Пандемия капитализма намного хуже пандемии нового коронавируса
Забыть имя Ленина было бы преступлением против культуры и справедливости
Кубинский писатель, журналист, доктор филологических наук Луис Толедо Санде долгое время возглавлял Центр исследований кубинского народного героя Хосе Марти. В то же время он был заместителем директора журнала «Дом Америки» (Casa de las Américas) и советником по культуре при кубинском посольстве в Испании.
Среди его книг, написанных в разных жанрах, одной из выдающихся является биография Хосе Марти — «Корзина в огне. Биография Хосе Марти» («Cesto de llamas. Biografía de José Martí»), опубликованная на нескольких языках и получившая Премию критики социальных наук.
ИА Красная Весна: Какое значение фигура В. И. Ленина имеет для вас лично?
Л.Т.С.: Мы были еще детьми, когда свершилась наша кубинская революция со смиренными, руками смиренных и для смиренных — «бедняков земли», с которыми связал свою судьбу наш Хосе Марти. Революция последовательно объявила себя социалистической, и фигура Ленина, как и Маркса, Энгельса и других, была частью нашего окружения и, в моем случае, как и для многих других, частью наших идеалов.
Все это вошло в нашу историю, потому что Куба почти за полвека до 1917 года провела свой собственный Октябрь. В 1868 году начались войны за независимость, за свободу и большую социальную справедливость. А движение за независимость выковывалось в борьбе с рабством. После этого Фидель Кастро и революционная борьба, которую он возглавлял с 1959 года, стала преобразовывать страну.
ИА Красная Весна: Каков, на ваш взгляд, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?
Л.Т.С.: Надо понимать, что его основной вклад в том, что он одновременно культивировал и смыслы и дело. Своим умом, мудростью и честностью он воспринял идеи Маркса и перенес их в свое время и применил к своим обстоятельствам. Он развивал их творчески в стране, где реальность была далека от развитого капитализма, противоречия которого, по мнению Маркса, и должны были привести к построению социализма.
Реальность России с ее территориальными просторами создавала огромные трудности для построения социализма. Но действовать приходилось не только в стране. Всё это привело их к взаимодействию со столь обширным и разнообразным колониальным миром, в то время как Маркс сделал только то, что должен был сделать: сосредоточился на европейской реальности, которую он в основном наблюдал из Лондона.
Среди проблем, с которыми Ленин и его партия столкнулись, можно упомянуть, скажем, такие как необходимость избавляться от наследства, отмеченного феодальными экономическими и социальными отношениями или, например, бремени так называемого «азиатского способа производства». И хотя это название и оспаривается, оно указывает на определенную реальность.
С идеями самого Маркса и других мыслителей, а также с уроками столь упрямой реальности, позже он предскажет и подтвердит, что в капитализме укоренится варварство. Но разве сам капитализм не становится все более кровавой формой варварства?
Хосе Марти, кубинский, латиноамериканский и всемирный революционер, еще в конце XIX века заметил в столице капитализма Соединенных Штатах, которая была наиболее развитой в то время, что социальная справедливость там не процветала, но процветал империализм, как Марти его тогда уже называл. Этот революционер погиб в бою в 1895 году, стремясь воспрепятствовать осуществлению планов Соединенных Штатов. А спустя годы Ленину было дано теоретически объяснить эту реальность, тогда уже более выпуклую, подготовить революцию и преобразовать эту действительность, основав первое государство рабочих в мире.
Они находились в постоянном диалоге между революционной теорией и практикой. На пути проб и ошибок, успехов и неудач, которые дополняли друг друга и помогали выяснить, куда лучше направлять усилия, необходимые для преобразования мира. Они сделали свое дело, которое было не малым. Теперь должны думать и действовать те, кто живет сегодня.
ИА Красная Весна: Как вы оцениваете утверждение некоторых публицистов о том, что партия предала Ленина в конце его жизни?
Л.Т.С.: Кто кого предал? Ленин в конце своей жизни предал партию? Предала ли партия в конце своего существования Ленина? Ленин никого не предал, ничего не сдал. Он непрерывно маневрировал в сложной реальности (он не был кабинетным ученым) и между соперниками разных знаков, не обязательно врагами, и он знал, как нести перед собой свет, честность и твердость.
