ЕРЁМЕНКО Владимир Иванович,
доктор философских наук, советник председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
ЛЕНИН И СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОППОЗИЦИИ
Мы рассматриваем политическую оппозицию в двух значениях. В широком смысле — это процесс противоборства политической партии (партий) с правящей партией, правительственным курсом или иной политической силой, как правило, находящейся у власти. В узком смысле — это способ защиты своих собственных политических взглядов, идей с целью расширения числа сторонников. Конечной целью деятельности политической оппозиции является завоевание политической власти или достижение доминирующего положения в политической системе.
Оппозиция может существовать в форме партийной борьбы, фракционной деятельности в представительных органах власти, сформированных на партийной основе. Оппозиционными могут быть отношения в структурах государственной власти: между исполнительной и законодательной властями, между президентом и премьером и т. д. В современной литературе рассматриваются и иные формы оппозиции: системная и внесистемная, умеренная и радикальная, конструктивная и деструктивная, демократическая и антидемократическая, либеральная, социалистическая, консервативная.
Политическая оппозиция — необходимый и желательный элемент политической жизни. Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе, государстве, политической системе существуют иные, нежели официальные, точки зрения, альтернативные программы общественного развития.
Ленинская концепция политической оппозиции
В начале XIX века, накануне второго съезда РСДРП, Ленин в условиях острой идейной борьбы внутри социал-демократии и рабочего движения обосновывает необходимость создания политической партии нового типа. Эта партия является революционной и выступает политическим вождем пролетариата. Наряду с этим Ленин определяет ее как оппозиционную партию по отношению к правящему режиму. Царское самодержавие, говорил Ленин, выступает злейшим и опаснейшим врагом пролетариата и культурного развития всего общества. Поэтому партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его республикой.
Природа оппозиционности РСДРП, по его мнению, вытекает из классовой сущности партии и ее идеологии, из противоположности классовой природе политических сил, поддерживавших монархию.
В работе «Что делать?» В.И. Ленин подчеркивает, что рабочая партия — это партия социализма. Социализм выступает идеологией партии, ее политической теорией и смыслом практической деятельности. «Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет»1. Ленин убежден, что никакой третьей идеологии человечество, раздираемое классовыми противоречиями, не выработало. Партии, исповедующие социалистическую или буржуазную идеологию, оппозиционны по отношению друг к другу по своим целям, методам борьбы и классовой сути. Они могут заключать временные тактические союзы, но в долговременной перспективе их пути разойдутся, поскольку их цели — взаимоисключающие. В конечном счете, они неизбежно будут вести борьбу друг с другом за достижение своих собственных целей.
Ленин иллюстрирует это положение на примере отношения коммунистов к оппозиционному движению либеральной буржуазии, выдвинувшему требование свободы совести. Он полагает, что коммунисты обязаны поддержать это требование. «Наш прямой долг — вмешиваться во всякий либеральный вопрос, определять свое, социал-демократическое, отношение к нему, прилагать меры к тому, чтобы пролетариат активно участвовал в решении этого вопроса и заставлял решать его по-своему. Кто сторонится от такого вмешательства, тот на деле, пасует перед либерализмом»2.
В борьбе за политическое освобождение у нас много союзников, утверждает Ленин, безучастно относиться к которым непозволительно. «Партия пролетариата должна уметь ловить всякого либерала как раз в тот момент, когда он собрался продвинуться на вершок, и заставлять его двинуться на аршин. А упрется, — так мы пойдем вперед без него и через него»3.
Оселком оппозиционности, по мысли Ленина, выступает соотношение экономических и политических требований в деятельности партии. «Экономическое» крыло в партии во главе с Мартыновым, не отрицая значимости политики, трактовало ее в тред-юнионистском смысле как наиболее эффективное средство борьбы за экономические реформы. Революционная социал-демократия всегда включала и включает в свою деятельность экономические требования, но они, по мнению Ленина, не могут преобладать в общем списке требований к государству как организованной политической силе. Партия требует от правительства — перестать быть самодержавным, без чего невозможны экономические преобразования.
