ЛЕНИН СОВРЕМЕНЕН

А.В. Луначарский предвидел наступление такого времени, когда "личность Владимира Ильича, Ленин-человек сделается предметом внимательного и любовного изучения" (Луначарский А.В. Собр. соч. в 8 томах. Т. 8. М., 1967. С. 60). Такое изучение продолжается уже многие годы в разных концах земли. Но это не по душе антиленинцам, у которых коварные цели и далекие от добрых побуждения, которые не очень разборчивы в выборе средств.

Чернители ленинского образа преднамеренно не хотят принимать во внимание совокупность важных обстоятельств. Одно из них связано с тем, что механизмы, породившие те или иные явления в начале нынешнего столетия, и в наши дни имеют много общего. Для примера можно взять неудовлетворенность всем существующим, неспособность к компромиссам, непримиримость, склонность к повышенным или даже максимальным требованиям. Таковы частные проявления той жажды безусловной, совершенной правды, которая живет не только в нашем интеллекте, но и в народе. Это относится и к жажде правды о В.И. Ленине. Ее ищут и признают не только в нашей стране. И подчеркивают достоинства вождя Великого Октября. Для примера можно взять несколько лет назад изданный в США сборник " 100 великих людей нашего времени". Там о защищаемом нами человеке сказано: "Ни один человек XX века не сделал так много, чтобы изменить облик России и всего мира, как В.И. Ленин". (Цит. по: "Партийная жизнь". 1990. № 2. С-24).

Одновременно на В.И. Ленина, на его творческое наследие выплескивается много грязного, бестактного, лживого под видом восстановления исторической правды, в том числе стараниями Волкогонова. Но нападающие умышленно не учитывают, что это должна быть действительно правда, а не обывательские домыслы и сплетни. Пока же распространяемая ложь подобна тлетворной инфекции, поскольку против нее недостаточным иммунитетом не обладает растревоженное общество, ввергнутое в пучину неразберихи и бедствий. Многие растерялись, но не конъюнктурщики. На сладостном уничтожении, позорном расплевывании всего, на чем рос до того, ловко устроился и автор пухлого двухтомника "Ленин". К нему так обратился Леон Оников: "Не повезло вам лишь в отношениях к вам тех, кто вам верил и общался. Я редко встречал человека, о котором так дурно отзывались бы.

Мой вам совет: не искушайте больше судьбу, которая к вам столь благосклонна — перестаньте писать такие бесстыдные книги, как последняя и покайтесь, если вы способны на это". ("Правда". 1994.21 сентября).

Выразители взглядов, защитники интересов "светлого капиталистического будущего" рискуют предстать в непривлекательном виде, о чем так предупреждал В.И. Ленин: "Попасть в смешное положение — не меньшее наказание тому, кто по образцу печати капиталистов сам себе рисует "врага" вместо точной ссылки на слова тех или иных политических противников" (Т. 31. С. 301).

Антисоциалистические силы стремятся очернить и ниспровергнуть саму память о В.И. Ленине. Активно, наступательно воспрепятствовать этому призваны прежде всего честные, не обладающие синдромом флюгера ученые. Им по силам задача создания основанной на документах полной, без умолчаний и прикрас, ленинской биографии. Они могут показать гениального организатора и не лишенного слабости, внутренних противоречий, сомнений и ошибок человека. Важнейшее средство защиты великой личности — знать не искаженную интерпретаторами и фальсификаторами правду.

Это и большой значимости нравственная проблема. Не теряют остроты слова Валентина Распутина о тех деятелях; которые стремятся создать очередную сенсацию, пытаются превратить В.И. Ленина и результаты его труда в предмет глумления.

Даже самые беспардонные выпады не в силах уменьшить заслуги и значимость последовательного революционера. Как отметил доктор исторических наук Н. Васецкий, "в отношении к Ленину, его взглядам и убеждениям по-прежнему наиболее четко фокусируется сущность любого политического учения, любой теории или концепции, проявляется их политическое содержание, определяется место в современной борьбе и влияние на развитие общественной жизни". ("Литературная Россия". 1990. №6. С. 4).

Это всячески пытаются игнорировать блаженствующие в стихии невежественного ниспровергательства. Им больше по душе вакханалия лжи, подтасовок, передергиваний. Налицо негласное, не украшающее уважающих себя людей соревнование, кто недоброжелательнее напишет о великом человеке, кто поехиднее поглумится над выдернутой из контекста цитатой или над фотографией страдающего от болезни человека.

