Содержание материала

КУСТОВ Вадим Михайлович,
студент факультета философии и культурологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина

ПАМЯТНИК В.И. ЛЕНИНУ У ФИНЛЯНДСКОГО ВОКЗАЛА

СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Каким бы ни было отношение к советскому периоду нашей истории, уже невозможно вычеркнуть 80-летие этой эпохи, ставшей теперь достоянием истории ХХ века. Этот исторический период стал и предметом культуры. И создал «Culturu soveticus» — направление соцреализма, не просто художественное направление, а целую эпоху соцреализма. В первую очередь это нашло своё отражение в мемориальной лениниане, которая основана на увековечивании исторических событий через памятники культуры. Таким местом является историко-культурный музейный комплекс в Разливе, включающий в себя музей «Шалаш Ленина» и музей «Сарай». Это, несомненно, и памятник Ленину у Финляндского вокзала, они связаны с реальными историческими событиями, которые соединяют между собой Разлив и памятник. И поэтому они действительно являются мемориальными и аутентичными во времени и пространстве.

Петербург, как никакой другой город, даёт богатый материал для обращения к теме мемориальной ленинианы, как показал ещё Анциферов в своей книге «Душа Петербурга». В ней же памятник «Медный всадник» им назван «Genius Loc» — Божество местности. Это символ города. Его визитная карточка, тот логотип, знак, который не только представляет Петербург, но и сразу становится узнаваем, ассоциируясь с городом. Кроме него, у Петербурга есть ещё 3 таких символа. Это Ангел на шпиле Петропавловского собора — связан с местом основания города и его именем. Кораблик на шпиле Адмиралтейства — символ морского города, города-порта, олицетворяющий исторические и политические задачи «открытых ворот в Европу». И, наконец, памятник Ленину у Финляндского вокзала, ставший символом уже другой эпохи.

Таким образом, мы имеем 4 городских символа: 2 шпиля с парящим над городом ангелом и плывущим в небесах кораблём. И 2 памятника: на одном — скачущий царь-реформатор, основатель города; на другом — вождь революции, призывающий въехать вслед за ним на броневике в светлое будущее. Действительно, оба призывали и вели Россию к переустройству не только в государственно-политической области, но и в культуре и духовной сфере. За свою недолгую историю город получил несколько сравнительных эпитетов и несколько раз сменил своё имя: Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград, с именем Ленина из своих 300 лет он прожил 67 (1924-91 гг.), почти четвёртую часть своей жизни, что отразилось и на истории города, его культуре, запечатлелось в его облике. У памятника Ленину у Финляндского вокзала две исторических судьбы: первая — это стоящие за ним исторические события и вторая — история создания памятника. Проследив их, мы сможем понять, какое место он занимает в истории и культуре нашего города и даже двух стран — России и Финляндии, выявить семантические связи этого памятника.

3 апреля 1917 года, на Пасху, Ленин вернулся после длительной эмиграции. Он выходит на площадь и произносит с броневика пламенную речь, призывающую к борьбе за социалистическую революцию. После этого броневик отправился к особняку Кшесинской, где находился ЦК большевистской партии. Этот исторический эпизод запечатлен в памятнике В.И. Ленину, который был торжественно открыт 7 ноября 1926 г. у старого здания вокзала. Это одно из первых произведений монументальной ленинианы. Его авторы — скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко и В.Г. Гельфрейх создали яркий и впечатляющий образ. Композицию монумента отличает подчеркнутый динамизм. Всеченные друг в друга блоки черного гранита пьедестала завершает изображение башни броневика. Стремительный разворот фигуры вождя усилен энергичным жестом руки.

После смерти Ленина встал вопрос, как увековечить память о нём. Решили поставить памятник. Место определили у Финляндского вокзала, где Ленин, вернувшись в апреле 1917 г. из эмиграции, призвал к борьбе за революцию. В этот же день 1924 г. состоялась закладка памятника. Объявили всесоюзный конкурс. Конкурс ставил условие: памятник не должен быть ни отвлечённо символическим, ни аллегорическим. В августе прошёл конкурс и ни одна из 61 работы не получила одобрения комиссии. На втором этапе выбрали авторов наиболее удачных проектов. Поручили создание памятника авторскому коллективу: архитекторам Щуко и Гельфрейху и скульптуру Евсееву.

Среди проектов, представленных на конкурс, есть несколько, которые заслуживают внимания, причём не из числа признанных удачными. Архитектор Троицкий: над спиралью гранитных ступеней со стилизованным броневиком и маленькой фигурой оратора вздымалась длинная игла. Он предложил радикально перепланировать всю прилегающую территорию — продолжением площади должен стать бульвар, широко раскрывающийся к Неве и заканчивающийся торжественным гранитным спуском. Модель скульптора Манизера и архитектора Фомина была перифразом «Медного всадника».