Заметим, что экономические факторы не всегда в решающей мере формируют электоральное поведение. Случается, что оппозиционные партии получают на выборах значительную поддержку в ситуации, когда растут зарплаты и пенсии, и когда экономика на подъеме. Это означает, что правящий режим утратил доверие граждан и избиратели требуют политических изменений, которые для них в данный момент значат больше, чем экономическая стабильность.
Это положение подтверждается современной ситуацией на Ближнем Востоке и Северной Африке. В основе оппозиционных выступлений в этом регионе лежат, прежде всего, политические требования: уход несменяемых лидеров, уход несменяемых правящих партий, ликвидация жесткого контроля и цензуры СМИ.
Таким образом, оппозиционная партия — это партия политической борьбы, она исходит из первостепенного значения политической борьбы, поскольку «самые существенные, решающие интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями»4. Среди них: свержение самодержавия и установление демократической республики, сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа, всеобщее, равное и прямое избирательное право, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов и т. п.
Представляет интерес позиция В.И. Ленина относительно деятельности представителей оппозиционной партии в парламенте. Ленин рассматривает этот вопрос на примере третьей Государственной думы, которая начала свою работу 1 ноября 1907 г. Правые партии в думе составляли большинство, 306 человек из 439. Фракция социал-демократов насчитывала всего 19 человек. Было еще 14 трудовиков, которые потенциально могли стать союзниками. Поэтому В.И. Ленин определяет третью думу как «учреждение серьезного и делового союза контрреволюционных сил»5. Несмотря на это и весьма сложный внутрипартийный расклад, В.И. Ленин настаивает на целесообразности и необходимости участия фракции большевиков в работе Думы. При этом он формулируют следующие условия фракционной деятельности социал-демократов.
1. Парламентская деятельность фракции большевиков в Думе не является главной, основной, самодовлеющей. Ее деятельность — лишь одна из функций, подчиненная интересам рабочего движения в целом.
2. Фракция должна быть в постоянной связи с партией, не обособляться от нее. Она обязана проводить директивы партийных съездов и партийных центральных учреждений.
3. Фракция должна стремиться не к сделкам, не к торгу с властью, не к безнадежному штопанью режима, а постоянно отстаивать задачи социал-демократии с думской трибуны. Представители пролетариата в думе должны объяснять народу, что «третья дума не может служить его интересам, не может исполнить его требования и что это может сделать только полновластное учредительное собрание, выбранное всеобщей, прямой, равной и тайной подачей голосов»6.
4. Фракция обязана проводить интересы рабочего движения через свою законотворческую деятельность, а также использовать систему запросов. В этой работе фракция может привлекать другие левые силы (например, трудовиков), но «без каких бы то ни было отступлений от программы и тактики социал-демократии и без заключения какого бы то ни было блока»7.
В 1909 г. лидер партии кадетов П. Н. Милюков говорил следующее: «.Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция остается оппозицией его величества, а не ему величеству». В данном случае под «оппозицией его величества» П. Н. Милюков имел в виду союз кадетов и октябристов, которые в думе боролись с «врагами слева». Немногочисленная фракция социал-демократов была, несомненно «оппозицией ему величеству».
Современные проблемы российской политической оппозиции
Для того чтобы понять современное положение политической оппозиции в России, необходимо ответить на ряд вопросов.
1. Каковы критерии оппозиционности? Ответ на этот вопрос поможет отличить настоящую оппозицию от мнимой оппозиции.
2. Существует ли законодательные гарантии оппозиционной деятельности?
3. Имеется ли общественный запрос на оппозиционные силы и движения?
На наш взгляд, критериями оппозиционности могут служить следующие показатели: противопоставление своей политики политике правительства и правящей (проправительственной партии); преобладание политических лозунгов и требований над экономическими, что указывало бы на то, что оппозиционная сила ведет борьбу прежде всего за обладание политической властью; наличие программной цели на радикальное изменение политического и экономического строя.
