Содержание материала

КОМОЛОВА Ирина Игоревна,
помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

ЛЕНИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕВЫЕ СМИ

Изучая практику создания и работы современных СМИ левых и социально-протестных движений, я прихожу к выводу, что актуальность работы Ленина «Что делать?» в наши дни трудно переоценить. Поскольку сегодня ни одна из известных мне газет, а теперь и интернет-СМИ, представляющие ведущие политические течения левого фланга, не соответствуют полностью ленинской концепции политической газеты.

Напомню, что сформированная Владимиром Ильичом в работе «Что делать?» концепция представляла газету прежде всего как наиглавнейшее общее дело, призванное сплотить разрозненных активистов для создания боевой партии.

Однако большинство нынешних активистов и редакторов соответствующих газет на этом понимании целей и задач СМИ и останавливаются. СМИ становится все больше рекламным продуктом, «впаривающим» свои идеи читателю, навязывающим их безапелляционно и без возможности узнать альтернативную точку зрения. Однако следует учесть, что, переходя на рельсы современной общебуржуазной концепции СМИ (реклама сделает все!), мы забываем, что получаем лишь ее минусы, но при этом теряем свои плюсы: читатели также перестают верить и нам, закрываются «антирекламными» шторками.

А между тем помимо агитационных и пропагандистских целей, Владимир Ильич Ленин ставил перед такой газетой организационную задачу. «Газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»! По мнению Владимира Ильича, у политической газеты обязательно должна быть сеть своих агентов и корреспондентов, фактически являющихся представителями местных организаций. И именно из «окологазетной» сети и будет пополнятся движение.

Схема читатель — сотрудник газеты — активист движения — вот краеугольный камень ленинской концепции газеты. Практически ни одна политическая сила так и не смогла реализовать этот ленинский постулат на практике. Газеты остались только агитаторами и пропагандистами. Но вот организаторов среди них так и не появилось.

Как ни печально, но гораздо больше ленинской концепции газеты соответствуют либерально-оппозиционные СМИ. Однако, у них усиленная ориентация на «практику» объясняется непопулярностью «теории» либералов среди простых граждан. А мы, левые, имея, пожалуй, самую привлекательную для читателей идеологическую матрицу, теряем сторонников из-за излишнего идейного снобизма. Мы слишком много говорим о защите Народа вообще, забывая (а иногда и специально игнорируя) интересы конкретных простых людей. И каждый конкретный читатель чувствует себя чуждым и нашей газете, и нашему движению, и, в конечном счете, нашей идеологии. И перестает читать такие газеты.

Непонимание задач, стоящих перед каждым конкретным изданием приводит к ситуации, когда газета создается и позиционирует себя для одной потребительской ниши, а распространяется в другой. Противоречие между «партийным» и «массовым» назначением СМИ вызывает излишние затраты, и неприятие ее основной массой потребителей.

Следует больше внимания уделять не прямой агитации за свои идеи, а освещению тех социальных вопросов — пусть малых с точки зрения большой политики, но тех, которые в данный момент волнуют большинство читателей той ниши, которую занимает СМИ. При этом обязательно нужно «правильно» разъяснить причины и последствия это проблемы.

Необходимо больше материалов, предлагающих конкретные шаги по решению этих проблем: координаты соответствующих государственных служб, бланки судебных исков, жалоб, способов проведения акций гражданского неповиновения и др.

Больше обратной связи читателей со СМИ: опросы, сборы подписей, по возможности (в интернет-варианте) — ответы на письма.

Необходимо давать дозировано альтернативную (разумеется, в рамках общих идейных концепций) точку зрения с соответствующими сдержанными комментариями. Это вызывает уважение.

Привлечение читателей в качестве корреспондентов. Это побуждает авторов участвовать в распространении СМИ. Создание из симпатизирующих читателей сети распространителей — друзей газеты. Такая работа будет выявлять и обучать будущих активистов движения.

Вывод: Левым и социально-протестным движениям необходимо переосмыслить общепринятые ныне цели, задачи и методы создания и распространения СМИ. Это касается всех средств массовой коммуникации — от печатных периодических изданий до интернет-СМИ.

Joomla templates by a4joomla