НАЛИВКИН Леонид Александрович,
кандидат исторических наук, научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда,
СОЛОВЬЁВА Зинаида Петровна,
заведующая научно-экспозиционным отделом Санкт-Петербургского музея Хлеба
ТАК СКАЗАЛ ЛЕНИН?!
Когда мы учились в школе (для большинства из присутствующих это было в советские времена), нас наставляли: учиться, учиться и учиться, — так завещал Ильич. Минимум дважды, а в средней школе — трижды мы по программе «изучали» работу В.И. Ленина, где непосредственно имеется эта фраза: «ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ», — его речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи, произнесённая 2 октября 1920 года. Слово «изучали» заключено в кавычки не случайно: поверив учебникам, почти никто не удосуживался пройти несколько шагов до школьной библиотеки и хотя бы перелистать данное произведение в отдельно изданной брошюре или Полном собрании сочинений В.И. Ленина. В точности завещания «Учиться, учиться и учиться» всех нас побуждал убедиться и транспарант, висящий, как правило, в фойе школы и продублированный в кабинетах — истории, русского языка и литературы и некоторых других.
И вот однажды классный руководитель одного из авторов этих строк, который являлся и учителем русского языка и литературы, задал нам вопрос: скажите честно, кто действительно прочёл «Задачи союзов молодёжи»? Поскольку отметки «не на своём» предмете он ставить не имел права, последовал общий честный ответ. Имя нашего классного руководителя — классного в прямом и переносном смыслах - Стуканов Арнольд Аркадьевич.
Итак, откроем издание названной работы В.И. Ленина. Для пущей убедительности мы нашли одну из более ранних публикаций — среди избранных произведений Владимира Ильича в двух томах, изданных Институтом Маркса-Энгельса-Ленина в 1946 году1 (далее в квадратных скобках указывается страница цитируемой или изложенной фразы).
Прежде всего отметим идейно-стержневую линию этой речи В.И. Ленина: постановка и разъяснение главной конкретно исторической задачи всех молодёжных организаций России — учиться создавать коммунистическое общество. А затем процитируем Ильича: «задача состоит в том, чтобы учиться» (курсив наш — авт.) [с. 644]. Таким образом, в терминологическом плане главную задачу — «учиться» — советские идеологи впоследствии, не мудрствуя лукаво, утроили.
Обратившись теперь к самому тексту, скажем: первой из задач, поставленных Лениным перед российской молодёжью двадцатых годов ХХ века, была «учиться коммунизму» [с. 645]. Для достижения этой задачи надо было взять из старой школы всё нужное, что ею было создано. В качестве примера В.И. Ленин приводит К. Маркса и созданное им учение [с. 647].
Далее эта первая задача конкретизируется: «Вот как надо поставить основные задачи, когда мы говорим о задаче научиться коммунизму» (курсив наш — авт.) [с. 649].
Первой основной задачей молодёжи В.И. Ленин называет «строительство коммунистического общества», добавляя, что эту задачу можно решить, «только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы» [с. 650].
Следующим тезисом Владимира Ильича был вопрос о том, «в чём должна состоять особенность наших приёмов». И здесь оратор в первую очередь останавливается на вопросе о морали: «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали» (курсив наш — авт.) [с. 650]. А в чём, по Ленину, состояла «главная особенность того, что является основной задачей союза и организации коммунистической молодёжи»? — торгашества не допускать, иначе «всё скатится назад, к власти капиталистов, к власти буржуазии, как это бывало не раз в прежних революциях» [с. 653]. Собственно говоря, в речи В.И. Ленина на этом заканчиваются ответы на вопросы — чему надо учиться и что нужно взять из старой школы и старой науки, после чего он отвечает на вопрос — как этому надо учиться, приведя три конкретных примера.
По поводу задачи ликвидации безграмотности Ленин приводит пример, казалось бы, довольно далёкий от главной задачи, — работу на пригородных огородах: «нужно, чтобы более сознательные элементы взялись за дело, и вы тогда увидите, что огороды увеличатся, площадь их расширится, результаты улучшатся» [с. 656].
Второй пример — организация обучения молодёжи на местах - прямо на фабриках или заводах [с. 657].
Третий пример — организация в деревне или в своём (городском) квартале обеспечения чистоты или распределения пищи [с. 657].
Кстати говоря, в этой же речи В.И. Лениным называется, пусть и приблизительно, но и не расплывчато, время наступления коммунистического общества — через 10-20 лет, то есть в 1930-1940 годах [с. 658].
Внимательно ознакомившись со всем текстом «Задач союзов молодёжи», мы так и не нашли заветного выражения: «Учиться, учиться и учиться». Иначе говоря, здесь речь идёт о так называемом «крылатом выражении», существующем отдельно от первоисточника. Нет сомнения, что каждый может вспомнить подобный пример — хотя бы такой, как поговорка: «Растекаться мыслью по древу». (На самом деле автор «Слова о полку Игореве» просто сравнивал свои стихи с мыслью — то есть белкой, скачущей по дереву). Однако терминологическое «жонглирование» идейным наследием Ильича оказалось далеко не безобидным явлением, став, на наш взгляд, одной из катализаторов процесса деленинизации массового сознания в постсоветском обществе.
Примечания:
1 В.И. Ленин. Задачи союзов молодёжи / В.И. Ленин. Избранные произведения в двух томах. Издание четвёртое. Том II. Госполитиздат, 1946. С. 644-658.