Содержание материала

ТЮЛЬКИН Виктор Аркадьевич,
депутат Государственной Думы Российской Федерации Четвертого созыва

ЛЕНИН КАК МЫСЛИТЕЛЬ

1. Наука определила место человека в общей массе живых существ, населяющих планету, обозначив его латинским термином «Homo sapiens», что означает в переводе Человек разумный. Его главное оружие — разум, мысль, знания. С помощью этого оружия человек до сегодняшнего состояния развития шёл примерно 40 - 60 тысяч лет.

2. Главное оружие человека — мысль. Фрэнсису Бэкону принадлежит классическая формула «ЗНАНИЕ — СИЛА». Высшая форма накопления знаний — наука, отличительным главным признаком которой является установление причинно-следственной связи между явлениями. Именно с этого момента наука отличается от летописей, простого сбора информации, религиозных моделей миропонимания и прочих областей человеческой деятельности.

Общественная наука стала действительно наукой только после открытия Марксом и Энгельсом закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, то есть закона смены общественно-экономических формаций через революции на определённом этапе развития производительных сил. Владимир Ильич Ленин характеризовал Маркса и Энгельса как революционных мыслителей. Безусловно, революционным мыслителем был и сам В. И. Ленин, у которого никогда не возникало мысли об исчерпанности лимита на революцию.

3. В.И. Ленин в выборе жизненного пути, в выборе мировоззренческих идеалов в первую очередь руководствовался критерием научности.

Более всего показательно и более всего ёмко с этой точки зрения его изречение: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Заметим, не потому, что это учение самое гуманное, не потому, что оно самое справедливое, даже не потому, что оно самое революционное (хотя всё это тоже правильно), а потому, что верно отражает объективную реальность.

4. Сегодня, вспоминая Ленина, советуясь с Лениным, мы, конечно, так или иначе соотносим Ленина с сегодняшним днём, с действиями сегодняшних политиков, со своими действиями.

Если мы как коммунисты разделяем ленинскую формулу относительно верности и всесильности марксизма, то как мы должны относиться к заявлениям некоторых руководителей КПРФ о том, что КПСС сгубила монополия в идеологии, и они, не претендуя на монополию на истину, этого более ни в коем случае не допустят?

Глуповато как-то получается: во-первых, КПСС сгубило всё-таки не учение Маркса, а отход от него, а, во-вторых, если мы уверены в правоте своей теории, то, наверное, должны бороться за то, чтобы именно она овладела массами, за монополию нашего научного мировоззрения!

5. Человека, которого за те или иные деяния в обществе принято называть «мыслителем», характеризуют параметры: цель, масштабы, научность. О том, что Ленин придерживался сугубо научной, материалистической точки зрения и владел методом диалектики — мы все знаем, и доказывать-то здесь особенно ничего не надо. Можно и полезно привести примеры, показывающие разницу уровней мышления Ленина и многих сегодняшних государственных деятелей, в том числе докторов философии, которых, почему-то, особенно много.

В своё время Владимир Ильич как-то в письме высказал такую мысль: «Люди большей частью (99% из буржуазии, 98% из ликвидаторов и (даже — авт.) около 60-70% из большевиков) не умеют думать, а только заучивают слова». (Полн. собр. соч., т. 48 стр. 242). Для сегодняшних коммунистов эти 60-70% большевиков, надо думать, сокращаются до 10-20%. Эта мысль часто приходит в голову, когда наблюдаешь, какие программные нововведения творят сегодня люди, облечённые научными степенями и называющие себя коммунистами. Особенно это явно чувствуется при прочтении простых, но гениальных ленинских формул из «Материализма и эмпириокритицизма»: «Единство природы обнаруживается в «поразительной аналогичности» дифференциальных уравнений, относящихся к разным областям явлений» и «Электрон так же неисчерпаем, как и атом», а также других высказываний и обобщений. А также, к примеру, ленинские «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» и «Замечательным примером того, как из суммы человеческих знаний произрастает коммунизм, является марксизм».

Насколько это выше, чем умствования доктора философии о том, что у христианской веры и коммунистической идеологии одна основа — справедливость и равенство, правда и человечность. Геннадий Зюганов даже записал В.И. Ленина в один ряд с такими личностями, как Христос, Магомет, Будда и Моисей. Думается, Владимир Ильич, будь он жив, сбежал бы из этого ряда, уступив своё место Геннадию Зюганову.

