правильно, по-марксистски использовать земский статистический материал; его лекции были ярким выражением единства революционной теории и революционной практики, заставляли нас делать из них соответствующие не только научные, но и практические выводы».
Слушательница школы Л. Шаповалова пишет: «...в начале 1903 г. Владимир Ильич приехал в Париж читать свои знаменитые лекции по аграрному вопросу и аграрной программе РСДРП. Неделя, в течение которой продолжалось чтение его лекций, была настоящим праздником для нас, русской учащейся молодежи, выгнанной из русских высших учебных заведений и съехавшейся в Париже, главным образом в Русскую высшую школу общественных наук»20.
Слушатели взволнованно говорили, что из лекций В. И. Ленина они не только узнали много нового, отбросили все, что мешало им осмыслить непростые проблемы аграрной России, но и через это новое, ясное понимание путей преодоления экономической и социальной отсталости крестьянства многие увидели и свой путь борьбы.
По свидетельству Федора Сергеева, эти лекции, первая встреча с Владимиром Ильичем помогли ему сделать окончательный выбор пути Ф. А. Артем (Сергеев) стал революционером-большевиком. Уже в марте 1903 года он уехал в Россию на практическую революционную работу.
Об огромном впечатлении, произведенном выступлениями Владимира Ильича Ленина по программе «Марксистские взгляды на аграрный вопрос в Европе и России», а также рефератом об аграрном вопросе, писали многие.
В архивах царской полиции сохранилось перехваченное агентами письмо неизвестного автора, который писал: «Борьба между социалиста- ми-революционерами и социал-демократами достигла своего апогея... Ленин говорил превосходно, он буквально покоряет слушателей».
Интересно, что слушательница школы А. Рыжкова, умевшая неплохо рисовать, делала портреты лекторов. Зарисовала она и Владимира Ильича, выступающего с лекцией на кафедре. Она показала ему альбом, и он поставил подпись под своим портретом: В. Ульянов. Портрет, выполненный А. Рыжковой, является единственным изображением В. И. Ленина за время, прошедшее между 1900 и 1908 годами. В этот период не было сделано ни одной фотографии Владимира Ильича. Портрет хранится в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
Лекции В. И. Ленина имели большое значение для дальнейшей разработки марксистской теории аграрного вопроса. Многие положения лекции вошли в брошюру «К деревенской бедноте», написанную В. И. Лениным в марте 1903 года.
В письме Г. В. Плеханову от 15 марта 1903 года Владимир Ильич сообщал: «Я засел теперь за популярную брошюру для крестьян о нашей аграрной программе. Мне очень хочется разъяснить нашу идею о классовой борьбе в деревне на конкретных данных о четырех слоях деревенского населения (помещики, крестьянская буржуазия, среднее крестьянство и полупролетарии вместе с пролетариями). Что вы думаете о таком плане?
Из Парижа я вывез убеждение, что только такой брошюрой можно рассеять недоумения насчет отрезков etc.».
Брошюра В. И. Ленина явилась научно-популярным изложением целей РСДРП и ее аграрной программы. В ней развиты идеи марксизма о гегемонии пролетариата, о союзе рабочего класса с крестьянством, о перерастании буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую.
Уничтожение отрезков, по мнению В. И. Ленина,— условие развития классовой борьбы в деревне. Это дверь «для того, чтобы идти дальше, для того, чтобы по открытой, по широкой дороге идти до самого конца, до полного освобождения всего трудящегося рабочего народа на Руси».
Первоочередной задачей деревенской бедноты, указывает он, является борьба вместе со всем крестьянством против остатков крепостничества. В. И. Ленин разъясняет, что деревенская беднота только первый шаг против помещичьей кабалы может сделать вместе с богатыми крестьянами. Окончательно же выйти из нищеты, освободиться от эксплуатации она может только в союзе с рабочим классом. Руководящая роль в этом союзе принадлежит рабочему классу, который является единственной силой, способной не только возглавить борьбу всего крестьянства за уничтожение остатков крепостничества, за политическую свободу, но и в союзе с деревенской беднотой осуществить социалистическую революцию, уничтожить частную собственность на средства производства и построить социализм.
Характеризуя положение среднего крестьянства, которое буржуазия старается привлечь на свою сторону, В. И. Ленин разъясняет, что задача пролетарской партии состоит в том, чтобы помочь ему найти настоящих друзей и войти в прочный союз с беднотой и рабочим классом.
Брошюра «К деревенской бедноте» была широко распространена в ряде городов и сельских местностей России, она сыграла большую роль в завоевании доверия деревенской бедноты к РСДРП как защитнице ее интересов.
Из «Биографической хроники» мы знаем, что не позднее 3 марта 1903 года В. И. Ленин работал в Национальной библиотеке в Париже. Готовясь к реферату об аграрной программе эсеров и социал-демократов, он делал библиографические заметки, изучал работы таких авторов, как М. Эртль, С. Лихт, Л. Грандо, Вюртцлер и другие.
3 марта 1903 года в зале «Альказар», в доме 190 по авеню де Шуази, В. И. Ленин прочел реферат об аграрной программе эсеров и социал-демократов на собрании русских политэмигрантов, проживающих в Париже. Затем состоялся диспут, продолжавшийся до 6 марта. Оппонентами были Невзоров (Ю. М. Стеклов) от «Борьбы», от народников — Владимиров, от «Рабочего дела» — Б. Н. Кричевский, от эсеров — Н. Чайковский, О. Минор, от анархистов — В. Черкезов и другие. В письме из Парижа (между 4 и 7 марта) В. И. Ленин писал: «Невзоров вчера осрамился: и Шарль Раппопорт и Кричевский его отделали...». Во время диспута В. И. Ленин записывал выступления Стеклова, Чернова, Кричевского. В конце собрания Владимир Ильич выступил с заключительным словом.
Лекции и реферат В. И. Ленина, прочитанные в Париже в начале 1903 года, его статьи в «Искре», брошюры, письма, заметки убедительно свидетельствуют о том, в каких сложных условиях, в какой ожесточенной борьбе рождалась в России марксистская партия нового типа.
9 марта 1903 года В. И. Ленин возвратился из Парижа в Лондон.