ШЕФФЕР Евгения Олеговна,
старший научный сотрудник Государственного историко-мемориального заповедника «Горки ленинские», г. Москва
ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО
Мировые события доказывают, что сегодня не только Россия, но и весь мир стоит перед выбором. Финансовый кризис является только частью общего кризиса во всех сферах жизни. Очевидным становится, что капиталистическая система обречена перед лицом растущих требований человечества и проявляющихся духовных ценностей. Но отживающая система долго упорствует и оказывает сопротивление: когда капитализм шёл на смену феодальному строю, между английской буржуазной революцией и Великой Французской революцией прошло почти столетие.
«Собственность — природное, бездушное начало, противостоящее человеческому духовному началу — . возводится на трон, и, в конечном счёте, деньги — отчуждённая пустая абстракция собственности, — делается властелином мира»1. Эти слова, написанные Энгельсом, точно подходят к нашему времени. Ещё в XIX веке он утверждал, что миропорядок, где «чистоган» стал «единственной связью между людьми», «должен рухнуть от внутренних причин и уступить место человеческому разумному строю». Религиозный философ и священник С.Н.Булгаков в своей книге «Христианский социализм» так характеризовал российский капитализм накануне Октябрьской революции: «Никогда ещё в истории не проглядывалось и не проводилось в жизнь такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, низкая похоть и корысть... История капитала есть печальная, жуткая повесть о бессердечности и себялюбии; как рабовладение и крепостное право для нас теперь представляет явно греховное установление, так и современный капитализм, основанный на эксплуатации труда, классовых антагонизмах, контрастах богатства и бедности, есть явный грех и человеконенавистничество. .Упразднение капиталистического строя и замена его социалистическим строем... является естественной задачей христианской политики»2.
Именно эту задачу решил Ленин, создав первое в мире социалистическое государство. Отношение к Ленину сегодня — это отношение к выбору пути, по которому пойдёт Россия и всё человечество. Отсюда так называемая «неоднозначность»: страх и клевета — с одной стороны, благодарность и упование — с другой.
Посетивший Горки английский писатель Бернард Шоу написал в своей речи для звукового фильма о Ленине: «Вы не должны думать, что значение Ленина, величайшее значение Ленина — дело прошлого, потому что Ленин умер. Мы должны смотреть в будущее. Каково же его значение для будущего? Так вот, значение это заключается в следующем. Если эксперимент, который предпринял Ленин, который он возглавил и представителем которого он для нас является, — если этот эксперимент в области общественного устройства не удастся, . если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития,. тогда цивилизация потерпит крах. Если довести до конца этот эксперимент, если другие страны последуют его примеру и примут его учение, если этот великий коммунистический эксперимент распространится на весь мир, мы увидим новую эру истории, о которой мы сейчас не имеем представления»3.
Вся многовековая история цивилизации есть не что иное, как постепенный путь эволюции человека, его сознания: каждый общественный строй, являясь более прогрессивным по отношению к предыдущему, формировал новое прогрессивное сознание, рождал нового человека.
Если говорить о советском эксперименте, то очевидно, что справедливое распределение и равные возможности были только условиями для основной задачи воспитания гармонично развитого духовного человека. Позднее это и было сформулировано в Программе партии.
Декрет о Земле нанёс сокрушительный удар по частной собственности, именно частнособственнический инстинкт (так поощряемый при капитализме) делает человека заложником духа стяжательства. Люди получили свободу от безраздельного господства денег. Социальные гарантии освобождали от необходимости непрерывно биться за физическое выживание.
Отношение к труду тоже эволюционировало. В России в 1751 году было введено уложение о наказаниях, согласно которому «за лень и нерадение в работе» крестьян можно было бить плетьми или батогами по усмотрению управителя, приказчика, старосты. Ленин писал: «Если крепостническая организация общественного труда держалась на дисциплине палки, то капиталистическая на дисциплине голода»4. Теперь труд должен быть организован таким образом, «чтобы каждый рабочий и крестьянин смотрел на себя так: я — часть великой армии свободного труда»5.