Учитывая эти обстоятельства, мы можем классифицировать и относить к оппозиции следующие политические партии и объединения.
|
системные (парламентские) партии |
непарлам. партии, зарегистрированные Минюстом |
внесистемная оппозиция |
1. Противопоставление своих политик политике правительства и правящей партии |
КПРФ |
«Патриоты России» «Яблоко» |
«Солидарность» «Народно- демократичный союз» |
2. Преобладание политических требований |
КПРФ |
«Патриоты России» «Яблоко» |
--- |
3. Радикальное изменение строя (режима) |
КПРФ |
--- |
--- |
«Единая Россия» и ЛДПР не представлены в таблице «оппозиционности», так как являются по сути «акционерами» власти.
Таким образом, всем трем критериям соответствует только одна партия — КПРФ. Это позволяет, вопреки имеющимся эмоциональным суждениям, рассматривать ее как единственно последовательную оппозиционную политическую силу в Государственной Думе. Об этом говорят результаты голосования фракции КПРФ по внесенным законопроектам, по бюджету, по кандидатуре премьера и др. Однако у КПРФ в Думе всего лишь 57 голосов, что ограничивает ее возможности.
Кстати, сформулированные В. Лениным общие принципы оппозиционной деятельности РСДРП в буржуазном парламенте, если отвлечься от того, что выражало специфику исторического момента в работе третьей Государственной думы, актуальны и сегодня. Особенно злободневно звучит мысль о связи фракции и партии, поскольку действующее выборное законодательство в большей мере защищает интересы фракции, а не интересы партии. Абсолютно нелогичной выглядит ситуация, при которой депутат, исключенный из партии, сохраняет мандат и продолжает числиться в партийной фракции. Важным является и положение о защите интересов рабочих.
22 января 2010 г. состоялось заседание Госсовета по вопросам совершенствования и укрепления политических институтов Российской Федерации. К этому моменту было подготовлено около десятка концепций политической реформы. Фракция КПРФ в Государственной Думе подготовила законопроект «О гарантиях политической оппозиции», а «Справедливая Россия» предложила Закон о гарантиях парламентской деятельности, который определял бы права и обязанности не только оппозиции, но и доминирующей на данный момент партии.
Оппозиционные партии и движения требовали законодательно закрепить право на равный доступ к телеэфиру оппозиционных депутатов всех уровней; возможность формирования фракций независимо от численности депутатов; отменить досрочное голосование и открепительные талоны; переход к выборам всех уровней только по партийным спискам, вернуть выборность губернаторов и др.
К настоящему времени большинство предложений по реформированию политической системы, прежде всего по расширению политического плюрализма, закреплены законодательно. Вместе с тем, остается открытым вопрос о законодательном определении политической оппозиции и гарантиях ее деятельности. Отсутствует система мер, которая бы исключала распространенную практику подкупа избирателей, махинации при подсчете голосов, влияние на результаты выборов так называемого «административного ресурса». В преддверии предстоящих в декабре этого года выборов в Государственную Думу и региональные парламенты оппозиция не без оснований беспокоится, что реальное волеизъявление народа может быть искажено манипулятивными технологиями и подтасовками, что, в свою очередь, может поставить под сомнение легитимность избранных органов власти.
К сожалению, президент Д. Медведев, как нам кажется, недооценивает проблему фальсификации выборов. Он полагает, что «итоги региональных выборов отражают реальное положение политических сил в стране», а обвинения в адрес избирательной системы называет «разновидностью правового нигилизма». Если так считает президент, если он ограничивается тем, что «посылает в суд», то защищать избирателей, по большому счету, некому.
В большинстве западных стран нет системного конфликта между властью и оппозицией. Правящие и оппозиционные партии, имеющие свои альтернативные программы и идеологии, меняются местами в ходе выборов без революций, основы общественного строя остаются незыблемыми.
