Содержание материала

КОМАРОВ Виктор Дмитриевич,
доктор философских наук, профессор Государственной морской академии им. С. О. Макарова, действительный член Петровской академии наук и искусств

ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ЛЕНИНИЗМА

Отмечая 140-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, мы ещё глубже — в условиях глобального социально-экономического кризиса — осознаём сомасштабность его интеллекта Марксу как основоположнику революционной науки рабочего класса. 30-летнюю годовщину кончины Карла Маркса вождь российского пролетариата отметил серией статей, в которых структурно охарактеризовал вклад основателя Международного товарищества рабочих в науку об общественном развитии.

В январе 2004 года известный русский философ и социолог А. Зиновьев отметил в беседе с политическим обозревателем «Правды» В. Кожемяко, что он считает величайшими людьми человечества и особенно XX века Ленина и Сталина. Далее он сказал: «...вот в XIX веке сомасштабен Ленину Маркс. Они со-масштабны по своей значимости для истории»1. Свидетельство бывшего советского «диссидента» тем более ценно, что оно в условиях постсоветской катастрофы в России вновь утверждает великую мысль вождя коммунистов XX века И.В. Сталина: «У нас есть учение Маркса-Ленина. Никаких дополнительных учений не требуется»2.

В свете материалистической диалектики всеобщим источником развития выступает динамичное взаимопроникновение противоположностей в самой сути предметов и явлений действительности. Применительно к социальной форме развития материи в научно-философской литературе установлено, что причинные факторы общественного развития имеют двойственный характер: «источники» здесь — это то, что непосредственно порождает новое в сущем, а «движущие силы» — это все те условия и опосредованные причины, которые либо способствуют процессу порождения нового, либо его тормозят.

Следовательно, при анализе источников развития ленинизма как марксизма современной эпохи не должно останавливаться на аналогии с тем указанием основных источников марксизма, которое содержится в известном ленинском подходе (немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм). Надобно обратить внимание на те процессы современной эпохи, научное осмысление которых вызвало к жизни ленинизм как революционный марксизм именно современной эпохи (начиная с рубежа XIX-XX веков).

Руководствуясь марксистско-ленинским учением и творчески развивая его, российские коммунисты убеждены, что, как и в XX веке, «современная эпоха представляет собой переход от капитализма к социализму»3. Если начальный этап эпохи определялся как эпоха империализма и пролетарских революций, то этап XXI века может быть определён как эпоха борьбы социалистического и капиталистического путей глобализации в ходе национально-освободительных революций. Завершающим этапом современной эпохи будет, видимо, победа мирового социализма.

Об источниках. Имея перед собой ленинскую генетическую модель марксизма, можно обозначить пять основных источников ленинизма как величайшего интеллектуального достижения XX века.

Первым источником стала революционная версия марксистской теории общественного развития. Именно в России первостепенное внимание и глубокое понимание встретили те великие открытия Карла Маркса, которые послужили научно-философской основой его всемирно-исторических революционных выводов: социально-формационное понимание исторического процесса, раскрытие тайны прибавочной стоимости, обоснование закономерности пролетарской диктатуры, разработка научной теории социальной революции.

Второй интеллектуальный источник ленинизма — освоение прогрессивной линии развития мировой демократической культуры. Основы научно-философской теории цивилизации, заложенные К. Марксом и Ф. Энгельсом, были освоены под своеобразным углом зрения в концепциях «западников», революционных демократов во главе с Н.Г. Чернышевским, в концепции Н.Я. Данилевского, в течениях «русского космизма». Именно в интеллектуальной культуре передовых мыслителей России XIX — начала XX веков обнаруживались ростки будущего единства формационного и цивилизационного подходов к исследованию общественной жизнедеятельности.

Третьим (главным) источником ленинизма явилась вся история революционно-освободительного движения в России XVII-XX веков. Народно-патриотическое движение против засилья польских магнатов как авангарда западных захватчиков, казачье-крестьянские восстания под предводительством К. Булавина и С. Разина, народное движение «раскольничества» за православную духовную свободу, Пугачёвское восстание против крепостничества и нарастание в XIX веке антисамодержавного освободительного движения — вот истоки «русской социальной революции», определившие своеобразие русского революционного марксизма. Народно-революционная природа ленинизма определила его нарастающее влияние на мировой революционный процесс в XX-XXI веках.

Парадоксальное развитие мировоззрения русского и других народов России во втором тысячелетии — четвёртый культурный источник ленинизма. Для интенсивной духовной жизни российской цивилизации характерна в этот период борьба двух философских направлений — религиозно-нравственного и научно-материалистического. С начала второго тысячелетия в Российской цивилизации интенсивно развивалась религиозная форма духовности, обретая в народном сознании рельефный нравственный характер, особенно в периоды активизации освободительного движения. По мере развития научного образования в России в народном сознании начинает оформляться светская духовность, которая в кругах демократической интеллигенции обретает научно-материалистический характер.

