Содержание материала

 

Нельзя говорить о Победе, не говоря о коммунистической партии и коммунистах. Это всё равно что говорить о Воскресении без Христа

Многие мечтали сделать мир лучше, а Ленин это сделал

Масштабность личности Ленина описывает кандидат исторических наук, директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ Алексей Ананченко.

ИА Красная Весна: Ленин вошел в историю человечества как гениальный мыслитель, выдающийся теоретик марксизма, внесший фундаментальный вклад в учение о коммунизме, добившийся на практике воплощения идей Маркса и Энгельса. И несмотря на это, личность Ленина сильно мифологизирована. Эти мифы, как вирусы, гуляют на просторах СМИ и заражают наше общество. Как вы считаете, с какой целью это делается?

— Если говорить про мифы, то они сочиняются всегда. Их цель — воздействовать на общество и в чем-то его убедить. Были позитивные советские мифы, а сейчас распространяются негативные, прямо противоположные. Нужно десакрализировать главную фигуру, которая лежала в основе советского строя.

Разрушение советского общества потребовало разрушения образа Ленина. То, что создано в результате разрушения этого образа (сумасшедший, злодей, враг России и т. д.), создает негативное отношение, которое переносится и на советское общество, наше прошлое. Образ создан, а знаний и понимания — нет.

Тут еще надо добавить, что мифы говорят не столько о Ленине, сколько об уровне тех людей, которые их творят и повторяют, потому что те, кто знает работы Ленина, никогда не скажут, что Ленин был немецким шпионом. Ленин был человеком такого уровня, что в тогдашней Европе не было людей, соотносимых с ним, и которые могли бы его использовать. Это вся Германия могла бы быть шпионом В. И. Ленина.

ИА Красная Весна: Считается, что Ленин являлся продолжателем дела и идей Карла Маркса. Как соотносится практическая деятельность Ленина с учением Маркса?

— Если говорить о том, как Ленин соотносится с марксизмом… Конечно, Ленин был марксистом. Но работы Маркса-Энгельса, как и работы других ученых или политиков, не могли решить всех вопросов.

Это был набор идей — идей, но не практики. Ленин довел марксизм до практики, и то, что у нас сегодня говорят — недостаток нашего образования. Необходимо, чтобы все учения сопровождались тем, как это может быть внедрено на практике. Так вот, первый масштабный проект претворения этого мировоззрения на практике — это как раз ленинизм.

Владимир Ильич довел марксизм до попытки его осуществления. Ленин не был догматиком — он изменял идеи в зависимости от того, насколько и поскольку они могут быть реализованы в жизни.

ИА Красная Весна: Почему споры вокруг Ленина не утихают? Может ли наше общество достигнуть какого-то согласия в этих спорах?

— Скорее нет, и это не проблема самого Ленина, его жизни и результатов его деятельности. Это проблема сегодняшнего общества, его смыслов, целей, ценностей. Если бы в современном обществе не было противоречий, то никакой Ленин его бы не волновал, вне зависимости от масштаба его личности.

Если сегодняшнее общество более или менее бурно реагирует на Ленина — это проблема не прошлого, а не понятого настоящего. Наше общество ведь не спорит и не мучается проблемами Александра II, отменой крепостного права… А вот Ленин перешел дорогу!

ИА Красная Весна: А почему нельзя относиться к Ленину как к исторической фигуре?

— Можно, но тогда, когда это не будет касаться времени нынешнего. Постперестроечная Россия в своем возникновении и в своем формировании, в приватизации исходила из отрицания прошлого. Важно было показать, что прошлое было негативным и что нужна такая жизнь и такие перемены. А если Ленин и прошлое оказываются не совсем таким плохим, как об этом говорили, или даже хорошим, то нужно другое понимание нынешнего времени и другие оценки современности. То есть если начнется такая переоценка, то вполне возможна и переоценка Ленина.

В принципе, нам для нормального существования необходимо изменить отношение к прошлому, оно должно стать позитивным. Советское общество — такая же нужная и важная часть отечественной истории, как и все остальные. Можно спорить о деталях и нюансах, но отношение в целом должно быть позитивным, в том числе и к Ленину. Должно вернуть уважение к этой фигуре, его деятельности, к тому, что он сделал.

ИА Красная Весна: С другой стороны, у нас часто говорят о необходимости «примирения» с тем или другим прошлым…

— Это фальшивый тезис. Общество все время жило, примирившись со своим прошлым. Собственно, Великая Отечественная война и была примирением. Патриотическая белая эмиграция приняла Советский Союз и в гражданскую, и в период Великой Отечественной. Это и было примирением.