6. Однако при всём вышесказанном ни в коей мере не следует понимать, что Ленину были в меньшей степени, чем кому-либо другому, присущи такие качества, как человечность, вера в возможность достижения справедливости и так далее. Ленин как никто другой понимал важность эмоциональных факторов, понимал, что идея становится материальной силой только после того, как она овладеет массами, а для этого чрезвычайно важны эмоции, понятия справедливости, праведности и так далее. Просто для Ленина все эти понятия определялись на основе классового подхода и на основе постановки практической цели реальной достижимости через практическую организацию классовой борьбы. В самом первом томе Полного собрания его сочинений («Экономическое содержание народничества.») мы находим высказывание « ... пробуждение человека в «коняге» — пробуждение, которое имеет такое гигантское, всемирно-историческое значение, что для него законны (выделено авт.) все жертвы» (Полн. собр. соч., т. 1, стр. 403). Перед этой великой целью, как мы видим, Владимир Ильич не признавал никаких лимитов на борьбу и этой борьбе посвятил всю свою жизнь, все свои мысли.

7. При абсолютной научности, при тщательнейшем анализе и взвешивании всех объективных факторов, при указании, что самой большой ошибкой является принятие желаемого за действительное, что «безнравственно подрумянивать истину» Ленин в полной мере отдавал должное морально-нравственным и эмоциональным факторам борьбы. Одно из самых эмоциональных его высказываний звучит в согласии с Марксом о том, что: «... бывают моменты в истории, когда отчаянная борьба масс даже за безнадёжное дело необходима во имя дальнейшего воспитания этих масс и подготовки их к следующей борьбе... Деморализация рабочего класса ... была бы гораздо большим несчастьем, чем гибель какого угодно числа вожаков» (Полн. собр. соч., т. 14, стр. 379). (Пример октября 1993 г. в России подтверждает эту мысль).

8. К человеческим факторам нужно также отнести целеустановки практической, можно даже сказать — будничной деятельности как руководителя государства. Вспомним «вторую программу партии» (В.И. Ленин) — план ГОЭЛРО и сравним эту постановку вопроса с сегодняшним потолком полёта мысли руководства буржуазной России — обеспечение глобальной энергетической безопасности, что в переводе на нормальный язык означает выполнение роли сырьевого придатка Запада.

9. В заключение обратим внимание на ленинский подход к пониманию наибольших сложностей, встречающихся при продвижении вперёд к поставленной цели. Люди всегда проще признают ошибки в действиях, чем ошибки в мыслях. Поэтому Ленин советовал наибольшие сложности и торможения движения искать в себе, то есть в собственных ошибках, в собственном недопонимании, в собственном неумении, в собственном классе, в собственной партии. Вспомним его указание на то, что сравнительно лёгким делом является победа революции и свержение класса эксплуататоров. Неизмеримо труднее работа по преодолению мелкобуржуазности, предрассудков, силы многовековых привычек в собственно своём классе среди многомиллионных масс трудящихся.

Точно так же в теоретической и практической партийной борьбе, борьбе с империализмом, Владимир Ильич указывал: «Опаснее всего в этом отношении люди, не желающие понять, что борьба с империализмом, если она не связана неразрывно с борьбой против оппортунизма, есть пустая лживая фраза» (Полн. собр. соч., т. 27, стр. 424). В правоте этой ленинской мысли мы сегодня убеждаемся на практике, можно сказать — даже ежедневно.

Закончить хотелось бы, ещё раз повторив, что в конечном итоге побеждает знание, однако без соответствующей организации борьбы победы быть не может. Для этой организации тоже нужны знания, мужество и воля к победе. Ленин говорил: «Будет революция или не будет, — зависит не только от нас. Но мы своё дело сделаем, и это дело не пропадёт никогда» (Полн. собр. соч., т. 22, стр. 173). Будем же и в мыслях, и в делах равняться на Ленина.

P.S. Один товарищ (немецкий коммунист) мне рассказывал, что на памятнике Марксу и Энгельсу в Германии высечена надпись «В следующий раз получится лучше». Мы в этом не сомневаемся.

Joomla templates by a4joomla