Содержание материала

 

ИЗ «ПОДАТНОГО СОСЛОВИЯ»

Астрахань. Тридцатые годы прошлого века. Вечером Казачью улицу на «Косе» скупо освещают редкие керосиновые фонари...

Еле вытаскивая ноги из густой, вязкой грязи, по улице медленно пробирается маленький мальчик. В одной ручонке он держит только что купленный в лавке чай. В другой крепко сжимает пятачок — сдачу, полученную с гривенника.

Дойти благополучно до дома мальчику не удается. Он так увязает в грязи, что ему приходится помогать себе руками. Испачканный, долго топчется Илюша у входной двери, не решаясь предстать в таком виде перед строгими глазами отца...

Это раннее воспоминание Ильи Николаевича Ульянова дошло до нас в записи его старшей дочери Анны Ильиничны.

Кто был отец И. Н. Ульянова, дед Ленина?

Когда в 1922 г. Владимир Ильич заполнял «Анкету для всероссийской переписи членов РКП (б)», он на вопрос об «основной профессии или занятии, должности, чине» деда с отцовской стороны ответил:

— Не знаю.

Основываясь на разысканиях астраханского краеведа П. И. Усачева, Мария Ильинична Ульянова в 1931 г. в своей книге об Илье Николаевиче писала, что его «отец жил в городе и служил в каком-то торговом предприятии (по профессии он был портным)».

Сотруднице астраханского архива Р. М. Мостовой удалось разыскать документы, проливающие более яркий свет на родословную Ульяновых. Важнейший из этих документов называется: «Списки именные ожидаемых к причислению зашедших беглых из разных губерний помещичьих крестьян».

В списке крестьян, «зашедших» в Астраханскую губернию до 1793 г., значится:

— Николай Васильев сын Ульянин... Нижегородской губернии Сергачской округи села Андросова помещика Степана Михайлова Брехова крестьянин, отлучился в [1]791 году.

В другом документе — «Перечне лиц мужского пола г. Астрахани для рекрутского набора 1837 года» — указывается, что Николай Васильевич Ульянин и его дети «коренного российского происхождения».

Итак, корни родословного древа Ульяновых уходят в нижегородскую землю, в самую глубь России...

Из документов, обнаруженных в Горьковском архиве, явствует, что дед И. Н. Ульянова Василий Никитич был дворовым человеком помещика Брехова и умер в 1770 г. в возрасте 37 лет. После него остались жена, Анна Семионовна, и сыновья Самойла, Порфирий и — младший — Николай.

В 1791 г. крепостной крестьянин Николай Ульянин «отлучился» из родного Андросова и от «своего» помещика Брехова.

«Отлучился»... Что означает это туманное определение? Убежал, скрылся или уехал с разрешения помещика?

Некоторые полагают: убежал.

Именно в тот период возникла поговорка, свидетельствующая о том, что бегство крепостных от своих угнетателей-помещиков приняло массовый характер: «Нечем платить долгу — бежи на Волгу». Но был еще один вид «отлучки», имевший, так сказать, законный характер.

В некоторых случаях помещику выгоднее было облагать крестьян денежным оброком, допуская отходничество, т. е. временный уход крепостных в более или менее отдаленные районы. Основанием для такого ухода служил выдаваемый на руки отпускной билет.

В числе «зашедших билетчиков» значится в помеченном ноябрем 1799 г. указе Астраханской казенной палаты и Николай Васильевич Ульянин.

Бреховы пытались было подтвердить свои права на крепостного, в частности хотели привлечь его к рекрутской повинности. Но они упустили время.

Как «старозашедший», причисленный, по его просьбе к «казне», Ульянин стал недосягаем для крепостника.

«Зайдя» в Астраханскую губернию, Н. В. Ульянин (позднее он стал подписываться — Ульянов) поселился в Новопавловской слободе.

Как установил краевед А. С. Марков, автор интересного исследования «Ульяновы в Астрахани», селение Новопавловское находилось на берегу Волги, в 47 верстах от Астрахани.

