Содержание материала

ИВАНОВА Наталья Леонидовна,
доцент кафедры истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

РАЗГОВОР С ЛЕНИНЫМ

Так была озаглавлена статья в английской газете «The Guardian» 4 декабря 1919 г. « Я не обнаружил и следа показной роскоши, о которой столько приходилось слышать. Могу без сомнений сказать одно: он произвел на меня впечатление человека с ясным и холодным умом, абсолютно владеющего собой и предметом разговора . ». С этих строк я начинаю разговор о Владимире Ильиче Ленине в студенческой аудитории.

Преподавать историю в высшем учебном заведении в настоящее время не только интересно, но и очень ответственно. Современная молодежь стремится разобраться в острых вопросах различных периодов истории Отечества. Огромный поток информации, публикаций ставит студентов перед выбором в оценках событий и роли исторических личностей.

Курс отечественной истории дает возможность помочь студентам не только изучать историю, но и формировать свое отношение к историческим событиям. Личность Владимира Ильича Ленина у сегодняшней молодежи вызывает достаточно большой интерес.

Информация о жизни и деятельности В.И.Ленина, которой владеют студенты, разноречива.

На страницах периодической печати авторы стремятся как можно больше поведать молодежи о личной жизни, родословной семьи Ульяновых, о периоде эмиграции. На лекциях рекомендую литературу, которая поможет разобраться в лабиринтах истории.

Большой интерес студенты проявляют, листая газету «Петроградская правда» от 26 января 1924 года. Рассматривая схему генеалогического древа рода В.И.Ульянова (Ленина), задают много вопросов, например, какие профессии преобладали.

Родословная семьи Ульяновых, судьба Александра Ульянова, материнский подвиг Марии Александровны Ульяновой — это лишь небольшой перечень тем, которые обсуждаются в студенческих аудиториях.

Молодежь интересует, какие условия были у Владимира Ильича в подполье. История последнего подполья вызывает желание посетить эти места. Так в мае 2009 года студенты юридического факультета были на экскурсии по историческим местам Сестрорецка. Ленинские места в Разливе произвели на них большое впечатление. В проведении занятий по истории революционного движения, рассказывая о событиях начала XX века, стараюсь использовать больше фактического материала, воспоминаний современников, давая возможность студентам самим анализировать обстановку в стране. Событие, произошедшее 1 апреля 2009 г. с памятником В. И. Ленина у Финляндского вокзала, в студенческой аудитории вызвало много вопросов и откликов. Думаю, что тот факт, что они не остались равнодушными к случившемуся, — следствие повседневной работы по исследованию и изучению истории России.

Аллен Даллес, бывший шеф ЦРУ в «Размышлениях о реализации американской послевоенной доктрины против СССР» в 1945 г. писал: «Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее».

Преподавателям исторических дисциплин, краеведам, ветеранам и просто неравнодушным людям надо помочь молодым людям в выборе правильного пути в это непростое время.