Щуко и Гельфрейх ещё до начала конкурса в январе предлагали установить памятник на Троицкой площади (Революции) у самого берега Невы рядом с Петропавловской крепостью, перед особняком Кшесинской. Прямо из воды должна была вырастать высокая башня-пьедестал, на ней — статуя Ленина, уходящая в небесную высь. Памятник должен был господствовать над окрестностями, 2/3 башни уже выходили на высоту шпиля Петропавловского собора вместе с ангелом. Башня представляла огромное сооружение, в ней могли поместиться трансформаторная станция, символизирующая мощность Волховской ГЭС, радио- и метеорологическая станции.

7 ноября 1926 года состоялось открытие существующего памятника. Монумент установили в конце пересечённой трамвайными путями небольшой площади, между угловым входом в вокзал и Симбирской улицей. Памятник был окружён тротуаром из каменных плит и чугунными тумбами с цепями.

Как отмечали сами создатели памятника, они стремились к простоте и реалистичности. Евсеев старался создать реалистичный узнаваемый портрет, характеризующийся внутренней содержательностью и соответствующий исторической правде. Это же отметил и Щуко: я не собирался символизировать учение Ленина. Был взят конкретный момент его речи 16 апреля 1917 г. на Финляндском вокзале — именно заключительные слова этой речи: «…И да здравствует социалистическая революция во всём мире!» Поэтому и место установки, и композиция, и надпись, да и вся трактовка тесно связаны с конкретным сюжетом, посвящённым известному историческому событию.

Силуэт памятника стал одним из символов Ленинграда. Памятник изменил весь вид площади, став её доминантой, вокруг которой сформировался весь архитектурный ансамбль. В 1926-1927 гг. площадь перепланировали, снесли старые сараи, была проложена Аллея Ленина. Аллея открыла перспективу на памятник Ленину с Невы. Изменили ориентацию памятника. Первоначально он должен был быть повёрнут к вокзалу. В 1946-1957 гг. площадь была реконструирована по проекту архитектора Баранова. Памятник Ленину перенесен в центр новой площади, передвинут на 180 метров и поднят выше за счёт холма, вокруг был разбит парадный сквер. Вокруг него сформировался весь архитектурный ансамбль. По обе стороны площади выросли новые здания.

Главным звеном ансамбля стало новое здание Финляндского вокзала, возведенное в 1955-1960 гг. Центральный ризалит старого вокзала включен в один из корпусов нового вокзального здания. В историческом помещении открыт памятный Ленинский зал. Часовую башню венчает шпиль. В левом крыле вокзала размещена станция метро «Площадь Ленина», открытая 1 июля 1958 г. Ее вестибюль украшен архитектурным мозаичным панно «Выступление Ленина у Финляндского вокзала». Завершением композиции архитектурного ансамбля площади стал парадный спуск к Неве, сделанный в конце 60-х гг. Поставил последнюю точку в архитектурной мемории Финляндского вокзала паровоз.

Исторический паровоз с номером 293 установлен 4 ноября 1964 г. на вечную стоянку в мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Ленинграде. Он курсировал между Петербургом и Райволой. На нем в 1917 г. дважды перевозили через финляндскую границу Ленина. В 1918 г. паровоз потерпел аварию. В 1920 г. его использовали для вождения пригородных поездов, а в 1924 г., вместе с другим имуществом, передали Финляндской железной дороге. В 1947 г. удалось узнать, что 293-й приписан к депо города Тампере. 13 июня 1957 г. в Хельсинки состоялась торжественная церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, 20 июня состоялась торжественная встреча в Ленинграде. Так в год празднования 250-летия Ленинграда город Ленина получил ещё один подарок и вместе с этим увековечил в очередной раз память вождя. Об этом свидетельствует текст на паровозе на русском и финском языках. Этим событием замкнулся круг создания памятника, из которого вырос целый мемориал, к тому же имеющий подлинную историческую реликвию, которая связала воедино и историю с памятником, и исторический путь вождя мирового пролетариата, и две страны.

Памятник вне зависимости от исторических событий стал жить своей самостоятельной культурной жизнью. По сути с 1950-х гг. он стал одной из визитных карточек города. Ни один путеводитель, альбом, набор открыток, сувенирная продукция, значки и марки, посвящённые Ленинграду (не говоря о миллионных изданиях ленинианы) не обходились без его воспроизведения. Нередко он открывал издания или помещался на обложке, ему посвящались и отдельные издания. Памятник появился на трёх медалях: «В память 250-летия Ленинграда» (нагрудной и настольной) и в 1965 г. «Родившемуся в Ленинграде». Само данное историческое событие стало предметом кино, изобразительного искусства и, конечно, литературы: воспоминаний, рассказов и стихов.