Обосновавшись в Новопавловском, Николай Васильевич стал заниматься портняжным ремеслом. Однако работы в небольшом волжском селе не хватало, и мастер вскоре перебирается в город. Чтобы «узаконить» свое новое местожительство, он подает астраханскому губернатору «покорнейшее прошение»:

«Состою я окладом в оном селении, но имею жительство в городе Астрахани и произвожу портное мастерство. В селении же оного мастерства производить мне неприлично, а желаю приписанным быть в Астраханский посад. В таком случае Вашего сиятельства всепокорнейше прошу о записи меня в Астраханский посад. Не оставить рассмотрением и кому следует дать повеление».

Дата «прошения» — 27 января 1803 г. (здесь и в дальнейшем даты указаны ро старому стилю).

В 1808 г. Н. В. Ульянова причисляют к сословию мещан. Таким образом, из крепостных, а затем государственных крестьян он переходит в сословие городских «низов» — ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев и тому подобной «мелкоты», платящей подушную подать, подлежащей рекрутской повинности, ограниченной в свободе передвижения и даже могущей «на законном основании» подвергаться телесным наказаниям.

В конце 1811 г. в возрасте 42 лет П. В. Ульянов женится на дочери старосты астраханского мещанского общества Анне Алексеевне Смирновой. В 1812 г., четырех месяцев от роду, умирает его первый ребенок — Александр.

Затем появляются следующие дети: сын Василий, дочери Мария и Федосья.

14 июля 1831 г. рождается младший ребенок в семье — сын Илья.

Профессия портного помогает бывшему крепостному кое-как встать на ноги, купить у «лафетного подмастерья» Липаева дом на «Косе» — между Кремлевским бугром и Волгой (этот дом в несколько измененном виде сохранился до настоящего времени).

Но достатка в доме нет. Больше того. Ряд официальных документов свидетельствует, что Николаю Васильевичу до самой смерти приходится выплачивать различные долги и недоимки — и за вступление в портняжный цех, и за купленный в рассрочку дом, и по подушной подати, которую приходилось вносить за трех членов семьи мужского пола.

Дело дошло до того, что 5 июня 1836 г. Астраханская ремесленная управа вынуждена прийти на помощь «престарелому и в болезни находящемуся портному мастеру», выдав его жене «сто рублей биржевым курсом, каковая сумма и отчислена от портного цеха из ремесленной казны».

Это произошло незадолго до его смерти. В ревизской сказке астраханских мещан записано: «Николай Васильевич Ульянов умер в 1836 г.»

Семья, состоящая из вдовы Анны Алексеевны Ульяновой, братьев Василия и Ильи, сестры Федосьи (старшая сестра Мария незадолго до этого вышла замуж), осталась без всяких средств к существованию. Все заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына Василия. А ему только недавно исполнилось 17 лет.

«Не раз в жизни,— сообщает А. И. Ульянова-Елизарова,— вспоминал Илья Николаевич с благодарностью брата, заменившего ему отца, и нам, детям своим, говорил, как обязан он брату. Он рассказывал нам, что Василию Николаевичу самому хотелось очень учиться, но умер отец, и он еще в очень молодых годах остался единственным кормильцем семьи... Ему пришлось поступить на службу в какую-то частную контору и оставить мечты об образовании».

Василий Ульянов служит вначале объездчиком на соляных промыслах, а затем приказчиком в фирме «Братья Сапожниковы». На протяжении многих лет он безропотно тянет служебную лямку, отказывая себе не только в образовании, но и в создании собственной семьи...

«Но он решил,— пишет Анна Ильинична,— что, если самому ему учиться не пришлось, он даст образование брату»...

В 1843 г., после окончания уездного училища, Илюша Ульянов поступает в гимназию.

Что представляла собой в это время Астраханская 1-я мужская гимназия?

Ее директор докладывал в Казанский учебный округ: «Здание гимназии лишено необходимых удобств и вообще но устройству своему мало соответствует современным потребностям учебного заведения».