Пятый (высший) источник ленинизма — прогресс российской и мировой науки. Как философская основа марксизма в своём фундаменте имела великие достижения естествознания и гуманитарных, социальных наук XIX века, так и ленинизм стал в XX веке опираться не только на ценности классической науки, но и на достижения постклассической науки, вплоть до ценностей научно-технической революции. Всем своим интеллектуальным и политическим творчеством В. И. Ленин и его выдающиеся последователи во всём мире доказали, что развивающееся научное знание — самая могучая сила в социалистическом и коммунистическом преобразовании мира.

О структурных компонентах. Деятельное освоение рабочим классом, трудовой интеллигенцией и всеми трудящимися современной эпохи указанных источников выражается в развитии ленинизма. За период, прошедший после главного события XX века — Великой Октябрьской социалистической революции, плоды такого развития структурировались в некоторой совокупности системно связанных компонентов. Если Ленин говорил о «составных частях марксизма», то ныне можно вести речь о составных элементах, а лучше — компонентах современного марксизма, то есть ленинизма.

Связующим основанием всех компонентов современного ленинизма является марксистский принцип единства теории и практики. Этот принцип деятельно выражает философский завет К. Маркса — не только научно объяснять мир, но и на этой основе эффективно преобразовывать его. Применительно к новой эпохе таких преобразований этот принцип философски интерпретировал В. И. Ленин: материалистическая диалектика и есть теория познания и логика марксизма. В этом смысле рациональную общественно-историческую практику современной эпохи можно трактовать как прикладную диалектическую логику.

Исходным компонентом ленинизма как марксизма современной эпохи выступает диалектико-материалистическая философия в триединстве диалектического материализма, теории отражения и диалектической логики. Именно эта философия представляет магистральную линию развития научной философии в современную эпоху и олицетворяет «философию единства науки и практики» в противоположность всяким постмодернистским инсинуациям и вариациям на тему «философия».

Вторым компонентом ленинизма является научная политическая экономия как единство марксистской политэкономии капитализма и ленинско-сталинской политэкономии социализма. Если В.И. Ленин, развивая марксову экономическую теорию капитализма в эпоху империализма, разработал принципы экономического строительства социализма, то И.В. Сталин заложил основы политэкономии социализма в результате научного осмысления практики построения социалистической экономики в исторически первом государстве рабочих и крестьян. Современная разработка теории ленинско-сталинской политэкономии послужит научной основой экономики обновлённого социализма XXI века.

Политологическая часть марксизма в ленинской разработке составляет третий компонент ленинизма. В.И. Ленин в своих трудах начала XX века органично соединил принципы научного социализма (как третьей части марксизма в его понимании) с учением о стратегии и тактике пролетарской революции и с адекватным марксистским учением о государстве, власти и политических партиях. В советское время наши учёные-обществоведы (особенно «теоретики научного коммунизма»), к сожалению, сузили понимание предмета политологии до круга догм из теории государства, права и теории общественного управления.

Четвёртый компонент ленинизма — это научная социология. Абстрактному пониманию социологии как общей теории общества В.И. Ленин в духе работ Маркса, Энгельса и других марксистов противопоставил исследование законов развития социальной сферы общественной жизни «социоров» (Ю.И. Семёнов) любой формации. Образ жизни конкретного общества, уклады жизни составляющих его классов и социальных групп, динамика стиля личной жизни — вот предметная область научной социологии. Методологическим фундаментом научной социологии является социальный (исторический) материализм, а не экономический детерминизм (в представлении легальных марксистов и теоретиков правой социал-демократии, Франкфуртской школы).

Научные основы коммунистической идеологии предстают в составе ленинизма как пятый компонент. В.И. Ленин начал разработку учения о марксистской партии нового типа именно с решения вопроса о научности идеологии, вносимой в массовое сознание рабочих и крестьян индустриального общества. Сообразовывая марксистское учение о двух фазах коммунизма, коммунистическая партия конкретной страны обязана, по Ленину, придавать научную рациональность мыслительной культуре рабочих и трудовых крестьян каждой нации. Именно поэтому идеологией партии ленинского типа может быть только марксизм-ленинизм как универсальная наука об общественном развитии человечества в цивилизованном состоянии.

Шестой компонент ленинизма — система реально-гуманистических принципов социальной психологии. Чтобы умело организовать движение рабочих, крестьян, демократической интеллигенции, коммунисты должны знать и разумно использовать законы массовой психологии. Работа в периоды предреволюционные и в условиях революционной ситуации требует от деятелей революционной партии конкретно-научного подхода к политической психологии как разных категорий трудящихся, так и учёта психологических особенностей правящих кругов. Научное понимание предмета социальной психологии базируется в ленинизме на принципах реального гуманизма.