Советскому поколению, тем, кто и не ощущал никакого разрыва, мириться не с чем, и господствующие в обществе позитивные оценки Сталина — это и есть показатель примирения. В обществе проблемы «примирения с прошлым» нет, есть проблема примирения с 1990-ми, поскольку здесь произошло все не так, как люди хотели и понимали. Здесь можно говорить о примирении, потому что здесь есть люди, которых раскалывают. Сторонников или противников какого-либо «ледового похода в 1918-м году» у нас нет, нет ни участников, ни помощников… И если есть разломы в обществе, то они искусственные, они не исходят из прошлого…

ИА Красная Весна: А какие высказывания о Ленине впечатлили вас больше всего?

— В документальном фильме «Перед судом истории» 1965 года известный киевлянин, монархист Василий Шульгин сформулировал изменение своего отношения к Ленину как к политическому и мировоззренческому противнику.

«Я хочу вам сказать о Ленине. Сейчас я отношусь к нему не так, как относился прежде, и поэтому мои высказывания в книге „Три столицы“ я нахожу не только оскорбительными, но просто недостойными. Но как бы я ни относился к нему, к Ленину, я считаю своим долгом засвидетельствовать, что Ленин стал святыней, святыней для многих, святыней для миллионов, поэтому его прах покоится в мавзолее. Гробница Ленина излучает некий свет — почему? Потому что его последователи, размышляя о нем, и сами становятся лучше. А лучше — значит добрее».

Это удивительные слова удивительного человека, который к 1965 году один остался в живых из тех, кто входил в последний состав Государственной думы. Один из тех двоих, кто ездил принимать отречение Николая II, кто возглавлял белое движение, в 1920-е, 1930-е годы был организатором антисоветского движения. Это человек, который изменил и глубоко пересмотрел свои взгляды. По сути он говорит о том, что Ленин сделал мир лучше, и как бы Шульгин к нему раньше ни относился, он изменил свое отношение, потому что они мечтали сделать мир лучше, а он, Ленин, это сделал.

И вот еще очень хорошее стихотворение Николая Полетаева, которое все знают.

Портретов Ленина не видно:
Похожих не было и нет.
Века уж дорисуют, видно,
Недорисованный портрет.
Перо, резец и кисть не в силах
Весь мир огромный охватить,
Который бьется в этих жилах
И в этой голове кипит.
Глаза и мысль нерасторжимы,
А кто так мыслию богат,
Чтоб передать непостижимый,
Века пронизывающий взгляд?

Есть и портрет, который передает то самое отношение, настроение, которое есть в этом стихотворении. Это картина Петрова-Водкина «Портрет Ленина». В ней схвачено главное о Ленине — то самое отношение, которое высказано в стихотворении.

ИА Красная Весна: Какие произведения о Ленине вы могли бы еще порекомендовать?

— Их немного. Рассказ Эммануила Казакевича «Враги», Цикл фильмов о Ленине «Штрихи к портрету В. И. Ленина» (1967–1970): «Поименное голосование», «Полтора часа в кабинете Ленина», «Воздух Совнаркома», «Коммуна ВХУТЕМАС».

ИА Красная Весна: Каково ваше отношение к драпировке Мавзолея на 9 Мая?

— Негативное. Мавзолей Ленина драпируется на тех мероприятиях, к которым имеет непосредственное отношение, потому что во время Великой Отечественной войны именно коммунистическая партия была организатором борьбы с фашизмом. Коммунистическая партия была главной силой, которая занималась организацией общества во время войны. Изменение отношения к советской истории должно привести к открытию мавзолея. Нам нечего стесняться и нечего прятать, тем более во время торжеств и праздников. Даже если с этим расстались.

Леонид Брежнев в книге «Малая Земля» не случайно подчеркивал, что во время войны 3 миллиона коммунистов погибли на фронте, а 5 миллионов человек вступили в партию. Эта идеология, мировоззрение, вера, которая сыграла существенную роль в нашей победе. Нельзя говорить о Победе, не говоря о коммунистической партии и коммунистах. Это все равно что говорить о Воскресении без Христа, здесь одно без другого не может быть.

ИА Красная Весна

Читайте материал целиком по ссылке:

https://rossaprimavera.ru/article/b33afdd3

 

Joomla templates by a4joomla