В отчете директора гимназии за 1844/45 учебный год говорится: «К успешному ходу преподавания мешал недостаток преподавателей по случаю выбытия или перевода. По неимению штатных учителей всегда являлось затруднение во времени исправления таковых должностей...».

И все же гимназисту Илье Ульянову на учителей везет.

Русскую словесность в Астраханской гимназии в то время увлекательно преподает Александр Васильевич Тимофеев, незадолго до зтого с золотой медалью окончивший Казанский университет.

Пройдут годы, и Илья Николаевич Ульянов станет вместе с Тимофеевым учительствовать в Пензе и Нижнем Новгороде, а с 1869 г. будет связан с ним по службе, как с инспектором Казанского учебного округа.

В гимназии и учебном округе трижды отмечаются сочинения по русской словесности, написанные Ульяновым. В 1847 г. (в четвертом классе) одобрения заслуживает его сочинение на тему «Объяснение некоторых синонимов», в 1850 г. (в седьмом, последнем классе) — сочинения «О сатирическом направлении в русской литературе» и «О вдохновении». -г

Пока удалось разыскать только последнее сочинение.

Отвечая на вопрос «Что такое вдохновение?», выпускник гимназии Илья Ульянов между прочим указывает: «В этом состоянии художник так пристрастен бывает к избранному предмету, что забывает все постороннее, он живет, он, так сказать, дышит только этим предметом».

«Пристрастие к избранному предмету», причем такое пристрастие, когда человек «живет», «дышит» любимым предметом — разве не это явится главной, отличительной чертой вдохновенного труда самого Ильи Николаевича Ульянова в продолжение всей его жизни?

Физику и математику Илюша Ульянов изучает в гимназии под руководством умелых преподавателей Н. М. Степанова, Ю. О. Озембловского, С. А. Колесникова и Е. К. Рихтера.

Николай Михайлович Степанов и Юлиан Онуфриевич Озембловский — ученики знаменитого математика, создателя неэвклидовой геометрии, выдающегося мыслителя-материалиста Н. И. Лобачевского. Сам Лобачевский в эти годы — помощник попечителя Казанского учебного округа. Вскоре мы узнаем о роли, которую сыграет этот великий ученый в судьбе Ильи Николаевича.

За два года до приезда Ульяновых в Симбирск Н. М. Степанов станет преподавателем математики Симбирской гимназии и у него в течение всего гимназического курса будут учиться сыновья Ильи Николаевича — Александр и Владимир.

Вполне возможно, что высокое учительское умение Н. М. Степанова и его коллег оказало влияние на выбор Ильей Ульяновым математических наук в университете для будущей своей педагогической специальности.

За успехи в учении Ульянов в гимназии два раза — в 1848 и 1849 гг.— получает денежное пособие (по 25 рублей). Это — все же подспорье к скудным заработкам брата Василия.

Директор Астраханской гимназии А. П. Аристов обращает внимание на талантливого ученика, и, когда Ульянов просит директора походатайствовать о «помещении его на одну из стипендий... в Казанский университет для дальнейшего образования», Аристов соглашается оказать ему содействие.

31 мая 1850 г., незадолго до выпуска, директор гимназии обращается к помощнику попечителя Казанского учебного округа Н. И. Лобачевскому со следующим письмом: «Ученик Ульянов ... с самого начала поступления своего в гимназию ... в каждом классе гимназии обучался постоянно при хороших способностях с весьма хорошими успехами, при отличном поведении и ежегодно был переводим в высшие классы с похвалою; и теперь оканчивает курс гимназического учения с весьма хорошими познаниями всех предметов; но очень недостаточное состояние родного его брата, его воспитывающего, преграждает этому даровитому мальчику путь к дальнейшему образованию умственных способностей в университете: он совершенно беден и круглый сирота».