В России классическая оппозиция пока еще не сложилась. У большинства оппозиционных партий отсутствуют альтернативные программы, «теневые правительства», а партийная идеология — рыхлая и невнятная. Многие из них ограничиваются экономическими требованиями, которые и без того отражены в планах действующего правительства. Например, требование «Справедливой России» о повышении размера пенсии до 40% от заработной платы, или заявления «Правого дела» о снижении налоговой нагрузки на бизнес.
Возможно, это было связано не только с тем, что думские партии получили увеличенное в четыре раза бюджетное финансирование, доступ к СМИ, руководящие посты в парламенте, но и с отсутствием ярко выраженного общественного запроса на политическую оппозицию. По сравнению с ужасами девяностых годов людей в целом устраивала стабильность «нулевых», что, естественно, вело к снижению протестного потенциала.
На сегодняшний день ситуация меняется, социологи фиксируют рост протестных настроений в обществе, в основе которых не столько экономические, сколько политические факторы. Снижается поддержка политических лидеров и доминирующей партии, т. е. «Единой России». Нынешнее российское правительство превратилось в клуб олигархов при том, что 75-80% населения заявляет о невыносимых условиях жизни.
Все большее число людей сомневается, что в рамках существующей системы власти возможно преодолеть вопиющее расслоение в доходах, победить коррупцию и теневой финансовый капитал, ее питающий, обеспечить честную политическую конкуренцию, защитить интересы наиболее обездоленных групп населения, обеспечить доступность и качество медицинских услуг, проводить независимую внешнюю политику, восстановить надлежащую обороноспособность страны.
Среди оппозиционных партий КПРФ имеет хорошие шансы адекватно выразить и возглавить протестные настроения. Именно сегодня. Так складывается политическая конъюнктура.
В коммунистическом движении были попятные движения, которые сменялись скачками вперед. В настоящее время, на наш взгляд, сложились реальные предпосылки для нового скачка вперед.
КПРФ предлагает реальную альтернативу общественного развития в виде концепции «Социализм XXI века». Эта концепция предполагает национализацию сырьевых и добывающих отраслей, плановое хозяйство на основе рыночной экономики, политический плюрализм, многопартийность, независимые СМИ, независимый суд, социально ориентированное, демократическое, правовое государство.
Чтобы реализовать эту концепцию к власти должна прийти реальная оппозиция и получить в парламенте большинство голосов.
13 апреля 2011 г. на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга во время обсуждения законодательной инициативы фракции коммунистов по уточнению условий ограничения нахождения на президентском посту одного и того же лица, один из представителей парламентского большинства заявил буквально следующее: «КПРФ — это партия прошлого, партия «тутанхамонов» забинтованных, обмазанных эфирными маслами, как Ленин в Мавзолее, с пахнущими челюстями коммунистического режима... Ваш корабль пошел ко дну. До свиданья, товарищи коммунисты».
Предстоящие в декабре этого года выборы в Государственную Думу, скорее всего, опровергнут эту весьма неприличную антикоммунистическую тираду. Даже по оценкам аналитических центров, близких к «Единой России», КПРФ на выборах имеет реальные шансы закрепить статус второй политической силы, единственно реальной оппозиции «Единой России» и значительно увеличить свое представительство в Думе. Однако КПРФ как оппозиционная политическая партия должна в полной мере соответствовать сложившемуся в обществе «левому» запросу, не разочаровать своих избирателей, основу которых сегодня составляют городская интеллигенция и городской рабочий класс. Потому что второго такого шанса может и не быть.
Примечания:
1 Полн. собр. соч., т. 6, с. 39.
2 Полн. собр. соч., т.6. с. 268-269.
3 Там же, с. 370.
4 Там же, стр. 46. 40
5 Полн. собр. соч., т.23, с. 228.
6 Полн. собр. соч., т. 16, с. 180.
7 Полн. собр. соч., т.16, с. 173.