ЗУЙКОВ Владимир Андреевич,
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
ЛЕНИНСКАЯ ДИАЛЕКТИКА КЛАССОВОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО
Одним из серьезных «камней преткновения» при выработке целостного подхода к стратегии и тактике пролетарской борьбы в условиях мирового капиталистического кризиса и созревания предпосылок пролетарских революций стало правильное применение классового подхода к решению национального вопроса, правильное соотношение классового и национального.
В целом позиция коммунистов по этому вопросу была обозначена еще в «Коммунистическом манифесте», лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и по сей день является актуальным, обозначая позицию последовательных борцов за интересы пролетариата.
Тем не менее конкретно-практическая деятельность коммунистических партий по борьбе за социализм как в условиях буржуазного общества, так и в условиях Советской республики, вызывала и вызывает необходимость в каждом конкретном случае, в условиях сложной обстановки переплетения межклассовых и межнациональных взаимоотношений четко и правильно понимать интересы пролетариата в той или иной ситуации.
Владимир Ильич Ульянов-Ленин проделал огромную работу по выработке подхода к решению этой проблемы, по борьбе со всевозможными ошибками, которые могут иметь место в коммунистическом движении. Работу по теоретическому обоснованию и практическому доказательству того, что принцип интернационального объединения пролетариата есть путь к решению не только вопросов классовой борьбы, но и к устранению всяких межнациональных противоречий.
Основные подходы к решению этих вопросов были разработаны им в 1913-1914 годах. В этот период Ленин пишет и публикует такие известные материалы, как «Критические заметки по национальному вопросу», «О национальной программе РСДРП», «О национально-культурной автономии», «О национальной гордости великороссов». Национальное равноправие во всех его видах и право наций на самоопределение как условие тесного сплочения пролетариев всех наций становятся основными моментами политики большевиков по национальному вопросу.
В работе «Критические заметки по национальному вопросу» Ленин пишет: «Национальной грызне различных буржуазных партий из-за вопросов о языке и т.д. рабочая демократия противопоставляет требование: безусловного единства и полного слияния рабочих всех национальностей во всех рабочих организациях, профессиональных, кооперативных, потребительных, просветительных и всяких иных, в противовес всяческому буржуазному национализму. Только такое единство и слияние может отстоять демократию, отстоять интересы рабочих против капитала, — который уже стал и все более становится интернациональным, — отстоять интересы развития человечества к новому укладу жизни, чуждому всяких привилегий и всякой эксплуатации» [1].
Ленин в своих работах всесторонне освещает подход коммунистов ко всему комплексу проблем соотношения классового и национального в вопросах национальных языков, культуры различных национальностей, ассимиляции народов, централизации и автономии, прав национального меньшинства и большинства, включая право на самоопределение.
В вопросе языка Ленин выступает за последовательный демократизм, против привилегий для того или иного языка. «Маленькая Швейцария не теряет, а выигрывает от того, что в ней нет одного общегосударственного языка, а их целых три: немецкий, французский и итальянский. В Швейцарии 70% населения немцы (в России 43% великороссов), 22% — французы (в России 17% украинцев), 7% — итальянцы (в России 6% поляков и 4% белорусов). Если итальянцы в Швейцарии часто говорят по-французски в общем парламенте, то они делают это не из-под палки какого-нибудь дикого полицейского закона (такового в Швейцарии нет), а просто потому, что цивилизованные граждане демократического государства сами предпочитают язык, понятный для большинства».
«Если отпадут всякие привилегии, если прекратится навязывание одного из языков, то все славяне легко и быстро научатся понимать друг друга и не будут пугаться «ужасной» мысли, что в общем парламенте раздадутся речи на разных языках. А потребности экономического оборота сами собой определят тот язык данной страны, знать который большинству выгодно в интересах торговых сношений»[1].
В то же время Ленин категорически выступает против бундовского лозунга «национальной культуры». «Лозунг рабочей демократии, не «национальная культура», а интернациональная культура демократизма и всемирного рабочего движения. Пусть буржуазия обманывает народ всякими «позитивными» национальными программами. Сознательный рабочий ответит ей: есть только одно решение национального вопроса (поскольку вообще возможно его решение в мире капитализма, мире наживы, грызни и эксплуатации) и это решение - последовательный демократизм».
«В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры. Поэтому «национальная культура» вообще есть культура помещиков, попов, буржуазии ... мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной культуре, буржуазному национализму каждой нации» [1].
В.И. Ленин отмечает, что «всякая проповедь отделения рабочих одной нации от другой, всякие нападки на марксистское «ассимиляторство», всякое противопоставление в вопросах, касающихся пролетариата, одной национальной культуры в целом другой якобы целой национальной культуре и т. п. есть буржуазный национализм, с которым обязательна беспощадная борьба» [1].
Таким образом, в вопросах ассимиляции, утраты национальных особенностей, Ленин настаивает, что при последовательном демократизме и отсутствии национального гнета сближение пролетариев различных наций есть прогрессивный процесс. Например, «если большинство украинских рабочих находится под влиянием великорусской культуры, то мы знаем твердо, что наряду с идеями великорусской поповской буржуазной культуры действуют тут и идеи великорусской демократии и социал-демократии. Борясь с первого рода «культурой», украинский марксист всегда выделит вторую культуру и скажет своим рабочим: «всякую возможность общения с великорусским сознательным рабочим, с его литературой, с его кругом идей обязательно всеми силами ловить, использовать, закреплять, этого требуют коренные интересы и украинского и великорусского рабочего движения».
В вопросе о централизме Ленин считает, что «централизованное крупное государство есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всего мира, и иначе как через такое государство (неразрывно связанное с капитализмом) нет и быть не может пути к социализму». Однако при этом отмечает, что «непозволительно было бы забывать, что, отстаивая централизм, мы отстаиваем исключительно демократический централизм ... демократический централизм не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого» [1].
И, наконец, решительно выступает Ленин в защиту права наций на самоопределение. «Право на самоопределение наций означает исключительно право на независимость в политическом смысле, на свободное политическое отделение от угнетающей нации. Конкретно, это требование политической демократии означает полную свободу агитации за отделение и решение вопроса об отделении референдумом отделяющейся нации. Таким образом, это требование вовсе не равносильно требованию отделения, дробления, образования мелких государств. Оно означает лишь последовательное выражение борьбы против всякого национального гнета. Чем ближе демократический строй государства к полной свободе отделения, тем реже и слабее будут на практике стремления к отделению, ибо выгоды крупных государств и с точки зрения экономического прогресса и с точки зрения интересов массы несомненны, причем они все возрастают с ростом капитализма» [5].
Указанные ленинские идеи чрезвычайно актуальны сегодня, и мы должны руководствоваться ими в практической политической работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. И. Ленин «Критические заметки по национальному вопросу». 1913.
2. В. И. Ленин. «О национальной программе РСДРП». 1913.
3. В. И. Ленин. «О национально-культурной автономии». 1913.
4. В. И. Ленин. «О национальной гордости великороссов». 1914.
5. В. И. Ленин. «Социалистическая революция и право наций на самоопределение». 1916.