Фальсификаторы назойливы в попытках доказать нежизненность ленинской научной теории. Такова одна из их стратегических установок, на которую нацелен и Волкогонов. Кстати, и здесь он не первооткрыватель, в немалой степени попугайничает. Теперь равняется на некогда разоблачаемых им антикоммунистов. Не так давно, объявив идею коммунизма практически мертвой, Збигнев Бжезинский написал: "Но независимо от того, каким именно способом угаснет коммунизм, я верю, что нашу эпоху уже сейчас можно в основном определить как начало посткоммунистической фазы политической истории человечества". (Збигнев Бжезинский. Большой провал. Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке. Нью-Йорк, 1989. С. 10).

А какое "новое слово" сказал перевертыш? Он с нескрываемым сожалением констатирует: "Ленин все еще в нас и едва ли скоро покинет наши души" (II, 463). Что касается второй части фазы, все ясно: в волкогоновской душе (если таковая имеется) Ленин не остался, не следует его вспоминать всуе.

Симпатизирующий частной собственности и владеющий ею Волкогонов лишает будущего идеи и дело В.И. Ленина. Вот как "прозрел" знаток вождей: "Мы не все понимали еще четверть века назад: судьба Ленина — это судьба ленинизма. После долгой и мучительной агонии ему остается место только в мавзолее и музее социальных достижений XX века" (II, 445), "Никто не мог и подумать, что рано или поздно для ленинизма тоже будет уготована судьба мавзолейной, музейной памяти" (II, 446). В угоду нынешним властям, обманывая читателей, автор двухтомника нахально высказывает сожаление: "Ленинизм как будто и жив, но не может выдавить из себя ни одной свежей, человеческой идеи. К началу процесса "перестройки" ленинизм вступил в долгий период агонии.

Так, после 1985 года мы не поняли главного: ленинизм неподвластен реформам. Он или есть, такой, каким существовал десятилетия, или должен покинуть историческую сцену. Впрочем, делать этого он, к сожалению, пока не собирается" (II, 448). По только ему ведомым признакам Волкогонов роковые контуры поражения ленинизма обнаружил еще при жизни вождя.

В последних строчках двухтомника автор решил поманерничать при выполнении "демократического" социального заказа: "Я не мистик. И я не знаю, удастся ли мне увидеть эту книгу напечатанной. Но все же, думаю, я успел сказать: "Эпоха Ленина навсегда минула. Но мы еще долго будем испытывать ее влияние" (II, 464). Что касается минувшей эпохи, генерал от антиленинизма желаемое выдает за действительное.

Угодничая и заискивая перед теперешними его покровителями, Волкогонов напрочь игнорирует иные мнения. Немало честных ученых даже в теперешнем безвременье утверждают: неотвратимо убедительна идеология ленинизма

Громадную социальную значимость имеет актуальный вопрос: что в ленинизме особенно значимо? На него, в частности, ответил Р. Яновский в статье "Чем современен Ленин". В наши трудные дни очень важны ленинская методология анализа проблем и выработки оптимальных политических решений, гуманистическое видение социализма, ориентирование на человека, на его интересы.

Мастерам фальсификации не по нраву то, что мощь В.И. Ленина состояла не только в его незаурядных качествах интеллигента, а прежде всего в глубочайшем знании жизни, в понимании неподвластности абстрактным догмам и мыслительным схемам. Отсюда и ошеломлявшая современников и нынешних извратителей неожиданная смена тактики, порой резкая критика своих недавних единомышленников. Это оппоненты ставили и ставят в вину диалектически мыслившему руководителю партии и государства.

Р. Яновский поделился такими своими наблюдениями: "В нападках на ленинское теоретическое наследие, личность Владимира Ильича видно определенное стремление разрушить корневые социалистические ценности и идеалы, самоутвердить себя на их отрицании..." ("Партийная жизнь". 1991. № 8. С. 8). Бесспорен вывод и о том, что нельзя только любить или ненавидеть ленинизм. Его надо понимать, изучать, обогащать новыми идеями, проверять практическим опытом.