«Принимая участие в судьбе Ульянова и желая с своей стороны подать способы к усовершенствованию его познаний и способностей», директор гимназии «осмеливается покорнейше просить его превосходительство, если можно будет, о помещении ученика Ульянова стипендиатом в Казанский университет... подобно тому, как оказано было такое снисходительное благодеяние ученику сей же гимназии Лебедеву в 1848 году».

Однако ходатайство директора не помогает принадлежащему к «податному сословию» Ульянову. О том, как реагирует управление Казанского учебного округа на прошение директора Астраханской гимназии, читатель узнает ниже. Увы, не Лобачевскому, а самому попечителю округа, богатому казанскому помещику Молоствову выпадет решать дать или не дать Ульянову стипендию...

19 июля 1850 г. И. Н. Ульянову выдают свидетельство об окончании гимназии.

В свидетельстве указывается, что сын астраханского мещанина Илья Ульянов «обучался в Астраханской гимназии с 7-го сентября 1843 по 10-е июня 1850 года; во все время учения своего был поведения отличного, и в преподаваемых предметах оказал успехи: в законе божием, священной и церковной истории отличные, русской грамматике и словесности отличные, математике отличные, физике отличные, истории хорошие, географии хорошие, законоведении отличные. В языках: французском отличные, немецком хорошие, в рисовании, черчении и чистописании отличные».

«В удостоверение чего,— говорится в заключение в свидетельстве,— с утверждения г[-на] попечителя Казанского учебного округа от 6 июля 1850 года за № 2875, дано ему, Ульянову, сие свидетельство за надлежащим подписанием и с приложением гимназической печати...»

Из четырех выпускников Астраханской гимназии 1850 г. один И. Н. Ульянов награждается серебряной медалью и получает звание личного почетного гражданина. И, тем не менее, «податное состояние», из которого он происходит, по-прежнему не дает ему «никаких прав для вступления в гражданскую службу».

Именно в начале 1850 г. публикуется правительственный циркуляр, рекомендующий принимать в университеты главным образом тех лиц, кто имеет право на вступление в гражданскую службу.

Классовый характер этого распоряжения и так ясен. Но царские чиновники не стесняются называть вещи своими именами. Министр народного просвещения князь Ширинский-Шихматов в своем докладе, на основании которого был издан циркуляр, с прямолинейностью полицейского держиморды открыто называет причину такого ограничения: «Лица низшего сословия, выведенные посредством университетов из природного их состояния, не имея по большей части никакой недвижимой собственности, но слишком много мечтая о своих способностях и сведениях, гораздо чаще делаются людьми беспокойными и недовольными настоящим порядком вещей...».

Трудно сказать, чего здесь больше — цинизма, сословного высокомерия или страха перед революционным движением низов. Во всяком случае цель одна — увековечить социальное неравенство, ни в коем случае не допустить, чтобы «лица низшего сословия» вышли из их «природного состояния» нищеты и бесправия.

Спустя 37 лет один из преемников князя Ширинского-Шихматова на посту министра народного просвещения, граф Делянов, также «озабоченный» тем, что образование выходцев из «низших классов» способствует их «озлоблению против существующего ... неравенства имущественных положений», издаст печально известный циркуляр о «кухаркиных детях».

Но время работает против царских обскурантов. Циркуляр 1887 г. вызовет гневный протест передовой части русского студенчества. И в первых рядах протестующих студентов выступит сын Ильи Николаевича, студент Казанского университета Владимир Ульянов...

5 августа 1850 г. выпускник Астраханской гимназии Илья Ульянов обращается к ректору Казанского университета, известному астроному Ивану Михайловичу Симонову с «покорнейшим прошением»: «Желая для окончательного своего образования выслушать полный курс в имп. Казанском университете по математическому факультету, осмеливаюсь утруждать ваше превосходительство покорнейшей просьбой о принятии меня в число своекоштных студентов, по выдержании мною установленного для поступления в университет экзамена».

К «прошению» прилагаются полагающиеся в таких случаях документы: 1) метрическое свидетельство, 2) «увольнительное от Астраханского мещанского общества свидетельство», 3) свидетельство «о здоровье и об оспе» и 4) свидетельство об окончании гимназии.