Если учесть, что нравственность есть практическая реализация морали как формы общественного сознания, а этика представляет философскую теорию такой реализации, то седьмым компонентом ленинизма следует признать принципы коммунистической этики. В своих трудах В.И. Ленин настойчиво обосновывает идею, что коммунистическая нравственность служит человечеству, чтобы подняться выше зоологического индивидуализма и окончательно избавиться от эксплуатации труда. Религиозная мораль выражает простые нормы нравственности, но разумное поведение людей в цивилизованном обществе должно подчиняться более высоким и динамичным нормам — в официальной жизни юридическим (закон выражает минимум нравственности), а в практической жизни трудящихся масс — нормам справедливости (последние разумно регламентируют трудовой образ жизни людей социалистического общества). Глубокое исследование и творческое развитие этического компонента ленинизма особенно необходимы для уяснения и утверждения нравственного смысла обновлённого социализма XXI века.

Восьмой компонент ленинизма — научные принципы эстетики и искусствоведения. По Марксу, человеческая деятельность есть созидание и по законам красоты. Эстетика ленинизма органически соединяет марксистскую концепцию прекрасного с эстетическими началами революционной деятельности в жизни и в реалистическом искусстве России и мира. Эстетика ленинизма эвристична тем, что она органически соединила на почве «русского коммунизма» (Бердяев) ценности добра и красоты, о чём мечтал Ф.М. Достоевский.

Обоснование научной рациональности социальной педагогики и теории культурной революции — девятый компонент ленинизма. Революционные преобразования XX века в России и других странах, формирование «нового человека» в условиях реального социалистического строительства потребовали объединения разных дисциплин социальных и гуманитарных наук в рамках междисциплинарной теории — социальной педагогики. В отличие от классической педагогики, обеспечивающей культурное формирование новых поколений, постклассическая (социальная) педагогика разрабатывает рациональные основы коллективистского воспитания и научного образования народов, строящих социализм из человеческого материала, вываренного в котле капитализма и планетарной глобализации. В ленинизме социально-педагогический культурный процесс рассматривается как ступенчатая эскалация качественного обновления человеческой природы в конкретном обществе.

Десятый компонент ленинизма — праксиологическое понимание научно-технического прогресса. В классическом индустриальном обществе преобладало гносеологическое понимание ценности прогресса в технике благодаря опережающему прогрессу в науке. Капитализм видит главный смысл развития науки в прибыльной рационализации технико-технологической базы общественного производства. В. И. Ленин и И. В. Сталин показали, что дело строительства социализма требует иного подхода к управлению научно-техническим прогрессом (НТП). Социалистическая парадигма НТП включает его реально-гуманистический смысл и подчиняет его поэтапное ускорение во имя более полного удовлетворения растущих разумных потребностей нового общества. Праксиология как научная теория организации «хорошей работы» в какой-либо сфере общественной жизни показывает, что ленинизм является эвристичной позицией в понимании причинных факторов формирования постиндустриального общества социалистического типа.

Разработка основ научно-философской теории цивилизации — это одиннадцатый (заключительный) компонент ленинизма как марксизма современной эпохи. Касаясь в своих работах проблем развития цивилизации, В.И. Ленин опирался на те основы цивилизационного подхода к историческому процессу, которые заложили К. Маркс и Ф. Энгельс. Свобода и богатство в условиях машиногенной цивилизации капиталистического типа отняты у миллионов трудящихся и в избытке потребляются горсткой миллионеров, приводя их к расточительству, обжорству и гниению. Национально-освободительная борьба народов Востока — революционный путь к подъёму их цивилизационного уровня с помощью подъёма производительных сил при использовании передовых достижений научно-технического прогресса. Учитывая специфику российской цивилизации, В. И. Ленин и его соратники, наследники развернули культурную революцию и использовали для построения основ цивилизации социалистического типа такие «предпосылки цивилизованности», как установление Советского народовластия, ликвидация помещичье-капиталистического господства, планомерное развитие социалистической экономики, научная образованность трудящихся и высшая техника.

Такова в моём представлении современная структура ленинизма как марксизма современной эпохи. Системное развитие этой структуры, её обогащение и возможное уплотнение будут, вероятно, результатом действия в XXI веке тех же пяти источников, на которые указано в начале данной статьи.

Примечания:

1 Александр Зиновьев о русской катастрофе. Из бесед с Виктором Кожемяко. — М., Алгоритм, 2009, с. 13.

2 Сталин. Энциклопедия / Сост. В.В. Суходеев. — М., 2007, с. 366.

3 Программа Коммунистической партии Российской Федерации. — М., 2008, с. 4.