Права Н.П. Морозова: "Все, что делается в стране, подтверждает правоту Ленина. Вот почему власти боятся Ленина, вот почему санкционируют погромы его памятников и музеев, вот почему организуют в средствах массовой информации травлю величайшего гения". ("Верность". 1994. № 1. С. 2). В том же издании самокритично признается такое обстоятельство: мы, любящие и почитающие В.И. Ленина, виноваты в том, что раньше мало уделяли внимания серьезной пропаганде ленинского творчества. Исправление такого упущения особенно важно сейчас.

Одна из задач сформулирована В.И. Лениным: пропагандировать, показывать массам, во всем его величии и во всей его прелести, наш демократический и социалистический идеал..." (Т. 11. С. 103).

Полностью можно согласиться с П. Антошкиным из Волгограда, высказавшим мнение: "Надо, наконец, нам понять, что, только освоив ленинизм, мы сможем дальше развивать наше общество. Учение Ленина — идеологическое богатство нашего народа".

В резко изменившейся общественно-политической обстановке есть ли возможность изучать ленинское творческое наследие? Есть! Об этом, в частности, свидетельствует опыт москвича И. Колосова. Импульс дала обыкновенная любознательность. Он преподавал на курсах. Взял ленинскую цитату. Захотел углубиться и взял тридцать восьмой том. Прочитал его полностью. В это время как раз читал "Человек и время" М. Шагинян. Особенно поразило Колосова, что свой рабочий день Мариэтта Сергеевна начинала с чтения В.И. Ленина. Москвич последовал ее примеру. Строчку за строчкой прочитал все 55 томов.

Интересную мысль высказал С. Нарубин из Зеленогорска: "Мы сегодня вновь заговорили о чувстве хозяина. Но ведь если человек — хозяин, значит, ему надо думать. А это и значит, что он придет к изучению Ленина".

При непредвзятом чтении первоисточников есть возможность убедиться, что не подвластно времени ленинское слово и живо перекликается с событиями сегодняшнего дня. Что же гарантирует поразительную долговечность? Прежде всего, это связано с направленностью на защиту коренных интересов трудящихся. Примечательно, что в определенной степени на заданный вопрос ответил сам Владимир Ильич в так сформулированном предвидении: "Наши тактические принципы, отточенные и закаленные, войдут в историю рабочего движения и социализма России, как краеугольные камни. Пройдут годы, может быть, даже десятилетия, и на сотне разнообразных практических вопросов будут прослеживать влияние того или иного направления" (Т. 16. С. 165).

Современное значение ленинизма — это не простое повторение ранее заданной темы, а напряженный поиск нового, основанный на многообразном опыте — положительном и отрицательном — пережитого. Об этом много было сказано во время работы в Москве международного "круглого стола" по теме "Ленин и XX век". Элементарная этика ученого обязывала профессора Волкогонова ознакомиться с его материалами.

При объективной оценке значимости ленинского духовного наследия для грядущих судеб подлинные исследователи весьма далеки от защиты этого наследия с канонических позиций.

Не может быть у В.И. Ленина прямых ответов на все многообразные вопросы, которые волнуют нас, лишают покоя. Но живы диалектика ленинского интеллекта, строго научная методология анализа общественной жизни. Участники упомянутого "круглого стола" сосредоточили внимание на узловых проблемах истории формирования ленинских идей и их современного значения. На таком фоне еще контрастнее выделяется убогость волкогоновской, с позволения сказать, методологии. Это, в частности, отметил в "Правде" 21 сентября 1994 года Леон Оников в публикации "Исторический барыш генерала".

Ленинские идеи продолжают опираться на единство слова и дела. Именно с этим связано требование больше пропагандировать реальными делами, а не словами. С этим же связано положение о том, что ни рабочего, ни крестьянина одними словами не убедить. Нужны практические действия и убеждающие примеры, иные доказательства истинности и жизненности пропагандируемых идей. Уже в первые послеоктябрьские годы В.И. Ленин считал необходимым, чтобы трудящиеся России сумели показать, что они собственными усилиями смогут улучшить хозяйство без капиталистов, что для устранения конфликтов им не нужны ни полицейская палка, ни капиталистический голод. Тогда же Владимир Ильич внимание сограждан неоднократно обращал на то, что красивые и звонкие фразы при определенных обстоятельствах могут сыграть роковую роль. Их, разумеется, никогда не принимал за дело, оставался сторонником практических действий на основе верной революционной теории. Именно поэтому понять В.И. Ленина как человека — значит представить себе такую личность, которая неотделима от многотрудных дел во всех сферах жизни.