Первое в мире рабоче-крестьянское государство возвеличило человека труда. Статья 18 Конституции 1918 года гласит: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признаёт труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест». (Одно из главных наставлений апостола Павла из Второго послания к фессалоникийцам - «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»).
В Кодексе законов о труде, принятом в конце 1918 года, первый раздел посвящён трудовой повинности (от 16 до 50 лет), введённой в целях уничтожения паразитических слоёв общества и организации хозяйства. Допуская все виды и формы труда, закон устанавливает лишь одно условие — труд должен быть общественно полезным. Всякого рода деятельность, не являющаяся общественно полезной, не может рассматриваться как выполнение всеобщей трудовой повинности.
Одно из важнейших качеств нового сознания — бескорыстное, творческое отношение к труду во имя общего блага. Новый человек становится носителем новой нравственности. «Нравственность, — как считал Ленин — служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда»6.
Таким новым человеком был председатель коммунистической ячейки слесарь Иван Ефимович Бураков, организовавший первый в стране коммунистический субботник. В 1967 году в его честь названа улица, на ней до сих пор сохранилась мемориальная доска, памятник, посвящённый первому субботнику, и памятник Ленину, возле которого можно видеть живые цветы. Тихая улица проходит недалеко от железной дороги, в стороне от фальшивого блеска чужой, неузнаваемой Москвы. Здесь 90 лет назад 12 апреля 1919 года тринадцать коммунистов и двое беспартийных рабочих железнодорожного депо Москва- Сортировочная бесплатно отработали после смены 10 часов. Они отремонтировали 3 паровоза для составов, которые должны были отправляться на фронт.
7 мая 1919 года на общем собрании коммунистов и сочувствующих подрайона Московско-Казанской дороги было решено: «Коммунистическую субботу ввести во всём подрайоне до полной победы над Колчаком». 10 мая состоялся первый массовый коммунистический субботник. И оказалось, что работа сознательная, вдохновенная, на которую не способны «лакеи денежного мешка», имеет большую производительность, чем работа за плату. Ленин назвал это явление «великим почином». В тяжёлые годы Гражданской войны это начинание было подхвачено, повсюду появлялись «живые ростки подлинного коммунизма».
28 июня 1919 года в Горках Лениным написана работа «Великий почин». В неё включены статьи из газеты «Правда» с живыми описаниями происходящих в Москве, Твери, Саратове коммунистических субботников и их участников. «Правда» от 17 мая сообщала: «Воодушевление и дружность работы небывалая. .По окончании работ присутствующие были свидетелями невиданной картины: сотня коммунистов, уставших, но с радостным огоньком в глазах, приветствовала успех дела торжественными звуками Интернационала — и казалось, что эти победные волны победного гимна перельются за стены по рабочей Москве и, как волны от брошенного камня, разойдутся по рабочей России и раскачают уставших и расхлябанных».
Есть такие строки в Ленинском «Великом почине»: «Видимо, это только ещё начало, но это начало необыкновенно большой важности. Это — начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым»7.
Да, победить на фронте - это трудно, но ещё труднее изменить сознание, высветлить, одухотворить все тёмные стороны человеческой природы. «На быстрые успехи в этом мы не претендуем, не рассчитываем. Мы знаем, что это дело займёт целую историческую эпоху»8, — говорил Ленин.
