ГАВШИН Борис Николаевич,
ветеран МВД, полковник милиции, кандидат экономических наук, заместитель главного редактора газеты «Народная правда»
СОХРАНЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Мы с вами имеем возможность наблюдать, как развивался музей за последние 3 года. Участники нашей первой конференции 2007 года помнят влажный воздух этого помещения. Установленная в конце 2007 года новая вентиляционная система значительно улучшила ситуацию.
Только за прошлый год был помыт гранитный памятник, установлены пандусы для посетителей с ограниченными возможностями, смонтированы видеокамеры наблюдения за экспозицией и территорией музея, что усилило безопасность этого далекого от основной инфраструктуры места. Администрация Курортного района стабильно финансировала все запланированные работы. Первоочередными задачами на сегодняшний день являются работы по оформлению земельного участка, на котором располагается здание музея, мелиорация территории, устройство гидроизоляции фундамента самого здания. Но финансовые трудности этого года заставили приостановить на некоторое время осуществление задуманного.
В прошлом году на нашей конференции поднимался животрепещущий вопрос о земле. Комитет по градостроительству и архитектуре тормозил выдачу разрешения на оформление в оперативное пользование запрашиваемых музеем границ территории. В прошедшем 2008 году музею все-таки удалось получить разрешение на оформление границ своей территории, но не в той мере, на которую надеялся (в пределах границ охранной зоны). Круглая площадь перед автобусной остановкой, в соответствии с полученным разрешением, остается за рамками границ территории музея. У нас есть опасения, что данный участок земли может быть застроен в скором времени, что, конечно же, нарушит целостность историко-культурной и природной среды этих мест.
Музей на сегодняшний день имеет разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре на строительство выставочного павильона на месте бывшей автобусной остановки на круглой площади. Строительство такого павильона решило бы проблему дефицита помещений для выставочной и хранительской деятельности. Однако отсутствие средств не дает возможности сделать следующий шаг: подготовить предпроектную документацию по планируемому объекту. В условиях кризиса процесс строительства выставочного павильона может затянуться на много лет или так и остаться лишь в планах.
Но основной проблемой музея, тормозящей его развитие, является труд- нодоступность его для посетителей, несмотря на то что правительством Санкт- Петербурга продекларировано, что право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и творческих процессах относится к основным правам личности и гарантируется государством (см. «Концепцию развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 гг.»).
Не случайно при строительстве в 1927 году этого музея осуществлялось строительство дороги к нему. Уже в 1928 году до места, где в 1917 году скрывались от Временного правительства Ленин и Зиновьев, можно было добраться не только по воде, но и посуху. К столетию В.И. Ленина к открытию нового здания музея была устроена благоустроенная асфальтированная дорога, по которой много лет, наряду с многочисленными экскурсионными автобусами, курсировал общественный транспорт. Доступность — это один из важных критериев оценки эффективной работы учреждения культуры. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует какая-либо возможность для неорганизованного посетителя комфортно добраться до музея, за исключением личного автотранспорта и малогабаритного парома летом, при условии хорошей погоды. Отсутствие общественного транспорта на маршруте усложняет работу музея, препятствует полноценному проведению массовых, публичных мероприятий, таких, как ночь музеев, фестиваль детских музейных программ и др. Организация нашей конференции в очередной раз напоминает нам об этой проблеме.
Ссылаются на некую экономическую нецелесообразность. Но это не причина, чтобы препятствовать возрождению маршрута. Достаточно сократить миллионные бонусы членам правления Сбербанка, которые государственную помощь перекачивают в свой личный карман, а здесь речь идет о сохранении историко-культурного наследия нашей страны.