В сложное для России время современным остается ленинский призыв, прозвучавший в начале социалистического строительства: "Наш лозунг: долой крикунов!... К деловой практической работе, умеющей понять своеобразие текущего момента и его задачи! Не фраза, а дело нам нужно". (Т. 44. С. 108).

 Обоснованное неодобрительное отношение В.И. Ленина вызывали те политиканы и демагоги, которые были озабочены не столько бедствиями государства, сколько личными амбициями и стремлением к политической карьере. Владимир Ильич отвергал эксплуатацию политической неразвитости масс и откровенное манипулирование ими с помощью обмана, бесконечных обещаний и грошовых сделок.

Сохраняет актуальность ленинский тезис о том, что если кто-нибудь увлечется одним администрированием, то будет беда. Ленин болезненно воспринимал то, что из-за плохо поставленной проверки исполнения немало предписаний центральной власти не было выполнено. Руководством к радикальным и последовательным действиям является неоднократно повторяемое напоминание о необходимости последовательно бороться с язвой бюрократизма. Предлагал это делать на научной основе, в разнообразных формах и в интересах общенародного дела.

До сих пор не утрачивает своей актуальности проблема, которую В.И. Ленин сформулировал осенью 1922 года: "Главнейшей очередной задачей настоящего времени и на ближайшие годы — важнейшей, является . систематическое уменьшение и удешевление советского аппарата путем сокращения его, более совершенной организации, уничтожения волокиты, бюрократизма и уменьшения непроизводительных расходов" (Т. 45. С.310).

Обоснованно критикуя серьезные недостатки, В.И. Ленин одновременно предлагал конкретные меры для упрощения государственного аппарата, улучшения его деятельности, для согласования усилий разных ведомств. Уместным было ленинское предупреждение о том, что попытки непродуманной регламентации всех взаимоотношений могут привести к чисто бюрократическому творчеству.

Твердым было ленинское убеждение в том, что подлинные революционеры должны быть готовы вести выдержанную, продуманную и взвешенную работу, учитывая конкретные исторические условия и громадные трудности перехода от прежнего качества к совершенно новому.

В нынешних условиях продолжатели ленинского дела нуждаются в том, чтобы анализировать изменяющиеся условия и действовать соответствующим образом. При этом мало пользы от общих рассуждений о демократии и социальной справедливости без конкретного исторического содержания.

В наши нелегкие дни, к великому сожалению, есть не выдержавшие испытание выпавшими трудностями. Им полезно поучиться у В.И. Ленина бодрости духа и верности революционному делу, умению распознавать допущенные ошибки и при необходимости все начинать чуть ли не сызнова.

В.И. Ленин учит нас тому, насколько опасно поддаваться настроениям и чуждым влияниям при оценке Великого Октября, опыта прогрессивных преобразований после социалистической революции, разнообразных исторических событий.

В нынешних дискуссиях можно встретиться со спекуляцией на том, что в статьях, письмах и публичных выступлениях В.И. Ленина встречаются нелестные отзывы о тех или иных чертах национального характера русского человека, о его отношении к делу, к своим обязанностям. Но можно ли, отталкиваясь от какого-либо высказывания, уловить что-то иное, кроме искреннего желания работать во имя прогресса Родины, во имя ускорения ее движения вверх по ступеням общественного развития, духовного совершенствования и цивилизованности?

Хорошо сказал о В.И. Ленине бывший сменовеховец Н.В. Устрялов: "Общечеловеческий планетарный патриотизм не исключает расовых корней и национальных ликов. Недаром же сами деятели интернационализма глубоко национальны в лице лучших своих представителей. Ленин столь же подлинно русский, сколь Бебель и Каутский немцы, Жорес — француз, а скажем, Макдональд или Гендерсон — англичане... Когда умрет личная злоба и наступит История, тогда уже все навсегда и окончательно поймут, что Ленин наш, что Ленин подлинный сын России, ее национальный герой, рядом с Дмитрием Донским, Петром Великим, Пушкиным и Толстым".

Ю. Фурманов высказал такое мнение: "Сегодня ни в России, ни на Западе еще, полагаю, не пришло время для такой масштабной оценки этой фигуры, которую она заслуживает. Пока что в России оценочные способности критиков и почитателей Ленина часто не простираются дальше вкусового суждения зрителя, только что просмотревшего какой-то спектакль...

