НАЗИРОВ Анатолий Эзелевич,
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛЕНИНИЗМА
В.И.Ленин в работе «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов» использует логический прием, о котором явно говорит в более поздней работе: «Еще раз о профсоюзах ...». Этот прием основан на идее многокачественности, благодаря которой В.И. Ленин раскрывает логическую целостность марксизма.
Непосредственной взаимосвязи идеального и природного не существует. Если под идеальным понимается материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное в ней, то под природным — естественная среда, окружающая человека. Примером природного может служить кусок глины, а идеального — образ кувшина. Превращение глины в кувшин предполагает материальную деятельность с использованием инструментов по преобразованию природы (практика).
Взаимосвязь идеального и природного опосредствована практикой. Возникает вопрос — в каком качестве практика выступает по отношению к природному и идеальному? Учитывая второй признак, который в экономической науке называется производством (а произведенное распределяется, обменивается и потребляется), получается, что практика по отношению к природе выступает в качестве экономической структуры (производство, распределение, обмен и потребление). По отношению же к идеальному, если учесть, что производство идеального есть производство человека, практика выступает не в экономическом, а в антропологическом аспекте.
Для того, чтобы из элементов экономической структуры вывести понятия стоимостей, необходимо ввести понятие превращенной формы (например, превращенная форма труда содержится в продукте производства). Применяя это понятие к отношениям в элементах экономической структуры, получаем понятия стоимостей. Так, превращенная форма отношений в процессе товарного производства есть стоимость, в процессе распределения и обмена — меновая стоимость, и — потребления — потребительная стоимость. Совокупность этих стоимостей, являющихся признаками: продукт производства, предмет обмена и потребления, образуют понятие товара. Разновидность товара, у которого обмен и потребление — совпадает, есть деньги, а отношения неравного обмена между стоимостью произведенного продукта и стоимостью рабочей силы — капитал.
Система общесоциологических законов возникает при рассмотрении многокачественности экономической структуры, взятой по отношению к различным социальным факторам: по отношению к производительным силам общества она выступает в качестве производственных отношений, к надстройке — базиса, к общественному сознанию — общественного бытия, — к социальноэкономической структуре — признаков класса, к общественному прогрессу — его критерия (общественно-экономической формации), к государству — основания его типа, к революции — объективных предпосылок, к человеку — его социальной сущности и т.д.
При соединении понятий производительные силы и производственные отношения возникает понятие способа производства. Определяющая роль способа производства в развитии общества составляет основной общесоциологический закон.