Но пресловутый циркуляр 1850 г. напомнил о себе.

Для того, чтобы быть зачисленным в университет, Илье Ульянову нужно выписаться из податных и представить обязательство Астраханского мещанского общества принять на себя платеж податей и отправление рекрутской повинности.

Астраханская городская дума выдает юноше Ульянову такое «свидетельство», но, вместе с тем, сообщает, что он может считаться уволенным лишь до новой переписи лиц «податного состояния». Университетскую администрацию это не удовлетворило, и зачисление Ильи Николаевича в университет происходит лишь условно.

Более полугода длится переписка между Астраханской думой и Казанским университетом. Только в феврале 1851 г. И. Н. Ульянова окончательно утверждают в числе студентов.

Молодому студенту помогает Лобачевский — на основании его разрешения Ульянова освобождают от платы за слушание лекций в университете. Но стипендию ему так и не удается получить.

Мы помним, что о предоставлении стипендии Ульянову ходатайствовал директор Астраханской гимназии Аристов. Попечитель Казанского учебного округа Молоствов отклонил это ходатайство. Почему? В своем ответе попечитель популярно объяснил директору гимназии, что стипендии имеют целью «облегчить лишь чиновникам способы к воспитанию детей. Но для приема Ульянова, принадлежащего к мещанскому сословию, ... в число стипендиатов ... нет достаточного основания».

Снова и снова Ульянову преподают урок классового самосознания: не забывай о своем «низком» сословии...

Ничего не поделаешь — студенту Ульянову приходится считаться с существующим «порядком» и полагаться только на себя.

«...Поступив на физико-математический факультет Казанского университета «на своем содержании»,— пишет М. И. Ульянова,— Илья Николаевич в значительной степени сам зарабатывал средства к жизни, давая частные уроки».

Наряду с лекциями в высшем учебном заведении он проходит и иной — жизненный — университет. И это принесло ему огромную пользу.

Один из первых биографов И. Н. Ульянова, его младшая дочь Мария Ильинична говорит по этому поводу: «Отцу рано пришлось изведать материальные лишения, он рано стал самостоятельным, сам пробивал себе дорогу в жизни, и это закалило его характер, выработало большую трудоспособность, строгое отношение к выполнению своего долга (пример чего еще в детстве подавал ему брат Василий). Эти черты вместе с большой настойчивостью в проведении намеченного плана всякой взятой на себя работы были характерны для Ильи Николаевича в течение всей его жизни».

 

Для того, чтобы лучше понять процесс формирования личности Ильи Николаевича Ульянова, надо полнее представить себе время, в которое он учился.

«Студенческие годы Ильи Николаевича,— рассказывает его старшая дочь А. И. Ульянова-Елизарова,— пришлись в тяжелое царствование Николая I, когда родина наша страдала под игом крепостного права, большая часть населения была рабами, которых владельцы их, помещики, могли сечь, ссылать в Сибирь, продавать, как скотину... Задавленная, забитая крестьянская масса была совсем некультурной, безграмотной... Было задавлено всякое проявление свободной мысли. Тяжелый гнет лежал и на студенчестве. Лишь в тесных кружках решалась молодежь отводить душу разговорами, петь свои запрещенные песни на слова Рылеева и других. Эти песни слышали потом от Ильи Николаевича его дети вдали от города, в прогулках по лесам и полям».

До сих пор обнаружено крайне мало сведений о годах учебы Ульянова в Казанском университете. Но косвенные данные позволяют в некоторой степени воссоздать картину его жизни в тот период.

Учившийся в Казанском университете в годы, непосредственно предшествовавшие поступлению в него Ильи Николаевича, писатель-публицист В. Н. Назарьев (с его воспоминаниями мы встретимся еще не раз) рисует быт «своекоштного» студента.