О Ленине и в России, и на Западе все еще говорят как о нашем современнике и, очевидно, поэтому суждения о нем носят пристрастно-эмотивный характер.

Прежде иконописная фигура становится гротескной или премудро объявляется "противоречивой". Это удобная формула совершенно не соответствует поразительной последовательности и цельности натуры Ленина и указывает лишь на противоречивость оценок его критиков и апологетов! ("Свободная мысль". 1993. № 13. С. 95).

Последовательные сторонники В.И. Ленина должны при любой возможности объяснять и показывать, что в основе неправедной злобы фальсификаторов лежит самый бессовестный обман. Нужно упорно и терпеливо раскрывать правду о великом человеке, разоблачать ложь и клевету в его адрес, не оставлять без внимания ни одного случая искажения даже единичного исторического факта. Пример с двухтомником Волкогонова показывает, какое это нелегкое, но необходимое и благородное дело.

Ученые из общественного объединения "В защиту прав коммунистов" призвали всех, кому дороги имя, идеи и дела В.И. Ленина, проводить вечера его памяти, "ленинские чтения" и "ленинские уроки", рассказывать о Владимире Ильиче детям и внукам; сохранять и благоустраивать памятники вождю, возлагать к ним цветы, проводить у памятников митинги, встречи единомышленников, манифестации.

За рубежом, в частности, в Китайской Народной Республике как дикость, как непостижимое варварство воспринимают попытки опорочить величайшего революционера эпохи, осквернить его покоящиеся в Мавзолее останки.

Будем надеяться, что сбудется оптимистический прогноз Виталия Старцева — одного из исследователей жизни и деятельности В.И. Ленина: "Ни время, ни злобная критика не смогут умалить значение этого человека, уменьшить его редкий дар политика и государственного деятеля. И даже ошибки и просчеты, которые мы будем находить в его взглядах и деятельности все больше, не изгладят память о нем ни в нашем народе, ни в народах всего мира". ("Нева". 1991. № 3. С. 159).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЧЕБЫКИН ВЛАДИМИР АКИМОВИЧ

Писатель-публицист, кандидат филологических наук,
доцент-историк, член Союза журналистов России

