Содержание материала

ЗУЙКОВ Владимир Андреевич,
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

ЛЕНИН И МОЛОДЕЖЬ

Во всей своей работе В. И. Ленин всегда уделял особое внимание молодежному вопросу и молодежи, теоретической и практической деятельности по воспитанию и образованию трудящихся.

Поистине крылатой стала фраза В. И. Ленина «Учиться, учиться, и учиться», которую он употребляет в статьях «Попятное направление в русской социал- демократии», «Лучше меньше, да лучше» и ряде последующих выступлений.

В 1903 году в выступлениях по вопросу об учащейся молодежи он отмечал: «... ложные друзья подходят к молодежи с уверениями, что ей не надо разбираться в разных течениях ... Мы же ставим главной целью выработку цельного революционного миросозерцания, а дальнейшая практическая задача состоит в том, чтобы молодежь, организуясь, обращалась к нашим комитетам».

И такое внимание к молодежи не случайно. В статье «Эра реформ», комментируя принятие закона о фабричных старостах, Ленин отмечал тот факт, что молодежь — «наиболее беспокойный элемент фабричного населения», каковым, «по данным департамента полиции являются лица в возрасте от 17 до 20 лет».

Уже революция 1905 года наглядно показала, что, действительно, именно молодежь является наиболее активной и самоотверженной частью массового революционного движения.

В 1906 году в работе «Кризис меньшевизма» Ленин цитирует слова Фридриха Энгельса: «Разве не естественно, что у нас, партии революции, преобладает молодежь? Мы партия будущего, а будущее принадлежит молодежи. Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь. Мы партия самоотверженной борьбы со старым гнильем, а на самоотверженную борьбу всегда первою пойдет молодежь» и заключает: «. предоставим лучше кадетам подбирать «уставших» старцев в 30 лет, «поумневших» революционеров и ренегатов социал-демократии. Мы всегда будем партией молодежи передового класса!».

В статье «Рабочий класс и неомальтузианство» (1913) Ленин пишет: «Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят». Таким образом, он видел смену поколений как явление развития общества, а в следующем поколении — подрастающую смену нынешнего.

В статье 1916 года «Военная программа пролетарской революции», помимо развития собственно теории пролетарской революции, Ленин обосновал необходимость обучения молодежи военному делу.

В декабре 1916 года в статье «Интернационал молодежи» еще раз возвращается к проблеме взаимодействия между поколениями революционеров: «Нередко бывает, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы». Таким образом, Ленин обозначает необходимость искать к молодежи правильный подход.

После Октябрьской революции 1917 года молодежная политика становится одной из важнейших составных частей политики партии большевиков во главе с В.И.Лениным, ей непрестанно уделяется самое пристальное внимание.

На 1-м съезде просвещенцев Ленин как-то сказал: «Победы революции может закрепить только школа». Впоследствии в беседе с Луначарским он добавил: «Я хотел этим сказать, что воспитанием будущих поколений закрепляется все то, что завоевано революцией».

В программу партии большевиков в 1917 году вводятся изменения, в частности, гарантируется бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей обоего пола до 16 лет, запрещается предпринимателям пользоваться трудом детей в возрасте до 16 лет, указывается на необходимость тесной связи обучения с детским общественно-производительным трудом. В последующем это положение стало толчком к развитию молодежных трудовых отрядов.

Выступая перед участниками I Всероссийского съезда по просвещению в августе 1918 года, В.И. Ленин заложил принципиальные основы политики Советской власти в области народного образования. Он считал дело народного образования важнейшей составной частью той борьбы, которую Советская власть вела с буржуазией. «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие».

Правительством В.И. Ленина инициированы масштабные программы по ликвидации безграмотности и беспризорности. Основы для этих программ заложили Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский) и Наркомпрос РСФСР. В результате их реализации и дальнейшего развития массовая беспризорность в России была практически ликвидирована, что было отмечено в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности .» (1935). К успехам ленинской политики особенно важно обратиться сегодня, когда с начала 1990-х годов в России произошел новый всплеск беспризорности, растет безграмотность среди подростков и молодежи.

В октябре 1918 года I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи провозгласил создание Российского Коммунистического Союза Молодежи. Впервые в истории была создана молодежная организация нового типа, применен новый подход к воспитанию подрастающего поколения. В дальнейшем, в ходе гражданской войны и интервенции, Великой Отечественной войны и социалистического строительства, комсомол, получивший в 1924 году имя Ленина, не раз продемонстрировал достоинства этого нового подхода.

Настоящим политическим завещанием для молодежи стала речь Ленина, сказанная им на 3-м съезде РКСМ 2 октября 1920 года. Слова, сказанные Лениным на съезде, легли в основу программных положений коммунистических союзов молодежи по всему миру. Главная цель — молодежь должна учиться коммунизму, но это изучение не должно быть простым усвоением того, что написано о коммунизме.

«Быть членами союза молодежи, — значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состоит коммунистическое воспитание...

Союз коммунистической молодежи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин...

И надо, чтобы все увидели, что, всякий, входящий в союз молодежи, является грамотным, а вместе с тем умеет и трудиться».

«Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, — говорил Ленин,— чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития». В работах и выступлениях, посвященных воспитанию молодежи, Ленин отмечал направленность молодежной политики и воспитания в Советской России на создание гармонически развитого человека, человека-творца.

В.И. Ленин придавал очень большое значение политехническому образованию молодого поколения. В сформулированных им пунктах программы РКП(б), касающихся общего и политехнического образования, а также связи обучения с детским общественно-производительным трудом, Ленин определял политехническое образование как знакомство в теории и на практике со всеми главными отраслями производства.

Идеи ленинской молодежной политики особенно актуальны на сегодняшний день. Их актуальность тем более очевидна, чем больше политика, проводимая в Советской России партией большевиков под руководством В. И. Ленина контрастирует с той политикой, которую проводит сегодняшнее правительство. Чем больше неотрывный характер советского образования от производства и производительных сил контрастирует с образованием сегодняшнего дня, самым вопиющим образом оторванным от реальной производительной деятельности. Чем больше общедоступность советского образования контрастирует с неуклонно снижающейся доступностью качественного образования сегодня, когда вновь для одних даются все блага техники и культуры, а другие лишаются самого необходимого — просвещения и развития. Когда происходит то, против чего успешно боролся Владимир Ильич Ленин.