«Крепко засело и чуть ли не до настоящей минуты живет во мне,— вспоминает Назарьев,— чувство какой-то вечной тревоги и томительного ожидания, что вот-вот кто-нибудь остановит, накричит и оборвет за такие пустяки, как расстегнутый крючок или пуговица, несвоевременная отдача чести или за длинные волосы, считавшиеся несомненным признаком вольнодумства. Везде и всюду, на улице, в стенах университета, даже в театре, студент ... прежде всего думал о том, чтобы как-нибудь не попасться на глаза начальству...»

Единственным местом, по словам Назарьева, где студент мог отдохнуть от неусыпного надзора, была его квартира, но там, в четырех стенах обыкновенно мрачной и крохотной комнатки, его ожидало полное одиночество. Никого, кроме какой-нибудь ворчливой хозяйки или хозяина — мелкого чиновника, исправно напивавшегося после получения жалованья и всячески старавшегося увлечь за собой своего квартиранта, между тем как молодость требовала разнообразия, сочувствия и простора, а известная степень развития не уживалась с окружающей пошлостью.

Читая записки В. И. Назарьева, мы так и представляем себе «своекоштного» студента-бедняка Илью Николаевича Ульянова, ютящегося в самом убогом квартале города, «где-нибудь под крышей, в крошечной комнатке, куда обыкновенно вела крутая лестница, по которой непривычному человеку и ходить было страшно».

Таков или примерно таков быт Ульянова в его студенческие годы. Но он мало занимает неприхотливого юношу. Все его внимание отдано учебе.

Физико-математический факультет в описываемое время по составу профессуры считается лучшим в Казанском университете. К большому сожалению, Илья Николаевич не застает уже на кафедре математики знаменитого Лобачевского. Математику преподает его ученик, профессор Александр Федорович Попов, механику — талантливый педагог, декан факультета Петр Иванович Котельников.

Ульянову выпадает счастье слушать лекции выдающегося химика, создателя теории химического строения Александра Михайловича Бутлерова. Впоследствии его лекции в Петербургском университете будет посещать старший сын Ильи Николаевича Александр. Пораженный блестящими способностями Александра Ульянова, профессор Бутлеров выскажет пожелание, чтобы тот избрал своей специальностью химию...

Астроном и магнитолог Иван Михайлович Симонов, астроном и геодезист Мариан Альбертович Ковальский... Под руководством физика и метеоролога Александра Степановича Савельева студент Илья Ульянов в течение полугода занимается метеорологическими наблюдениями в университетской обсерватории.

Познания, приобретенные Ильей Николаевичем за четыре года учебы, получают высокую оценку в дипломе, выданном ему правлением Казанского университета 13 декабря 1854 г.: «Во время нахождения в университете при способностях, прилежании и поведении отличных, обучался на своем содержании, физико-математического факультета, в разряде математических наук, общим предметам: богословию и церковной истории — с успехами хорошими; главным предметам: алгебраическому анализу, аналитической геометрии, тригонометрии, дифференциальному, интегральному и вариационному вычислениям, астрономии и геодезии, физике, физической географии с метеорологиею, механике твердых и жидких тел — с успехами отличными; дополнительным предметам: неорганической химии, минералогии и геогнозии, систем растительного царства, систем животного царства, архитектурно-технической химии, французскому языку, российским государственным законам, логике и психологии — с успехами хорошими».

Подчеркнем характерную деталь, свидетельствующую о том, что Илья Николаевич не ошибся с выбором факультета: по всем предметам, определяющим его будущую специальность, он показывает отличные успехи.

Представленное им «письменное рассуждение» на тему «Способ Ольберса и его применение к определению орбиты кометы Клинкерфюса» получило одобрение факультета. Профессор астрономии М. А. Ковальский дал о нем такой отзыв: «Ульянов постиг сущность астрономических вычислений, которые, как известно, часто требуют особых соображений и приемов».

В 1854 г. Казанский университет по разряду физико-математических наук заканчивают пять человек. Двое и» них получают звание действительного студента, трое, «окончившие курс с отличными успехами и поведением» удостаиваются звания кандидата.

Один из этих троих — Илья Николаевич Ульянов.