11 апреля 1920 года была выпущена первая однодневная газета «Коммунистический субботник». Она была составлена на субботнике 10 апреля сотрудниками московских газет «Правда», «Известия», «Беднота», «Экономическая жизнь», «Коммунистический труд» и РОСТА (Российского телеграфного агентства). Газета была набрана и отпечатана рабочими типографии ВЦИК также в порядке первого «газетного» субботника. В газете приняли участие В.И. Ленин, А.М. Коллонтай, Демьян Бедный, А.С. Серафимович, Ем. Ярославский, К.А. Тимирязев и др. Специально для этого выпуска Владимир Ильич написал статью «От разрушения векового уклада к творчеству нового», в которой говорил: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определённой повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчёта на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма»9
1 мая 1920 года состоялся Всероссийский субботник. Только по одной Москве в этот весенний день работало на субботнике около полумиллиона человек. Ровно в 9 часов утра глава Советского правительства Ленин вышел на уборку кремлёвской территории, изрядно захламлённой за годы войны и хозяйственной разрухи. Не делая для себя исключения, Ленин потребовал для себя самую тяжёлую и трудоёмкую работу. «Я тоже житель Кремля, меня это тоже касается», — заявил он. На плацу валялись старые брёвна, пригодные на дрова. Их стали собирать в первую очередь. Самые крупные брёвна переносили шесть, а то и восемь человек. Среди них находился и Ленин. Трудился он энергично, стараясь не отставать от молодёжи. Сохранилась фотография, запечатлевшая Ленина на субботнике.
В этот же день Ленин участвовал в закладке памятника «Освобождённому труду» на месте низвергнутого памятника Александру III.
Социализм освободил и направил творческую энергию человека, создав возможность «действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами»10.
Проблема труда является проблемой свободного времени, его творческого использования. В Советском Союзе сложилось единое культурное пространство, открытое для освоения. Вся «среда обитания» советских людей была проникнута смыслом и высокими идеями. Многие москвичи помнят то время, когда стены домов украшали надписи, сохранившиеся с периода монументальной пропаганды первых лет Советской власти. На одном из домов в центре Москвы красовалась фраза из стихотворения наркома просвещения А.В. Луначарского: «МЫ ПУТЬ ЗЕМЛЕ УКАЖЕМ НОВЫЙ — ВЛАДЫКОЙ МИРА БУДЕТ ТРУД!». Труд становится творческим. Созидательный, неотделимый от жизни, он приносит радость и наслаждение.
В советском обществе значимость человека труда поддерживалась всей системой широкого общественного мнения и признания. Существовали «Доски почёта», награждались победители соцсоревнований. Выдающихся рабочих, инженеров, агрономов, врачей знала вся страна, высокое звание «Герой социалистического труда» присваивалось лучшим из лучших. Человек труда был героем и примером для подражания. Кого в качестве героев предлагают нам сегодня? Что воспитывает в человеке капитализм?
Весь советский период продолжался процесс формирования нового человека. Советский человек — это следующая ступень эволюции человеческого сознания, он имеет не только развитые эмоциональную природу и природу ума, его отличает богатая природа души. По строю чувств, мыслей, побуждений, по своей потребности в чистой, творческой жизни советский человек в сравнении с западным кажется небожителем.
Какими бы серьёзными ни были недостатки советского общества, они были поправимы. Но такой атмосферы для развития, для жизни души, какую имели советские люди, не было нигде на земле.
К первой годовщине смерти Ленина, в 1925 году, американский журнал (ежемесячное приложение к газете «Нью-Йорк Таймс») поместил статью некоего Пикстона Гиббена, в которой содержались такие размышления: «Если Наполеон встаёт перед нами прежде всего как французская фигура, то Ленин — явление принципиально иного порядка. Его значение в первую очередь мировое. Даже полный провал русского эксперимента не сможет затмить этот факт, ибо речь не только о России. Дело Ленина, памятник Ленину — в совершившемся пробуждении человеческого сознания. Этот памятник никто не разрушит и ничто не омрачит».
ХХ век войдёт в историю как век Ленина, которого современники называли прообразом человека будущего.
Примечания:
1 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 1, с. 585-595, с. 603-606.
2 Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991 г., с.с. 57, 85, 225.
3 Хьюз Э. Бернард Шоу. ЖЗЛ, 1966 г., с.191.
4 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 13.
5 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 318.
6 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 311.
7 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 5.
8 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 385.
9 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 315.
10 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195