Родился Владимир Акимович Чебыкин 2 января 1933 г. в забайкальском селе Апрелково. После окончания средней школы, начал работать в читинской молодежной газете «Комсомолец Забайкалья».
В период с 1954 по 1956 гг. был откомандирован в г. Москву, для учебы в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. В Астраханской области он устраивается на работу в районную газету «Приволжская правда», вначале временным литературным сотрудником, затем заведующим сельхозотделом.
Определившись со своей профессиональной линией корреспондента и журналиста, он поступает в Астраханский государственный педагогический институт, окончил который в 1964 г., получив специальность учителя средней школы русского языка и литературы. И вновь был направлен на учебу с 1965 по 1967 гг. в Высшую партийную школу при ЦК КПСС отделения работников печати, радиовещания и телевидения.
Поработав несколько лет в редакции газеты «Красноярский рабочий», решил вновь вернуться в Астрахань и попробовать свои силы редактором радиовещания, а затем занялся преподавательской деятельностью. В 1979 г. советом по журналистике Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Чебыкину присуждена ученая степень кандидата филологических наук, а в 1991 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию присвоено ученое звание доцента по кафедре литературы.
С 1987 по 1996 гг. Владимир Акимович перевелся в Астраханский педагогический государственный институт преподавателем на кафедру литературы. Здесь в Астрахани он начал писать свои книги. Первыми были следующие издании:
- «Фальсификация Ленинского образа» (Астрахань: Волга, 1995. – 160 с.);
- «Самокритичный Ленин» (Астрахань: Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 1995. – 112 с.);
- «Литературная критика Астраханского края: Учебное издание», (Астрахань: Форзац, 1997. – 266 с.).
В 1997 г. Владимир Акимович переезжает в г. Славянск-на-Кубани и вновь занимается преподавательской деятельностью на кафедре филологии в Славянском филиале Армавирского государственного педагогического института. Здесь он продолжает свою писательскую деятельность, уже не только, как исследователь политической направленности, но и как автор методических изданий для студентов.
В книге «Проблемы гуманизма в произведениях зарубежных писателей для детей: Методические рекомендации» (Славянск-на-Кубани: Издательский центр СФ АГПИ, 1998. – 60 с) рассмотрены отдельные грани творчества хорошо знакомых нашим юным читателям Г.Х. Андерсена, Д. Дефо, Д. Свифта, Г. Бичер-Стоун, М. Твена, Д. Родари, братьев Гримм. Обращено внимание на то, как с помощью этих произведений дети учатся различать добро и зло, как они учатся сострадать, как в их сознании крепнут чувства справедливости и человеколюбия.
В издании «Труды отдела древнерусской литературы как материал для изучения произведений XI-XVII веков: Учебно-методическое пособие» (Славянск-на-Кубани, 1999. – 175 с.) автором сделана попытка рассмотреть очень мало известные преподавателям литературы и студентам научные публикации в десятках томов «Трудов Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) Академии наук».
В книге «Поэтический мир Татьяны Голуб» (Славянск-на-Кубани: Свет надежды, 2004. – 110 с.). автор постарался проникнуть в поэтический мир талантливой поэтессы и нашей землячки с нелегкой судьбой.
В 2008 году были выпущены учебное издание по кубановедению «Мир Кубани в художественных произведениях» (Славянск-на-Кубани: ООО «Алев», 2008. -145с.) и хрестоматия «Поэтическая хрестоматия кубановеда» (Славянск-на-Кубани: ООО «Алев», 2008. - 247с.). Эти пособия помогают лучше узнать родной край через посвященную ему художественную литературу.
В книге «Споры о судьбах социализма в России», (Славянск-на-Кубани: ООО фирма АЛЕВ, 2011. – 320 с.) автор, рассуждая о столкновении мнений, касающихся судеб социализма в России, призывает учитывать тот факт, что истину невозможно установить без опыта и глубокого осмысления прошлого России.
Книга публицистического характера «Доля учредительного собрания» (Славянск-на-Кубани: ООО фирма АЛЕВ, 2011. – 156 с.) посвящена проблематике степени жизнеспособности и необходимости Учредительного собрания в исторических условиях 1917-начала 1918 гг.
Будучи на пенсии Владимир Акимович активно участвовал в общественной и политической жизни района, отстаивал чистоту русского языка, его красоту и многообразие. Все свои силы он отдавал пропаганде героического прошлого нашей Родины. Он рассказывал студентам и школьникам о наших земляках – участниках войн. Написал об этом несколько книг.
В основу сборника повестей и рассказов «Герой Днепра» (Краснодар: Периодика Кубани, 2006. – 104 с.) легли личные воспоминания автора, а также встречи с фронтовиками, совершившими подвиг во славу Отечества. Повествование ведется от первого лица и подкупает своей искренностью, непосредственностью, содержит много интересных фактов.
В книге «Герои живут в памяти» (Славянск-на-Кубани: ООО фирма АЛЕВ, 2013. – 108 с.) рассказывается о выпускниках школы №1 - семи Героях Советского Союза, имена которых носит лицей № 1 г. Славянска-на-Кубани.
Книга «Фронтовики» (Славянск-на-Кубани: ООО фирма АЛЕВ, 2015. – 212 с.) знакомит читателей с некоторыми ветеранами-фронтовиками, которые связали свою судьбу с городом Славянск-на-Кубани. Повествование основывается на рассказах фронтовиков, на документах, книгах и многочисленных газетных и журнальных вырезках и фотографиях.
Книга «Такими мы их помним» (Славянск-на-Кубани: ООО фирма «АЛЕВ», 2015. – 120 с.) уникальная, наверное, единственная в крае. Она посвящена 23 землякам, погибшим в локальных конфликтах в Афганистане, Анголе и на Северном Кавказе. Автор сам собирал материал встречаясь с семьями погибших, учителями, земляками.
В 2010 г. Владимир Акимович был награжден именной премией губернатора Краснодарского края за стремление к повышению образовательного и профессионального уровня, за проявленную волю, трудолюбие и любовь к жизни, достигнутые успехи в области литературы и искусства.
Своей простотой общения, добропорядочностью, трудолюбием и безграничной любовью к Родине Владимир Акимович заслужил уважение среди своих земляков.
Умер Владимир Акимович Чебыкин 16 апреля 2016 года.

https://vk.com/wall513626216_8208

Joomla templates by a4joomla