Когда КПСС была распущена, она больше не была ленинской большевистской партией, хотя всё еще были члены — кто знает, сколько? — готовые поддержать ее. Если бы это была еще ленинская партия, никто бы ее не демонтировал. В последнем случае она вступила бы в подпольную борьбу, в которой Ленин добился многих из своих величайших побед.
Но, как известно, эта борьба скрывалась или ее не было, хотя некоторые опросы показывают, что большинство людей сожалеют о тех изменениях, которые наступили после распада СССР.
Россия играет важную роль в международной политике. Эта роль, в ее лучших ипостасях, была бы немыслимой без наследства советской эпохи. Но вышеупомянутый вопрос требует и заслуживает серьезного изучения, а не простого любопытства.
ИА Красная Весна: Продолжил ли Сталин дело Ленина или повел страну другим курсом?
Л.Т.С.: Личности играют особую роль, которая может быть очень важной, иногда выдающейся. Но они являются частью более широкой реальности, которая их определяет, хотя они также способны оказать на нее значительное влияние. Неверно, даже, можно сказать, злоумышленно сводить реальность к персоналиям. Это нежелательным образом происходит при узких и догматических способах восприятия марксизма и ленинизма, но когда это делается со сталинизмом, это еще более тревожно.
Вокруг, ниже и выше Ленина, Сталина и других деятелей была партия. Если бы партия всегда и полностью выполняла свою роль, с умом и смелостью, Сталину было бы очень трудно совершить те эксцессы, которые он совершил. Однако ему приписывают и те преступления, что он не совершал, пытаясь приравнять его к Гитлеру, извращенным маневром и вовсе не невинным иконоборчеством, которое теперь модно.
Среди кардинальных идей, которые Хосе Марти привнес и не только на Кубу, выделяется одна, которая возлагает ответственность не только на тех, кто руководит, но и, возможно, прежде всего, на тех, что должен это воплощать: «Деспоты не знают, что страдающий народ и есть настоящий лидер революций».
ИА Красная Весна: Расскажите, какое у вас впечатление от того, как Ленин преподается сегодня в школах и университетах вашей страны?
Л.Т.С.: На Кубе ценность вклада Маркса и Ленина не перестали преподавать. Независимо от названия предмета, на котором это преподается, — усилия, которые имели свои успехи и ошибки, прозрения и догматизмы, продолжают давать свои плоды. Это происходит в контексте, который сам по себе является доказательством их вклада. И эта защита является тем ценнее, чем яснее и с большим знанием они интерпретируются в контексте истории нации.
Значимость Маркса и Ленина в кубинском обществе была продемонстрирована в ходе недавнего процесса всенародного опроса с целью совершенствования новой Конституции Республики, которая в результате была утверждена как социалистическая. Именно от народа пришел запрос о том, чтобы коммунистические идеалы не были лишь невысказанным фоном, а были ясно выражены как цель в тексте Конституции. И эта поправка была утверждена.
ИА Красная Весна: По вашему мнению, имя Ленина будет постепенно забыто в 21-м веке, или оно будет становиться все более популярным, когда человечество выходит в глобальный тупик?
Л.Т.С.: Я не буду пытаться угадать, в мировой истории есть множество досадных упущений. Не кажется невозможным даже то, что мир будет уничтожен раньше, чем Ленин будет несправедливо забыт. Такое забытье было бы преступлением против культуры и против справедливости.
Но даже если бы имя Ленина и было забыто, то всё то, что сейчас происходит с пандемией капитализма, которая намного хуже, чем пандемия нового коронавируса, если это и имеет какое-либо применение, то оно должно послужить не только для усугубления трагедии, но и для подтверждения правоты тех, кто с социалистическими флагами или без них, честно и без всякого оппортунизма отстоял справедливость, человеческое достоинство и подтвердил, что это наследие исполнено смыслом и разумом.
У всего этого не может быть другого достойного завершения, кроме как построения политической, социальной, культурной и цивилизационной модели, отличной от капиталистической, противоположной ей. И хоть капитализм и блещет своими асфальтированными дорогами, он находится в тупике.
Нет причин отказываться от социализма — знакомого всем понятия. Однако не вполне известно, как его построить, в то время как капитализм обладает преимуществом многовекового опыта в том, как выжить любой ценой. Но исследование вопроса, как сделать социализм реальностью, тоже происходит уже не с нуля и идет полным ходом. Тому есть доказательства и это может быть достигнуто, особенно если к этому есть воля.
ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/8200a019