В лениниане Финляндского вокзала, кроме связи с историческими событиями, усматриваются ещё ряд интересных совпадений. Финляндская железная дорога была открыта для регулярного сообщения в 1870 году — в год рождения Володи Ульянова. Улица, на которой стоит Финляндский вокзал с 1858 г. называлась Симбирской, в честь города, в котором родился Ленин. 22 апреля 1927 г. Симбирская улица была переименована в ул. Комсомола. Сам город трёх революций, как и площадь у вокзала, получил имя Ленина в 1924 г. А железная дорога стала Октябрьской.

Днём рождения Финляндской железной дороги считается 12 сентября н. ст. Этот день связан с перенесением мощей Александра Невского в Петербург.

6 декабря 1917 г. Финский сенат провозгласил независимость. Этот день является одним из главных национальных праздников Финляндии. Он совпадает с днём памяти св. кн. Александра Невского. В знак признательности дарования независимости Финское правительство преподнесло легендарный паровоз.

В последний день 1917 года Декретом Советского правительства Финляндской республике была дарована независимость. В этот день была организована встреча первого советского Нового года Выборгским районным Советом в районном штабе Красной гвардии, Ленин выступал перед рабочими и красноармейцами Выборгской стороны в здании Михайловского Военноартиллерийского училища (Военно-артиллерийская академия, ул. Комсомола 22). В память об этом событии на здании академии имеется мемориальная доска.

На семантические связи памятника «Ленин на броневике» обратил внимание Иосиф Бродский в сопоставлении с «Медным всадником». Оба памятника он считал самыми замечательными монументами в Ленинграде. И отмечал, что для понимания их символики надо принять во внимание различие их местоположения. У Петра, сидящего на вздыбленном коне, с одной стороны — Сенат и Синод, с другой — Адмиралтейство, сзади — Исаакиевский собор, а указывает он на Академию наук. Ленин же, стоя на броневике у Финляндского вокзала, имел сбоку райком партии и «Кресты», сзади — вокзал (на всякий случай), а указывал он на Большой дом (здание КГБ на Литейном).

Действительно время вносит свои коррективы и помогает по-новому посмотреть на феномен культуры и его интерпретировать. Начнём с вокзала, достаточно вспомнить, что в данном направлении Ленин не раз отправлялся и возвращался из эмиграции, о чём и напоминает нам паровоз. Зато скромные царские апартаменты в здании вокзала сменились Ленинским залом.

Данный городской ансамбль обязан своим рождением памятнику и со временем он стал восприниматься не так, как в год открытия. И здесь уместно сопоставить его с «Медным всадником». Как писал сам Щуко сразу после открытия: «Ввиду предстоящего переустройства площади памятник, стоящий на берегу Невы, и простёртая рука вождя явится мощным контрастом памятнику Петра». Альтернатива налицо, если ещё вспомнить проекты самого Щуко и Фомина. Несомненно, здесь заявка и на новую доминанту в городском ансамбле и новый символ. Видимо, такой вариант не был случайным, что подтверждают выше приведённые слова Щуко — одного из создателей этого памятника. Если бы осуществился его первый проект и памятник стоял на площади Революции у особняка Кшесинской, получился бы интересный перекрест: два шпиля друг против друга и «Медный всадник» в перекрест с памятником Ленина.

В общем, всё, что мы видели ещё на стадии проектов, в совокупности нашло своё решение и воплотилось, создав архитектурный ансамбль площади у Финляндского вокзала. Причём он получился в петербургской традиции. Выход памятника к Неве характерен для городской скульптуры такого масштаба. Это не только «Медный всадник», можно вспомнить о памятнике Суворову. Ещё один из символов города — шпиль — также предлагался на стадии проектов, он нашёл своё воплощение в новом здании вокзала, которое и увенчал вместе с символом новой эпохи — пятиконечной звездой.

Площадь играет важную роль в городском ансамбле, выполняя функцию культурной семантики повседневного пространства. Наличие памятника указывает на конкретность коллективной памяти во времени и пространстве. Для её конкретики создаются точки кристаллизации, связанные с каким-либо событием. Её функцию выполняет памятник. Для каждой социальной группы существует укорененное воспоминание, что мы и видим в идее памятника. Таким образом, памятник, установленный в определенном месте, является доминантой, организующей пространство вокруг него, а также выражает смысл, который сконцентрирован в нём. Из этого можем заключить, что памятник неотделим от истории, свидетелем которой он собственно и является, и в то же время — от окружающей среды, где он расположен.

Подводя итог сказанному, можно заключить: памятник Ленину у Финляндского вокзала есть символ эпохи, исторического события, который несёт образное свидетельство.

Памятник у Финляндского вокзала является знаковым, безусловно, он стал символом своего времени. Этот памятник является не только одним из первых монументальных творений ленинианы, но и считается одним из лучших с художественной точки зрения памятников Ленину. Волей судьбы он встал в один ряд с традиционными символами города.